Городская художественная культура средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 14:37, реферат

Описание работы

Городская культура повлияла на развитие языка. Деловая пере¬писка, любые документы, ученые и богословские трактаты, некото¬рые уличные представления, разговоры монахов и школяров, богослу¬жения и пародии на них — все это писалось, читалось и слушалось пока еще на латинском языке.

Работа содержит 1 файл

Городская средневековая культура.doc

— 1.06 Мб (Скачать)


Городская художественная культура средневековья

 

Важнейшим элементом средневековой культуры была литература.

Городская культура повлияла на развитие языка. Деловая пере­писка, любые документы, ученые и богословские трактаты, некото­рые уличные представления, разговоры монахов и школяров, богослу­жения и пародии на них — все это писалось, читалось и слушалось пока еще на латинском языке. Но уже просыпался и разворачивался, расширяя свое влияние, народный язык, тот, что до этого существо­вал как варварский. Разговорная, "кухонная" латынь мешалась с на­родными говорами в шутовских пло­щадных представлениях и народной литературе. Городская цивилизация создала и свои варианты эпоса — высокий (аллегорическая поэма) и низкий (сказания о животных).
Аллегория — предметное воплощение абстрактных понятий («разум», «любовь», «грех», «милосердие» и др.) — была одним из главных изобразительных средств в средневековом искусстве. После появления поэмы «Роман о Розе» вошла в моду литературная аллегория. Это знаменитое сочинение принадлежит двум авторам. Сначала Гийом де Лоррис в 1225—1235 гг. написал о юноше, который увидел во сне Розу Любви и отправился на её поиски. Через 40 с лишним лет эту историю завершил Жан де Мен. Он сохранил главную тему (куртуазная любовь и полное подчинение знатной даме), но сделал поэму назидательной и поставил в центр повествования спор наставников молодого влюблённого. В их роли выступают аллегорические персонажи, символизирующие разум, дружбу, мирской опыт, мудрость, куртуазную любовь и физическую близость. Она носит сатирический характер и решительно обрушивается на феодально-церковные порядки, утверждая необходимость всеобщего равенства. В ней критикуются католическое духовенство и сам папа, отрицается божественное происхождение королевской власти и делается смелый вывод о том, что истинное благородство заключается не в знатном происхождении, а в личных достоинствах человека. Взгляды Ж. де Мена отличались большим радикализмом, и не случайно его часто называли «Вальтером Средневековья».

Итальянская литература средних веков в основном представлена лирической поэзией так называемого «нового сладостного стиля», крупнейшими представителями которого были Гвидо Гвиницелли и Гвидо Кавальканти.

Рубеж XIII—XIV вв. оказался переломным в литературной жизни Италии и всей Европы. Как бы венчает Средневековье и высится у порога Нового времени величайшая фигура Данте Алигьери (1265-1321). Его личность и творчество стоят на грани феодально-церковного мировоззрения и нового, гуманистического. Данте часто называли предтечей гуманизма.

Великому итальянскому поэту, стоящему на грани двух эпох, была свойственна двойственность мышления, выразившаяся в сочетании абстрактных средневековых аллегорий и символов с глубокими и искренними человеческими чувствами. Свою грандиозную эпопею поэт назвал «Комедией» (а современники Данте прибавили к названию эпитет «божественная»). Содержание поэмы Данте не вполне соответствует ее названию, данному этому произведению потому, что комедия соответствовала, сообразно риторике того времени, среднему стилю, а трагедиями обычно назывались произведения высокого стиля, к тому же написанные по-латыни.

В поэме Данте три части — «Ад», « Чистилище», «Рай» - Каждая часть состоит из 33 песен, всего в «Комедии» 100 песен (1-я песнь — вводная). Это своеобразная символика: число «3» и его производное «9» считались в средние века священными, а число «100» означало совершенство. Эти числа часто встречаются на страницах «Божественной комедии» — три цвета в одежде Беатриче, три пасти Люцифера, девять кругов ада, девять небесных сфер и т.п. Сюжет поэмы — путешествие самого Данте, сопровождаемого римским поэтом Вергилием, по загробному миру. Особенно захватывает читателя «Ад», до предела насыщенный человеческими страстями. Не случайно многие современники поэта верили, что он действительно побывал в аду.

Поэма Данте объемлет всю Вселенную и все времена, ибо в ней изложена летопись человеческого рода. Это поистине энциклопедия средневековой жизни. Характерно, что образ ада у Данте, переживший свою эпоху и сохранившийся до наших дней, пронизан духом земной реальности.

Именно в городе появи­лось крамольное и забиячливое "Сказание о Лисе" — одно из пер­вых сатирических произведений. Оно относится к так называемому животному эпосу. 

«Роман о Лисе» состоит из 30 частей. Он складывался на протяжении почти целого столетия — с конца XII в. Впервые он появился во Франции, а впоследствии был переведен на немецкий, английский, итальянский и другие языки. Сначала появились небольшие поэмы, посвящённые отдельным случаям из его жизни. Затем эти поэмы стали соединять, добавляя всё новые и новые истории. В них изображена жизнь высшего общества, рыцарей и дам. Это изображение носит ха­рактер маскарада, при котором звери имеют все чины и черты фео­дального общества.

Главный герой — хитроумный и озорной лис Ренар. Звериная держава управляется императором Львом по имени Нобль (Благородный). Он действительно благороден и справедлив, но его ок­ружают коварные хитрые вассалы: волк Изегрим со своей мрачной и ненасытной супругой, хитрый кот Тьебо, обжора и тугодум медведь Брюн, трусливый, глупый и угождающий всем баран Белин. Осел Бернар имеет титул архиепископа. Но и лис Ренар — вовсе не герой, а воплощение разбоя, беззакония и насилия. Ренар еще и смутьян, он издевается над императором и ослом-архиепископом, над всеми, кто пытается внушить ему послушание. В его проделках отражается дух об­щества, в котором он живет и в котором решающим оказывается пра­во кулака. Героем же становится простой крестьянин, охраняющий свой дом от произвола мелких и крупных хищников. Именно у него Ренар униженно просит милости и суда над своей четвероногой бра­тией.

Повествованию присуща двойственность изображения: герои изображены и как люди, и как животные. У зверей в поэме есть национальность — они французы. Кроме того, звери — христиане: они не только крестятся лапой, но и вступают в бой с язычниками — змеями, скорпионами и прочей нечистью. Правая вера торжествует. Мир зверей в поэме последовательно уподобляется миру людей. Державой управляет благородный монарх, окружённый вассалами. Церковную власть воплощает архиепископ — осёл Бернар. Как и в реальном мире, звери-феодалы враждуют между собой и ведут сражения по всем правилам тогдашнего военного искусства. Несколько раз повторяется эпизод суда над Ренаром — со всеми деталями средневековой юриспруденции. Хитрый Лис почти всегда выходит сухим из воды, пока его не настигает смерть. Но безымянным авторам поэмы явно было жаль расставаться со своим героем, и гибель Ренара оказывается мнимой.
Средневековой городской литературе свойственно повышенное внимание к быту и трезвый взгляд на мир. Повседневную жизнь показывали без всяких прикрас. Объектом изображения таких жанров, как французское фаблио (фр. «побасёнка» от лат. fabula — «рассказ») или немецкие шванки (нем. «шутка»), являлась грешная человеческая природа. Эти жанры, действительно, представляют собой небольшие рассказы шутливого содержания. В незатейливых, грубоватых и часто непристойных историях главными героями выступают неверная жена, обманутый муж, хитрые священники и тупые крестьяне, а в центре повествования обычно — всякого рода плутни и ловкие проделки. Так, в одном из самых известных фаблио «Завещание осла» рассказывается, как некий аббат похоронил любимого осла по христианскому обряду и вызвал тем самым сильнейшее негодование епископа. Но прелат простил грешника, едва получил 12 ливров, якобы завещанных ослом на поминовение души.
Во многих фаблио и шванках можно выявить черты сатиры. Но в целом для городской литературы характерно «всеосмеивание». В Средние века считалось, что человеческая природа не поддаётся исправлению, ибо она безнадёжно «испорчена» с момента грехопадения первых людей. Именно поэтому грешной (смешной) становилась сама реальная жизнь. Но человеческая душа могла обрести спасение и нуждалась в нравственном уроке. И нравоучение проникает во все жанры, в том числе в фаблио и шванки, относящиеся к народной смеховой культуре.

Близка к городской культуре латинская поэзия вагантов — бродячих школяров (от лат. vagare — бродить).

Поэзия вагантов, кочующих по всей Европе в поисках лучших учителей и лучшей жизни, была очень дерзкой, бичующей, осуждающей церковь и духовенство и воспевающей радости земной вольной жизни. Остроумные стихи и песни вагантов распевала в ХП-ХШ вв. вся Европа. В поэзии вагантов переплетались две основные темы: любовная и сатирическая. Стихи вагантов в массе своей анонимны (в отличие, например, от провансальской поэзии трубадуров); они плебейские по своей сути (среди вагантов преобладали выходцы из низших сословий) и этим отличаются от аристократического творчества трубадуров.

Ваганты преследовались и осуждались католической церковью.

Одним из самых известных героев средневековой и мировой литературы стал Робин Гуд — действующее лицо многочисленных баллад, памятников английской литературы XIII в.

Подобная литература связана с карнавальным мироощущением человека той эпохи. У карнавала средних веков есть свои непреложные законы: он не делит участников на исполнителей и зрителей; карнавал не смотрят, в нем живут, так как по своей идее он всенароден; пока карнавал со­вершается, ни для кого нет никакой другой, некарнавальной жизни. Таким образом, карнавал несет в себе две идеи: это идея особой кар­навальной свободы и идея возрождения и обновления жизни.

Влияние карнавального мироощущения на городскую культуру бы­ло велико, так как города средневековья жили в условиях карнавала в общей сложности до трех месяцев в году. В повседневной жизни также невозможно было полностью преодолеть карнавальное мышление. Даже те люди, которые обычно предавались ученым трудам, не избег­ли мощного воздействия карнавального смеха. Школяры, монахи, вы­сокопоставленные церковники и ученые богословы умели веселиться, уходя от привычной серьезности. Одно из произведений — "монашес­кие шутки" — написано на "ученой" латыни, но представляет собой пародийные трактаты богословского и теорети­ческого характера. Здесь все обряды и богословская идеология по­казаны в смеховом аспекте.

Миру известны пародийные произведения, которые показывают, как глубоко проникала смеховая карнавальная культура в стереотип средневекового человека. Например, освященная традицией вольного "пасхального" смеха "Вечеря Киприана" дает карнавальную версию всего Священного писания. Были созданы пародийные дубли на все стороны и моменты церковного культа и вероучения, пародировались различные литургии, молитвы, в том числе и священнейшие — Отче наш и Аvе Маriа, церковные гимны и псалмы. Эта литература не была враждебна христианству, она его не высмеивала, а, как это ни пока­жется странным, сохраняла и частично использовала в "празднике ду­раков", который шел по календарю следом за праздником Рождества Богоматери и проводился в том же храме теми же богослужителями.

Карнавал не обходился без жонглеров, которые выступали на городских площадках как актеры, акробаты, дрессировщики, певцы, музыканты. Жонглеры выступали на ярморках, народных праздниках, свадьбах, крестинах; пользовались большой популярностью в народе. Даже литургическая драма, т.е. инценировка на латинском языке библейских сюжетов, которые разыгрывали в помещении церкви ее слушатели, по мере развития городов, становится все более светской. Примерно с середины 12в. театральные действия разыгрывались уже не на латинском, а на французском языке, не в церкви, а на городских площадях, все чаще исполняли горожане, а пьесы все более насыщались всевозможными сюжетами из обыденной городской жизни.

   Театральное искусство активно развивалось и в Англии. Одновременно здесь начинает развиваться и драматический жанр- моралите, назидательная аллегорическая драма, главное в которой было изображение борьбы доброго и злого начал за душу человека. В ней участвовали персонажи, олицетворяющие человеческие чувства и качества- Любовь, Благоразумие, Смирение, Терпение, Раскаяние, Скупость, Лесть и др. Новым и чрезвычайно важным явлением было создание в городах нецерковных школ; это были частные школы, материально от церкви не зависимы. С этого времени .   идет быстрое распространение грамотности в среде городского неселения.

  Выдающимся магистром Франции 12в. был Петр Абеляр- филосов, богослов, поэт, основавший целый ряд нецерковных школ. Ему принадлежит знаменитое сочинение “Да и нет”.

Городская архитектура

Рыночная площадь
Главные события средневековой жизни разыгрывались на улицах и площадях. Открытый колодец был центральным местом повседневных событий, здесь не только брали воду, но и обменивались информацией. Сюда приходили люди различных сословий от бюргеров до нищих.
Главным сооружением рыночной площади была ратуша, которая служила не только резиденцией главной светской организации города, но также являлась советом и местом для заседаний. В небольших городах в ратуше также располагались склады с хлебом и солью.
Строительство средневекового города
В XII-XIII вв. в Центральной Европе было основано много различных городов, больших, как например, Париж, или Кельн, и маленьких городов сельского типа, как например Эсслинген. Главным при основании города было удобное географическое положение. Так, Эсслинген располагался на важном торговом пути по направлении от Рейнской области к Ульму (крепость на левом берегу Дуная) справа от Неккара (приток Рейна).
Движение уличного транспорта, проходящее через торговую площадь, происходило в двух направлениях. Город производил впечатление архитектурного и общественного порядка. Упорядоченными были также территории, используемые в качестве полей и пастбищ, каменоломни и глиняные карьеры, а также городская стена. В Эсслингене городская стена имела в общей сложности 30 башен и ворот. Главным предназначением городской стены была защита жителей города и складов с продовольствием от вторжения. Ночью все мосты в городе поднимались, городские ворота запирались.
Располагаясь вдоль реки, Эсслинген был связан с другими местностями и регионами, река также служила в качестве защитной границы. По возможности люди охотнее вели торговлю водным путем, потому что он был дешевле, быстрее и более безопасным, чем сухопутный. Другой важной функцией водотоков было то, что на них располагались мельницы и другие сооружения, использующие для своей работы водную энергию. Рыболовство было одной из составных частей продовольственного питания.
Церкви представляли собой роскошные здания и были самыми стабильными сооружениями. Они служили не только для церковной деятельности, но и являлись архивом, сокровищницей и местом суда. При строительстве церкви или монастыря прежде всего строили помещение для хора и алтарь с реликвиями. Для рабочих устраивали бараки, также как и жилые помещения и спальни для священнослужителей.
Средневековые дома

Города защищались рвом и мощными крепостными стенами (часто в несколько рядов) с высокими дозорными башнями. Стены эти сдерживали разрастание города вширь, и ему поневоле приходилось расти вверх, увеличивая этажи строений. Земли было мало, нужно было оставить ее еще на улицы и площади. И потому городские дома, небольшие внизу, старались сильно расшириться кверху. Поэтому верхние этажи часто нависали над нижними.
Дом городского жителя являлся составной частью городской архитектуры. Самые старые дома были построены еще из дерева, их только в XIII в. сменили каркасные и каменные дома. Каменные дома могли позволить себе только зажиточные люди. В XIV в. большинство крыш еще покрывалось деревянными досками или щепой (кровельной дранкой), которые сверху утяжелялись камнями. Из кирпича строились только самые значительные здания города.

В Х веке, на рубеже тысячелетий, в искусстве впервые возник единый общеевропейский стиль — романский. Он оставался господствующим в средневековой Западной Ев ропе на протяжении XI и XII веков.

Главными типами архитектурных сооружений в романскую эпоху в Западной Европе были замки, монастырские ансамбли и храмы. Их отличительные особенности — массивные каменные своды, толстые и мощные стены с немногочисленными и узкими окнами, ступенчато-углубленные  порталы (входы) и, главное, башни — важнейший элемент архитектурной композиции. Романская архитектура не была связана с городом — монастыри, замки и храмы располагались, главным образом, среди сельского ландшафта, на холме, на возвышенном берегу реки и прекрасно гармонировали с природой.

Замечательные памятники романской архитектуры сохранились в Италии, где особенно выделялись Милан, Венеция и Флоренция.

Раннее развитие городов в Северной Италии и их экономическое процветание наложили большой отпечаток на характер итальянского зодчества. Наряду со строительством обычных для всей Западной Европы замков, крепостей и монастырских ансамблей здесь развивалась и собственно городская архитектура: строились многоэтажные жилые дома, здания городского самоуправления, колокольни (звонницы), помещения для цехов и торговых гильдий и др.

Готика — следующая ступень в развитии средневекового искусства, второй общеевропейский стиль. Термин «готическое искусство» не менее условен, чем «романский стиль». Его ввели в употребление итальянские гуманисты для обозначения всего, не относящегося к классическим, античным образцам, т.е., по их мнению, уродливого, связанного со сплошным варварством (готы — «варварское» германское племя). На самом деле, готическое искусство к готам эпохи Великого переселения народов никакого отношения не имеет, а является красивейшим архитектурным стилем Европы.

Информация о работе Городская художественная культура средневековья