Античная культура – Культура Древней Греции и Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 23:28, лекция

Описание работы

В более подробном виде в исторической науке принято выделять следующие этапы истории Древней Греции:
Крито-микенский (конец III—II тыс. до н. э.). Минойская и Микенская цивилизации. Возникновение первых государственных образований. Развитие мореплавания. Установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока. Возникновение оригинальной письменности. Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит, где в то время проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III тысячелетия до н. э. завоеванию греков-ахейцев.

Содержание

Периодизация античной культуры
I. Крито-микенский = эгейский = минойский период - III – II тыс. до н.э.
II. Гомеровский период - XI –VIII вв. до н.э.
III. Архаическая эпоха – VII – VI вв. до н.э.
IV. Классический период – V – IV вв. до н.э.
- Ранняя классика - I половина V в.
- Поздняя классика - IV в. до н.э.
V. Эпоха эллинизма – III – I в. до н.э.
VI. Древнеримская культура – VIII в. до н.э. – V в. н.э.

Работа содержит 1 файл

Лекция-5-Античность.doc

— 490.00 Кб (Скачать)

Два ведущих учения -  стоическое и эпикурейцы – Боэций, Плотин, Сенека, Цицерон, Посидоний, Панетий, Хрисипп, Пиррон, Эпикур, Зенон.

Стоики: первый древний период – этический ригоризм (то есть принципиальная непримиримость), средний период – более мягкая форма, поздний период – в римскую эпоху

Эпикурейцы:  основатель – Эпикур,  идеи наслаждения и радости

Скептицизм: радикальное сомнение по поводу философии как системы  (Пиррон)

Эклектицизм: соединение разнородных философских учений (Цицерон)

 Школа  академиков -  основанная Платоном

Школа перипатетиков  - основанная Аристотелем  - (от греч. «прогуливаться, прохаживаться») — название школы возникло из-за привычки Аристотеля прогуливаться с учениками во время чтения лекций. Другое название школы — Лике́й (в средневековом или традиционном латинском произношении — Лице́й)  -  по названию расположенного вблизи от гимнасия, где преподавал Аристотель, храма Аполлона Ликейского, в восточной части древних Афин. Основана в 335/4 г. до н. э. В средневековье перипатетиками называли схоластов.

Неоплатонизм  - новый расцвет античной философии (Плотин)

Переход к  средневековой христианской  философии – начала христианской философии (Боэций)

Характерные черты отдельных периодов истории культуры Древней Греции

В начальный период истории  Древней Греции (III тыс. до н. э.) этнический состав данных территорий был достаточно пёстрым: пеласги, лелеги и др., затем потеснившие и ассимилировавшие их протогреческие племена — ахейцы и ионийцы.

Первые раннеклассовые государства  ахейцев (Кносс, Фест, Микены, Тиринф, Пилос, Афины и др.) образовались в начале II тыс. до н. э. в эпоху бронзового века. Вторжение дорийцев (около 1200 года до н. э.) повлекло распад этих государств и восстановление родовых отношений.

К IX в. до н. э. население Древней Греции было следующим: эолийцы — Северная Греция, дорийцы — Средняя Греция и Пелопоннес, ионийцы — Аттика и острова.

В VIII—VI вв. до н. э. в Греции сформировались полисы (города-государства). В зависимости от результатов борьбы демоса (земледельцев и ремесленников) с родовой знатью государственное устройство в полисах было либо демократическим (Афины и др.), либо аристократическим (Спарта, Крит и др.). В экономически развитых полисах (Коринф, Афины и др.) широко распространилось рабство, в Спарте, Аргосе и др. долго сохранялись пережитки родового строя.

V—IV вв. до н. э. — период высшего расцвета полисного устройства. В результате победы греков в греко-персидских войнах (500—449 до н. э.) происходит возвышение Афин, создаётся Делосский союз (во главе с Афинами). Время высшего могущества Афин, наибольшей демократизации политической жизни и расцвета культуры приходится на время правления Перикла (443—429 до н. э.). Борьба между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции и противоречия между Афинами и Коринфом, связанные с борьбой за торговые пути, привели к Пелопоннесской войне (431—404 г. до н. э.), которая завершилась поражением Афин.

В середине IV в. до н. э. на севере Греции происходит возвышение Македонии. Её царь Филипп II, одержав победу при Херонее (338 г. до н. э.) над коалицией греческих государств, фактически подчинил Грецию.

Его сын Александр Македонский возглавил поход объединённого греко-македонского войска в Азию. Он взял Персию и часть Индии. После распада его державы в III—II вв. до н. э. возникает ряд эллинистических государств со смешанным греко-восточным населением и культурой. В самой Греции в это время преобладали государства и союзы военизированного типа (Македония, Ахейский союз, Этолийский союз), оспаривавшие гегемонию над Грецией. В 146 г. до н. э. римляне наносят поражение Ахейскому союзу и подчиняют Грецию. В 27 г. до н. э. на её территории была образована провинция Ахайя. В IV в. нашей эры Греция стала основной частью Восточной Римской империи — Византии.

История греко-восточных  эллинистических государств завершается  завоеванием Римом последнего эллинистического государства — Птолемеевского Египта в I в. до н. э.

За всё время независимого существования Греции она никогда не была единым государством, и различные части эллинской расы никогда не составляли одного народа. В историческое время занятая эллинами территория дробилась на две тысячи мелких государств, обыкновенно состоявших из одного города с примыкавшими к нему полями или деревенскими поселениями. Каждое такое город-государство было полностью политически независимо наподобие нынешней обширной монархии или республики или неуклонно стремилось к такой независимости. Только эта маленькая область и была отечеством для эллина; все прочие эллины были чужие, иноземцы, и взаимными отношениями между государствами были отношения международные.

Однако неизбежным спутником  дробления эллинов была политическая рознь между общинами, в основе которой лежало, помимо жажды независимости, различие в степени гражданского и умственного развития, в общественных учреждениях, нравах, привычках, во всём складе жизни. Бытовая и умственная рознь в среде эллинов не ослабевала с течением времени, а скорее усиливалась, по мере того как республики преуспевающие всё дальше уходили вперёд от состояния поселений, остававшихся верными архаическим условиям жизни.

Могло ли быть достигнуто в III веке до н. э. прочное единение между Афинами или Коринфом, с одной стороны, и какой-нибудь общиною этолян, локров или акарнанов с другой, когда первые были промышленными и просвещёнными городскими республиками, а последние пребывали на уровне бедных деревенских поселений?

В сочинении Геродота слышится голос эллина, болеющего душою за всю Элладу, которой не достаёт единодушия даже в моменты великих опасностей. Предание приписывает Периклу попытку примирить между собою все эллинские государства.

И Сократ и Демосфен много раз взывали к единению эллинов для отражения персов и македонян. По убеждению Аристотеля, владычество эллинов над прочими народами было бы несокрушимо, если бы они находились под единым управлением. По словам Полибия, проницательнейшие из эллинов предрекали покорение Греции римскими легионами, если эллины не прекратят домашних распрей и не встанут на врага общими силами.

В течение долгого  времени в греческих городах допускали роскошь только для общественных построек. Частные жилища были очень скромны и лишены даже самого незначительного комфорта.

Архитектура Древней Греции

Важнейшей задачей архитектуры у греков было строительство храмов. Оно породило и выработало художественные формы, которые перешли потом к сооружениям всякого рода. Во все продолжение исторической жизни Греции её храмы постоянно сохраняли один и тот же основной тип, впоследствии усвоенный и римлянами.

Греческие храмы нисколько  не походили на храмы Египтаи Востока: это были не колоссальные, внушающие религиозный страх таинственные капища грозных, чудовищных божеств, а весёлые, приветливые обиталища человекоподобных богов, устроенные наподобие жилищ простых смертных, но только более изящные и богатые.

Первоначально храмы строились из дерева. Потом их стали сооружать из камня, причём, сохранились некоторые элементы и приёмы деревянного зодчества. Греческий храм – это:

- здание в основном умеренных размеров,

- стоявшее внутри священной ограды

- на фундаменте о нескольких ступенях и

- представлявшее в простейшем своём виде сходство с продолговатым домом, имеющим в плане два сложенные вместе квадрата и двускатную, довольно отлогую крышу;

- одна из коротких его сторон не выходила наружу стеной, которую здесь заменяли две пилястры по краям и стоящие в пролёте между ними две (иногда 4, 6 и т. д., но всегда чётные числом) колонны,

- внутреннее, замкнутое со всех сторон помещение — святилище, где стояла статуя божества и куда никто не имел права входить, кроме жрецов.

Подобное здание называлось «храмом в пилястрах»

Виды храмов:

  1. Храм «с портиком», или «простильный», имеющий впереди входных сеней портик с колоннами, стоящими как раз против их пилястр и колонн
  2. Храм «с двумя портиками», или «амфипростильный», в котором на двух крыльцах пристроено по портику к тому и другому
  3. Храм «кругокрылый», или «периптерический», состоящий из храма in antis, или простильного, или же амфипростильного, сооружённого на платформе и обнесённого со всех сторон колоннадой
  4. Храм «двоякокругокрылый», или «диптерический» — такой, в котором колонны окружают центральное сооружение не в один, а в два ряда
  5. Храм «ложнокругокрылый» или «псевдопериптерический», в котором опоясывающую здание колоннаду заменяют полуколонны, выступающие из его стен
  6. Храм «сложнодвоякокругокрылый», или «псевдодиптерический» , казавшийся как бы окружённым двумя рядами колонн, но в котором на самом деле второй их ряд заменялся со всех или только с длинных сторон здания полуколоннами, вделанными в стену.

Стили колонн

Из предыдущего видно, сколь важную роль играла в греческой  архитектуре колонна: её формы, пропорции и декоративная отделка подчиняли себе формы, пропорции и отделку других частей сооружения; она была модулем, определяющим его стиль. В ней более всего выразилось различие художественного вкуса двух главных ветвей эллинского племени, породившее два отдельные направления, господствовавшие в греческом зодчестве.

Как по характеру, стремлениям, образу общественной и частной жизни  дорийцы и ионийцы не сходствовали между собой во многом, так же точно велика была и разница излюбленных ими двух архитектурных стилей, хотя основные начала этих стилей оставались одни и те же.

Дорический стиль:

Отличается простотой, мощностью, даже тяжеловатостью своих форм, их строгой соразмерностью и полным соответствием механическим законам.

- Его колонна представляет в своём разрезе круг; высота её стержня (фуста) относится к диаметру разреза как 6 к 1; стержень с приближением к верху несколько утончается и немного ниже половины своей высоты имеет утолщение, так наз. «опухлость» . Так как это обстоятельство нисколько не увеличивает прочности колонны, то надо предполагать, что греческие зодчие старались посредством опухлости только смягчить то впечатление сухости и жёсткости, какое она производила бы при геометрически точной прямолинейности профиля.

- В большинстве случаев колонна покрыта по направлению своей длины «ложками», или «каннелюрами», то есть желобками, представляющими в разрезе небольшой круговой сегмент. Эти желобки в числе 16—20 на колонне делались, по-видимому, для того, чтобы оживить монотонность её гладкой цилиндрической поверхности и чтобы их перспективное сокращение с боков колонны позволяло глазу лучше чувствовать её круглоту и производило игру света и тени. Нижним своим концом колонна первоначально ставилась прямо на платформу здания; потом иногда помещался под нею низкий четырёхугольный плинт. - Эту тяжесть составляет т. наз. «антаблемент», то есть каменные балки, перекинутые с колонны на колонну, и то, что лежит над ними.

Наконец, дорический антаблемент завершается  сильно выступающим наружу карнизом или «гезимсом», под которым находится так наз. «слезник» — ряд четырёхугольных пластинок, усеянных «каплями» в числе 18 на каждой. По краю карниза, в так наз. «софите», рассажены львиные головы с раскрытой пастью, назначенные для стока дождевой воды с крыши. Последняя делалась либо из каменных, либо из черепичных плит; образуемые ею треугольные фронтоны, окаймлённые расчленённым карнизом, нередко были украшены скульптурными группами. На вершине фронтона и по его краям выступали «акротеры» в виде пальмовых листьев (пальметок) или же статуи на пьедесталах.

Ионический  стиль:

Все формы легче, нежнее и грациознее, чем в дорическом.

- Колонна стоит не непосредственно на фундаменте здания, а на четырёхугольном, довольно широком подножии (стилобанте) и имеет внизу базу, состоящую из нескольких круглых валов или «торов», отделённых один от другого впалыми желобками, или «скотиями». Стержень колонны несколько расширен внизу и утончается по мере приближения к своей вершине. Ионическая колонна выше и стройнее дорической и покрыта каннелюрами в большем числе (иногда до 24), причём они врезаны в неё гораздо глубже (представляя в разрезе иногда ровно полукруг), отделены друг от друга небольшими гладкими пространствами и не доходят до самого верха и низа стержня, оканчиваясь здесь и там закруглением.

Но самая характеристичная часть в ионическом стиле — капитель колонны. Она состоит из нижней части (эхина), украшенной так называемыми «овами», и из лежащей над нею четырёхугольной массы, сильно выдвигающейся вперёд и образующей с лицевой и задней стороны капители по паре завитков, или «волют». Ионический антаблемент состоит из архитрава, распадающегося на три горизонтальные полосы, которые немного выдаются вперёд одна над другой, и из фриза, на котором обыкновенно изображались как бы повешенные черепа жертвенных животных, венки зелени, гирлянды цветов или же рельефные сцены мифологического содержания.

В последнем случае фриз назывался «зоофором».

Ионический ордер, зачатки  которого встречаются в искусстве  Средней Азии, перешёл оттуда в  малоазийские греческие колонии  и в самую Элладу, где с течением времени становился все более и более изящным и подвергся многочисленным видоизменениям. Так, в Аттике он получил настолько своеобразный характер, что история архитектуры признает особый «аттический» стиль. Главное его отличие от ионического состоит в большей толщине и массивности волют капители, на которых, кроме двух ободков, сходящихся в глазе волюты, есть ещё третий такой же ободок; другое важное отличие заключается в том, что каннелюры в большинстве случаев не доходят до самой вершины стержня колонны и она украшается узором из пальметок и завитков.

Кроме описанных стилей, в греческом зодчестве существовал  ещё один — коринфский стиль, возникший позже других и отличавшийся особенной пышностью. Такая колонна, имея базу и антаблемент, что создает значительное сходство с ионическими; но капитель и абака — совершенно иные. Первая представляет как бы корзину, окружённую двумя рядами аканфовых листьев; наклонно стоящие четыре волюты, выступая из этих листьев и давая от себя две меньшие волюты, поддерживают плоскую абаку, которая имеет форму квадрата с отсечёнными углами и дугообразно срезанными сторонами; в середине каждой из этих сторон помещена розета.

Информация о работе Античная культура – Культура Древней Греции и Рима