Библиотека в сфере культурно-досуговой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 23:25, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель данной курсовой работы: выявить основные аспекты функционирования библиотеки в сфере культурно- досуговой деятельности.
В связи с этим возникают следующие задачи:
Рассмотреть исторические этапы становления библиотеки как учреждения культуры.
Выявить социальные функции и предназначение библиотеки.
Проанализировать специфические особенности организации культурно - досуговой деятельности библиотек.
Рассмотреть основные формы и методы культурно - досуговой работы библиотек.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….........3
ГЛАВА 1. БИБЛИОТЕКА В СФЕРЕ КУЛЬТУРНО- ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………5
Этапы становления библиотеки как учреждения культуры…………….....5
1.2. Социальные функции библиотеки ………………………………………...18
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНО- ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК……………………………………………….24
2.1. Специфика культурно- досуговой деятельности библиотек……………..24
2.2.Формы и методы культурно- досуговой работы библиотек……………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………38

Работа содержит 1 файл

Курсач по кдд основной.docx

— 74.40 Кб (Скачать)

Во второй половине XIX века в Беларуси рабочие и марксистские кружки и организации стали создавать  нелегальные библиотеки, сыгравшие  важную роль в политическом просвещении  народа. В 70-х годах XIX века появились  народнические кружки, библиотеки которых  использовались для самообразования  и подготовки пропагандистов крестьянской революции.

          В начале ХХ века идеи образовании  оказывают воздействие на многие  сферы. Так, развивается педагогическая  теория библиотечного дела: идея  внешкольного образования, в рамках  которой библиотеки выполняли  не только образовательную, но  и педагогическую функцию. 

Прогрессивные идеи образования, внешкольного образования, распространения  письменности и знаний среди населения, которые шли из России, нашли поддержку  и в Беларуси. По инициативе интеллигенции  были созданы Гродненское педагогическое товарищество и Слонимское товарищество по распространению образования среди жителей г. Слонима.

Особенно важную роль в обществе выполняли Товарищество Полоцкой библиотеки, членами которого были люди разных званий, сословий и  вероисповеданий. Студенты высших учебных  заведений могли быть членами  Товарищества, если им это разрешалось  Статутами учреждений.

Товарищество действовало  на средства со вступительных членских взносов, на пожертвования разных граждан. Оно пользовалось большой популярностью  среди населения. Для распространения знаний на белорусском языке были созданы культурно-образовательные товарищества «Папараць-кветка” (1918), “Айчына” (1922), “Далой непісьменнасць” (1923). Товарищества способствовали организации библиотек-читален, налаживанию выставок, семинаров, экскурсий, публичных чтений, бесед [8, с. 53].

В 1928 году на территории Западной Беларуси существовало 130 библиотек-читален. Их работе способствовали Гродненское  педагогическое и Барановичское культурно-образовательное товарищества.

При правлениях Товариществ  открывались центральные библиотеки, которые проводили работу в народных домах, содержащих библиотеки-читальни. Центральные библиотеки приобретали  книги белорусских, польских, российских, украинских авторов в Вильно, Гродно, Новогрудке, Слониме.

Таким образом, в первые десятилетия ХХ века белорусские  культурно-просветительские объединение  способствовали организации сети библиотек, развивали идеи национального возрождения, способствовали развитию форм и методов  библиотечного обслуживания, выполняли  значительную роль в повышении образовательного и культурного уровня.

Роль библиотеки в  развитии общества особенно подчеркивалась на Собрании библиотечных работников (1922), где был взят курс на ликвидацию безграмотности, открытие библиотек-передвижек, удовлетворение практических потребностей граждан, оказание справочной помощи и особенно на углубление политико-образовательной работы.

Значительным событием в жизни библиотек становится IV Всебелорусский съезд работников изб-читален (1927), который был действительно  первым съездом не только в Беларуси, но и в СССР. Он решает вопросы  углубленной работы с активом  читателей в деревне. В последующие, где принимаются директивные  указы «О библиотечном походе» (1929), «О включении во Всесоюзный конкурс  на лучшую постановку библиотечной работы в деревне» [4, с. 97].

Волна белорусизации достигает своей вершины. Избы-читальни работают на белорусском языке, при них открываются курсы белорусоведения, существуют польские, латышские избы-читальни. Например, в Чашницком районе Витебской области с 34 изб-читален на белорусском языке работают 31, на еврейском, польском и латышском – по одной. Создается кружок «Любители книг», товарищество «Безбожник», развивается книгоношество. Идет борьба за новый быт, совершается культурная революция на селе, которая ведется такими формами как чтение антирелигиозной литературы, проведение революционных праздников, организация выставок по санитарии и гигиене.

Однако период белорусизации быстро закончился, идеи и деятельность интеллигенции очерчиваются Коммунистической партией и сталинской системой как «нацдемовщина». Начинается постепенное отречение от национальной культуры. Библиотеки стали превращаться в дополнения идеологических организаций, библиотекарь постепенно утрачивал профессионализм и превращался в «бойца идеологического фронта». Вносятся существенные изменения и коррективы в деятельность библиотек. Главным в обслуживании стали «изменения и улучшения просьб читателей», их интересы при этом не учитывались. Коррекция запросов читателей не оставалась нейтральной. Библиотекари должны были изменять данный запросы в сторону коммунистической идеологии.

Библиотеки участвуют  во всех компаниях: советских, партийных, комсомольских. Организовываются выставки книг, посвященных этим компаниям  с лозунгами, плакатами, диаграммами; выпускаются календари с изображениями  революционных деятелей, с рекомендательными  списками о их жизни и деятельности; организуются «октябрьские чтения», «ленинские чтения». Возникают понятия «пропаганда книг», «библиотечная активность», «партийная агитация», «коммунистическое просвещение масс».

В это время появляется методическая литература по деятельности абонемента, читального зала, передвижек, по подбору книг при неопределенном и тематическом запросе; по особенностям бесед: при выдаче книг, рекомендациях по прочитанному [ 1, с. 96 ].

Начинался новый этап разворачивания массовой работы с читателями, который был прерван войной. В  предвоенный годы большое внимание уделяется таким выставочным формам как лозунги, плакаты, настенные газеты, диаграммы. В местах отдыха работают политкружки, хоровые и драматические коллективы. Для обеспечения работы налаживается связь с МБА, идет интенсивная пересылка книг из ДБЛ БССР в районные библиотеки, институты, школы. Содержанием работы библиотек стали прославление рабочих подвигов, преодоление пережитков капитализма в сознании строителей коммунизма.

Первые послевоенные годы прошли под знаком отыскивания  и возвращения в библиотечные фонды книг, разграбленных и вывезенных фашистами с территории Беларуси, а также сбора книг среди населения  с целью пополнения библиотечных фондов.

В 50-е годы ставится вопрос о повсеместном управлении чтением  крестьян, рабочих и служащих. В  целях широкой пропаганды книг и  управления чтением библиотеки стали  регулярно проводить читательские конференции. При библиотеках организуются группы читателей, которые организуют чтение новых книг вслух в бригадах, на животноводческих фермах.

В 60-е годы библиотеки стали реально переходить на открытый доступ к фондам. В это время  широко проводится массовая и индивидуальная работа с читателями, пропаганда общественно-политической, научно-технической, сельскохозяйственной литературы, справочно-библиографическая  работа, управление чтением. Библиотеки обращают внимание на массовое обслуживание определенных групп читателей: рабочих, учителей, работников советов народных депутатов.

В 60-70-е гг. на библиотечное обслуживание население оказывает  влияние возрождение социологи  и психологии чтения. Начинается дискуссия  об использовании терминов «работа  с читателями» и «обслуживание  читателей».

С середины 80-х гг. вносятся изменения в терминосистему библиотечного дела. Появились новые термины: пользователь, библиотечная услуга, библиотечная среда, система библиотечного обслуживания. По поводу терминов высказывались различные предложения, однако новая терминология осваивается практиками и находит широкое использование

[13, с. 43 ].

В 90-е годы уходит в  прошлое идеологическая деятельность библиотеки. В теории и практике появляется понятие «культурно- досуговая деятельность библиотеки». Разрабатывается концепция публичной библиотеки как центра досуга.

Под культурно-досуговой  деятельностью публичной библиотеки понимается активная работа библиотеки, направленная на организацию культурного  досуга населения; формирование, удовлетворение и возвышение жизненно-насущных досуговых  потребностей человека в сфере свободного времени, связанных с самосозиданием, совершенствованием и развитием его личности (интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферы).

Объявление независимости  Республики Беларусь стало способствовать возрождению национальной культуры: многие библиотеки почувствовали потребность  работать на родном языке, появились  новые формы обслуживания пользователей, которые связаны с социальными технологиями и историческими традициями народа [4, с. 110].

Таким образом, рассмотрев и проанализировав исторические этапы становления и развития библиотек на территории Беларуси можно сделать вывод, что сущность и значение библиотеки на каждом историческом этапе имели свои особенности. В течении времени происходила трансформация библиотеки из информационного центра в полноценный субъект культурно- досуговой сферы, выполняющей помимо своих основных функций- хранения и выдачи библиотечных материалов читателю- ещё и функцию организации досуга населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Социальные функции библиотеки

В настоящее время, в период осуществления экономических, политических и социальных реформ в нашей стране, библиотеки как социально-культурный институт играют важную роль в духовной жизни общества, в повышении политического, образовательного и культурного  уровня людей, развитии их активности в производительности и общественной деятельности. Вот почему определение  социальных функций библиотек в  современных условиях приобретает  особую актуальность.

Социальная роль библиотек  проявляется в конкретных исторических условиях. Функции библиотек постоянно  развиваются, их содержание меняется в  зависимости от политических, экономических  и социальных преобразований в стране, от задач, которые стоят перед  обществом. Достаточно посмотреть, как  в последние годы меняется определение  понятия “библиотека”, чтобы увидеть  изменение их функции и роли в  жизни общества. Если в “Положении о библиотечном деле в СССР”, утвержденном в 1984 г., библиотеки определяются как  “идеологические, культурно- просветительные и научно-информационные учреждения”, дано новое определение библиотеки: “библиотека - информационное, культурное, образовательное учреждение.” Из данного определения мы видим, что в условиях многопартийности, демократизации библиотеки утратили функцию идеологического учреждения. В то же время, думается, в определении понятия библиотеки недооценена научная сторона их деятельности[12, с.43 ].

Каковы же социальные функции  библиотек в современных условиях?

Одной из основных функций  библиотек является содействие осуществлению  конституционных прав граждан Республики Беларусь на библиотечное обслуживание, свободный доступ к информации приобщение к ценностям национальной и мировой  культуры,  что способствует углублению их знаний в области политики, экономики, социальных проблем. Развитию данной функции  способствовало внедрение в деятельность библиотек маркетинга как системы  управления библиотекой, позволяющей  постоянно изучать запросы и интересы реальных и потенциальных пользователей библиотек и в соответствии с этим корректировать комплектование, разнообразить формы и методы их обслуживания, виды предоставляемых услуг [7, с. 54].

Важной функцией библиотек  является комулятивная функция- функция сохранения и пополнения фондов, особенно изданий и коллекций, относящихся к памятникам истории и культуры и служащих частью культурного достояния.

Получает дальнейшее развитие информационная функция. Для основной массы населения библиотека является одним из важнейших источников информации. В то же время многие пользователи не удовлетворены составом библиотечных фондов, не могут получить необходимую  им информацию. В настоящее время  идет информатизация общества, осуществляется информатизация библиотечного дела. Все это позволяет значительно  улучшить информационное обслуживание пользователей, обеспечить им доступ не только к отечественным, но и зарубежным источникам информации, что является сейчас одним из важных критериев  оценки деятельности библиотек. Все  это требует от библиотекарей  творческого отношения к своей  работе, новаторства, поднятия престижа библиотеки среди населения и  различных организаций, пользующихся ее услугами [6, с. 39].

Совершенствуется образовательная  функция библиотек. В условиях формирования нового общества, осуществляемых в  стране реформ, значительно возрастает потребность людей в экономических, политических и социальных знаниях, знании рынка товаров и услуг, основ маркетинга и менеджмента. Библиотеки призваны помочь гражданам  получить необходимые знания, расширить  их читательские интересы, показать взаимосвязь  между теми или иными явлениями, содействовать развитию самостоятельного мышления, творчества с тем, чтобы  они могли сознательно с пользой  для дела участвовать в развитии производства, предпринимательства, фермерства, в решении социальных вопросов. В условиях демократии, библиотеки должны в своей деятельности отражать сложившееся в обществе идеологическое и политическое многообразие

[13, с. 41].

Воспитательная функция  библиотек. Воспитательная деятельность библиотек имела место во все  времена,  она остается актуальной и сейчас. Сегодня речь идет об изменении  содержания воспитательной работы библиотек. Библиотекари призваны оказывать влияние  на читателей, прививать им любовь к  книге, воспитывать культуру чтения, такие общечеловеческие качества, как  честность, добросовестность, правдивость, порядочность, высокую нравственность, духовность. В этом состоит профессиональный долг библиотекаря [7, с. 38].

Коммуникативная функция. Библиотеки являются местом межличностного общения  и прямых личных контактов. Сейчас, когда в библиотечных учреждениях  получают все большее развитие клубы  по интересам, любительские объединения, дискуссионные клубы и другие формы деятельности, способствующие общению людей, обмену информацией, коммуникативная функция получает все большее развитие.

Гедоническая функция. В  условиях, когда библиотеки развивают  платные услуги, организуют встречи  с деятелями культуры и искусства, просмотры видеофильмов, вечера, спектакли  и т.д., удовлетворяя эстетические потребности  своих пользователей, гедоническая функция приобретает особую актуальность и получает дальнейшее развитие[6, с. 42].

Таким образом, функции библиотек постоянно развиваются, их содержание меняется в зависимости от политических, экономических и социальных преобразований в стране, от задач, которые стоят перед обществом. В настоящее время, помимо основных функций библиотеки- образовательной, комулятивной, информационной, всё большую актуальность приобретают воспитательная, коммуникативная, гедоническая функции. Библиотека становится местом проведения свободного времени населения, способствует духовному развитию посетителей.

Информация о работе Библиотека в сфере культурно-досуговой деятельности