Экранная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 21:52, реферат

Описание работы

Экранная культура является порождением индустриального общества и органически связана с появлением и функционированием первых экранных средств передачи информации. Возникнув в индустриальном обществе, эта культура в полной мере проявляет себя в процессе становления информационного общества, оснащаясь новыми техническими средствами и становясь ключевым культурно- образующим феноменом современности.

Содержание

Введение 3
I.Формирование экранной культуры 4
II.Тенденции современного развития экранной культуры 18
III.Психология телевизионной аудитории 22
Заключение 26
Cписок использованной литературы: 27

Работа содержит 1 файл

Экранная культура.docx

— 65.72 Кб (Скачать)

     Современная экранная культура проделала путь обратный — от промышленных киноимперий, от федеральных и международных телеканалов к персонификации — видеотворчеству малых групп и даже отдельного автора (он же — сценарист, режиссер, оператор). А завершающим аккордом этой зримой симфонии стал Интернет (1991).

      Аппетит этого новорожденного чуда технической мысли оказался всепоглощающим. Сначала Интернет набросился на тексты, затем на музыкальные звуки, вобрал в свое чрево телевизионный эфир и стал наконец переваривать фильмы. Малыш на глазах превращался в Гаргантюа. И одарял этими гастрономическими потребностями своего владельца. Нетрудно вообразить, что со временем Интернет-экрану — а значит, и нам — окажется доступным не только все, что когда-либо было на земле напечатано, но и все, что когда-либо было отснято, включая кадры хроники, на поиски которых режиссеры тратили годы и месяцы. Кое-кто из документалистов уже схватился за голову: «Это что же — каждый сумеет у себя дома смонтировать документальный фильм?» Опасения иллюзорны. Разве не каждый из нас может воспользоваться всеми теми словами, которыми написаны романы Достоевского или пьесы Шекспира? Ведь все слова, безусловно, доступны всем. Но много ли в мире Шекспиров и Достоевских?

     «Развитие киберпространства опережает эволюцию наших теоретических представлений  о нем, — говорится в меморандуме  Фонда исследований и социальных инициатив Rambler. — Интернет — это коллективный разум, который работает со скоростью мысли, иногда даже быстрее — со скоростью интуиции. [...] Теперь, когда знание существует в едином пространстве, упорядоченном поисковыми системами, рейтингами, каталогами и доменами, мы можем наблюдать исчезновение границ и становление единого пространства/времени, в котором вся совокупность доступных обществу знаний и умений, накопленного опыта существует одновременно»1. Эта фраза констатирует возможности Интернета, но не возможности того, кто решил им воспользоваться. «Многознание не научает мудрости» — считали еще древние греки.

     Если  телевидение — кратчайшее расстояние от человечества к человеку, то Интернет — такое же расстояние от отдельного человека ко всему человечеству. Открывая личный сайт, ты подключаешь свои энергию  и интеллектуальные способности  к общему фонду коллективного  разума и как бы возвещаешь миру: «Я присутствую» [6]. 

     III.Психология телевизионной аудитории

     Перси Танненбаум из Калифорнийского университета в Беркли пишет: «Меня неизменно смущает тот факт, что даже во время интересной оживленной беседы, если рядом работает телевизор, я непременно поглядываю на экран. Это происходит помимо моей воли».

     Термин  «телезависимость» не очень точен и не дотягивает до смыслового, но все же он отражает суть реального феномена. Согласно опытам Герберта Крудмана, у человека перед экраном правое полушарие работает в два раза интенсивнее левого. Это смещение ускоряет выработку в мозгу эндорфинов - гормонов, которые структурно идентичны опиуму. Любая активность, ведущая к выработке эндорфинов, формирует физическую зависимость - например, хрустение суставами пальцев, длительный бег или... сидение перед телевизором.

     Некоторые ученые считают, что заядлые телеманы, оторванные от любимого экрана, также испытывают нечто вроде симптомов абстиненции (воздержания).

     Около сорока лет назад Гари Ф. Стейнеру из Чикагского университета удалось собрать интересные воспоминания людей, у которых сломался телевизор: «Вся семья ходила потерянная, как обезглавленные курицы. Это было ужасно. Мы ничего не делали — ни я, ни мой муж. Толькоразговаривали. Явсевремяплакала. Дети меня раздражали, мои нервы были на пределе. Я пыталась заинтересовать их играми, но не смогла».

     Также, если верить экспериментам, то у человека перед экраном высшие области  мозга (такие, как кора и подкорка) практически "отключены", а низшие (периферийная нервная система), напротив, гиперактивны. Такое распределение нагрузки на мозг характерно для низших животных.

     Активно работающее при этом правое полушарие, как известно, воспринимает входящую информацию некритично и не анализирует  ее, деля на составные части. Поэтому  человек с доминирующим правым полушарием мозга способен на эмоциональные, а не на разумные реакции. Именно из-за этого люди редко вообще понимают, что они видят на экране: в известном тесте Якоба Якоби 90% из 2700 обследованных несколько минут спустя после просмотра не смогли верно пересказать то, что им показали.

     Психофизиолог Томас Малхолланд обнаружил, что уже после 30 секунд просмотра телепрограммы мозг начинает генерировать высокочастотные альфа-волны, свидетельствующие о резком снижении его активности - такое происходит, например, при впадении в кому. Это означает, что смотреть телевизор - примерно то же самое, что смотреть в стену. Зритель впадает в легкий приятный транс, что активно используется рекламными роликами. Как уже установлено, телереклама действует даже еще более эффективно, когда зритель не обращает на нее внимания.

     Существует  ли формально диагноз «телезависимость» или нет, миллионы людей во всем мире не перестают чувствовать, что не могут без труда контролировать количество времени, проведенное ими у телеэкрана .

     В среднем жители развитых промышленных городов проводят у телеэкрана по три часа в день. А это —  ровно половина всего свобод времени, если не считать сна и мелких домашних дел. Следовательно, к 75 годам 9 лет человек  уже отдал телевидению.

     Парадокс  телевидения в том, что люди смотрят  телевизор гораздо больше, чем  планируют, хотя длительный просмотр менее  продуктивен. Чем дольше смотришь, тем  меньше радости от этого получаешь. Инесмотря на это - чем чаще и дольше смотришь, тем больше хочется смотреть!

     К тому же после такого ненормированного просмотра зритель испытывает чувство  беспокойства и вины из-за непродуктивно потраченного времени. Часто основным мотивом просмотра телевизора выступает желание отдохнуть. Зрители говорят, что, едва загорается телеэкран, они моментально расслабляются.

     Транквилизатор, покидающий организм слишком быстро, вызывает больше зависимости, чем тот, который выводится медленно. Точно  так же зритель не выключает идущую программу — подсознательно он понимает, что ощущение релаксации ослабнет, если экран погаснет. Однако и само ощущение отдыха тоже в известной мере ложное. Во время просмотра, например, сериала, зритель может принять на себя психологическую нагрузку целой банды мафиози и десятка полицейских; он же одновременно оказывается — разорен, ранен и убит. Здесь будет к месту упомянуть слова знаменитого писателя Д.Гранина: «Телевидение не надо улучшать — чем больше его улучшают, тем больше его будут смотреть».

     Опросы  Института Гэллапа показали: по собственной  оценке, слишком много сидят у  телеэкрана двое из пяти взрослых и семеро из десяти подростков[7].Другие исследования подтверждают, что телеманами считает себя приблизительно 10% взрослого населения. Проведены эксперименты показывают: заядлые телеманы, вне зависимости от возраста, ощущают тревогу, чувствуют себя более несчастными, чем обычные зрители, когда им нечего делать и уж тем более, когда приходится оставаться один на один с собой. Возникает вопрос — какова взаимосвязь между двумя явлениями? Обращаются ли люди к телевидению от тоски и одиночества или же длительный просмотр телепередач приводит их к этому? Люди, как и большинство исследователей, считают, что второе утверждение ближе к истине. Это не значит, что смотреть телевизор плохо или вредно. Телевидение обучает, расширяет кругозор, развлекает, расслабляет, уводит от гнетущей действительности, позволяет наслаждаться прекрасным. Но в меру. Как всякое сильнодействующее средство, оно требует осторожности. Обеспокоенность тем, что происходит с нашей культурой под влиянием телевидения, стала мотивом создания движения «WhiteDot». Телевизор заменил нам друзей, родителей, соседей, - считают участники движения, - Мы знаем имена героев сериалов, но не знаем как зовут наших соседей. Разве телевидение нам дает что-то столь же ценное, что оно у нас отнимает? Истинные человеческие чувства «протаскиваются» в фильмах и передачах, и в итоге истинные эмоции увядают за ненадобностью. Движение «WhiteDot», направленное против телевидения, пытается вернуть людям утраченное искусство, искусство жить своей собственной жизнью. [8]

     Психологические приемы рекламы. Методы от большого к малому или обратный — от малого к большому.

     «Методика щенка» — это такой приём, когда для начала предлагается сделать нечто маленькое. Типа того, как «ну только разочек». Такой приём часто используют дети — ну только разочек покататься на качелях. В интернет-маркетинге метод используются часто, когда предлагают бесплатную триал-версию (только попробовать).

       Методика  «лицом в дверь»  заключается в том, чтобы попросить абсурдно много за какую-то вещь, а затем постепенно снижать ставки.

     Например, если однокласнник попросит переписать домашнее задание, над котором вы упорно трудились в течении всего вечера, то вы скорее всего откажете. Но он попросит тогда переписать хотя бы несколько заданий и не согласитьс я будет уже сложнее. Метод можно использовать (и используется) залихвастыми предложениями о супер продукте или супер-услуге. Через какое-то время цена на продукт или услугу снижается и довольный покупатель спешит выкладывать свои деньги за это чудо, еще недавно стоившее бешеных денег. Не могу не привести в пример, в данном случае, продажу доменов. Ещё не так давно стоили они на порядки дороже. Сейчас это дёшево и многие-многие вебмастера спешат приобрести эти драгоценные граали, стоящие ещё не так давно гораздо больше.

     Искуственное нагнетание ажиотажа.

       В реальном мире техника понятна:  создал очередь у прилавка  — и у проходящих мимо сразу  возникает желание поинтересоваться  тем, что же там в начале очереди. В интернете не менее эффективно используется для продажи продуктов. Эта методика целиком и полностью используется в размещении как можно большего количества отзывов о продукте, например.

     Неочевидная реклама.

       К такой относится, например, приём «рояль в кустах». Этот вид рекламы тем более эффективен, что весьма неочевиден для пользователя (если  говорить сразу о среде интернет). «Рояль в кустах» — это, например, находимая пользователем «случайно» заметка о товаре или услуге. Так может быть неожиданно появляющаяся заманчивая картинка (вроде пачки денег) в стороне от экрана, которую посетитель «случайно» заметил. Приём играет на любопытстве, а любопытная вещица становится привлекательной ещё до того, как пользователь узнает в чём же суть скрывающейся а ссылкой по этой картинке рекламы. Конечно, любой рояль в кустах рано или поздно приедается — единожды увидев такой приём пользователь больше не будет с любопытством смотреть на второй такой «рояль». Кроме того, пытаясь создать рояль в кустах можно переборщить, создав «кусты за роялищем».

       К неочевидной рекламе относиться  и использование бренда в фильме например. Пьёт герой напиток известной марки— вот и метод рекламы. Как использовать в интернете? Если учесть, что в настоящее время интернетом правит контент, то подобный метод — это упоминание вскользь (между делом) о товаре, услуге или сайте. Именно такое упоминание вскользь больше всего будоражит желание узнать про упоминаемое побольше.

     Метод формы изложения  материала.

       В СМИ доинтернетовского понимания слова часто используется метод специальной формы изложения материала. Основан метод на психологии восприятия подаваемого материала. С помощью этих приёмов у читателя или зрителя возникает представление о том, что некий субъект (личность или организация) был оклеветаны, материал вызывает недовольство. На источник информации подают в суд и выясняется, что фактов клеветы или очернения нет. Составить такую «крамолу» довольно сложно, учитывая то, что она была бы качественной (а именно порывала бы судиться с информатором). Но примерные действия — это сказать, что «вот если бы у Медведева был медвежий хвост, то был бы он медведь». Во фразе нет утверждения, но крамольная мысль свербит внимание читателя.Метод весьма интересен для увеличения интереса к использующему его источнику.[9]

     Исследование  психологического воздействия  телерекламы (эксперимент)

     Научным сотрудником Психологического Агентства  Рекламных Исследований (ПАРИ) О.В.Гордяковой была проведена серия экспериментальных исследований на подростках с целью изучения роли психологического воздействия телевизионной рекламы, в частности, сцен агрессии и насилия. Исследование проводилось на детях школьного возраста 14–16 лет.

       Сцены насилия и агрессии в  современной телевизионной рекламе,  как правило, носят некий условный, игровой характер и чаще всего  подаются как юмористические. При  этом они не перестают быть  агрессивными и главное — предъявляются  многократно, то есть можно  предположить, что в определенных  случаях контроль сознания при  восприятии агрессии в рекламе  у телезрителя (особенно подростка)  может быть снижен. В таком  случае часто говорят о «слепом  подражании» в отличие от осознанного.

       Эксперимент проводился в профессионально-техническом  училище, в нем приняли участие  55 мальчиков со средней и низкой  успеваемостью. Им были предложены  шесть рекламных роликов, три  из которых содержали сцены  насилия и агрессии, подаваемые в шутливой, игровой форме.

Информация о работе Экранная культура