Городская художественная культура средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 14:37, реферат

Описание работы

Городская культура повлияла на развитие языка. Деловая пере¬писка, любые документы, ученые и богословские трактаты, некото¬рые уличные представления, разговоры монахов и школяров, богослу¬жения и пародии на них — все это писалось, читалось и слушалось пока еще на латинском языке.

Работа содержит 1 файл

Городская средневековая культура.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

Готический стиль, господствовавший в Западной Европе в XIII-XIV вв., стал высшим художественным синтезом средневековья, именно ему с наибольшей полнотой удалось выразить главные идеи и устремления той эпохи.

Ведущим видом искусства в готике оставалась архитектура, а наивысшим ее достижением было строительство городских кафедральных соборов, вызывающих ощущение легкости, особой воздушности и одухотворенности. В отличие от романского готический собор — городское сооружение; контрастируя с маленькими домами жителей, он, устремленный ввысь, господствовал над всей городской застройкой.

Тесная связь готики с городом обусловила то, что в типах готических построек главное место наряду с соборами заняли здания бирж, складов, судов, таможен, рынков, больниц и пр. В готическом стиле строились также здания, где помещались городские советы — органы местного самоуправления — ратуши, бывшие символом независимости города.

Городская ратуша самый значительный готический архитектурный памятник в Бельгии. Она расположена на Большой площади в Брюсселе. Площадь имеет форму правильного прямоугольника  110х70 метров, и по её краям стоит Городская ратуша, напротив нее "Дом Короля" и все остольное пространство занимают дома Гильдий. Здесь еще в XIII в. работали сукновальни, теснились торговые ряды, шумели праздники и устраивались турниры, а также вершились суды.. После бомбардировки и опустошительных разрушений, учиненных французами в 1695 г. при осаде Брюсселя, здания цехов и гильдий,  и ратуша в том числе были разрушины. Позднее были восстановлены по продуманному плану и стали еще наряднее. Каждое из них имеет неповторимый облик: причудливая резьба, бесчисленные колонки, гирлянды и изваяния украшают фасады с фантастическими фронтонами.

Строительство ратуши началось в 1402 году. При Филиппе Добром ратуша была достроена и приобрела законченный вид. Высота шпиля, который увенчивает башню, составляет 96 метров. Он возвышается над старым городом и виден со всех сторон.

Шпиль украшает пятиметровый флюгер в виде Святого Архангела Михаила, поражающего дьявола. Башня ратуши не пострадала во время войн, даже во время артиллерийских обстрелов 1695 года она осталась цела.

Знаменита она еще и тем, что ее центральный вход несколько смещен, так как из-за ошибки архитектора он расположен не на оси башни.

Характерной особенностью готического стиля было применение стрельчатой арки, которая своей формой подчеркивала устремленность всего здания ввысь.

Скульптуры на фасаде, относящемся к эпохе барокко, воспроизводят сцены из истории города. Их больше 300 и в первоначальном плане эти ниши были пусты и лишь столетие спустя они нашли здесь свое место. Также ратушу украшают статуи горгулий.

 

В XIV в. готическое искусство завоевало всю Европу. Даже в далеком Новгороде появились здания в готическом стиле. Многочисленные его памятники сосредоточены в городах Нидерландов (здания ратуш в Брюгге, Брюсселе и др.), Австрии (собор Св. Стефана в Вене), Венгрии, Польше (Марианский костел в Кракове и др.), прибалтийских государств. Особенно замечателен городской ансамбль Праги — над городом царит знаменитый пражский Кремль — Градчаны — с шедевром готического искусства собором Св. Вита. Знаменит также и великолепный Карлов мост (названный в честь чешского короля Карла IV) с предмостной башней — самой красивой во всей Центральной Европе.

Карлов мост. С возникновением этого шедевра средневекового зодчества связана тайна. Время, когда сам император Карл IV положил первый камень будущего моста, было определено астрологами. Положение первого камня произошло 9 июля 1357 года в 5 часов 31 минуту, так как именно в это время Солнце находилось в соединении с Сатурном, что, по мнению средневековых астрономов, была самая счастливая и благоприятная минута года. Мост и прекрасную Староместскую мостовую башню построил Петр Парлер. Мост был открыт в 1383 году, хотя его достройка продолжалась до самого начала 15 века. Мост, опирающийся на 16 арок и по длине равняющийся 520 метрам, является одним из самых длинных средневековых мостов Европы. Мост, соединявший два берега, был также важным стратегическим местом, о чем свидетельствуют башни на обоих его концах. Староместская мостовая башня отличается богатством скульптурного оформления. Восточный ее фасад представляет собой прославление императора Карла IV, основателя моста. Фигуры правителей: Карла IV и его сына Вацлава IV, а также святого Вита дополняют скульптуры, изображающие покровителей Чехии, а также реалистические бытовые сцены.

 

Падающая башня в Пизе – колокольня (кампанила) собора в городе Пиза (Италия), расположенная на Соборной площади, которую часто называют «Площадь чудес». Грандиозный комплекс включает в себя собор (1063–1118), баптистерий (1152), кампанилу (1174–1372) и кладбище (Кампосанто) (1278).

Работы по строительству кампанилы начались в 1174. Считается, что архитекторами были Бонанно Пизано и Гульельмо да Инсбрук. Фундамент колокольни был заложен на глубине трех метров на «подушке» из камня. Работы по строительству были приостановлены через 10 лет, когда было завершено возведение третьего колоннадного кольца, поскольку появились первые признаки наклона здания. Это объяснялось оседанием грунта, вызвавшего просадку фундамента на 30-40 см и отклонение башни от вертикали на 5 см. В 1275 работы вновь возобновились под руководством архитектора Джованни ди Симоне, который пытался выпрямить ось здания. Высота колокольни увеличилась на три этажа и достигла 48 м: в 1284 были завершены шесть этажей с лоджиями-галереями. Отклонение башни к тому времени составило более 90 см. В начале 14 в. на уровне шестого колоннадного кольца в больших проемах на ней были установлены колокола. Над шестым ярусом башни архитектор Томмазо ди Андрео Пизано возвел галерею со звонницей (1350–1372). В это время отклонение башни от вертикали составляло 1,43 м. Высота башни составляет 55,86 м от земли на самой низкой стороне и 56,7 м на самой высокой стороне.

Итальянская готика особенно широко представлена в сооружениях гражданской архитектуры. Достопримечательностями городов Италии являются великолепные палаццо, открытые галереи — лоджии, живописные фонтаны. Украшением Венеции являются блестящий, построенный из мрамора Дворец Дожей (XIV-XV вв.) и Дворец Ка дОро (XV в.) с воздушными аркадами и стрельчатыми окнами, очень близкие по стилю к памятникам арабо-мусульманской архитектуры.

Дворец до́жей в Венеции — памятник итальянской готической архитектуры (XIV — XV веков). Предположительно архитектором первого варианта дворца был Филиппо Календарио. Основное строительство было осуществлено в 1309—1424 гг.

Это главное здание Венеции было прежде всего резиденцией дожей республики. Во дворце заседали Большой совет и сенат, работал Верховный суд и вершила свои дела тайная полиция. На первом этаже размещались также конторы юристов, канцелярия, службы цензоров и морское ведомство. Надстроенный сверху балкон служил своего рода праздничной трибуной, с которой дож являл себя народу. Гости города, которые причаливали к самому дворцу со стороны Пьяцетты, оказывались, таким образом, у ног правителя Республики.

Ка' д’Оро, или палаццо Санта-София— дворец в Венеции, на Гранд-канале в районе Каннареджо. Второе название дворца — «Золотой дом», так как при первоначальной отделке было использовано сусальное золото. Также при отделке использовался вермильон и ультрамарин. Дворец считается образцом венецинской готики.

Здание в готическом стиле было построено в XV веке, между 1425 и 1440 годами, по проекту архитекторов Джованни Бона и его сына Бартоломео Бона По заказу патриция Марино Контарини.

 

Живопись

Романский стиль господствовал не только в архитектуре, но также и в скульптуре и живописи. Центральное место в них занимали темы могущества Бога — Страшный Суд, Христос во славе и т.п., причем фигура Христа всегда значительно превосходила по размерам другие фигуры. Преобладающим видом скульптуры был рельеф. Как правило, романская скульптура непропорциональна: фигуры вытянуты в длину, головы увеличены, тела — схематичны. Живопись романского стиля была исключительно церковной по содержанию и плоскостной, отрицающей трехмерность пространства и фигур. Она также, как и скульптура, была подчинена архитектуре. Наиболее распространенным видом живописной техники была фреска, начинает также распространяться витраж (живопись из цветных кусочков стекла).

В целом искусство конца Средневековья постепенно утрачивает вселенский пафос и обращается к отдельному человеку. Монументальные формы живописи (фреска, мозаика и пр.) стали вытесняться станковыми (от названия станка — мольберта, на котором закреплялся холст). В скульптуре и живописи выделяется жанр портрета. Развивается резная деревянная скульптура, прокладываются пути к жанрам европейской живописи Нового времени — пейзажу, интерьеру, бытовому жанру. Искусство и архитектура большинства стран Западной Европы в XIV-XV вв. испытывают сильное влияние итальянского Ренессанса, пролагавшего в искусстве путь в Новое время.

Средневековая Европа оставила великие памятники культуры. Многие европейские города украшают многочисленные архитектурные сооружения (соборы, монастырские ансамбли, замки, ратуши и т.д.) романского и готического стилей; замечательные произведения фресковой и станковой живописи составляют славу многих художественных музеев. В мировой культурный фонд вошли великолепные образцы средневековой иконописи, витражного искусства, скульптуры, книжной миниатюры. Величайшую ценность представляют и шедевры средневековой литературы —эпические произведения, рыцарские романы, поэзия трубадуров, лирика вагантов и непревзойденная «Божественная комедия» Данте.

Культура Средневековья была противоречивой, как и сама эпоха. Поэтому ее нельзя оценить однозначно, например, как «темные века» или безвременье. Она несла в себе «темные» и «светлые» стороны, прогрессивные и реакционные явления и была важной ступенью развития мировой цивилизации.

 

 



Информация о работе Городская художественная культура средневековья