Алхимия – время, не потерянное напрасно

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 23:58, курсовая работа

Описание работы

Моя курсовая работа посвящена ятрохимии и ее влиянию на развитие медицины и фармации. Мне показалась, интересной эта тема тем, что эпоха средних веков является промежуточным звеном между античным и новым временем, когда наука стала бурно развиваться, стали делаться открытия, в том числе в химии и медицине. Но ничего не происходит на пустом месте…

В своей курсовой работе первую главу я посвятила исследованиям алхимиков. Их достижениям и открытиям в области химии, медицины, лекарствоведения, которые способствовали развитию ятрохимии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Алхимия – время, не потерянное напрасно…………………………………... ..5

Глава 2. Основные положения и задачи ятрохимии…………………………………….7

Глава 3. Великий Парацельс и его учение………………………………………………...8

Глава 4. Дальнейшее развитие ятрохимии и его результаты………………………...13

Глава 5. Последователи Парацельса……………………………………………………...15

Заключение…………………………………………………………………………………..18

Список литературы

Работа содержит 1 файл

культурология.doc

— 572.00 Кб (Скачать)

     Возникновение ятрохимии в XVI веке, множество исследований в области технической химии в тот же период - вот наиболее яркие признаки этого нового направления.

     Основателем ятрохимии был швейцарский немец  Парацельс, утверждающий, что «настоящая цель химии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств». «Я ятрохимик, - говорил Парацельс,- поскольку знаю и химию и медицину».[3, c. 36]

     Ятрохимия выражала стремление слить медицину с химией, переоценивая роль химических превращений в организме и  придавая определенным химическим соединениям способность устранять обнаруживающиеся в организме нарушения равновесия.

     Ятрохимики  считали, что человеческое тело состоит  из особых веществ, в организме человека происходит взаимодействие этих веществ так же, как оно происходит в ретортах алхимиков. Происходящие изменения в этих веществах (нарушение химического равновесия веществ) должны вызвать болезни, которые могут быть излечены лишь путем применения лекарств, восстанавливающих нормальное химическое равновесие. Ятрохимия ставила задачу поиска и приготовления таких химических средств для медицинских нужд.

     Вот примерно выраженная на современном  языке мысль, которой руководствовался Парацельс и его последователи при развитии ятрохимического учения: «Парацельсовская идея в том, что жизненные явления обладают химической природой и что здоровье зависит от нормального состава органов и соков, не может не быть привлекательной даже для современного биохимика. Однако научную ценность она приобрела только тогда, когда воедино слилась с экспериментальным методом и, следовательно, обратилась к достоверным способам определения химического состава органической материи. Ни Парацельс, ни другие ятрохимики не могли тогда сформулировать эту проблему в такой форме. Они были сынами своего времени и потому обратили внимание на абстрактную сторону проблемы, как это позволяла тогда сделать наука. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3.

Великий Парацельс и его  учение 

                                                      Сила врача – в его сердце,

Величайшая  основа лекарства – любовь.

                      Парацельс. 

     Основоположник ятрохимии, знаменитый врач, естествоиспытатель и философ Филипп Ауреол Теофраст фон Гогенгейм (1493-1541), известный как Парацельс,- одна из самых удивительных и загадочных фигур в истории медицины. Несмотря на то, что в течение веков его личность привлекала к себе внимание исследователей, достоверных сведений о нем совсем немного. В его биографии много неясного и противоречивого.

     Парацельс (такое имя он дал себе сам, оно  означает «превосходящий Цельса» - древнеримского ученого-энциклопедиста) прожил недолгую, но очень насыщенную жизнь.

     Начиная с Парацельса, европейская алхимия  развивает темы ятрохимии - поисков  долголетия и бессмертия. Задача «целения» неблагородных металлов и превращения их в золото уступает место целению несовершенства человека и превращается в поиски долголетия и бессмертия. Как и китайские алхимики, Парацельс был занят получением «питьевого золота», позволяющего достичь исцеляющей организм трансмутации. Алхимия Парацельса фокусировалась на микрокосме, решая вопросы универсальной медицины в поисках Меркурия или эликсира жизни. Обе - практическая и теоретическая - алхимии широко пользовались символическим языком, создав одновременно пояс защиты от притязаний со стороны непосвященных. Задача облагораживания неблагородных металлов и превращения низкой субстанции в высокую - служила глубокой аналогией и, как в Новом Завете, формулировалась как задача излечения немощного и больного человека и превращения его в «нового человека под новыми небесами».

     Он  родился недалеко от Цюриха (Швейцария) в семье врача из древнего и славного рода Бомбастов. С детства отец начал посвящать сына в основы медицины и тайны алхимии, весьма популярной в то время. В университетских стенах Базеля он целиком погрузился в изучение трудов своих знаменитых предшественников – Галена, Гиппократа, Авиценны. Но университетские познания показались Парацельсу недостаточными. Он быстро понял, что «чтение еще никого не сделало врачом», а «медицина….требует практики». И тогда он решил постигать секреты врачевания, пустившись в странствия по свету.

     «Я скитался в поисках моего искусства,- вспоминал впоследствии Парацельс,- нередко подвергая опасности свою жизнь. Я не стыдился даже у бродяг, плачей и цирюльников учиться всему, что считал полезным». [3, с. 42]

     Но  не только чужой опыт постигал молодой врач, он изучал, прежде всего, «книгу природы», а потому активно использовал для приготовления лекарств, все ее дары - лечебные травы, минералы, металлы.

     Парацельс посетил многие страны Европы, побывал  в России и в Индии. За это время он значительно углубил свои медицинские познания и расширил практический опыт.

     После долгих странствий 32-х летний Парацельс  вернулся в Германию, где вскоре должности главного городского врача  и университетского профессора физики, медицины и химии. 
 

     Но  в новом качестве Парацельс настроил против себя большую часть врачей, профессоров и аптекарей. Его реформаторский дух сказывался во всем, за что он ни брался.

     Парацельс решил предотвратить неоправданное  завышение цен на лекарства и  этим вызвал ненависть всех аптекарей. Он начал читать лекции, которые ужаснули его консервативных коллег, хотя имели бешеный успех у аудитории. Суждения Парацельса выходили далеко за рамки представлений тогдашних столпов. Он пренебрежительно отозвался о сочинениях великих эскулапов - Галена и Авиценны, смело излагал свои соображения, не считаясь с устоями и традициями. И делал он это на немецком языке, отказавшись от латыни.

     В 1528 году «неудобный доктор», чтобы избежать неприятностей, вновь пустился в  странствия. Переходя из города в город, он успешно лечил язву, проказу, подагру, водянку и многие другие болезни (способы приготовления лекарственных средств знаменитый врач, к сожалению, держал в глубочайшей тайне).

     Несмотря  на спасенные им жизни. Парацельс  непрерывно сталкивался с непониманием коллег и обвинениями в свой адрес. Лишь в конце жизни он обрел пристанище в Зальцбурге, но не долго довелось ему наслаждаться спокойной работой. В возрасте 48 лет Парацельс «сменил жизнь на смерть», как начертано на его надгробие.

     Парацельс развил оригинальную теорию, имевшую, однако, алхимический «привкус». Согласно ей существуют три основные части материи - ртуть, сера и соль, содержащиеся в живых организмах. Им соответствуют свойства: летучесть, горючесть и твердость. Эти три элемента составляют основу макрокосма (вселенной), но относятся к микрокосму (человеку), образованному духом, душой, и телом. Если равновесие этих основных начал нарушается, приходят болезни, которые можно лечить, оставляя соответствующие снадобья.

     «Существуют три невидимых субстанции,- пишет Парацельс,- которые, коагулируя, образуют физическое тело человека и которые символизируются «серой, ртутью и солью». «Сера» представляет излучения и эфиры, «ртуть» - жидкости, а «соль» - материальные и вещественные части тела; в каждом органе эти три субстанции сочетаются в определенных пропорциях, различающихся между собой».[4, c. 69]

     «Три  составляют форму…Они сокрыты жизнью и жизнью соединены вместе. Их совокупные свойства определяют свойства формы, и  только когда жизнь уходит, проявляются определенные их качества. Если субстанции эти  соединены в надлежащей пропорции; форме присуще здоровье; но как только они разделяются, одно будет гнить, а другое гореть. Невидимый огонь содержится в сере, растворимый элемент – в ртути. Огонь горит, ртуть дает дым, а соль остается в золе; но пока форма жива, нет ни огня, ни золы, ни дыма» («Paragranum»). [4, c. 69]

     Переходя  затем к определению причин болезней, Парацельс утверждает, что лихорадка и чума происходят от избытка в организме серы, при избытке ртути наступают параличи, а избыток соли может вызвать расстройства желудка и водянку. Далее он перечисляет многие другие болезни (ревматизм, подагра и т.д.), приписываемые им избытку или недостатку этих трех основных элементов.

Конечно, не имея обоснованных фундаментальных знаний для реального объяснения жизненных процессов, Парацельс в своем учении не обошелся без сверхъестественных духов археев. Кроме основных веществ, считал он, в живом организме действует и духовный регулятор всех функций, названный им  «Археем» (по-гречески «архе»- начало). Archaeus - это не материальная субстанция в обычном значении этого слова, а духовная сущность, везде присущая и невидимая. Археи призваны управлять деятельностью отдельных органов.

     Если  деятельность жизненного принципа (архея) происходит нормальным и регулярным образом, который не нарушают никакие препятствия, такое состояние называется здоровьем. Если же его деятельность по какой-либо причине нарушается, или если он действует ненормально или нерегулярно, такое состояние называется болезнью.

     В зависимости от условий, в которых  действует Archaeus, он может излечить или вызвать болезнь, поскольку может быть чистым или нечистым, здоровым или отравленным другими влияниями. Таким образом, когда заболевает эта основа, возникают болезни, с которыми может бороться медицина или магия.

     Также Парацельс наделял лечебные растения сверхъестественными арканами, определяющими якобы их целебные свойства. Арканы являются великими, таинственными лекарственными средствами. «Они содержат тело в добром здравии, прогоняют болезнь, улучшают грустное настроение, охраняют от всех вредоносных заболеваний и сохраняют тело здоровым до самой предопределенной ему смерти»- сказал Парацельс в своем труде «Ортодоксальная магия».

     Для Парацельса существуют четыре аркана: изначальная материя, философский камень, Mercunus vase, tinctura.

     Многие  считали, что арканы и их реализация в действительности являются не более чем духовными символами. То, что говорит Парацельс о четвертом, тинктуре, полностью опровергает это мнение. Речь идет, безусловно, о лекарстве. «…tinctura действует на тело: она захватывает в нем все то, что в беспорядке, неловко и грубо и трансформирует все это в то, что наиболее благородно.  Наиболее чисто и наиболее длительно».

     Парацельс утверждал, что болезни возникают вследствие вредного химического воздействия. К такому убеждению он пришел, изучая болезни горняков: рабочие медных рудников болели иными болезнями, нежели работавшие в свинцовых или серных копях. Различные минералы, попадая в «реторты человеческих телес», вызывали соответственно различные повреждения и заболевания.

     Парацельс призывал к живому, непредвзятому  наблюдению, к исследованию проявлений болезни в соответствии с накопленным опытом и руководствуясь здравым смыслом. «Все, что я знаю, я постиг путем опыта, и полагаюсь на собственное знание, а не на невежество других».  «Знание опыта других может быть полезным для врача», - говорил Парацельс.

     Он  упрекал врачей в том, что они  не уделяют внимания естеству природы, не изучают истоков болезней и их проявлений, равно как и особенностей реакции на различные способы лечения, а слепо следуют книжным указаниям Гиппократа, Галена, сделанные много веков назад.

     «Лекарь,- пишет Парацельс,- должен понимать причину  болезни. Врачу следует быть слугою природы, а не врагом ее; ему надлежит вести и направлять ее в ее борьбе за жизнь, а не воздвигать своим неразумным вмешательством препятствия на пути исцеления»(«Paragranum»). [3, c. 38]

     «Природа - терпеливая мать. Поэтому мы можем  довериться ее целительным силам..,  природа является великим врачом». [3, c. 46]

     Такая позиция была чрезвычайно прогрессивна, ибо вместо вымышленных стихий Парацельс  ставил во главу угла действие реальных химических веществ. Он смело вводил в медицинскую практику минеральные вещества, первым стал применять серу для избавления от часотки и ртуть для лечения сифилиса. Надо заметить, что классическая, современная медицина лечила сифилис ртутью вплоть до открытия пенициллина.

     Парацельс и его последователи в качестве лекарственных препаратов назначали  преимущественно металлы и их соединения.

Информация о работе Алхимия – время, не потерянное напрасно