Алхимия – время, не потерянное напрасно

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 23:58, курсовая работа

Описание работы

Моя курсовая работа посвящена ятрохимии и ее влиянию на развитие медицины и фармации. Мне показалась, интересной эта тема тем, что эпоха средних веков является промежуточным звеном между античным и новым временем, когда наука стала бурно развиваться, стали делаться открытия, в том числе в химии и медицине. Но ничего не происходит на пустом месте…

В своей курсовой работе первую главу я посвятила исследованиям алхимиков. Их достижениям и открытиям в области химии, медицины, лекарствоведения, которые способствовали развитию ятрохимии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Алхимия – время, не потерянное напрасно…………………………………... ..5

Глава 2. Основные положения и задачи ятрохимии…………………………………….7

Глава 3. Великий Парацельс и его учение………………………………………………...8

Глава 4. Дальнейшее развитие ятрохимии и его результаты………………………...13

Глава 5. Последователи Парацельса……………………………………………………...15

Заключение…………………………………………………………………………………..18

Список литературы

Работа содержит 1 файл

культурология.doc

— 572.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение……………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Алхимия – время, не потерянное напрасно…………………………………... ..5

Глава 2. Основные положения и задачи ятрохимии…………………………………….7

Глава 3. Великий Парацельс и его учение………………………………………………...8

Глава 4.  Дальнейшее развитие ятрохимии и его результаты………………………...13

Глава 5. Последователи Парацельса……………………………………………………...15

Заключение…………………………………………………………………………………..18  

Список  литературы  

                         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Древняя мудрость гласит: «Если посмотреть на мир глазами врача, который  ищет лекарства больным, то мы увидим, что живем в мире лекарств: нет в мире вещества, которое не годилось бы в качестве лекарства…»

     Процессы, происходящие в организме, долгое время оставались тайной за семью печатями. И если наиболее выдающиеся, наблюдательные и обладающие врачебной интуицией люди находили средства от тех или иных недугов, то верно объяснить принципы предложенных ими же способов лечения не могли и они. Вот почему часто излечение связывалось с участием в нем различных духов.

     Однако  пытливый ум человека все менее удовлетворялся мистическим толкованием явлений. Люди стремились проникнуть в суть вещей, систематизировать, обобщить предыдущий опыт, подвергнуть анализу происходящее.

     Но  природа открывала свои тайны  лишь самым пытливым, наблюдательным, терпеливым. Процесс передачи знаний от предыдущих поколений последующим был длинным, нередко он прерывался, многое оказывалось утерянным, и те, кто приходил позже, порой вынуждены были начинать все сначала. Но количество и разнообразие знаний, накопленных людьми, не может не вызывать восхищения.

     Первые  врачеватели пользовались теми средствами, что дарила сама природа: солнце, вода, огонь и, конечно же, лекарственные растения.  Их целебная сила всегда помогала людям – и тысячи лет назад, и в наш электронно-компьютерный век. С глубокой древности используются многие травы, деревья, цветы, на основе которых фармакологи и сегодня производят снадобья от различных болезней.

     «Зеленая аптека» тысячелетия помогала людям, а умение врачей состояло в том, чтобы правильно распорядиться ее богатствами. И они не теряли времени зря. Еще в древнем Египте были известны секреты лекарственных растений. Составлялись сложные рецепты с использованием всего, что давала земля.

     Одними  из первых,  дошедших до нас систематических  письменных источников, были труды  Гиппократа (около 450-370 гг. до н.э.). Гиппократ утверждал, что болезни возбуждают не злые духи, а вполне земные причины (нарушение диеты, погодные явления и т.д.). Человеческое тело, считал он, как и всю природу образуют четыре стихии (гуморы) – кровь, желтая и черная желчь и слизь. Болезни по Гиппократу представляют собой нарушение равновесия основных гуморов. Соответственно и лекарства Гиппократ классифицировал также сообразно учению о стихиях. Гуморальная медицина Гиппократа была более эффективной при лечении, нежели храмовая.

     Следующим значительным обогащением основных теорий в лечебном деле человечество обязано Клавдию Галену (ок. 130-ок.200). В его работах приводятся данные по получению лекарственных препаратов из растительного и животного сырья. Он стал широко применять различные вытяжки и настойки, изготовленные с использованием воды, уксуса, вина в качестве растворителей, чем существенно усовершенствовал производство лекарств.

     В эпоху Возрождения был дан  мощный толчок развитию науки, химические исследования все в большей степени стали использоваться для практических целей. Не выдержала натиска новых знаний и Гуморальная медицина Гиппократа. Первый серьезный удар нанес ей швейцарский врач Парацельс. Ученый предложил объединить алхимию и медицину. Собственную систему медицинских знаний Парацельс нарек иатрохимия (или ятрохимия, от греч. «иатрос» - врач), то есть врачебная или лечебная химия. Ятрохимия оказала существенное влияние на развитие фармакологии – науки о лекарственных веществах и  их действии на организм человека.

     Моя курсовая работа посвящена ятрохимии и ее влиянию на развитие медицины  и фармации. Мне показалась, интересной эта тема тем, что эпоха средних веков является промежуточным звеном между античным и новым временем, когда наука стала бурно развиваться, стали делаться открытия, в том числе в химии и медицине. Но ничего не происходит на пустом месте…

     В своей курсовой работе первую главу я посвятила исследованиям алхимиков. Их достижениям и открытиям в области химии, медицины, лекарствоведения, которые способствовали развитию ятрохимии.

     Вторая  глава содержит основные положения  и задачи ятрохимии.

     Мне было интересно рассмотреть в третьей главе оригинальную теорию Парацельса о существовании трех основных начал в живых организмах, остановиться на его учении об «архее» - высшем духовном принципе, регулирующим жизнедеятельность организма. Интересны и суждения Парацельса о причинах, вызывающих болезни, и описание им особых черт врача, которыми он должен обладать. Интересны предложенные им основные способы лечения с использование химических веществ, растений, минеральных камней. Привлекла мое внимание и удивительная, загадочная и противоречивая биография Парацельса.

     Четвертая и пятая главы реферата посвящены  выдающимся  представителям ятрохимического направления, их важным открытиям, которые сыграли грандиозную роль в развитии медицины и фармации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1.

Алхимия, время, не потерянное напрасно. 
 

     В эпоху раннего и развитого  средневековья большое влияние  на развитие лекарствоведения оказала алхимия. Считается, что алхимик были искателям философского камня и эликсира жизни. Философским искомый камень называли потому, что по учению древних философов, кроме четырех основных стихий природы, существует еще и пятая сущность, квинта эссенциа, образующая и заключающая в себе сущность всех вещей. И сегодня самую существенную черту, часть или идею любого дела или вещи именуют квинтэссенцией. Кристалл этой пятой эссенции, сущность всех вещей, и должен был представлять собой философский камень.

     Считалось, что философский камень поможет  обрести неограниченную власть над  природой, станет возможным превращать неблагородные металлы в золото.

     Другое  искомое – эликсир жизни - по представлениям алхимиков, должен был олицетворять собой квинтэссенцию живого вещества. Эликсир жизни должен был помочь излечивать все болезни, возвращать молодость старикам и жизнь – умершим.

     Идея «златоделия» возникла в Египте в 3-4 вв. Затем перекочевала на Аравийский полуостров и положила начало арабской алхимии. Арабы ввели и само название, добавив к Греко-египетскому «химия» частицу «ал». В западную Европу алхимия стала проникать в 12вв. Арабские алхимические сочинения переводились на латинский язык.

     Химера  легкого обогащения увлекла многих. Искать философский камень и придумывать способы искусственного приготовления золота принимались люди, принадлежащие к самым разным сословиям, зачастую не имевшие никакой научной подготовки:

     Алхимиком нынче хочет быть всяк,

     Юнец, и старик, и круглый дурак,

     Придворный  советник, цирюльник, солдат,

     Монах, и священник, и адвокат.[5, с. 56]

     «Священное  тайное искусство» становилось сферой деятельности всевозможных шарлатанов. Эта прискорбная ситуация и повлияла на негативную оценку вклада алхимиков в развитие знаний.

«Я не берусь оценивать вред, который нанесли  эти мошенники алхимики… Позволю себе только заметить, что со времен Парацельса в нашем отечестве не было ни одной войны, которая бы причинила столько зла, сколько эти люди» - такой гневной тирадой разразился в 1734 году немецкий химик Георг Шталь .[6]

     Но  в многовековых исканиях алхимиков  содержалось рациональное начало. Само их стремление обнаружить философский камень в обычных природных материалах, в сущности, материалистично.

     Хотя  никто из алхимиков не добыл ни философского камня, ни эликсира жизни, но, меж тем, именно алхимики выработали прочные навыки химического эксперимента. Они подробно описали свойства известных веществ и открыли много новых, практически важных: серную, азотную и соляную кислоты, царскую водку (смесь концентрированной азотной и соляной кислот, способную растворять даже золото и платину), едкие щелочи, соединения ртути и серы, сурьму и фосфор. Они же впервые наблюдали реакцию нейтрализации – взаимодействия кислоты со щелочью.

     В исследовании органических веществ  алхимики тоже достигли значительных успехов. Именно алхимики научились получать чистый спирт перегонкой крепких вин. Испанский алхимик и врач Арнальдо из Вилановы, по-видимому, первый описал винный (этиловый) спирт, названный им «водой жизни» (лат Aqua vitae). 
 

     Алхимия способствовала дальнейшему развитию лекарствоведения и медицины. Наряду с поиском философского камня  алхимики получили некоторые лекарственные препараты. Ими же были разработаны такие химические процессы, как фильтрование, кристаллизация, осаждение, перегонка воды и спирта, получение эфирных масел.

     Они ввели в обиход разнообразную  лабораторную посуду (колбы, реторты, воронки), водяную и песчаную бани, жаровни, печи.

     «Каждая гипотеза, которая ведет к осуществлению  экспериментов, поддерживает в человеке упорство, развивает мысль. Такие  гипотезы – большое достижение науки. Алхимия есть не что иное, как химия. То, что алхимию постоянно путают с попытками получить золото химическим путем…. величайшая несправедливость…»- считал знаменитый химик 19 столетия Юстус Либих. [6]

     Алхимия вовсе не «бесплодный отросток на живом древе химии», «не напрасно потерянное время» в эволюции знаний. [6]

     По  мнению современного историка алхимика В.Л.Рабиновича, «алхимия хронологически предшествовала химии нового времени и на пути длинной в тысячу лет в конечном счете стала ею, преодолев самое себя в собственном историческом движении».

     История сохранила немало имен «классиков» алхимии. Каждый из них излагал, образно говоря, свою философию алхимии, но попутно сообщал и ценные сведения, важные для формирования химических знаний.

     Таким образом, достижения алхимиков не только заложили основу современной химии, но и дали толчок обновлению медицинской науки.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2.

Основные  положения и задачи ятрохимии 
 

     Обновление  культуры, которое стало проявляться  в Италии с конца XIII в. Ренессанс в искусстве, открытие Америки и расширение торговой деятельности, изобретение компаса и многие другие факторы прогресса, которые появились в Италии, а затем в Европе в изменении общественной жизни, повернули и научное исследование на новые пути, отличающиеся от прежних торных путей схоластики. Химия также испытала влияние этой новой жизни и, отделившись от старой алхимии, приобрела некоторую свободу исследования. В XVI веке алхимия уже утратила свое значение, которое имела в предшествующие века.

Информация о работе Алхимия – время, не потерянное напрасно