Антропология культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 11:03, контрольная работа

Описание работы

Антропология (от антропо... и ...логия), наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Вданной контрольной работе я расмотрю вопрос «Культура и человек» т.к Антропология это наука о человеке.

Содержание

Глава 1
1.1 Происхождение и воспитание культуры в человеке 5
1.2 Структура культуры 6
1.3 Функции культуры 8
1.4 Законы функционирования культуры 9
Глава 2
2.1 Социализация и инкультурация 10
2.2 Культура и личность 11
2.3 Культура и общество 12
Заключение 14
Список используемой литературы 15

Работа содержит 1 файл

Контрольня работа по культурологии Антропология каультуры.docx

— 34.14 Кб (Скачать)

Под социализацией понимают процесс усвоения индивидом социальных ролей и норм. При этом человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу. В ходе социализации происходит вхождение индивида в социальную и культурную среду, усвоение им ценности общества, позволяющее ему успешно функционировать в качестве члена общества.

В отличии  от социализации понятия инкультурации подразумевает под собой обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Это происходит в процессе взаимообмена между человеком и его культурой, при котором, с одной стороны, культура определяет основные черты личности, с другой - человек сам влияет на свою культуру. Инкультурация включает в себя формирование основополагающих человеческих навыков (типы общения с другими людьми, форма контроля общественного поведения и эмоций, способы удовлетворения потребностей, оценочное отношение к различным явлениям окружающего мира и т.д.). Результатами инкультурации является сходство человека с другими членами данной культуры и его отличие от представителей других культур. По своему характеру процесс инкультурации является более сложным, чем процесс социализации. Содержание процесса инкультурации составляют личностное развитие, социальная коммуникация, приобретение основных навыков своего жизнеобеспечения.

Основными механизмами инкультурации является имитация (повторение людьми привычных навыков поведения, наблюдаемых в поведении других людей) и идентификация5 (в ходе которой детьми усваивается поведение родителей). Помимо данных позитивных механизмов инкультурации, есть и негативные механизмы - стыд и вина.

Основными агентами социализации и инкультурации  являются семья, группа сверстников, учебные  заведения, средства массовой информации, различные политические и общественные организации.

На разных этапах жизни эти факторы действую по-разному. В раннем детстве ведущую  роль в развитии играет семья. В последующем  действуют и другие факторы. Процессы социализации и инкультурации долговременные, действуют на протяжении всей жизни  человека. В результате социализации и инкультурации человек обретает способность к самостоятельному освоению социокультурной реальности, накапливает собственный жизненный  опыт, начинает играть различные социальные роли.

 

2.2 Культура и личность

 

Культура  и личность взаимосвязаны друг с  другом. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип  личности, с другой - личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре.

Личность - это движущая сила и создатель  культуры, а также главная цель ее становления.

При рассмотрении вопроса о соотношении культуры и человека следует различать  понятия «человек», «индивид», «личность». Понятие «человек» обозначает общие свойства человеческого рода, а «личность» - единичного представителя этого рода, индивида. Но при этом понятие «личность» не является синонимом понятия «индивид». Не всякий индивид является личностью: индивидом человек рождается, личностью становится (или не становится) в силу объективных и субъективных условий. Понятие «индивид» характеризует отличительные черты каждого конкретного человека, понятие «личность» обозначает духовный облик индивида, сформированный культурой в конкретной социальной среде его жизни (во взаимодействии с его врожденными анатомо-физиологическими и психологическими качествами).

Поэтому при рассмотрении проблемы взаимодействия культуры и личности особый интерес  представляет не только процесс выявления  роли человека как творца культуры и роли культуры как творца человека, но и исследование качеств личности, которые формирует в ней культура, - интеллекта, духовности, свободы, творческого  потенциала. Культура в этих сферах ярче всего раскрывает содержание личности. Регуляторами личностных устремлений  и поступков личности являются культурные ценности. Следование ценностным образцам свидетельствует об определенной культурной устойчивости общества. Человек, обращаясь  к культурным ценностям, обогащает  духовный мир своей личности. Система  ценностей, оказывающая влияние  на формирование личности, регулирует желание и стремление человека, его  поступки и действия, определяет принципы его социального выбора. Таким  образом, личность находится в центре культуры, на пересечении механизмов воспроизводства, хранение и обновление культурного мира.

Сама  личность как ценность, по сути и  обеспечивает общее духовное начало культуры. Являясь продуктом личности, культура в свою очередь гуманизирует социальную жизнь, сглаживает животные инстинкты у людей. Культура позволяет  человеку становится интеллектуально-духовной, нравственной, творческой личностью.Культура формирует внутренний мир человека, раскрывает содержание его личности.

Разрушение  культуры негативно воздействует на личность человека, ведет его к  деградации.

 

2.3 Культура и общество

 

Понимание общества и его соотношения с  культурой лучше достигается  из системного анализа бытия. Человеческое общество - это реальная и конкретная среда функционирования и развития культуры. Общество и культура активно  взаимодействуют друг с другом. Общество предъявляет к культуре определенные требования, культура в свою очередь  влияет на жизнь общества и направление  его развития. Долгое время взаимоотношения  между обществом и культурой  строились так, что общество выступало  доминирующей стороной. Характер культуры непосредственно зависел от общественного строя, который управлял ею (императивно, репрессивно либо либерально, но не менее решительно).

Многие  исследователи считают, что культура возникла, прежде всего, под воздействием общественных потребностей. Именно общество создает возможности для использование  ценностей культуры, способствует процессам  воспроизводства культуры. Вне общественных форм жизни эти особенности в  развитии культуры были бы невозможны.

В XX в. соотношение  сил двух сторон социокультурной  сферы радикально изменились: теперь общественные отношения стали зависеть от состояния материальной и духовной культуры. Определяющим фактором в  судьбе человечества выступает сегодня  не структура общества, а степень  развития культуры: достигнув определенного  уровня, она повлекла за собой радикальную  реорганизацию общества, всей системы  социальное управления, открыла новый  путь к установлению позитивных социальных взаимодействий - диалог. Его целью  становится не только обмен социальной информацией между представителями  различных обществ и культур, но и достижение их единства. Во взаимодействии общества и культуры существует не только тесная связь, имеются и различия. Общество и культура отличаются по способам воздействия на человека и  адаптации человека к ним. Общество - это система отношений и способов объективного воздействия на человека не заполняется социальными требованиями.

Формы социальной регуляции принимаются как определенные правила, необходимые для существования  в обществе. Но для того чтобы  соответствовать социальным требованиям, необходимы культурные предпосылки, которые  зависят от степени развития культурного  мира человека. Во взаимодействии общества и культуры возможна также следующая  ситуация: общество может быть менее  динамичным и открытым, чем культура. Тогда общество может отторгать  ценности, предлагаемые культурой. Возможна и обратная ситуация, когда общественные изменения могут опережать культурное развитие. Но наиболее оптимально сбалансированное изменение общества и культуры.

 

Заключение

 

Итак, каковы же особенности мира человека как культуры?

- Культура человека социальна,  и хотя сам человек имеет  целостную “тройственную” сущность, воплощающую в единстве биологические,  психические и социальные черты,  его конкретное бытие чревато  нарушением гармонии между индивидуальным  и социальным.

- Культура человека исторична,  то есть изменяется вместе  с изменением общества, всей системы  общественных отношений, и обладает  определенными закономерностями  динамики.

- Культура человека символична: он придает символическую форму  вещам, идеям, чувствам, ценностям  и нормам.

- Культура человека коммуникативна, то есть существует лишь через  общение с другими культурными  мирами, через диалог, посредством  специфического языкового кодирования.

- Индивидуальный мир культуры  является сущностью каждого отдельного  человека, его собственной жизнью, его собственным богатством, его  собственным наслаждением, и по  формам своего проявления уникален. Включается же индивидуальный  мир культуры в социокультурное  пространство через творческую  деятельность человека.

"Я в этот мир  пришел, - богаче стал ли он?

Уйду, - великий ли потерпит он урон?

О, если б кто-нибудь мне  объяснил, зачем я,

Из праха вызванный, вновь стать им обречен?"

(Омар Хайям.)

 

 

Список используемой литературы

 

1. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. – М.: Юнити, 2007.

2. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология: учебное пособие / А.С. Кармин, Е.С. Новикова. – СПб.: Питер, 2007.

3. Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для ВУЗов - 3 изд., М.,; Академический проект, 2001г.

4. Костина А.В. Культурология: учебник / А.В. Костина. – СПб.: КНОРУ, 2008.

1 необычное явление, редкий факт

2 совокупность врождённых тенденций и стремлений, играющих мотивационную роль в формировании поведения

3 последовательность

4 действие, состояние, процесс, возникающие в ответ на какое-либо воздействие, раздражитель, впечатление

5 признание тождественности, отождествление объектов, опознание

 


Информация о работе Антропология культуры