Городская культура: специфика знания. Культуротворческая роль города

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 19:53, лекция

Описание работы

С 90-х гг. XX века культура становится важнейшим приоритетом развития городов. Осмысление новой роли культуры в современном экономическом и социальном развитии можно проследить из докладов ЮНЕСКО («Наше творческое разнообразие», 1996 г.), документов совета Европы («Стремление к целостности», 1997 г.), решений сессии Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО («Общая декларация ЮНЕСКО о культурном многообразии», Париж, 2 ноября 2001). В Европе принята Программа ЕС «Граждане для Европы», рассчитанная на 2007-2013 гг.

Содержание

1) Актуальность исследования ГК.
2) Проблема города и ГК в зарубежной и отечественной научной гуманитаристике.
3) Основные проблемы изучения ГК. Город как социокультурный организм. Культуротворческая роль города.

Работа содержит 1 файл

Лекция 1.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

 

Какова же культуротворческая роль города в пространстве нашего бытия?  

Оттолкнемся от самого слова: согласно «Географическому энциклопедическому словарю» город – это «населенный пункт, отнесенный законодательством государства к категории городов».

«Город обладает значительной численностью населения, занятого преимущественно в несельскохозяйственных сферах деятельности. Возникнув с переходом от первобытнообщинного строя к классовому обществу, города получали все большее развитие по мере углубления общественного и географического разделения труда. Характер городов, место, занимаемое ими в общественном производстве и в общественной жизни в целом, их социальный облик, внешний вид и т.д. существенно изменялись, отражая в первую очередь достигнутый обществом уровень развития производительных сил и характер производственных отношений. В ходе исторического развития одни города утрачивали свое значение (или исчезали вовсе), другие, используя выгоды своего экономико-географического положения, усиливали его, занимая более высокое положение в иерархии системы расселения.

Город (особенно большой  современный) выступает в жизни  общества как чрезвычайно сложный  социальный организм, экономико-географический, архитектурный и инженерно-строительный, а также культурный комплекс. Города являются местами средоточия промышленных, транспортных, торговых, культурных, административно-политических функций, центрами науки, организации отдыха и лечения, обслуживания окружающей сельскохозяйственной территории».

Город, - согласно словарю С.Ожегова, - «крупный населенный пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр».

Среди других устоявшихся названий: ласковое «городок» (маленький город); насмешливое «городишко»; стародавнее «городище» (т.е. место, где в древности стоял город). См. также близкие в исходном корневом значении: «огород», «городить», «огораживать».

Представление о городе в европейской  мысли передавалось двумя латинскими понятиями: civitas и urbs. Первое означало сообщество полноправных граждан в подвластной ему области (городской центр); это – так сказать «эпический» образ города. Второе – означало город сам по себе, со всеми его культурными составляющими и особенностями жизни и сознания (в противовес деревенским жителям, провинциалам, определяемым, как: «agreste», «rusticum»). Для Цицерона город (а это, конечно же, Рим!) – это место, где дела решаются на основе доводов разума, где благодаря защите городских стен не действует вооруженное насилие. Для Аврелия Августина город, прежде всего, это - город-государство (civitas), характеризуемое им в знаменитом учении о 2-х градах земном и небесном).

 

Этимология. См. «Этимологический словарь» М.Фасмера.

 Льюис Мамфорд отмечал 3 стадии развития города:

    1. Ранний период существования городской цивилизации; связь города с природой «симбиотична» (замкнутый энергетический баланс);
    2. Интенсивное развитие сухопутных, речных, морских коммуникаций; разрушение природы и изменение ландшафта;
    3. Формирование собственной искусственной среды обитания.

 

Генезис ГК. Историческое становление.

Как известно, города возникают еще в Древнем мире: на Востоке, в Античности.

Так, на Востоке развитие городов (Мемфис, Фивы, Ахетатон – в Египте; Урук, Ур, Ниппур, Вавилон – в Двуречье) тесно увязано с особенностями т.н. «речных цивилизаций» и необходимостью строительства ирригационных сооружений. Это сопровождалось появлением централизованных деспотических государств Древнего Востока, мифорелигиозной идеологической поддержкой тиранической власти царей, второстепенным значением рабства и нещадной эксплуатацией крестьянства. Отгороженность друг от друга природными барьерами (пустыни, горы) влекла изолированность и консервативность городского уклада.

В свою очередь, античные города (греческие полисы) отражают уже складывающиеся парадигмы европейского культурного кода развития. Во II тысячелетии до н.э. происходит сдвиг главных географических городских центров рабовладельческой формации в зону средиземноморья (Финикия, Крит, Микены, Афины, Рим). В античной полисной культуре (город-государство) уже запечатлены принципы гражданских свобод, равноправия, долга, свободного гармонического духовного и физического совершенствования (развитая система образования: «пайдейя»), светского характера культуры, заботы о массовом культурном досуге (вроде выдачи малоимущим грекам особых «театральных денег» - теорикона для обязательного посещения театра). Наконец, Рим демонстрирует образец рационального обустройства городского пространства, упорядоченности разных сфер городской жизни: административной, коммунальной, культурной и проч. Именно Рим впервые предлагает образцы оформления общего городского культурного ландшафта (городских ансамблей, например – Форумов). Создается сеть инженерных коммуникаций: водопровода (акведуки), канализации (cloaca maxima), вилл для патрициев и зданий для плебеев (многоэтажные инсулы), зданий светского и сакрального характера, многочисленных сооружений общественного назначения (храмы, цирки, ипподромы, амфитеатры, термы, базилики и др.)

Волны варварских нашествий, социальные противоречия, сепаратизм провинций, общее разложение рабовладельческих отношений привели к упадку античных городов, их аграризации. Гораздо более важным фактором стало духовное оскудение античных культурных традиций.

Следующим значимым этапом станет формирование средневекового города как центра товарного производства, ремесел и торговли в Италии, Испании, Южной Франции (Неаполь, Генуя, Марсель – роль географии!).

Город стал центром ремесел  и торговли с V по X век в результате медленного развития производительных сил. С разделением производства на 2 крупные основные отрасли, земледелие и ремесло, возникает производство непосредственно для обмена – товарное производство (Маркс/Энгельс). Массовое бегство крестьян из-под власти сеньора в городские центры способствовало отделению города от деревни. Товарное производство на продажу снимало присущие натуральному хозяйству ограничения и стимулировало потребность в развитии производительных сил (ПС), т.е.совершенствовании средств производства, навыков, умений и знаний работника.

В феодальные города превращались бывшие римские центры (в этих городах сохранились каменные стены с башнями, акведуки, мосты, мостовые). Так, большинство немецких городов возникало заново у замков и монастырей, у истоков и в низовьях рек. Средневековый город был окружен стеной с башнями и воротами, которые запирались на ночь. Улицы были узкими и неровными. В центре – рыночная площадь, кафедральный собор, муниципалитет.

Характерна организация  городских коммун, которые заменяли учреждения феодальной сеньориальной  власти – новыми, республиканскими («городской воздух делает свободным»). Решались вопросы торговли и ремесел, рынка, чеканки монет, суда и быта. Вся организация городов-коммун основывалась на цеховой системе. Цех был политическим, профессиональным и религиозным объединением горожан. Состоял из мастеров, подмастерьев и учеников. Цехи в ремесленном производстве и купеческие гильдии в торговле способствовали процветанию городов и в целом экономики страны, политико-административные учреждения помогали горожанам в борьбе с феодалами.

Средневековый город стал очагом яркой  и своеобразной культуры, содержащей уже и элементы антифеодальных тенденций. Только зрелый феодализм (XI в.), отмеченный появлением городских центров, привел к заметному сдвигу и расцвету культуры. Попытки феодалов подчинить себе города, уже почувствовавшие свою силу, вызывали возмущение их населения и длительный период борьбы за независимость. В конечном итоге феодалы были вынуждены признать известную автономию городов и «городские вольности», с введением городского самоуправления и подобием демократии по античному образцу. Средневековая поговорка гласила: «Городской воздух делает человека свободным». Церковь оставалась монополистом в области образования и культуры, но город с его реальной действительностью, горожане, нуждающиеся в конкретных знаниях и умениях, трезвом, реалистическом мышлении, способствовали неуклонной секуляризации городской культуры. Городскую культуру питали народные истоки, и она естественно становилась антифеодальной и антиклерикальной.

Характерным проявлением городской культуры Средневековья было появление сатирических художественных жанров (фаблио) на народном языке, городского театра с элементами светской драмы (фарсы). Возникают колледжи и Университеты (Болонья, Париж), нецерковные школы, светская литература и практические пособия.

На Руси возникновение древнейших городов в VIII веке историк В.Ключевский связывал с успехами древних славян в развитии торговли («торговые города»). Очевидна связь древнерусских городов (Киев, Чернигов, Смоленск, Новгород и др.) с главным речным путем из «варяг в греки». Появлению этих городов предшествовал длительный процесс, включающий возникновение сборных торговых пунктов, мест хозяйственного обмена, куда сходились ремесленники и охотники, бортники и хлебопашцы (т.н. «гостьба»)

 Скандинавские саги  называли Русь «страной гардарик»,  т.е. «царства городов».

В период Возрождения причиной нарождающегося свободомыслия и независимости, самоутверждения личности явилась именно ГК (особенно итальянские города: Флоренция, Генуя, Венеция).

В Новое время в европейских городах стали зарождаться общественные зоны с соответствующей инфраструктурой: проспекты, театры, музеи, кофейни, площади и другие места, которые, по мнению Юргена Хабермаса, помогли сформировать новое мировосприятие и инструменты контроля за городским и государственным управлением. Городская общественная сфера начинает активно влиять на образ города, определять его характер, проектировать его будущее и корректировать настоящее. Именно городская общественная сфера стала непосредственной причиной к перестраиванию культурного (в частности, художественного) сектора, доступного прежде лишь аристократическим слоям общества, в сферу массового производства культурного продукта (театр, музей, библиотеки сеть развлекательных учреждений). Формируется система городской массовой культурной индустрии со всеми ее плюсами и минусами.

 

Город – сложный, и противоречивый  организм («противоречивая гармония», - по словам Лаппо). Различаясь  ролью, масштабом и культурно-историческим опытом, - город всегда остается особой системной целостностью, в которой проблемы одного его «органа»: хозяйственного, административно-управленческого, социально-политического, правового, духовно-культурного рано или поздно сказываются на состоянии всех остальных. Города могут различаться своими типами. Среди них есть: «главные», «малые», «городки», «городишки», «метрополисы», «суперметрополисы» (Нью-Йорк), теоретически может быть даже «столица мира». Город – символ сложности общества.

Город – социокультурная «единица измерения». Мы воспринимаем мировую (национальную, региональную) географию (и взаимные связи: «снова между нами города…») через городские локусы. На карте и в дороге мы движемся «по городам», «от города к городу». Расстояния между городами образуют особую систему «точек» и «тире» (не-город, своего рода пустоты) в общем культурном пространстве. Прибытие в город чаще вносило в сознание чувство уверенности, окончания, попадания в узнаваемый, упорядоченный, строго обустроенный (более или менее комфортный) мир. Расставание же с городом (особенно своим), в свою очередь, всегда усиливало ощущение тревоги, неуверенности, беспокойства и незащищенности (оказаться «за городской стеной» или «на большой дороге»).

 «Какому путешественнику  неизвестно первое, неповторимое чувство взволнованного ожидания, которое охватывает душу при въезде в город, где он еще не был! Каждая улица, каждый переулочек открывают жаждущим глазам путешественника все новые и новые тайны. К вечеру ему начинает казаться, что он уже успел полюбить этот город. По виду уличной толпы, по архитектуре зданий, по запаху рынка, наконец, по цвету, свойственному лишь этому городу, складываются у путешественника первые, самые верные впечатления. Он может прожить в городе год, изучить все его углы, завести друзей, потом забыть фамилии этих друзей, позабыть все изученное так добросовестно, но первых впечатлений он не забудет никогда» (И.Ильф, Е.Петров «Одноэтажная Америка»).

У каждого города – свой хронотоп бытия, свой «Шаг Времени и Шаг пространства». Одни (чаще провинциальные городки) пребывают в замедленном, спокойном течении времени (как бы в своем измерении, в стороне от суеты), другие (большие города) живут предельно динамичной жизнью, постоянно обгоняя время.

Город (особенно современный, «деловой») вообще живет убыстренной жизнью. Так, описывая свое пребывание в Нью-Йорке, И.Ильф и Е.Петров писали в «Одноэтажной Америке»: «Мимо нас люди не шли, а бежали. И мы тоже побежали. С тех пор мы уже не могли остановиться. В Нью-Йорке мы прожили месяц подряд, и все время куда-то мчались со всех ног».

Одни города живут более «поверхностной»  жизнью, скорее своим настоящим, с  легкостью меняя, осовременивая  свой облик. Другие, - у которых мощный глубинный историко-культурный «гумус»  и сложная драматическая судьба, - обладают особой «сопротивляемостью» к модернизации.

Человек в городской среде оказывается  в особом социокультурном и духовном пространстве, обладающем как комплексом архетипических, общеродовых свойств, так и индивидуальных, специфических, присущих именно данному городскому локусу и обладающему характерными географическими, историко-биографическими и в определенном смысле ментальными характеристиками (будучи обусловленными сложившимся этническим составом городского социума).

Информация о работе Городская культура: специфика знания. Культуротворческая роль города