Эволюция фирменного стиля

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 23:14, диссертация

Описание работы

Цель диссертации - провести анализ процессов зарождения и развития практики проектирования фирменного стиля в истории дизайна XX века, механизмов функционирования фирменного стиля в структуре экономики и рыночной политики ведущих промышленных фирм и его эволюции и трансформации в проектной культуре конца XX века.
Объект, предмет, материал, границы исследования.
Объектом исследования являются наиболее значимые образцы и достижения ' в практике проектирования фирменных стилей, обозначившие основные вехи в истории дизайна и фирменного стиля в XX столетии.
Предметом исследования являются механизмы и формы эволюционных изменений структуры и функций фирменного стиля в экономике и политике промышленных фирм в контексте перехода от индустриального к постиндустриальному обществу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ - ПРОЕКТНАЯ ПАРАДИГМА МОДЕРНИЗМА.
1.1. ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ «АЭГ» - СТРАТЕГИЯ СИНТЕЗА ИСКУССТВА И ПРОМЫШЛЕННОСТИ.
1.2. «БРАУН-СТИЛЬ» - КЛАССИКА МОДЕРНИЗМА.
1.3. ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ В ДИЗАЙН-ПРОГРАММЕ «ОЛИВЕТТИ».
1.4. ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ В КОНТЕКСТЕ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ МОДЫ.
1.5. ДИЗАЙН-ПРОГРАММА - ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ ПАРАДИГМЫ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ.
ГЛАВА 2. КРИЗИС ФИРМЕННОГО СТИЛЯ КАК ПАРАДИГМЫ МОДЕРНИЗМА.
2.1. ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ КРИЗИСА.
2.2. НОВЫЕ МОДЕЛИ БИЗНЕСА, ПРОИЗВОДСТВА, РАБОЧЕЙ СИЛЫ, ПОТРЕБЛЕНИЯ.
2.3. ЭСТЕТИКА ПОСТМОДЕРНИЗМА.
ГЛАВА 3. БРЕНДИНГ - НОВАЯ ПАРАДИГМА ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ.
3.1. БРЕНД И БРЕНДИНГ.
3.2. ТРИ КУЛЬТУРЫ БРЕНДИНГА.
3.3. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРИРОДА БРЕНДИНГА.
3.4. БРЕНД-МЕНЕДЖМЕНТ.
3.5. БРЕНДИНГ - «БРАТ-БЛИЗНЕЦ» ФИРМЕННОГО СТИЛЯ.

Работа содержит 1 файл

ЭВОЛЮЦИЯ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ.docx

— 66.80 Кб (Скачать)

Апробация и внедрение результатов  исследования.

Научные положения, содержащиеся в диссертации, выносились автором  на конференции международного, всероссийского и межвузовского уровней, излагались на практических занятиях по курсу  «Спецрисунок» кафедры рисунка и живописи МГТУ им. А.Н. Косыгина на протяжении одного учебного года.

По теме диссертации имеются 10 печатных работ в сборниках  материалов и тезисов международных, всероссийских и межвузовских научных  и научно-технических конференций  МГТУ им. А.Н. Косыгина, ИГТА, СПГУТД; в научных изданиях «Объединенный научный журнал» и «Техника и технология».

Основные научные результаты диссертации  отражены в следующих опубликованных работах:

1. Счетчиков И.Е., Сидоренко В.Ф. Принципы системного проектирования фирменного стиля с использованием компьютерных технологий//Современные технологии и оборудование текстильной промышленности (Текстиль - 2003): Тез. докл. Всероссийской научно-технической конференции. - М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2003. -С. 338-339.

2. Счетчиков И.Е., Сидоренко В.Ф. Формирование ключевого элемента разработки комплекса рекламно-сувенирной продукции Музея художественных тканей МГТУ им. А.Н. Косыгина//Текстиль XXI века: Тез. докл. Всероссийской научной студенческой конференции. - М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2003. - С. 109-110.

3. Счетчиков И.Е., Сидоренко В.Ф. Фирменный стиль и компьютер в эпоху постмодернизма//Современные наукоемкие технологии и перспективные материалы текстильной и легкой промышленности (Прогресс - 2004): Сборник материалов международной научно-технической конференции. Часть 2. - Иваново: ИГТА, 2004. - С. 13-14.

4. Счетчиков И.Е. AEG - первый фирменный стиль//Молодые ученые - развитию текстильной и легкой промышленности (Поиск -2005): Сборник материалов Межвузовской научно-технической конференции аспирантов и студентов. Часть 2. - Иваново: ИГТА, 2005. -С. 134-135.

5. Счетчиков И;Е. Оливетти. К истории  вопроса//Современные наукоемкие  технологии и перспективные материалы  текстильной и легкой промышленности (Прогресс - 2005): Сборник материалов  международной научно-технической  конференции. Часть 1. - Иваново:  ИГТА, 2005. - С.279-280.

6. Счетчиков И.Е., Сидоренко В.Ф. Дизайн и Реклама. Проблемы взаимодействия//Современные наукоемкие технологии и перспективные материалы текстильной и легкой промышленности (Прогресс — 2005): Сборник материалов международной научно-технической конференции. Часть 1. - Иваново: ИГТА, 2005. - С. 281-282.

7. Счетчиков И.Е. Роль художественной программы в фирменном стиле//Проблемы экономики и прогрессивной технологии в текстильной, легкой и полиграфической отраслях промышленности (Дни науки - 2005): Тез. докл. Всероссийской научно-технической конференции студентов и аспирантов! - СПб.: СПГУТД, 2005. - С. 259-260.

8. Счетчиков И.Е., Сидоренко В.Ф. Роль просьюмерства в проблеме дизайна XXI века//Объединенный научный журнал. - М.: Фонд научных публикаций, 2005. - № 19 (147). - С. 81-84.

9. Счетчиков И.Е., Сидоренко В.Ф. Проблема «ламерства» в современном дизайне//Объединенный научный журнал. - М.: Фонд научных публикаций, 2005. - № 19 (147). - С. 85-88.

10. Счетчиков И.Е. Формирование принципов дизайн-программы в концепции «прет-а-порте»//Техника и технология. - М.: Компания Спутник+, 2005. - № 5 (11). - С. 79-82.

Диссертация обсуждалась и была одобрена на заседании кафедры рисунка  и живописи МГТУ им. А.Н. Косыгина.

Структура и объем диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (204 наименования) на русском  и иностранных языках и приложений. Основное содержание диссертации изложено на 170 страницах, включая 10 рисунков; приложения содержат 145 страниц.

Заключение: 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщающим итогом проведенного исследования являются нижеследующие положения, имеющие существенное значение для  понимания процессов эволюции фирменного стиля в проектной культуре XX века.

1. Современные технологии проектирования  фирменных стилей кардинально  отличаются от технологий создания  первых фирменных стилей в  начале XX века.

2. Фирменный стиль родился в  начале XX века как парадигма проектной  культуры эпохи модернизма, функционируя  и развиваясь в качестве естественного  механизма проектной, рекламной  и маркетинговой технологии, соответствующих  этой эпохе, ее модели производства, потребления и рынка.

3. Свойственное XX веку глобальное  преобразование и подчинение  социокультурного окружения человека  законам промышленной технологии  сформировали настоятельную потребность  в гуманизации этого окружения.  Эта потребность. противоречила  принципам стандарта, массовости, шаблонности, свойственным индустриальному  обществу. Решение этого противоречия  в XX веке легло на дизайн, конкретнее, на фирменный стиль.

4. Кризис фирменного стиля в  конце XX века связан с перестройкой  базисных производительных структур  современного общества на основе  информационных технологий, изменивших  типы и формы всех взаимодействий  внутри и между проектированием,  производством, потреблением, рынком, культурой, бизнесом, знаками и  вещами и т.д. В этих условиях  классический фирменный стиль  и его системная методология  распадаются на отдельные фрагменты  и технологии, обслуживающие остаточные  области модернистской культуры, а внутри новых корпораций  и новой, постмодернистской культуры  фирменный стиль эволюционирует  в брендинг.

5. На рубеже XX-XXI вв. демассификация  и децентрализация сделали реальной  для потребителя большую мобильность  дизайн-системы: разнообразие ее  элементов и их сочетания. Таким  образом, важнейшая роль постиндустриальной  предметной среды принадлежит  широкому предметному ансамблю, где «штучные» изделия обладают совместимостью формы с различными контекстами. «Штучный» и «системный» дизайн не противоречат друг другу, но сегодня «штучный» дизайн как «носитель потенции системообразования» в системе «штучный-системный дизайн» приобретает больше полномочий, образовывая индивидуальные системы предметного мира.

6. Классический фирменный стиль  создавал системный образ промышленной  фирмы и ее продукции, в котором  знак и вещь соответствовали  друг другу, были тождественны  и нераздельны. Бренд - это рекламный  образ-символ вещи, возведенный в  высшую степень значимости и  ценности, обладающий независимостью  от вещи и большей действительностью,  чем сама вещь. Бренд — парадигма  постмодернистской, сверх-информационной, сверх-виртуализированной проектной  культуры.

7. Новыми реалиями эпохи брендинга,  составляющими ее базис, являются  сверхнасыщенность рынка, сверхинформированность  потребителя, сверхдоступность технологий, сверхвзаимопроникновение технологий  и как результат - сверхискушеный  покупатель, активно участвующий  в процессе брендинга.

8. Фирменный стиль, как и фирмы,  конечно же, не исчезнут, но их  значение в проектной культуре, особенно фирменного стиля, будет  уменьшаться.-Значение же отдельного  изделия (хотя сегодня это все  еще часто линейка изделий)  сегодня постоянно увеличивается,  и будет увеличиваться и далее:  сегодня важны его стиль, его  дизайн, его позиционирование - все  то, что лежит в пространстве  брендинга. '

Массовость и типичность дизайна XX века создали инструмент культуры для решения практически  любой задачи. И только благодаря  этому теперь, в XXI веке, дизайн-это  орудие формирования индивидуальных «артефактов».

В постиндустриальном высокоинформатизированном  обществе эффективный и сильный  бренд можно создать, лишь используя  новую парадигму дизайн-программы - брендинг.

Список литературы: 

1. Красноречивая история:  Концерн «Ларош» против Стенли Адамса: Пер. с англ., общ. ред. и предисл. А.Ю. Юданова. - М.: Прогресс, 1986. -330 с.

2. Азрикан Д.А., Щелкунов Д.Н. О концепции фирменного стиля ВО «Союзэлектроприбор»//Техническая эстетика. — 1976. № 2. - С.2-8.

3. Азрикан Д.А., Щелкунов Д.Н. О природе и функциях фирменного стиля//Техническая эстетика. 1975. — № 10. - С.8-16.

4. Азрикан Д.А., Щелкунов Д.Н. Перспективное направление социалистического дизайна/ЛГехническая эстетика. 1975. — №11. — С.10-13.

5. Акопян К.З. Пределы глобализации/ТМатериалы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых. Глобальный мир. М.: Новый век, 2002. -Вып.5(17).

6. Акофф Р. Планирование  будущего корпорации: Пер. с англ., общ. ред. и предисл. В.И. Данилова-Данильяна.  М.: Прогресс, 1985. - 327 с.

7. Алексеев A.A. Web promotion или как предпринимателю понять, что он рекламирует в Интернет//Мир Интернет. М., 1997. - № 6.

8. Алешина И.В. Поведение потребителей. М.: Фаир-пресс, 1999. - 384 с.

9. Ализар А. История  IBM история индустрии/ТГазета «Компьютерные Вести». - Минск, 1999. - № 48.

10. Ю.Алтухов В. Многомерный  мир третьего тысячелетия/ТМировая  экономика и международные отношения. 2000. - № 7.

11. Анализ проектных идей  и концепций комплексных объектов/Труды  ВНИИТЭ. Серия «Техническая эстетика»/Ред.  кол.: А.Л. Дижур, Л.А. Кузьмичев, А.П. Мельников, В.Ф. Сидоренко (отв. редактор) М.: ВНИИТЭ, 1982. - Вып.35. -110 с.

12. Андреев С.С. Общая социология: Курс лекций. М.: Луч, 1997. - 4.1.

13. Арнхейм Р. Искусство  и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.392 с.

14. Аронов В.Р. Петер Беренс дизайнер//Декоративное искусство СССР. -1965.-№■ 10.

15. Аронов В.Р. Теоретические концепции зарубежного дизайна (1)/Библиотека дизайнера, серия «Зарубежный дизайн»/Ред. кол.: Л.А. Кузьмичев (отв. редактор), О.И. Генисаретский, С.И. Серов, В.Ф. Сидоренко, Е.В. Черневич -М.: ВНИИТЭ, 1992. 122 с.

16. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX века. -М.: Советский художник, 1987.-232 е.: ил.

17. Бардовский С. Что  нам стоит брэнд построить//аналитический  еженедельник «КОММЕРСАНТ Baltic». 2001. - № 45(109).

18. Баррет Р. Успешный  аутсорсинг: шаг вперед?//Деловой  журнал «Информация и бизнес». 2000. - № 1.

19. Барсегов А.Д., Михайлов Б.Е. Разработка фирменного стиля продукции ВПО«Союзпластпереработка»//Техническая эстетика. 1981. - № 8. - С. 16-20.

20. Благосклонов А. Что  такое «фирменный стиль»//Информационно-аналитический  ежемесячник «Консультирование». — 2001. — март.

21. Бове К.Л., Арене У.Ф. Современная реклама: пер. с англ. Тольятти: Издательский Дом «Довгань», 1995. - 661 с.: ил.

22. Богопольская Е. Париж  Инициалы «РС», или Пьер Великолепный/ТРусская  мысль. Париж, 2003. - 30 октября.

23. Борисов Б.Л. Технологии рекламы и PR. — М.: Фаир-пресс, 2001. — 624 с.

24. Бушмарин И. Современный  капитализм: развитие трудовых ресурсов  творческого типа//Мировая экономика  и международные отношения. 1990. - № 2.

25. В помощь руководителю: Брэндинг//Партнер РАТИСС. 2003. - №5.

26. Вёльфлин Г. Основные  понятия истории искусств: Проблема  эволюции стиля в новом искусстве:  Пер. с нем. А.А. Франковского, вступ. статья Р. Пельше. М.: Шевчук, 2002. - 289 е.: ил.

27. Веркман К.Дж. Товарные  знаки: создание, психология, восприятие. Пер. с англ.; вступит, статья  Б.Г. Карпова. М.: Прогресс, 1986. —  518 с.

28. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление/Отв. ред. A.JI. Яншин; Предисл. A. JI. Яншина, Ф. Т. Яншиной. — М.: Наука, 1991. 270 с.

29. Винкельман И.И. История искусства древности: Пер. с нем. Ревель: Печатня Эстл. Губ. Правл., 1890. - 404 с.

30. Владимиров В.Н. Интернет для историка: и все-таки новая парадигма//Круг идей: историческая информатика в информационном обществе. Тр. VII конф. Ассоц. «История и компьютер». М.: Мосгорархив, 2001. — 508 е.: ил.

31. Волкова В.В. Дизайн рекламы: Учебное пособие. М.: Книжный дом «Университет», 1999. — 144 с.

32. Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. Том 2. М.: Союз Дизайнеров России, 2001. - 392 е., ил.

33. Гамаюнов В.Н. Арт-дизайн изящных абстракций. М.: изд-во МГО-ПУ, НОУ, 1998.-185с.

34. Гармаш А. Заполучи  их и взрасти их!//Новый маркетинг. 2003. -№ 5(23).

35. Генисаретский О.И. Вещь, образ и переживание в художественном проектировании//Художественное моделирование комплексного объекта. -М.: ВНИИТЭ, 1981.-С. 34-53.

36. Генисаретский О.И. Проектная культура и концептуализм//Социально-культурные проблемы образа жизни и предметной среды. М.: ВНИИТЭ, 1987. -С. 39-53.

37. Генри О. Горящий светильник//Собр. соч.: В 3 т. — М., 1975. Т.2. — С.5

38. Гёте И.В. Простое  подражание природе, манера, стиль//Собр. соч.: В 10 т.-М, 1980. —Т.10.-С.26-30.

39. Глазычев В.Л. О дизайне: Очерки по теории и практике дизайна на Западе. М.: Искусство, 1970. - 190 с.

40. Голицын Г.А., Петров В.М. Информация. Поведение. Творчество. -М.: Наука, 1991.-221 е.: ил.

41. Горбачева Л.М. Костюм XX века. От Поля Пуаре до Эммануэля Унгаро М.,: ГИТИС, 1996. - 120 с.

42. Грашин А.А. Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды: (дизайн унифицир. и агрегатир. объектов): учеб. пособие для студентов архитектур, и дизайнер, специальностей. М.: Архитектура-С, 2004. -232 с.

Информация о работе Эволюция фирменного стиля