Антропология культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 11:03, контрольная работа

Описание работы

Антропология (от антропо... и ...логия), наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Вданной контрольной работе я расмотрю вопрос «Культура и человек» т.к Антропология это наука о человеке.

Содержание

Глава 1
1.1 Происхождение и воспитание культуры в человеке 5
1.2 Структура культуры 6
1.3 Функции культуры 8
1.4 Законы функционирования культуры 9
Глава 2
2.1 Социализация и инкультурация 10
2.2 Культура и личность 11
2.3 Культура и общество 12
Заключение 14
Список используемой литературы 15

Работа содержит 1 файл

Контрольня работа по культурологии Антропология каультуры.docx

— 34.14 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ

 

 

 

 

Кафедра гуманитарного  образования и социологии

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу: «Культурология»

на тему: «Антропология культуры»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил  студент:

 

Преподаватель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение                                                                                                                      4

Глава 1

1.1 Происхождение и воспитание культуры в человеке                                           5

1.2 Структура культуры                                                                                            6

1.3 Функции культуры                                                                                               8

1.4 Законы функционирования культуры                                                                 9

Глава 2

2.1 Социализация  и инкультурация                                                                          10

2.2 Культура  и личность                                                                                            11

2.3 Культура  и общество                                                                                           12

Заключение                                                                                                                 14

Список используемой литературы                                                                            15

 

 

 

Антропология (от антропо... и ...логия), наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Вданной контрольной работе я расмотрю вопрос «Культура и человек» т.к Антропология это наука о человеке.

Мир культуры человека - это традиции и ритуалы, это нормы и ценности, это творения и вещи - все то, что можно назвать  бытием культуры. В этом бытии отражены представления о мире, складывающиеся столетиями в условиях определенного  природного и исторического взаимодействия. В связи с этим важным и АКТУАЛЬНЫМ здесь является определение проблем  культуры, её роли в обществе, взаимодействии с человеком.

Основными ЗАДАЧАМИ являются:

- анализ  исследования процессов происхождения,  рождение культуры;

- выявление  и обсуждение структур, функций  культуры;

- взаимодействие  культуры с обществом и отдельной  личностью.

Наша  ЦЕЛЬ определить роль культуры и доказать её важность в истории, в жизни  общества и отдельно взятого социума, так как не иначе как сам  человек создал культуру, которая  в свою очередь создает и улучшает человека.

ПРЕДМЕТОМ исследования является культура и человек  в ней.

 

Введение

 

Когда заходит разговор о культуре, её роли в нашей жизни, чаще всего  упоминают художественную литературу, изобразительное искусство, а также  образование, культуру поведения. Но художественная литература, книги, кинофильмы - небольшая, хотя и очень важная частица культуры.

Культура - это, прежде всего, характерный (для данного человека, общества) образ мыслей и образ действий. В социологическом понимании  культура, и в первую очередь её ядро - ценности, регулируют взаимоотношения  людей, это скрепы, объединяющие людей  в единую целостность - общество. Следовательно, культура - важнейшая субстанция человеческой жизни, проникающая фактически повсюду, проявляющаяся в самых разнообразных  формах, включая художественную культуру.

Человеческая личность имеет множество  аспектов, составляющих ее единство. Человек  издавна создавал для себя картину  целого: сначала в виде мифов, затем  в картине божественных деяний, движущих политическими судьбами мира, затем  как данное в откровении целостное  понимание истории от сотворения мира и грехопадения человека до конца  мира и Страшного суда. И лишь когда историческое сознание стало  основываться на эмпирических данных, целостная картина становилась  все более и более дифференцированной. Она, однако, еще воспринималась как  картина, отражающая естественную эволюцию человеческой культуры.

Ныне наступил новый этап. Природа  вокруг нас - декоративна, мир, в котором  мы живем - синтетичен, и состоит  из хитроумных изобретений. Тревога  потери смысла и того Я, которое жило в этом мире смыслов, стала доминантой культуры современного времени.

 

Глава 1

1.1 Происхождение и воспитание культуры в человеке

 

Слово "культура" произошло от латинского cultura и первоначально  имело смысл возделывания, облагораживания  земли. Очевидно, что смысл слова "возделанное человеком", "облагораживание" стал одним из главных для культуры. Здесь, видимо, основной источник, который  рождает тот широкий круг явлений, свойств, объединённых словом культура. Культура включает в себя те явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Прежде всего, в круг этих явлений входят феномены1, возникающие в обществе и не встречающиеся в природе. Таковыми следует признать изготовление орудий труда и спортивные состязания; политическую организацию общественной жизни, её элементы (государство, партии и т.д.) и обычай дарить подарки; язык, мораль, религиозные обряды и колесо; науку, искусство, транспорт и одежду, украшения, шутки. Как видно, круг этих вне природных явлений нашей жизни очень широк, он включает как сложные, "серьёзные" феномены, так и простые, казалось бы, незатейливые, но очень важные и нужные для человека. В круг явлений, объединяемых словом "культура", входят такие свойства людей, которые не регулируются биологическими инстинктами2. Конечно, в современной жизни чисто инстинктивные действия человека крайне редки и соответственно крайне узок круг проблем подобных явлений. Но нельзя отрицать, что есть элементы человеческой жизни, которые впрямую зависят лишь от биологической конституции человека, физического здоровья, взаимоотношений мужчины и женщины. Сюда также входят непроизвольные реакции на свет, боль и т.д. Ко многим подобным явлениям впрямую культурной оценки не применишь.

Значителен круг человеческих действий, в котором переплетаются инстинктивные  и культурные начала. И идёт ли речь о половом влечении или о потребности  в пище - даже в этих случаях мы сталкиваемся чаще всего с переплетением  инстинктивной основы и окультуренного содержания. Инстинкт проявится в чувстве голода, аппетите, предрасположенности к употреблению определённой пищи: высококалорийной в условиях холода, больших физических нагрузок; к пище, насыщенной витаминами, - весной. Культура же проявится в том, как будет убран стол, в красоте и удобстве посуды, в том, сядет ли человек за стол, или будет есть на ковре, усевшись, скрестив под собой ноги. И в сочетании приправ, как будет приготовлено мясо и др. Здесь скажутся и кулинарные традиции того или иного народа, и мастерство кулинара и т.д.

Существует ещё одна категория  явлений, где переплетается инстинкт и культурный контроль за поведением. Так, предрасположенность эмоционального человека к бурным формам реагирования, к быстрой возбудимости, острым выражениям своих идей, замечаний (что, как правило, объясняется типом темперамента, другими врождёнными свойствами) может быть нейтрализовано, облагорожено выработанным умением контролировать себя и т.д. И этот контроль, в том  числе контроль человека над своими природными инстинктами - важнейший  элемент культуры. Причём в различных  культурах конкретные формы контроля, что и в какой степени контролируется, в какой степени подавляется  и по какому поводу инстинкт - приобретают  достаточно ощутимую специфику.

Итак, культура связана с внеприродным в человеческой жизни, с тем, что  отлично от животного, с тем, что  возделано человеком в себе, в  других, а не рождено в нём от природы.

 

1.2 Структура культуры

 

Поскольку культура является сложным образованием, затрагивающим различные сферы  деятельности человека, для ее структурирования необходимо выделить определенное основание.

1. Если  исходить из качества и характера  сознания, производимого культурой,  и характера продуцируемой личности, то можно различить элитарную  и массовую культуры.

2. Структурирование  культуры по ее носителю позволяет  выделять культуру социальных  общностей, или субкультуру: классовую,  профессиональную, городскую, сельскую, молодежную, семьи и отдельного человека. Сегодня вновь становится актуальной проблема классовой дифференциации культуры. Она была сформулирована В.И. Лениным в качестве теории двух культур (Культуры господствующей буржуазной и демократической).

3. Если  учитывать многообразие человеческой  деятельности, то можно выделить  материальную и духовную культуры. К первой из них относится  культура труда и материального  производства, быта, места жительства (топоса), физическая культура. К  духовной культуре можно отнести  познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную. Однако такое деление  является условным, так как многие  из видов культуры - экономическая,  политическая, экологическая, эстетическая - пронизывают всю ее систему  и не относятся в чистом  виде ни к материальной, ни  к духовной культуре.

4. По содержанию и влиянию культура может разделяться на прогрессивную3 и реакционную4, так как, воздействуя на личность и общество, культура может воспитывать человека не только нравственного, но и безнравственного.

5. Культура  может разделяться по признаку  актуальности. Подобной актуальной  культурой сегодня является массовая  культура, которая, несмотря на  огромную степень распространения,  однако, не становится репрезентативной (т.е. представляющей наиболее  адекватно культурное содержание  эпохи).

 

1.3 Функции культуры

 

1. Гуманистическая, или человекотворческая, - воспитание, взращивание, возделывание духа, по Цицерону - «cultura animi». Она направлена на превращение богатства совокупной человеческой истории во внутреннее достояние личности и является условием развития его сущностных характеристик.

2. Функция исторической преемственности (информационная) - функция трансляции социального опыта. Благодаря этой функции каждое поколение людей начинает свой путь развития, будучи обогащенным опытом предыдущих поколений.

3.Гносиологическая, познавательная функция культуры. Культура является своеобразной «базой данных» человечества, собирая и сохраняя знания, полученные человечеством. В связи с этим все культуры могут различаться по характеру использования знаний, по качеству их усвоения и ассимиляции.

4.Коммуникативная функция культуры заключается в том, что она выступает в качестве основного средства общения между людьми, так как воплощает в себе объективное содержание эпохи, а также личностные переживания, взгляды и отдельные позиции субъектов. Более того, культура и существует именно как момент коммуникации, диалога, где проявляются не только ее потенциальные смыслы, но и формируются новые, изначально не предполагаемые.

5.Семиотическая, или знаковая, функция (от греч. Sзmei tik - учение о знаках) - одна из важнейших. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, литературный язык выступает средством овладения национальной культурой. Для познания различных видов искусства - живописи, музыки, театра - нужны также специфические языки. Собственные знаковые системы имеют и естественные науки (физика, математика, химия, биология и т.п.).

6.Регулятивная (нормативная) функция связана с регулированием различных видов общественной и личной деятельности людей, она поддерживается моралью и правом.

7.Адаптационная функция проявляется в эффективном приспособлении индивида к требованиям общества, приобритения им необходимого набора социальных черт, что формирует у него ощущение психологической безопасности и комфорта. Эту функцию культуры исследовал Э.С. Маркарян, который считал, что «культура в целом как раз и была выработана в качестве особого, надбиологического по своей природе, антиэнтропийного и адаптивного механизма общества».

 

1.4 Законы функционирования культуры

 

1.Закон единства и своеобразия культуры. Культура - совокупное коллективное достояние человечества. Все культуры всех народов внутренне едины и одновременно самобытны, уникальны.

2.Закон преемственности в развитии культуры. Культура - это исторический унаследованный опыт поколений. Где нет преемственности, нет культуры. До капитализма становление нового на протяжении многих поколений вбиралось плавно традицией, так что изменение самой традиции успевало быть истолкованным как следовало ей.

3.Закон прерывности и непрерывности развития культуры. В связи со сменой эпох (Формаций, цивилизаций) происходит изменение типов культуры - так появляется прерывность. Однако эта прерывность носит относительный характер, в отличие от абсолютного характера непрерывности (так, к примеру, многие цивилизации погибли, но их достижения парус, колесо, календарь и т.п. стали достоянием мировой культуры).

4.Закон взаимодействия и сотрудничества культур. Каждая из культур имеет свою специфику, своеобразие, мироведение. Нередко это различие доходит до противоречия (например культура Запада и Востока, Христианства и ислама). Отсюда и разнообразие культурных контактов: от торговли и переселений до войн и захвата территорий. Все эти взаимодействия обуславливают единство всемирно-исторического процесса.

Исходя  из этих законов функционирования культуры, мы можем отметить, что развитие культуры тесно связано с развитием  человека. Чем динамичней развивается  культура, тем быстрее человек  найдет себя в жизни, так как культура открывает новые горизонты, новые идеи. Между культурой и человеком неразрывная связь, которая неподвластна разрушению.

 

Глава 2

2.1 Социализация и инкультурация

 

Влияние культуры на личность происходит в  процессе инкультурации и социализации, с помощью которых человек  овладевает знаниями и навыками, необходимыми для жизни в обществе и в  той или иной конкретной культуре.

Информация о работе Антропология культуры