Городская культура: специфика знания. Культуротворческая роль города

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 19:53, лекция

Описание работы

С 90-х гг. XX века культура становится важнейшим приоритетом развития городов. Осмысление новой роли культуры в современном экономическом и социальном развитии можно проследить из докладов ЮНЕСКО («Наше творческое разнообразие», 1996 г.), документов совета Европы («Стремление к целостности», 1997 г.), решений сессии Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО («Общая декларация ЮНЕСКО о культурном многообразии», Париж, 2 ноября 2001). В Европе принята Программа ЕС «Граждане для Европы», рассчитанная на 2007-2013 гг.

Содержание

1) Актуальность исследования ГК.
2) Проблема города и ГК в зарубежной и отечественной научной гуманитаристике.
3) Основные проблемы изучения ГК. Город как социокультурный организм. Культуротворческая роль города.

Работа содержит 1 файл

Лекция 1.doc

— 113.00 Кб (Скачать)


ЛЕКЦИЯ 1

ТЕМА :

”ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА” (ГК): СПЕЦИФИКА ЗНАНИЯ.

 КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОРОДА.

 

План: 1) Актуальность исследования ГК.

2) Проблема города и ГК в зарубежной и отечественной научной                гуманитаристике.

3) Основные проблемы изучения ГК. Город как социокультурный организм. Культуротворческая роль города.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ проблемы ГК.

 

С 90-х  гг. XX века культура становится важнейшим приоритетом развития городов. Осмысление новой роли культуры в современном экономическом и социальном развитии можно проследить из докладов ЮНЕСКО («Наше творческое разнообразие», 1996 г.), документов совета Европы («Стремление к целостности», 1997 г.), решений сессии Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО («Общая декларация ЮНЕСКО о культурном многообразии», Париж, 2 ноября 2001). В Европе принята Программа ЕС «Граждане для Европы», рассчитанная на 2007-2013 гг. С целью усовершенствования городской культуры и способствованию инноваций в этой сфере, ежегодно в рамках программы «Европейская культурная столица», действующей с 1985 г., избирается город, осуществляющий наиболее масштабные и креативные культурные мероприятия. С 2009 г. и в Украине был внедрен свой вариант европейской программы: «культурная столица Украины»: Государственная служба туризма и курортов пока лишь отмечает отечественные города с высоким уровнем культуры.

Проблема культуры стала предметом  не только научных дискуссий и  литературных размышлений интеллигенции, но и государственного законотворчества. Так, в России подготовлен Проект закона о культуре. Его цель – принципиально изменить отношение к культуре. Законопроект раскрывает понятия единого культурного пространства, культурной среды, формулирует конституционные права в сфере культуры, механизмы реализации прав на участие в культурной жизни. Культура провозглашается стратегическим ресурсом инновационного развития страны. Культура – то, без чего не складывается национальное сознание. Уточняется, что культура – не только государственные и муниципальные учреждения культуры, это более широкий пласт жизни. И частные инициативы, и проекты, и весь образ жизни. Делается акцент на культурном многообразии. В законопроекте прописана деятельность государственных и негосударственных организаций в сфере культуры, принципы «частного партнерства». Прописывается экономическое обеспечение: предоставление налоговых льгот, субсидий и грантов, формулируются принципы ценообразования и сущность «культурной экспертизы». Подобный проект способен дать новый импульс и развитию городской культуры.

 

Проблема города и  его духовной жизни (культуры) является одной из наиболее актуальных в современной гуманитаристике, поскольку, в ее рамках связываются в один драматический узел едва ли не все главные жизненные вопросы человеческого бытия.

 

За последнее столетие облик, «содержимое» города, структура городского бытия и образ жизни радикально изменились. Появились масштабные научные «мозговые центры» («Силиконовая долина» в Калифорнии, аналогичная идея «Сколково» в Подмосковье), новые культурно-художественные проекты (культурные индустрии) и формы: «арт-центры» («арт-кемпы», «арт-вагонетки» и проч.), центры современной культуры («Гараж» и др.). Стали регулярными городские Форумы Культуры.

В XX в. резко изменилась общая ситуация в мире, обозначились глобальные тенденции, не учитывать которые человечеству не позволительно.

В ближайшем будущем население  планеты преимущественно будет  жить в городах. Это и понятно, поскольку, согласно статистическим данным, самый бедный человек в городе живет лучше, чем бедный человек в селе. Города стали центрами и каналами глобальных потоков  капитала, товаров и услуг, людей, идей или новых образов. Экономика развитых городов в контексте культурной экономики все более зависит от творческого класса людей.

Так, в начале XIX века городское население в мире составляло около 3% всего человечества, к концу XX – более 40%. Появились огромные мегаполисы, как, например, на северо-востоке США (площадь 100 тыс.кв.км, население 45 млн, протяженность 800 км), Хоккайдо в Японии (70-55-700), Рейнский (60-30-500). Изменился культурный мир человека, живущего в условиях ГК. Перед ним раскрылся мир, наполненный тысячами соблазнов и услуг. Индивид стал получать гигантское количество информации по системам телевизионной и компьютерной связи, изменились сотни и сотни социальных контактов, наблюдается частый поиск и смена работы, видов деятельности, изменился ритм жизни, традиционный институт брака, стала нарастать стрессовая ситуация, по-другому происходит обновление содержания и формы образования. Т.о., большинство населения современного мира переселилось из тихих деревень традиционных обществ в гигантские урбанизированные социокультурные системы, связывающие людей различных национальностей и культурных ориентаций в единое целое (К.Леонтьев: «смесительное упрощение наций, сословий, людей»). ГК в течение Нового и Новейшего времени, вырабатывала, - словам К.Леонтьева, - в обычном среднем горожанине самоуверенного и заносчивого «среднего человека», человека-потребителя, ориентированного на сиюминутные потребности, на бесконечное отстаивание своих прав и свобод, природы и сути которых он не знает.

Культура перестала благодушно восприниматься просто как «приятное  приложение» к политической и  экономической жизни. Обострение внутренних и внешних конфликтов вскрыло  проблемы цивилизационно-культурной несовместимости, этносов и наций, неготовности к духовному сотрудничеству (взаимопониманию, компромиссу) и диалогу. ГК, развивающаяся в ситуации глобального смешения разных культур, взяла на себя роль «испытательного полигона» для будущего человечества.

 

Проблема города всегда волновала  философско-художественную мысль, особенно с эпохи Возрождения. Так, образы идеального города проскальзывают в работах Л.да Винчи, А.Дюрера, Т.Мора, Т.Кампанеллы, Р.Бэкона, С.Гота, Дж. Свифта. Идея города просматривается в социально-экономических трудах Р.Оуэна и Ш.Фурье (идея небольших трудовых поселений-коммун).

Проблема специфики городского образа жизни, сознания и культуры находит  свой выход в разных направлениях научных исследований. Одно из них - социологическое, представленное работами Э.Дюркгейма, Г.Бокля, Т.Веблена, Ф.Тенниса, М.Вебера («Город»), К. Бюхера и Г. Зиммеля («Большие города и их духовная жизнь»), Р. и Х. Лунд  («Средний город»), Л.Мамфорда.

Так, в контексте исследований Дюркгейма город выступает воплощением основных черт индустриального общества, в котором осуществляется усложнение социальной структуры, сегментация и внутреннее распределение, единство которого поддерживается за счет функциональной взаимозависимости составных частей общественного целого. Согласно Теннису, город – средоточие формирования особого типа социальных отношений и связей, которые базируются на духовном единстве, а специфическим признаком существования города является разнообразие художественных видов деятельности. Зиммель продолжает рассмотрение города как центра духовной и интеллектуальной деятельности человечества, выделяет характерные признаки городского образа жизни (например, рационализм, прагматизм, время и деньги). В работе «Город» М.Вебер применяет свою методологию идеальных типов, суть которой разработке определенных обобщающих характеристик социальных феноменов, т.н. идеального типа как инструмента познания социальной реальности, с которым в дальнейшем соотноситься реальной общественное явление или процесс.

Среди ученых Чикагской школы наиболее значительную роль играют работы Р.Парка («Город: предложения касательно изучения человеческого поведения в городском окружении»), Р.Маккензи (проблема связи между социальными и пространственными изменениями), Э.Берджесса (проблема городской общности как сложной мозаики разнообразных социальных групп, каждая из которых претендует на определенную территорию), Л.Вирта («Урбанизм как способ жизни»: рассмотрение психологических и поведенческих последствий жизни людей в городах).

Ч.Лэндри, выдвигая концепцию «творческого города», отмечает, что город стал важнейшим пространством и местом сосредоточения гражданского и интеллектуального ресурса, как региона, так и страны в целом. Города становятся своеобразными брендами, требующими гламурного стиля. М.Кастельс в работе «Информационное общество» указывает, что города стали главными центрами принятия решений, средоточием коммуникации нового информационного общества. В таком обществе закрытые системы не имеют будущего, а развитие зависит от коммуникации, сотрудничества и партнерства.

Получили распространение  также неомарксистские идеи А.Лефевра , М.Кастельса, Д.Харви.

 

В целом, именно с 40-х - 50-годов  XX ст. в научных исследованиях усиливаются психоаналитические аспекты городской жизни (работы Д.Райсмана, С.Абрамса, Р.Росси), этнокультурные, субкультурные (работы Г.Себерга, Р.Мерфи, П.Мерлен, Л.Шноре, Е.Барджесса, Г.Манна), мифопоэтические. Представляет интерес труд американского ученого Кевина Линча «Образ города», где представлен взгляд на проблему восприятия города как социокультурной целостности.

Свои ракурсы исследования феноменологии  городского бытия представлены в  смежных гуманитарных науках: историографии, психологии (психотипы горожан и пр.), искусствоведении (городская художественная жизнь, городской фольклор и самодеятельность и проч.), культурологии.

Судьба и образная  индивидуальность города (наряду с созданием оптимальных, равных для всех комфортных условий  жизни) постоянно будоражила воображение  выдающихся архитекторов-градостроителей: доктрины Ле Корбюзье («Лучезарный город»), Э.Говарда («Город-сад»), Сориа-и-Матта («Линейный город») и др.

 

Российская и украинская литературные традиции оставили существенный вклад  в изучение городской среды.

Еще у Н.Карамзина в «Письмах русского путешественника» можно найти интересные наблюдения о разных представлениях города у путешественника, ученого и местного жителя.

Среди российских ученых  известно имя И.М.Гревса (1860-1941) – профессора Московского и Петербургского Университетов, автора книги «Городские ландшафты» (1926). Автор оперирует в ней спорными, чересчур «антропоморфными» понятиями-метафорами: «топография города» (история плана),   «анатомия города» (строение), «физиология города» (жизнь), «психология города» (социальное лицо).

 

Среди отечественных социологов советского и постсоветского периода существенный вклад в развитие ГК внесли исследования Л.Когана («Быть горожанами»), Н.Победы, Н.Салий, С.Матяша («Человек в городе: социологические очерки»), В.Патрушева («Жизнь горожанина») и других авторов. Так, Л.Коган изучает вопросы, связанные с особенностями городского образа жизни, сознания, со спецификой восприятия городского пространства («воспитание городом»).

Активизировались собственно культурологические разработки специфики городского пространства и бытия. Отметим работы Е.Орловой («Современная городская культура и человек»), Существенно пополнили фонд исследований культуры города сборники Российского института искусствознания («Урбанизация в формировании социокультурного пространства»), статьи Е.Дукова, Т.Дридзе, Л.Стародубцевой.

Научная мысль, связанная с феноменологией ГК постоянно пополняет словарь  базовых понятий: «образ города», «городское сознание», «формула («культурный код») города», «дух города» (О.Шпенглер), «мифопоэтика города», «городской фандрейзинг», «городской фольклор», «городской арт-рынок» и проч.

Выделяются как общие, универсальные проблемы ГК, характерные для специфики городского бытия всех стран и цивилизаций, так и особенные, определяющие конкретную, национально-историческую специфику данного региона.

 

Проблемы развития ГК актуальны  и для западного, и для отечественного научного знания. Так, в Украине уже  к 1965 году городское население сравнялось с сельским, при том, что украинцы, - по словам Ю.Саенко, - остаются по преимуществу людьми «с  глубинным сельским менталитетом».

Одна из проблем украинской культуры состоит в том, что исторически  так и не сформировались до конца  основы городского образа жизни и  свойственная ему особая эластичность городского сознания. В постсоветский период страна оказалась перед ворохом трудноразрешимых задач, обусловленных командно-административной государственной политикой расселения и практикой централизованного планирования развития городов. Последнее послужило причиной искусственности, однобокости экономики, концентрируемой в городах, разрыва между количественными и качественными параметрами уровня жизни и т.д.

Дефицитом подлинной, высокодуховной, креативной ГК во многом обусловлен высокий градус социального напряжения в обществе (нравственное оскудение сознания, потребительские установки, примитивизация и криминализация быта и досуга, этнонациональные конфликты и проч).

 

 

Среди наиболее значимых аспектов изучения городской культуры:

    • Город как культурообразующий фактор исторического развития;
    • Городская культурная идентичность;
    • Художественное поле городской жизни (этажи и полюса ГК); городской фольклор;
    • Городской быт, стиль и образ жизни;
    • Пирамида культурных интересов и предпочтений горожан;
    • Поэтика (символика) города;
    • Территория ГК: учреждения культуры: история и современность; проблема «перезагрузки» и обновления;
    • Городская культурная политика, организация общегородской культурной жизни;
    • Феноменология городского досуга и развлечений и др.

Информация о работе Городская культура: специфика знания. Культуротворческая роль города