Античная культура – Культура Древней Греции и Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 23:28, лекция

Описание работы

В более подробном виде в исторической науке принято выделять следующие этапы истории Древней Греции:
Крито-микенский (конец III—II тыс. до н. э.). Минойская и Микенская цивилизации. Возникновение первых государственных образований. Развитие мореплавания. Установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока. Возникновение оригинальной письменности. Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит, где в то время проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III тысячелетия до н. э. завоеванию греков-ахейцев.

Содержание

Периодизация античной культуры
I. Крито-микенский = эгейский = минойский период - III – II тыс. до н.э.
II. Гомеровский период - XI –VIII вв. до н.э.
III. Архаическая эпоха – VII – VI вв. до н.э.
IV. Классический период – V – IV вв. до н.э.
- Ранняя классика - I половина V в.
- Поздняя классика - IV в. до н.э.
V. Эпоха эллинизма – III – I в. до н.э.
VI. Древнеримская культура – VIII в. до н.э. – V в. н.э.

Работа содержит 1 файл

Лекция-5-Античность.doc

— 490.00 Кб (Скачать)

- Появились элогии в честь представителей знатных фамилий. Самая ранняя элогия сохранилась на памятнике Луция Корнелия Сципиона Барбата и датируется 298 до н. э.

- Зачатки римской народной драмы появились во время разных сельских празднеств. Основным видом драматических произведений стали ателланы. При Андронике началась поэтическая деятельность Гнея Невия с его эпическим произведением о Первой Пунической войне. После Второй Пунической войны появились произведения поэта Квинта Энния, который впервые ввёл в латинскую литературу гекзаметр.

- В то же время в этот период прославились комедиографы Тит Макций Плавт и Публий Теренций Африканец, а также сатирик Луцилий, со времён которого сатира стала чисто римским жанром.

- К этому времени относятся прозаические произведения старших анналистов, первым из которых был Квинт Фабий Пиктор. Первую историю Рима на латыни написал Марк Порций Катон Старший, известный своим трактатом «О сельском хозяйстве».

Последний век Республики был отмечен расцветом прозы и поэзии. Умение сочинять стихи было признаком хорошего тона. В то же время тогдашняя поэзия была разделена на две школы. Одна отстаивала традиционную форму стихосложения, шедшей от Энния. Наиболее известными её приверженцами были Цицерон и Тит Лукреций Кар. Другая школа культивировала традиции эллинистических, особенно александрийских, поэтов и отличалась подчёркнутой эрудицией автора в произведениях, изящностью формы и тягой к сентиментализму. Сторонники этого направления были особенно среди аристократической молодёжи. Позже к этому направлению примкнул Гай Валерий Катулл.

- Видное место в прозаической литературе конца Республики занял Цезарь со своими мемуарами «Записки о галльской войне» и «Записки о гражданской войне». Близко к мемуарной литературе стояли некоторые произведения, например авторства Гая Саллюстия Криспа.

Эпоха Августа, названная  «золотым веком римской литературы», стала дальнейшим развитием поэзии. Появились кружки́ Мецената и Мессалы Корвина.

Первые поэты этого  периода — Публий Вергилий Марон и Квинт Гораций Флакк — начали своё творчество ещё во время гражданских войн и были членами кружка Мецената. Вергилий, будучи знаком с александрийской школой, создал чисто римские поэтические произведения, вершиной которых является «Энеида».

Лучшими произведениями Горация стали его оды и большое стихотворное произведение «Ars poetica» («Поэтическое искусство»).

- Последним крупным поэтом августовской эпохи стал Публий Овидий Назон, автор фактически фундаментальных произведений «Метаморфозы», «Фасты» и «Искусство любви». Обычай рецитации — публичного чтения своих произведений — при Августе ввёл Азиний Поллион.

При Нероне получила известность поэма Лукана «Фарсалия» и «Сатирикон» Петрония Арбитра — одно из произведений художественной латинской прозы. Марк Валерий Марциал и Децим Юний Ювенал также внесли большой вклад в римскую сатиру.

- Последним крупным писателем периода расцвета империи стал Апулей — сохранилось его полусатирическое произведение «Метаморфозы, или Золотой осёл».

В то же время расцвета достигла специализированная проза.

- Плиний Старший издал фундаментальный энциклопедический многотомный труд «Естественная история», описавший все известные тогда области науки и знаний, было уделено особое внимание греческой мифологии.

- Развился и биографический жанр («Жизнь 12 цезарей» Гая Светония Транквилла или «Панегирик» Траяну Плиния Младшего).

- К трактату Катона добавился трактат Луция Юния Модерата Колумеллы «О сельском хозяйстве».

- Итоги многолетних работ римских риторов были обобщены в руководстве Квинтилиана «Institutio oratoria».

- Конец принципата Траяна ознаменовал формальное завершение «серебряного века римской литературы», в котором развилась например сатирическая поэзия Персия Флакка.

- Федр ввёл в римскую литературу жанр басни, а крупнейшим драматургом «серебряного века» стал Луций Анней Сенека. После усиления греческого влияния латинскую словесность постарались восстановить в частности Марк Корнелий Фронтон и Авл Геллий.

В III в. появилась раннехристианская  литература (Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан, Киприан, Минуций Феликс), усилившая свои позиции в следующем веке (Аврелий Августин, Амвросий Медиоланский, Арнобий, Цецилий Фирмиан Лактанций). Стремление поддержать римскую традицию выразилось в основном в появлении комментариев к старым авторам типа Вергилия. Появились классические поэтические произведения Клавдия Клавдиана.

Книгоиздательство и  книготорговля получила в Риме большое  развитие.

Просвещение

По мнению Плутарха, совместное коллективное обучение в Риме началось в середине III в. до н. э., когда там открыл свою школу Спурий Карвилий, но по сообщениям Ливия это было гораздо раньше. Мальчики и девочки начинали учиться в 7 лет. Первые состояли под постоянной опекой воспитателя-педагога, сопровождавшим их на занятия в школу, а дома выполнявшим свои прямые функции. Вторые, из богатых семей, получали домашнее образование под руководством матери, а те, что победнее, ходили в школу вместе с мальчиками. Слова «puella docta» («образованная девушка») были желанным комплиментом.

Квинтилиан предъявил  к педагогам характерные требования: «Нет ничего хуже людей, мало продвинувшихся в науке дальше начальных сведений, а уже преисполненных ложной уверенности, будто они учёные!»

Учебный год начинался  в марте после праздника в честь Минервы 19-23 марта. Изначально учебная программа ограничивалась чтением, письмом и изучением основ арифметики, позже она была изменена. Обновлённые этапы описал Апулей как «чаши муз»: литературное чтение, грамматика и риторика. Цицерон, например, писал, что он изучал Законы двенадцати таблиц, которых в его время не изучал уже никто.

Обучение риторике было традиционно комплексным и включало теорию ораторского искусства и практические упражнения, заключавшиеся в составлении речей на заданную тему из истории, литературы, мифологии или политики.

Для рабов Сенека не считал целесообразным введение систематического образования, предоставляя этот момент их хозяину. Но среди рабов всегда было много греков, хорошо образованных в основной своей массе. Они были секретарями, библиотекарями, декламаторами стихов и др. Некоторые, став вольноотпущенниками, по-видимому совершенствовали свои таланты. Среди них были известные в Риме грамматик Реммий Палемон, заведующий библиотекой на Палатине Гай Юлий Гигин и т. д. Для детей рабов от 12 лет начиная от Тиберия вплоть до Каракаллы организовывалась своя школа — «pedagogium», где преподавали учителя из обычных школ.

Молодёжные организации Древнего Рима

Начало римских молодёжных организаций следует искать во II в. до н. э. В Италии они были известны как «iuvenes» или «iuventus» («молодые», «молодость»), а в провинциях — «iuventus» и «collegium iuventutis». Расширение их сети было связано с возникновением новых школ в городах империи. В отличие от афинских эфебий, членство в организациях было добровольным, а не обязательным, упражнения не носили военный характер и кроме того такие организации основывались на коллегиальных началах и не имели назначенной администрации — во главе их стоял магистр. Расцвета молодёжные организации достигли при ранней Империи, когда муниципальная городская аристократия стала эффективно помогать государственной власти.

Борьба и запрет Древнеримской культуры христианством

Феодосий I Великий преследовал представителей Древнеримской культуры, античной философии, религии, которых христиане считали язычниками.

 В 384—385 годах рядом указов предписано уничтожение античных храмов: Храм Артемиды Эфесской, Храм Артемиды Гемеры и т. д.

Префект Востока Кинегий, при помощи вооружённой силы и вместе с христианскими монахами, разрушил многие из оставшихся святилищ старой веры.

Эдикт 391 года, ещё более строгий, нанёс последний удар «язычеству», запретив поклонение богам не только публично, но и в частных домах.

В 391 году толпа христиан-фанатиков под руководством патриарха Феофила разрушила и сожгла Александрийскую библиотеку, которая была хранилищем Древнеримской культуры.

В Риме из залы сената окончательно и навсегда вынесена была знаменитая статуя Ники («победы»), признававшаяся палладиумом древней религии. Оппозиция старо-римской знати (с Симмахом и Претекстатом во главе) не сокрушила решений Феодосия; священный огонь Весты был потушен (394), и в том же году в последний раз допущено празднование Олимпийских игр в Греции. Фактически практика «язычества» продолжалась в глухих углах империи.

Римский Пантеон

Римский пантеон имеет  много аналогов греческих богов  и богинь, есть и свои собственные  божества и низшие духи. Особо почитаемые боги назывались «отцами» («patres»), низшие — «famuli divi» и «virgines divi». Божественное право («fas») не смешивалось с человеческим («ius»). Низшие божества («numina») существовали у римлян по-видимому уже в раннюю эпоху.

В греческих книгах «Индигитаментах» перечисляются божества посева, произрастания  семян, цветения и созревания, жатвы  колосьев, бракосочетания, зачатия, развития зародыша, рождения ребёнка, его первого крика, выхода на прогулку, возвращения домой и т. д., в связи с чем первоначально у некоторых пол не был фиксированным (ср. Палес, Фавн — Фавна, Помона — Помон и др.). Из массы нуминов выделилась триада римского пантеона — Юпитер, Марс и Квирин, отразившая трёхчленность гражданских функций — соответственно религиозно-жреческая, военная и хозяйственная.

Соответствия  между древнегреческими и римскими богами

Аид, Гадес бог царства мёртвых - Плутон, Орк, Диспатер

Амфитрита жена Посейдона (Нептуна) - Салация

Аполлон бог солнца и покровитель искусств - Феб

Арес бог войны - Марс

Артемида богиня охоты     -     Диана

Асканий персонаж мифов (сын Энея) -   Юл

Асклепий бог врачевания    Эскулап

Атлант титан, эпоним океана и гор     Атлас

Афина богиня мудрости и справедливой войны Минерва

Афродита богиня любви и красоты Венера

Борей бог северного ветра Аквилон

Геба богиня юности Ювента

Геката богиня мрака и чародейства Тривия

Гелиос солнечный бог Соль

Гемера божество дня Диес

Гра царица богов Юнона

Геракл герой мифов, сын Зевса Геркулес

Гермес вестник богов, покровитель путников и торговцев, проводник душ умерших Меркурий

Геспер сын Атланта или Астрея Веспер

Гестия богиня домашнего очага Веста

Гефест бог огня и кузнечного ремесла Вулкан

Гея богиня земли Теллус

Гигиея богиня здоровья Салюс

Гименей божество брака Талассий

Гипнос, Морфей Бог сна Сомн

Деметра богиня полей и плодородия Церера

Дидона персонаж мифов основательница Карфагена Элисса

 Дионис, Вакх бог виноградарства и виноделия Бахус,

Либер Зевс верховный бог Юпитер

Зефир бог западного ветра Фавоний

Илифия богиня родов Люцина

Ипполит герой, сын Тесея Вирбий

Кибела богиня-владычица гор, лесов, зверей Опс

Кора божество матери Земли Теллус

 Кронос титан, бог времени Сатурн

Лето титанида (дочь Кея и Фебы) Латона

Ливия нимфа, эпоним Ливии, а также сама эта страна Ливия

Лисса божество безумия Мания

Мегера богиня мести Фурина

Мойры богини человеческой судьбы Парки

Музы покровительницы наук, поэзии и искусств Камены

Ника, Нике богиня победы Виктория

Никта божество ночи Нокс

Нот бог южного ветра Австр

Одиссей герой, главное действующее лицо «Одиссеи» Улисс

Осса олицетворение молвы, вестница Зевса Фама

 Пан бог лесов, охотников и пастухов, всей природы Фавн

Персефона богиня плодородия и царства мёртвых Прозерпина,

 Карне, Фуррин Пистис богиня верности клятве Фидес

Плутос бог богатства Плутон

Полидевк герой, один из Диоскуров, брат-близнец Кастора Поллукс

Посейдон бог морей и землетрясений Нептун

Селена богиня луны Диана

Семела мать Диониса Стимула либо Либера

Силен божества лесов Сильван

Танатос бог смерти Морс

Тихе, Тюхе, Тиха богиня случая и судьбы Фортуна

 Фемида богиня правосудия Юстиция, Эквитас

Фосфор солнечное божество Люцифер

Хариты богини красоты и изящества Грации

Хлорис богиня цветов Флора

Энио богиня войны Беллона

Эос богиня утренней зари Аврора

Эрида богиня раздора Дискордия

Эринии богини мщения Фурии

Эрот, Эрос бог любви Амур, Купидон

Эхо нимфа    Мута, Тацита


Информация о работе Античная культура – Культура Древней Греции и Рима