Виды речевой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 11:54, контрольная работа

Описание работы

Под речевой деятельностью следует понимать деятельность (поведение) человека, в той или иной мере опосредованную знаками языка. Более узко под речевой деятельностью следует понимать такую деятельность, в которой языковый знак выступает в качестве «стимула-средства» (Л. С. Выготский), т. е. такую деятельность, в ходе которой мы формируем речевое высказывание и используем его для достижения некоторой заранее поставленной цели.

Содержание

Введение

1. Виды речевой деятельности.

1.1. Говорение.

1.2. Чтение.

1.3. Письмо.

1.4. Слушание.

2. Этапы речевого действия

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

виды речевой деят-ти.rtf

— 161.14 Кб (Скачать)

      Содержание:

      Введение

      1. Виды речевой деятельности.

          1.1. Говорение.

          1.2. Чтение.

          1.3. Письмо.

          1.4. Слушание.

      2. Этапы речевого действия

      Заключение

      Список литературы

 

       Введение

      Каждое речевое высказывание, каждый акт порождения или восприятия речи многосторонне обусловлен. С одной стороны, имеется целый ряд факторов, влияющих на то, какое содержание будет выражено в высказывании (говоря о содержании, мы имеем в виду не только семантику, но и такие особенности высказывания, как его модальность и т. д.). Это факторы, прежде всего психологические. С другой стороны, есть множество факторов, обусловливающих то, как определенное содержание будет реализовано в речи (сюда относятся, кроме психологических, факторы собственно лингвистические, стилистические, социологические и др.). Характер всех этих факторов и способ, которым они обусловливают порождение конкретного речевого высказывания, можно описать при помощи различных теорий или моделей. Далее мы будем опираться в данной главе на то понимание этой обусловленности, которое свойственно советской психологической школе Л. С. Выготского.

      Под речевой деятельностью следует понимать деятельность (поведение) человека, в той или иной мере опосредованную знаками языка. Более узко под речевой деятельностью следует понимать такую деятельность, в которой языковый знак выступает в качестве «стимула-средства» (Л. С. Выготский), т. е. такую деятельность, в ходе которой мы формируем речевое высказывание и используем его для достижения некоторой заранее поставленной цели.

 

       1. Виды речевой деятельности.

      Виды речевой деятельности - это и есть различные виды речевых навыков и речевых умений.

      Понятие видов речевой деятельности в методике родного языка позволяет более четко представить себе психологические закономерности формирования соответствующих навыков и умений. Логично ожидать, что методические приемы, виды упражнений и т.д. должны быть соотнесены со структурой и формированием соответствующих психологических механизмов, всегда комплексных и многоуровневых.

      К основным видам речевой деятельности относятся:

      - говорение (устное выражение мысли),

      - слушание (восприятие речи на слух и ее понимание),

      - письмо (графическое, письменное выражение мысли) и

      - чтение (т.е. восприятие и понимание чужой записанной речи); различают чтение вслух и тихое чтение - чтение про себя.

      1.1. Говорение.

      Обучение общению в старших классах строится с ориентацией на аутентичные (или приближенные к ним) ситуации общения в школе, семье, в общественных местах. При этом основное внимание уделяется развитию этики общения на межличностном и межкультурном уровнях.

      Говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию; Совершенствование навыков говорения включает в себя повышение готовности к поддержанию беседы на различные темы и овладение техникой речи. Для того, чтобы быть готовым поддерживать разговор на различные темы в публичном и частном общении, человеку необходимо постоянно заниматься самообразованием в широком смысле слова, т.е. приобретать новые знания, причём не только по своей специальности, но и другие знания в области науки и искусства, представляющие общественный интерес, развивать самостоятельность мышления, пытаясь дать полученной из книг и газет информации собственную оценку, читать художественную литературу, для того чтобы глубже разбираться в жизни и совершенствовать стиль своей речи.

      1.2. Чтение.

      Чтение как вид речевой деятельности развивается на основе аутентичных текстов разного жанра, имеющих коммуникативную и личностно-ориентированную направленность. Прежде чем приступить к работе над текстом, учителю рекомендуется определить, с какой целью данный текст может быть использован:

      для ознакомления с общим содержанием текста (ознакомительное чтение);

      для выборочного ознакомления с определенными положениями текста (просмотровое чтение);

      для подробного изучения содержания прочитанного материала (изучающее чтение).

      Аутентичный текст рассматривается как основа личностно-ориентированного общения. Это означает, что с помощью взаимосвязанных упражнений обеспечивается постепенный переход от опосредованного общения (с опорой на текст) к непосредственному общению (активное использование языковых и речевых средств в ситуациях общения).

      К числу умений, которые необходимо сформировать на завершающей ступени обучения, относятся следующие:

      Рецептивные умения:

      1. Предвосхищать содержание текста с помощью заголовка, схемы, комментария, иллюстративного материала с опорой на наводящие вопросы.

      2. Понимать общее содержание прочитанного с выделением основной мысли, идеи, ключевой информации.

      3. Понимать полное содержание прочитанного с опорой на известные лексические единицы и языковые средства.

      4. Извлекать из прочитанного нужный факт или событие.

      5. Прогнозировать события и факты, опираясь на заголовок, схему, комментарий, иллюстративный материал, с обсуждением в парной или групповой работе.

      Репродуктивные умения:

      1. Воспроизводить прочитанное с опорой на ключевые слова, план, наводящие вопросы.

      2. Делить текст на смысловые части, выделять в них главное.

      3. Сокращать текст за счет устранения второстепенной информации для последующей передачи его содержания в форме диалога или монолога.

      4. Конструировать диалог в форме интервью, разговора на основе прочитанного текста.

      5. Составлять реферат, записывать тезисы.

      Репродуктивно-продуктивные умения:

      1. Раскрывать и обсуждать проблемы с опорой на текст.

      2. Составлять план выступления по проблеме и делать краткие записи к каждому пункту плана.

      3. Передавать содержание текста от имени автора, 3-го лица, от себя лично.

      4. Реконструировать текст в интервью, беседу и инсценировать его в парной (или групповой) работе.

      5. Обобщать проблему, привлекая уже известные факты из других областей повседневной жизни.

      Продуктивные умения:

      1. Использовать новые языковые и речевые средства, заключенные в ситуациях общения.

      2. На основе текста писать реферат или небольшой доклад для выступления в классе.

      3. Участвовать в проектной работе по известной теме.

      Навыки чтения неодинаковы у разных людей. Иногда выпускники школ читают достаточно быстро, но малоэффективно, быстро забывая содержание прочитанного. Развитие навыков чтения помогает перерабатывать большее количество информации и экономить время. На этапе зрительного восприятия текста важную роль играют:

      фиксация взгляда - остановка глаз на доли секунды при восприятии написанного;

      движение глаз - передвижение взгляда с одного участка текста на другой;

       поле зрения - участок текста, чётко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда.

      Типичными недостатками чтения являются:

      Регрессии, т.е. неоправданные, механические возвраты к уже прочитанному, замедляющие процесс чтения.

      Артикуляция, т.е. внутреннее проговаривание читаемого текста, замедляющее скорость чтения в 3-4 раза.

      Малое поле зрения. Когда за одну фиксацию взгляда воспринимается 2-3 слова, глазам приходится делать много остановок. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз. Человек, обученный технике чтения, за одну фиксацию взгляда может воспринимать всю строку, а иногда и абзац.

      Слабое развитие механизма смыслового прогнозирования. Умение предугадывать написанное и делать смысловые догадки необходимо для повышения эффективности чтения.

      Низкий уровень организации внимания. Скорость чтения большинства читателей намного ниже той, которую они могли бы иметь без ущерба для восприятия, если бы могли контролировать своё внимание. У медленно читающего человека внимание быстро переключается на посторонние мысли и предметы, поэтому интерес к тексту снижается.

      Отсутствие гибкой стратегии чтения. Нередко люди, начиная читать не ставят перед собой никакой цели, не используют правил обработки текста. На самом деле, в зависимости от цели чтения можно выбрать такие способы как чтение-просмотр, ознакомительное чтение, углублённое чтение.

      Мысли формируются в языковых формах, выраженных вслух или письменно. Различия между устной речью и письменной определяются способом кодирования (в устной речи - это акустический код, в письменной - графический), выразительными возможностями, частотой употребления в реальной жизни.

      1.3. Письмо.

      Речь письменная - вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания). Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях -- типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для нее функциональными стилями. Ей свойственна весьма сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладевать, и отсюда -- особая задача обучения письменной речью в школе.

      Поскольку текст письменной речи может быть воспринят одновременно или, во всяком случае, большими «кусками», восприятие письменной речи во многом отличается от восприятия устной речи.

      Учитывая практическую значимость письменного речевого общения, письмо как вид речевой деятельности развивается на основе только аутентичного учебного материала.

      Учащиеся должны уметь:

      1. Выписывать из текста ключевые слова, опорные предложения, нужную информацию.

      2. Делать нужные записи для последующего обсуждения проблемы.

      3. Составлять и заполнять анкету.

      4. Отвечать на вопросы анкеты, текста.

      5. Писать заявление о приеме на работу.

      6. Писать краткую / развернутую автобиографию.

      7. Писать деловое письмо, употребляя нужную форму речевого этикета.

      8. Писать письмо личного характера с использованием правил речевого этикета носителей языка.

      Письменная форма речи является основной для официально-делового и научного стилей речи, для языка художественной литературы. Публицистический стиль использует в равной мере письменную и устную формы речи (периодическая печать и телевидение). Использование письменной формы позволяет дольше обдумывать свою речь, строить её постепенно, исправляя и дополняя, что способствует в конечном итоге выработке и применению более сложных синтаксических конструкций, чем это свойственно устной речи. Такие черты устной речи, как повторы, незаконченные конструкции, в письменном тексте были бы стилистическими ошибками. Если в устной речи применяется интонация как средство смыслового выделения частей высказывания, то на письме используются знаки пунктуации, а также различные средства графического выделения слов, сочетаний и частей текста: использование иного типа шрифта, полужирный шрифт, курсив, подчёркивание, обрамление, размещение текста на странице. Указанные средства обеспечивают выделение логически важных частей текста и выразительность письменной речи.

Информация о работе Виды речевой деятельности