Шпаргалка по "Криминологии"

Дата добавления: 03 Декабря 2012 в 16:57
Автор: v***@rambler.ru
Тип работы: шпаргалка
Скачать полностью (169.12 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

криминология 2-1.docx

  —  171.73 Кб
  1. Понятие, объект, предмет и система криминологии.

 

В буквальном смысле криминология –  учение о преступлении. Криминология  - отрасль знаний, к-рая позволяет изучать преступность как массовое преступное поведение, почему совершаются преступления, какова роль причин и условий в совершении преступлений, каковы закономерности становления и развития преступности.

Объект криминологии – это сов-ть обществ. отн-й, связанных с преступностью, правонарушениями и антиобщественным поведением лиц, причинами и условиями преступности, местом и ролью личности преступника в системе общественных отношений, а также с решением задач по предупреждению и профилактике этих противоправных деяний и антиобщественных проступков.

Предмет криминологии – исследование закономерностей, законов, принципов  и свойств развития общественных отношений, составляющих объект криминологии, который изучается учеными-криминологами, основываясь на различных показателях, на фактах и на историческом опыте. Предмет криминологии состоит из 4 осн. элементов:

1)  преступность – совокупность  всех преступлений, совершенных  в данном гос-ве за опред. период времени. Преступность измеряется следующими качественно-количественными показателями: уровень, структура и динамика;

2)  личность преступника, его  место и роль в антиобщественных  проявлениях;

3)  причины и условия преступности  – система негативных экономических,  демографических, психологических,  политических, организационно-управленческих  явлений и процессов, которые  порождают и обусловливают преступность;

4)  предупреждение (профилактика) преступности  – система государственных мер,  направленных на устранение, нейтрализацию  или ослабление причин и условий  преступности, удержание от преступлений  и коррекцию поведения правонарушителей.

Криминология как наука включает Общую и Особенную части.    В общую часть криминологии входят такие проблемы, как преступность, ее причины, личность преступника, общая  теория предупреждения преступности, а в Особенную - характеристика видов  преступности и конкретных мер предупреждения преступлений.

 

  1. Цели, задачи, функции и проблемы криминологии.

 

Цели криминологии можно  разделить на:

теоретические (познание закономерностей  преступности и выработке на этой основе научных теорий, концепций, формулировании гипотез, определении задач развития данной науки);

практические (выработка научных  рекомендаций и конструктивных предложений  по повышению эффективности борьбы с преступностью;

ближайшие (связаны с осуществлением каждодневной научной и практической работы в области борьбы с преступностью, ее предупреждения, с оперативным  и гибким реагированием на все  изменения в криминогенной обстановке и внесением соответствующих корректив в этот процесс.),

перспективные (сводятся к созданию разносторонней и гибкой системы  предупреждения преступности, позволяющей  своевременно и эффективно нейтрализовывать и преодолевать криминогенные факторы);

конечные.

Из перечисленных выше целей криминологии можно вывести и ее задачи, а именно:

получение объективных и достоверных  знаний о преступности, ее объеме (состоянии), интенсивности (уровне), структуре и  динамике как в прошлом, так и в настоящем;

криминологическое изучение видов  преступности (первичной, рецидивной, насильственной, корыстной; преступности взрослых, несовершеннолетних и т. д.) для дифференцированной борьбы с  ними;

выявление и научное изучение причин и условий преступности и выработку  рекомендаций по их преодолению;

изучение личности преступника  и механизма совершения им преступлений, классификацию различных видов  преступных проявлений и типов личности преступника;

определение основных направлений  предупреждения преступности и наиболее целесообразных средств борьбы с  ней;

изучение и использование международного опыта борьбы с преступностью.

Осуществляя научные исследования, входящие в ее предмет, криминология выполняет три основные функции:

эмпирическую, или собирательную, когда исследователь выясняет, как протекает тот или иной процесс;

теоретическую, или объяснит-ную, когда исслед-ль стремится выяснить, почему данный процесс протекает именно так, а не иначе;

прогностическую, когда исследователь  стремится заглянуть в будущее  и раскрыть перспективы развития изучаемого явления, процесса, а также  возможность позитивного влияния  на них.

Некоторые ученые иначе классифицируют функции криминологии, а именно: описательную; объяснительную; прогнозирующую; идеологическую; практически-преобразовательную.

Основные актуальные проблемы криминологии:

1) повышение эффективности раскрытия  прест-й;

2) профилактика правонарушений  среди несов-них;

3) обеспечение надежной охраны  жизни, здоровья и имущественной  безопасности граждан;

4) коренное улучшение борьбы  с орг. прест-тью и коррупцией;

5) противодействие процессам криминализации  экономики.

 

  1. История учений о преступности.

 

Сведения о первых преступлениях  содержатся еще в Ветхом Завете -  запретный плод Адама и Евы, убийством  Каином своего брата Авеля. Далее история показала, что люди продолжали совершать преступления, причем далеко не единичные и самые разные.

Из истории древнего мира наибольший интерес представляют идеи Платона и Аристотеля.  Платон интересовался причинами преступлений и анализировал их мотивы. Он писал о гневе, ревности, стремлении к наслаждениям, заблуждениях, неведении. Отстаивал принцип индивидуализации наказания, допускал смертную казнь.

Аристотель особое значение придавал равенству всех полноправных граждан  перед законом. Подчеркивал важную предупредительную роль наказания.

Римский оратор, юрист Цицерон важнейшим  источником преступлений считал "неразумные и жадные страсти к внешним  удовольствиям, с необузданной необдуманностью  стремящиеся к удовлетворению", а также надежду на безнаказанность. Отсюда признание важности наказания, преследующего цель и общей, и  частной превенции, обеспечивающего  безопасность общества. Наказание должно соответствовать не только причиненному вреду, но и субъективной стороне деяния, а судья обязан быть связан законами.

Сенека – римский философ, политический деятель, писатель полагал, что наказание должно стремиться как к исправлению виновного, так и к безопасности общ-ва путем воздействия на других его членов. Сенека обращает внимание не на причиненный вред, а на характеристики лица, совершившего преступление, содержание его воли.

В эпоху господства церкви преобладающим  стало учение, что все дано человеку свыше, а в основе преступления лежит либо злая воля, либо предначертание свыше – злой дух, вселившийся в него (до конца 15 в.).

В эпоху Возрождения (XV–XVII века) криминологические идеи происходили от философов и писателей. Утопист Томас Мор: для предупреждения преступлений необходимо улучшение экономического устройства общества, замена казни за кражу – исправ. работами. Бэкон: призывал покончить с жестокостью наказаний и судейским произволом, говорил о необходимости кодификации законов.

Гуго Гроций писал, что результаты деяния должны влиять на возмещение вреда, а при определении наказания, важно учитывать мотивы, субъективную сторону деяния. Цели наказания – исправление преступников, предупреждение будущих преступлений и обеспечение безопасности общества.

Бурное развитие учений о преступлении начинается с 18 века – Монтескье  и Беккариа.

Монтескье – выступал за гуманизацию  мер наказания, а также за предупредительные  меры. Главная причина преступлений – злонравие. Он классифицировал преступления и соответственно рекомендовал дифференцировать наказания за них.

Чезаре Беккариа в своей книге "О преступлениях и наказаниях» говорил о проблеме защиты прав человека и необходимом для этой защиты ограничении таких прав.

О причинах преступности и мерах  борьбы с ней писали также Локк, Дидро, Вольтер, Бентам и другие философы, отмечая социальную неустроенность общества и необходимость предупреждения преступления. Дальше их шли революционные демократы Руссо, Марат, Радищев и другие, которые указывали на эксплуатацию масс, институт частной собственности, тиранию господствующих классов как на основные причины преступности.

Русские революционные демократы  Герцен, Добролюбов, Чернышевский, Писарев рассматривали преступность как социальное явление, внутренне присущее обществу, основанному на частной собственности и существовании классов эксплуататоров и эксплуатируемых. Видели выход в революционной ломке старых отношений.

В конце XVIII века различались два  направления классической школы: так  называемые метафизическое и утилитарное. Как всегда, отмечались и смешанные теории.

Русские юристы-криминалисты в XIX –  начале XX века были приверженцами классического  позитивистского направления или  социологического направления в  праве.

Термин «криминология» впервые  появился на страницах печати в конце  ХIХ в., и сначала под ним понимали проблемы этиологии (т. е. исследования причин) преступности. Примерно в то же время специалистами-правоведами был сформулирован ряд представлений о сущности и предмете криминологии, которые явились основой для создания классических криминологических школ, существующих и в настоящее время.

 

4. Криминология в системе наук.

 

Существует множество юридических  наук, так или иначе способствующих делу борьбы с преступностью, их можно  разделить на косвенные и специальные. Косвенные науки занимаются рассмотрением проблемы преступности поверхностно, не углубляясь

в нее. К ним относятся: конституционное право - устанавливает общие начала всей деятельности правоохранительных органов, положения, на которых строится все законодательство России; 2) гражданское право - предусматривает гражданскую ответственность, например, за нарушение норм авторского права, за причинение вреда человеку в рамках гражданско-правовых отношений и т. д.; 3) земельное право; 4) административное право; 5)экологическое право; 6) семейное право; 7) трудовое право и т. д.

К разряду специальных наук относятся: 1) уголовное право (криминология ранее признавалась частью данной науки); 2)уголовно-процессуальное право (совпадают в области правоприменительной деятельности правоохранительных органов, направленной на устранение причин и условий, способствующих развитию преступности); 3) уголовно-исполнительное право (совместно рассматривают вопросы непосредственно процесса и порядка отбытия наказания, адаптации осужденных в обществе, эффективности применения наказаний и др.); 4) криминалистика (занимается вопросами, касающимися методики, тактики и техники расследования конкретных видов преступлений).

Криминология  включает в себя различные идеи о мерах борьбы с преступностью, мерах воздействия на преступника, методике, тактике расследования конкретных видов преступлений и т. д.

 

5. Классификация причин и условий преступности.

 

Преступность - явление классового общества относительно массовое, исторически изменчивое, социальное, имеющее уголовно-правовой характер, слагающееся из всей совокупности преступлений, совершаемых в соответствующем государстве в определенный период времени.

Причины преступности – это совокупность социально-негативных экономических, демографических, идеологических, социально-психологических, политических, организационно-управленческих явлений, которые непосредственно  порождают, продуцируют, воспроизводят (детерминируют) преступность как свое следствие.

Условия – это такие явления  и процессы, которые сами по себе преступности не порождают, но, сопутствуя причинам и влияя на них, обеспечивают их действие, приводящее к определенному  следствию (совокупности деяний, нарушающих уголовный закон).

Проблему причин преступности, ее сущность и место в деле борьбы с преступностью необходимо рассматривать на разных уровнях:

1) индивидуальном - рассматривая личность преступника, исследуя механизм преступного поведения, можно установить и соответствующие обстоятельства, факторы, толкающие лицо на совершение преступления;

2) социологическом - здесь необходимо обратиться непосредственно к самому обществу, таким его сферам, как социальная, экономическая, политическая, духовная. Эти сферы влияют на формирование личности будущего преступника, мотивацию его поступков и реализацию задуманного;

3) философском - самой общей причиной  преступности в любом обществе можно считать объективно существующие социальные противоречия (всегда существует, но не всегда формально, доминирующий, экономически сильный класс и его противоположность).

Описание работы
В буквальном смысле криминология – учение о преступлении. Криминология - отрасль знаний, к-рая позволяет изучать преступность как массовое преступное поведение, почему совершаются преступления, какова роль причин и условий в совершении преступлений, каковы закономерности становления и развития преступности.
Объект криминологии – это сов-ть обществ. отн-й, связанных с преступностью, правонарушениями и антиобщественным поведением лиц, причинами и условиями преступности, местом и ролью личности преступника в системе общественных отношений, а также с решением задач по предупреждению и профилактике этих противоправных деяний и антиобщественных проступков.
Содержание
содержание отсутствует