Шпаргалка по "Криминологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 16:57, шпаргалка

Описание работы

В буквальном смысле криминология – учение о преступлении. Криминология - отрасль знаний, к-рая позволяет изучать преступность как массовое преступное поведение, почему совершаются преступления, какова роль причин и условий в совершении преступлений, каковы закономерности становления и развития преступности.
Объект криминологии – это сов-ть обществ. отн-й, связанных с преступностью, правонарушениями и антиобщественным поведением лиц, причинами и условиями преступности, местом и ролью личности преступника в системе общественных отношений, а также с решением задач по предупреждению и профилактике этих противоправных деяний и антиобщественных проступков.

Работа содержит 1 файл

криминология 2-1.docx

— 171.73 Кб (Скачать)

Специфика борьбы с экологической преступностью  заключается в необходимости  постоянного обеспечения активных и четко скоординированных действий всех природоохранных, контрольных  и правоохранительных органов по укреплению экологической законности и правопорядка в России. Правоохранительные органы сами не владеют и не могут  владеть в полном объеме необходимыми силами и средствами для борьбы с  экологическими преступлениями. Поэтому в этой деятельности постоянно участвуют компетентные в соответствующей сфере работники многочисленных природоохранных органов и контрольных и надзорных служб (Минприроды, Гос-комсанэпиднадзора, Роскомзема. Роскомвожа, МЧС и др). В устранении угроз экологической безопасности, вызванной конкретными преступлениями, в рамках своей компетенции участвуют и органы исполнительной власти.

Борьба с  экологическими преступлениями ведется  на основании и в рамках законов, соответствующих им подзаконных  документов. В них детально излагается алгоритм действий, направленных на предотвращение экологических преступлений, содержатся необходимые директивы правоохранительным и природоохранным ведомствам, инструкции по проведению первоочередных мероприятий, направленных на обеспечение мер экологической безопасности. Они определяют порядок передачи материалов об установленных фактах с признаками экологического преступления в органы милиции и прокуратуры. 
Совершение отдельных видов преступлений, представляющих особую экологическую опасность (незаконный оборот радиоактивных, высокотоксичных химических веществ, материалов, отходов, патогенных микроорганизмов и др.), вносит дополнительную специфику в борьбу с ними. Здесь приходится действовать по принципу обеспечения приоритета мер защиты от реально грозящей экологической опасности перед применением мер уголовного преследования. В этих случаях проведение оперативно-розыскных мероприятий, осуществление иных уголовно-процессуальных действий всегда будет менее важным по сравнению с мерами защиты от созданной преступным деянием реальной экологической опасности либо катастрофы. 
Существенный вклад в борьбу с экологическими преступлениями вносят общественные экологические объединения, организации граждан, движения так называемых зеленых, российские, иностранные и международные неправительственные экологические организации, а также средства массовой информации. Все они, как правило, активно взаимодействуют между собой и с государственными структурами по вопросам борьбы с экологическими правонарушениями, оказывают помощь в этой деятельности природоохранным и правоохранительным органам.

 

  1. Таможенная преступность (понятие, характеристика и ее профилактика).

 

Таможенные  преступления – это общественно  опасные, виновные, наказуемые деяния, совершаемые в сфере экономической  деятельности, при вывозе и возврате на территорию России товаров и транспортных средств через таможенную границу  вопреки правовому запрету. Они  выделяются в особую группу, поскольку  реализуются в сфере таможенной деятельности или таможенного дела.

К ним относятся: контрабанда (ст. 188 УК РФ); незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и  услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового  поражения, вооружения и военной  техники (ст. 189 УК РФ); невозвращение  на территорию Российской Федерации  предметов художественного, исторического  и археологического достояния народов  Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ); невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ); уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физического лица (ст. 194 УК РФ).

Указанные преступления отнесены законодателем (гл. 22 УК РФ) к экономическим преступлениям. Они посягают на экономическую безопасность РФ, которая определяется как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития РФ, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям (ФЗ от 13.10.95 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»)

Чаще  всего контрабандным путем в  Россию попадают ликероводочные изделия, сигареты, автомобили, электротехника и бытовая техника. Но, кроме товаров  «ширпотреба», контрабандисты обеспечивают перемещение наркотиков, ядерных  материалов, культурных и исторических ценностей; в последнее время  – диких экзотических животных и  растений и даже органов человеческого  тела.

Наиболее  распространенными способами контрабанды  являются: перемещение в обход  таможенных постов, то-есть помимо таможенного контроля; недекларирование товаров, фальсификация товаров.

Анализ  таможенной преступности позволяет  выявить ряд ее существенных особенностей, в частности, повышенную общественную опасность, совершение преступлений в  значительной степени организованными  преступными сообществами, латентность.

Применительно к повышенной общественной опасности  можно отметить, что таможенные преступления посягают не только на экономическую  и социальную безопасность России в  целом и каждого ее гражданина, но и на безопасность всего мирового сообщества, поскольку подрывают  экономические и социальные устои  всего мирового сообщества.

Широко  используется внутритаможенный транзитный провоз грузов через территорию России. Продолжается рост противоправных сделок с подакцизными товарами, преимущественно с алкогольной и табачной продукцией, совершаемых с использованием внешнеэкономических каналов.

Беспрецедентных масштабов достигли злоупотребления  в процессе ввоза из-за рубежа автомобилей  иностранного производства.

Значительно осложнилась ситуация во внешнеэкономической  сфере в связи с созданием  свободных экономических зон (СЭЗ). Многие из находящихся на их территории государственных и коммерческих организаций режим наибольшего благоприятствования во внешнеэкономической деятельности используют лишь в корыстных целях. Поэтому отмечается тенденция осложнения криминальной обстановки в СЭЗ. Нередко эти зоны используются в качестве «канала перекачки» стратегического сырья, дефицитных ресурсов и валюты из России. Отмечены случаи несоответствия внешнеэкономической и инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов действующему российскому законодательству, получил широкий размах теневой бизнес.

Продолжается  утечка валюты из России с помощью так называемых оффшорных зон (Кипр, США, Мальта, Сейшельские острова, Швейцария и другие страны). Оффшорные зоны являются одним из существенных источников подпитки международной организованной преступности и отмывания «грязных» денег.

Следующей особенностью таможенных преступлений является совершение их в значительной степени организованными преступными  сообществами.

Предметом посягательства организованных преступных сообществ являются наркотические  средства, оружие, ядерные материалы  и компоненты химического оружия, автотранспортные средства, редкоземельные металлы, культурные ценности, валюта и т. д.

Постоянно возрастающий спрос на оружие в криминальной сфере, интернационализация преступных сообществ делают актуальной проблему контрабанды оружия и боеприпасов. Наблюдается устойчивая тенденция  к увеличению объема нелегального оборота  культурных ценностей через таможенную границу. В последнее время активизировалась деятельность организованных преступных групп, специализирующихся на незаконном вывозе культурных ценностей.

Причины невыявления таможенных преступлений: 1.   Неприкрытость, прозрачность государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами.

2.   Проблемы организации и состояния таможенного контроля на таможенной границе.

3.   Пробелы в области юридических и иных знаний у сотрудников таможенных органов, в первую очередь, у сотрудников, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль над перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

4.   Противодействие выявлению таможенных преступлений со стороны должностных лиц таможенных органов.

5. Недостаточное материально-техническое  обеспечение подразделений и  служб, осуществляющих таможенный  контроль.

ПРОФИЛАКТИКА:

В целях профилактики правонарушений против собственности и порядка  осуществления экономической деятельности таможенные органы проводят мероприятия  по профилактике хищений, незаконного  расходования бюджетных средств  в таможенных органах, подведомственных организациях, правонарушений в реальном секторе экономики, направленных на уклонение от уплаты таможенных платежей, нарушение норм, устанавливающих  запрет либо ограничения на перемещение  товаров через таможенную границу  по основаниям экономического и неэкономического характера.

Для выполнения задач поставленных перед  таможенными органами осуществляются следующие меры профилактики.

Меры  общей профилактики, включающие:

- комплексные профилактические мероприятия,  в т.ч. межведомственные по  предупреждению коррупции, должностных  преступлений и правонарушений, контрабанды, деятельности организованных  преступных групп и преступных  организаций в сфере таможенного  дела; - проверки состояния работы  в подведомственных органах, организациях, их подразделениях по борьбе  с хищениями и расходованию  бюджетных средств; - мероприятия, направленные на предупреждение правонарушений в реальном секторе экономики, направленные на уклонение от уплаты таможенных платежей, нарушение норм, устанавливающих запрет либо ограничения на перемещение товаров через таможенную границу по основаниям экономического и неэкономического характера; - мероприятия (конференции, «круглые столы», семинары, лекции и т.д.), направленные на обеспечение правового просвещения граждан, - представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений.

Меры  индивидуальной профилактики правонарушений, включающие: - профилактические беседы, 
- официальные предупреждения о недопустимости противоправного поведения, - информирование о причинах и условиях противоправного поведения, - профилактический учет.

 

 

  1.  Рецидивная преступность (причины и условия, профилактика).

 

Рецидив преступления – вид множественности преступлений. В соответствии с УК рецидивом преступлений признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление (ст. 18). Рецидив преступлений влечет более строгое наказание на основании и в пределах, предусмотренных УК.

Рецидив преступления – наиболее опасная форма преступной деятельности. Факт рецидива свидетельствует о  том, что крайняя мера воздействия  – уголовное наказание – не достигла своей предупредительной цели. Неоднократное совершение преступлений говорит об упорном нежелании лица вести общественно полезный образ жизни. То обстоятельство, что лицо совершает новое преступление уже при наличии судимости (или даже судимостей), лишь подчеркивает привычный для него общественно опасный характер поведения.

Причины и условия, вызывающие рецидивную преступность, можно разделить на следующие группы: обстоятельства, имеющие место до первой судимости (или применения заменяющих наказание  мер), но которые продолжают существовать и возобновляются после отбытия  наказания; недостатки деятельности самих  правоохранительных органов при  расследовании уголовных дел, назначении и исполнении наказания в отношении  рецидивистов; трудности социальной адаптации лиц, освобожденных от наказания (как правило, лишения  свободы).

Первая группа - это возвращение  в негативную среду (в том числе  и криминогенную семью), возобновление  прежних связей с лицами, ведущими антиобщественный образ жизни. В  то же время это установление новых  контактов с лицами, совершающими преступления, отбывшими наказание  и уже ставшими рецидивистами.

Вторая группа - это несвоевременное  реагирование на совершенное преступление, медлительность в решении вопросов возбуждения уголовных дел, беспомощность  при избрании мер пресечения, нарушения  требований закона о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств совершенного преступления, низкая раскрываемость преступлений.

Для третьей группы характерны, прежде всего, негативные последствия изоляции осужденного от общества. К ним относятся: выключение осужденного из условий обычной жизни общества; ослабление или разрушение социально-полезных связей; формирование антисоциальных связей; своеобразное привыкание к режиму и обстановке мест лишения свободы, связанные с этим трудности социальной адаптации после лишения свободы, вызванные длительным заключением психические нарушения; распространение и навязывание преступниками друг другу обычаев, традиций, бытующих в преступной среде.

Неблагоприятное влияние на осужденных оказывают разнообразные недостатки и просчеты в самом исправительно-трудовом процессе: неполное вовлечение осужденных в общественно-полезный труд, плохая организация их обучения и профессиональной подготовки, неудовлетворительно поставлена воспитательная работа. Нередки факты  попустительства нарушителям режима, необоснованного перемещения осужденных из одного подразделения в другое, проникновение в колонии спиртных напитков, наркотиков, денег, изготовление заключенными оружия, а также распространенность токсикомании и т. д.

Информация о работе Шпаргалка по "Криминологии"