Преступность несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Проблема преступности несовершеннолетних всегда актуальна для криминологии. Она достаточна специфична - касается судеб подрастающего поколения. От того, как она разрешается в настоящее время, во многом зависят состояние и тенденции преступности в будущем и даже более широко - нравственный климат в обществе.

Содержание

Введение
Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних
Детерминанты преступности несовершеннолетних
Личность несовершеннолетнего преступника
а) понятие и общая характеристика личности несовершеннолетнего преступника
б) половозрастные характеристики несовершеннолетних, совершивших преступления
в) Социально - демографические характеристики несовершеннолетних преступников
Предупреждение преступности несовершеннолетних органами внутренних дел
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Криминология.docx

— 109.23 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Предупреждение преступности несовершеннолетних

органами внутренних дел.

 

Если семья и школа  не смогли всё-таки правильно воспитать  и несовершеннолетний совершает  преступление, им занимаются уже специальные  органы. Органы внутренних дел непосредственно  занимаются исправлением и перевоспитанием  несовершеннолетних, совершивших преступления. Кроме того, предупредительная деятельность ОВД предполагает обязательное включение в нее других субъектов.

Органы внутренних дел  занимаются предупреждением преступности несовершеннолетних как на общем, так и на индивидуальном уровне. Работа проводится в основном по следующим направлениям:

1.     ограничение влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних;

2.     воздействие на причины и условия, способствующие данному виду преступности;

3.     непосредственное воздействие на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения преступлений;

4. воздействие на группы с антиобщественной направленностью,  способные совершить или совершающие преступления, участником которых является несовершеннолетний, подвергающийся предупредительному воздействию.

Предупредительная деятельность, организованная с учетом этих направлений, должна обеспечивать всестороннее профилактическое воздействие на несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, на микросреду и социальные условия, где они находятся.

В процессе предупреждения преступности несовершеннолетних органы внутренних дел должны направлять свои усилия на выявление причин, условий, способствующих преступлениям, а также  на их устранение, ограничение и  нейтрализацию.

В этих целях ОВД организуют взаимодействие с государственными, общественными и иными организациями и учреждениями, участвующими в предупредительной деятельности, проводят комплексные операции, рейды, целевые проверки и другие мероприятия.

Большое значение имеет  предупредительное воздействие  на личность несовершеннолетнего, то есть индивидуальная профилактика.

Относительно несовершеннолетних профилактическая деятельность может  иметь место в двух случаях: когда  негативные явления находятся в  зародышевом состоянии; когда такие  явления еще не имеют места, но существует возможность их возникновения. Решение вопроса заключается  в своевременной постановке “диагноза”, наличии указанных явлений. Это  наиболее важно с практической точки  зрения, так как позволяет определить соответствующие меры профилактического  воздействия, в том числе и  медицинского характера: выявить детей  с аномалиями в психике, определить прогноз их развития и принять  меры по нейтрализации и смягчению  наслоений аномального развития.

Меры индивидуальной профилактики должны воздействовать как на саму личность несовершеннолетнего преступника, так и на окружающую ее среду. Основными  элементами системы предупредительного воздействия являются:

1. тщательное изучение несовершеннолетних, способных совершить преступления;

2.    определение основных мер и мероприятий, опираясь на которые, на практике можно было бы добиться поставленных целей;

3.    выработка рациональных методов организации, контроля и определения эффекта индивидуального профилактического воздействия.

Целью индивидуальной профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними, являются исправление и перевоспитание подростка либо изменение его  криминогенной ориентации. Отсюда вытекает необходимость решения задачи установления закономерностей отклоняющегося поведения, механизма его формирования и изменения.

Для этого необходимо:

- выявлять несовершеннолетних, поведение, взгляды, мотивы поступков которых свидетельствуют о возможности совершения преступлений;

- изучать личности этих подростков;

- определять и устранять источники отрицательного влияния на них;

- исследовать возможности создания благоприятной обстановки, с тем чтобы не допустить реализации преступных намерений;

- осуществлять контроль за поведением таких несовершеннолетних и образом их жизни;

- периодически анализировать полученные результаты и вносить соответствующие коррективы в работу.

Сотрудники органов внутренних дел выявляют и ставят на учет несовершеннолетних, способных к совершению преступлений из числа:

- подростков, ведущих антиобщественный образ жизни (употребляющих спиртные напитки, наркотики, не занятых учебой);

- несовершеннолетних, группирующихся на антиобщественной основе;

- вернувшихся из специальных школ и профтехучилищ;

- осужденных условно или к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также тех, к кому применена отсрочка исполнения приговора;

- освобожденных из воспитательных колоний.

Полное решение этой задачи возможно только при высоком  уровне взаимодействия между всеми  органами внутренних дел, как по вертикали, так и по горизонтали, а также  со всеми субъектами предупреждения преступности несовершеннолетних.

Вопросы могут быть решены в полном объеме при психолого-педагогической диагностике личности несовершеннолетнего  преступника. Наиболее оптимальный  и экономичный путь решения данного  вопроса - создание психолого-педагогических центров. Таким образом, обеспечивалась бы психолого-педагогическая диагностика личности несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, а работники милиции получили бы конкретные рекомендации по проведению с ними профилактической работы.

Различные методы и приемы воздействия на сознание, чувства  и волю несовершеннолетнего, способного к совершению преступлений, могут  быть использованы двояким образом: непосредственно или через иных лиц, участвующих в предупредительной  деятельности. Основными организационно-тактическими формами применения методов и  приемов индивидуального воздействия  на несовершеннолетних являются беседы, проводимые сотрудниками органов внутренних дел, вовлечение их в социально полезные занятия трудового, общественного, спортивного, культурного и иного  характера.

Эффективность профилактики в отношении несовершеннолетних во многом зависит от учета того обстоятельства, что в большинстве  случаев преступления совершаются  несовершеннолетними в группах. Это требует от работников, занимающихся такой профилактикой, высокого профессионализма, глубоких социально-психологических, психолого-педагогических и правовых знаний, организаторских способностей, настойчивости. Как и любой вид деятельности, предупреждение преступности несовершеннолетних требует определенной последовательности. Практика обычно идет по следующему пути: выявление групп правонарушителей, криминологическая диагностика группы, учет групп и их участников. Для воздействия на группу в целом, а также и на каждого ее участника применяются различные методы предупреждения групповой преступности несовершеннолетних. В литературе в числе таких методов выделяются: изоляция группы; расформирование группы; переориентация группы.

В процессе предупреждения преступлений несовершеннолетних необходимо оказывать воздействие и на их семьи, поскольку во многих случаях антиобщественное поведение подростка связано с семейным неблагополучием. Для успешной профилактической работы в семье несовершеннолетнего, способного к совершению преступлений, необходимо изучить такую семью во всех аспектах. Важно также владеть методами, разработанными специалистами в области психологии и психиатрии, использовать сведения из других областей знаний и опыт органов внутренних дел в индивидуальной профилактической работе.

Для предупреждения преступности несовершеннолетних большое значение имеет выявление взрослых лиц, вовлекающих  подростков в преступную деятельность. Главное - своевременность. Это позволяет  быстро предотвратить преступление,0 пресечь преступную деятельность.

Прямое отношение к  предупреждению преступлений несовершеннолетних имеет также своевременное возбуждение  уголовного дела, быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение  виновных, а также правильное применение мер пресечения.

Среди субъектов предупреждения преступлений несовершеннолетних особое место занимают воспитательные колонии. Данные учреждения решают задачу предупреждения преступности специфическим способом: посредством исправления и перевоспитания несовершеннолетних. Это - довольно сложный  и противоречивый процесс. В связи  с этим Б.С.Утевский писал: “Колония, тюрьма - самое неблагоприятное место для воспитательной работы... Принуждение - не самый лучший метод воспитания... Для того чтобы перековать преступников, требуются призвание, любовь к этому трудному делу, энтузиазм, душевная теплота, вера в человека, умение терпеливо, шаг за шагом, кусочек за кусочком, отвоевать уголки в душе заключенного, закреплять их и идти дальше, пока перед воспитателем не встанет новый человек”. Однако необходимость исправления и перевоспитания несовершеннолетних в условиях изоляции нужно признать как реальность и использовать для этого современные формы и методы.

Заключение

Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что наряду с  количественным ростом подростковой преступности, возрастает ее удельный вес в общей  структуре преступности, опережающими темпами растет  рецидив. Криминализация молодежной, в том числе и подростковой среды происходит на фоне таких негативных и потенциально опасных для генофонда нашего региона явлений, как распространение наркомании и токсикомании, приобретающих эпидемический характер.

К числу факторов, непосредственно  влияющих на вовлечение несовершеннолетних в преступную среду, следует отнести  растущую незанятость этой категории  населения, безнадзорность, сиротство, распространение бродяжничества и  попрошайничества.

К сожалению, до настоящего времени одной из наименее разработанных  в криминологии несовершеннолетних является проблема контроля государства  и общества над преступным поведением подростков. Явление преступности несовершеннолетних занимает особое место среди проблем  криминологической этиологии и  правовой феноменологии, что определяет специфику государственной политики в этой области. С одной стороны, цель такой политики -защита прав и интересов несовершеннолетних, с другой – защита общества от преступных посягательств с их стороны. Представляется, что идеальной моделью суда, занимающегося несовершеннолетними, был бы суд межотраслевой судебной юрисдикции, решающий в комплексе вопросы судебной защиты прав несовершеннолетних и их юридической ответственности за совершенные проступки и преступления.

Государство располагает  разнообразными средствами  реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних. К их числу могут быть отнесены: социальная профилактика, правовое сдерживание, криминологическая профилактика, виктимологическая профилактика, правовое предупреждение.

Следует постоянно совершенствовать формы и методы работы органов  внутренних дел по предупреждению преступности среди несовершеннолетних, обеспечивать должным образом их приоритетное кадровое пополнение и материально-техническое снабжение.

Было бы преждевременно говорить о том, что принимаемые  меры способны обеспечить перелом в  сформировавшейся за долгие годы криминогенной ситуации в подростковой среде, но уже сама последовательность и настойчивость в реализации указанных мер создают предпосылки для определенного оптимизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников.

 
Нормативно-правовые акты:

1. Конвенция о правах ребенка ООН от 20 ноября 1989 г.

2.  Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних 1990 г., принятых в Эр-Рияде и утвержденных резолюцией 45/112 на 45 сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

3. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия по делам несовершеннолетних («Пекинские правила»).

4.  Конституция РФ 1993 г. 

5.  Семейный кодекс РФ 1996 г.

6.  Уголовный кодекс РФ 1996 г.

7.  Уголовно-процессуальный кодекс РФ. 

8.  Федеральный Закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений".

9.   Федеральный Закон от 10 декабря 1995 г. 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".

10.   Федеральный закон от 13 января 1996 г. "Об образовании" N 12-ФЗ. 
11.   Федеральный Закон от 24 июля 1998 г. “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” № 124-ФЗ.

12.  Федеральный Закон от 24 июня 1999 года “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” № 120-ФЗ.

13.   Постановление Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1966 года N 556-VII "О Примерном Положении о комиссиях по делам несовершеннолетних". 
14.   Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 “О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних”. 
15.   Постановление Правительства от 4 октября 2000 г. “Об утверждении Национальной доктрины образования, утвержденной. № 751. 
 
16.  Приказ МВД РФ от 11 августа 1998 г. N 490 "Об утверждении нормативных актов о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений".

 
Учебники: 
1.  Криминология: Курс лекций / Гилинский Я.И. –  СПб., 2002

Информация о работе Преступность несовершеннолетних