Преступность несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Проблема преступности несовершеннолетних всегда актуальна для криминологии. Она достаточна специфична - касается судеб подрастающего поколения. От того, как она разрешается в настоящее время, во многом зависят состояние и тенденции преступности в будущем и даже более широко - нравственный климат в обществе.

Содержание

Введение
Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних
Детерминанты преступности несовершеннолетних
Личность несовершеннолетнего преступника
а) понятие и общая характеристика личности несовершеннолетнего преступника
б) половозрастные характеристики несовершеннолетних, совершивших преступления
в) Социально - демографические характеристики несовершеннолетних преступников
Предупреждение преступности несовершеннолетних органами внутренних дел
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Криминология.docx

— 109.23 Кб (Скачать)

Криминологическое значение недостатков в деятельности воспитательных институтов состоит в том, что они, будучи специально предназначенными для выполнения функций обучения и воспитания несовершеннолетних, реализуют их неполно либо не оказывают необходимого влияния, компенсирующего недостатки семейного воспитания и противодействующего негативным воздействиям в среде неформального общения. В качестве криминологически значимых проблем школы отмечаются: недостаточное знание особенностей личности учащихся, источников отрицательного влияния на них, педагогические ошибки при использовании методов воспитания, недооценка различий «стартовых» (начальных) условий обучения и недостаточная помощь в их выравнивании, невнимание к профессиональной ориентации подростков и юношей и др. Профилактические резервы педагогических коллективов остаются нереализованными и потому, что школа склонна исключать предупреждение правонарушений из круга своих задач, в том числе и в силу отсутствия прямого нормативного предписания. Соответственно педагоги, по общему правилу, не уделяют должного внимания ранней профилактике правонарушений, индивидуально-предупредительную работу с состоящими на учете в полиции рассматривают как стороннюю функцию. В действительности же применяемые специализированными субъектами меры способны лишь дополнить, а не заменить общее воспитание18.

Исследования правонарушающего поведения несовершеннолетних, продолживших обучение после школы (ПТУ, техникума) показывают19, что отмеченные недостатки характерны и для учебных заведений других типов. Что же касается работающих подростков, то воспитательно-профилактическая деятельность в трудовых коллективах, еще недавно (пусть не во всех случаях) оказывавшая определенное влияние на формирование их личности и поведения, сейчас почти повсеместно свернута. При общем снижении объемов, уровня безвозмездной общественной деятельности, при росте безработицы внепрофессиональные проблемы работающих подростков все в большей степени становятся предметом внимания лишь специализированных (профессиональных) субъектов профилактики.

Отмеченное выше свидетельствует о типичности связей несовершеннолетних правонарущающего поведения с криминогенной средой, об устойчивости таких связей. Преобладающая часть совершивших преступления подростков испытывала негативное воздействие со стороны семьи, в ближайшем бытовом окружении при явной недостаточности компенсирующего и коррегирующего воздействия субъектов общего воспитания и профилактики. Значение этого обстоятельства для профилактики трудно переоценить, поскольку личность и поведение субъекта практически не могут быть устойчиво изменены без воздействия на среду, продолжающую оказывать влияние на несовершеннолетнего в процессе взаимодействия с ним.

Таким образом, подводя  итог разделу, можно сделать вывод  о том, что детерминантами преступности несовершеннолетних является следующее:  
1. Неудовлетворительные условия воспитания детей в семье. Ежегодно около 50 тыс. граждан представляются к лишению родительских прав. Органами МВД взято на учет 113 тыс. родителей, отрицательно влияющих на поведение детей (употребляют спиртное и наркотики, бьют супругов и детей, подают отрицательный пример). 70% всех детских травм - семейно-бытового характера. Ежегодно из-за жестокого обращения кончают жизнь самоубийством порядка 2 тыс. детей и подростков, около 30 тыс. детей уходят из семьи, 25-27 тыс. детей становятся жертвами преступных посягательств, почти столько же пропадают без вести20
2. Недостаточная помощь родителям в воспитании детей со стороны школьных педагогов, специалистов МВД и общественности. Реформы педагогической и правоохранительной систем, инициированные в 1991 г., были ориентированы на ликвидацию воспитательной функции школы и профилактической функции милиции. Жизнь показала ошибочность и порочность этого курса реформ. Сейчас указанные функции постепенно восстанавливаются, однако далеко не во всех регионах удается сделать это на должном уровне.

3. Низкий уровень воспитательной  работы в школах, неподготовленность педагогических кадров к проведению эффективной воспитательной работы с трудными детьми, неадекватное стимулирование этой деятельности. 
4. Распад семей, приводящий к тому, что ежегодно остается без одного из родителей 500 тыс. детей. Этот процесс усугубляется ростом ранней смертности родителей, влекущим рост сиротства. В России примерно 400 тыс. семей, где дети с одним отцом; примерно 5 млн семей с матерью, без отца (всего семей в стране около 12 млн). Около 300 тыс. детей, рожденных вне брака21. Криминогенность данных процессов обусловлена тем, что вероятность стать преступником в неполной семье возрастает почти в 3 раза.

5. Безработица, обнищание семей,  неспособность родителей обеспечить детей полноценным питанием и одеждой. Бедная семья практически утрачивает способность защищать детей от негативных влияний окружающей среды, в значительной мере она сама становится криминогенным фактором.

6. Приобретение массового характера  уклонения детей от получения образования в начальной и средней школе, раннее начало трудовой деятельности, которая в большинстве случаев носит теневой, полукриминальный или криминальный характер. Ежегодно бросают учебу около 60 тыс. детей.

7. Обнищание родительской семьи,  безработица либо неполучение  зарплаты родителями и значительные  заработки детей в теневом  и криминальном бизнесе исключают  положительное отношение к честному труду. В семьях, где малолетние дети содержат родителей, последние, как правило, утрачивают авторитет и оказываются неспособными выполнять какие-либо позитивные педагогические функции.

8. Начавшие раннюю трудовую жизнь  дети, обычно оказываются отрезанными  от духовной жизни, физической  культуры, спорта, здорового досуга и, вообще, здорового образа жизни. Через достаточно короткий срок они практически утрачивают способность к духовному развитию.

9. Идеологический вакуум после  развала коммунистического режима, ликвидации пионерских и комсомольских организаций в значительной мере заполнился криминальной идеологией, культом насилия, индивидуализма, корысти и цинизма.

10. Социальное расслоение, значительный разрыв в материальном обеспечении детей — выходцев из различных социальных групп (причем, если среди взрослых вуалирование несправедливости социального распределения облегчается легендами о том, что наиболее богаты те, кто приносит больше пользы обществу, то единственная заслуга обеспеченных детей в том, что их родители богаты — а ничто не оказывает такого сильного криминогенного воздействия, как несправедливость: она рождает зависть, переходящую в ненависть и агрессию, а также нейтрализует нравственные запреты при совершении хищений).

11. Пороки социальной политики  государства, деградация системы здравоохранения влекут рост физических и психических заболеваний среди детей, различные психические аномалии, которые можно было бы скорректировать в раннем возрасте, из-за недостатка медицинского обслуживания приобретают устойчивый характер. Впоследствии они оказывают влияние на мотивацию преступного поведения.

12. Разрушение сети государственных  организаций, обеспечивающих культурный досуг подростков, которая была достаточно развитой в советское время, коммерциализация в этой области сделали нормой жизни многих подростков бессмысленное времяпровождение на улицах, в подъездах, на чердаках и в подвалах. Все это оказывается благотворной почвой для развития наркотизма, употребления спиртного, беспорядочной половой жизни, изнасилований. Занятия в секциях борьбы заменяются групповыми драками.

 

3. Личность несовершеннолетнего  преступника.

 

а) Понятие и общая характеристика личности несовершеннолетнего преступника.

На вопрос, что такое  личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе (если оно включено в разработанную теорию и подкреплено исследованиями), заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности22.

Личность чаще всего  определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены  никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения? Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих23.

Преступность несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных фактов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего преступление совершают так называемые «трудные», педагогически «запущенные» подростки. В ряде исследований отмечается, что для подростков-правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов. На формирование идеалов такого подростка чрезмерное влияние оказывают сверстники, особенно старшие по возрасту, имеющие опыт антисоциального поведения. У большинства таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, конформизм, нечуткость, агрессивность.

Как правило, для трудновоспитуемых  подростков характерно отрицательное отношение к учебе, которое, в конечном счете, противопоставляет их коллективу класса, школы, училища. Начало этого противопоставления лежит в мотивах учебной деятельности. Если для большинства детей в учебном процессе преобладают познавательные мотивы, то для проблемных подростков в этом же процессе преобладает мотив принуждения. Это усугубляет конфликтные отношения неуспевающего подростка с коллективом класса и педагогами, порождая в его поведении явление негативизма и бравады.

В нормальных условиях процесс  усвоения моральных и правовых норм поведения заканчивается в подростковом возрасте (к 14—16 годам). Это обстоятельство учитывается законодателем, который  установил частичную уголовную ответственность (за убийство, кражи, грабежи, разбои, изнасилования и другие опасные преступления) с 14 лет и полную уголовную ответственность за все преступления, предусмотренные уголовными законами, — с 16 лет.

Личность «трудового»  подростка, прежде всего, характеризуется  низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах его воспитания: в семье, в  школе (ПТУ) и на производстве. С другой стороны, на личность трудного подростка, как правило, излишне большое влияние оказывает особая сфера — улица, двор, «уличная группа с отрицательной направленностью». 
Под трудновоспитуемостью, прежде всего, понимают негативизм и сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, далеко выходящими за рамки педагогической и социальной запущенности.

В процессе развития ребенок  переживает определенные кризисные  периоды, характеризующиеся качественно новыми скачками в развитии его психики и организма, приводящие к формированию определенных психологических новообразований.

В силу характера преступности несовершеннолетних на первое место  при изучении данного явления  выдвигается проблема личности преступника. Успех профилактической деятельности органов внутренних дел во многом зависит от того насколько всесторонне  и глубоко изучена личность несовершеннолетнего  преступника. Можно было бы избежать многих ошибок, если бы практические органы в центр своего внимания и профессиональных усилий всегда ставили личность, а  не только условия ее жизни или  иные влияния на нее. Это в полной мере относится к несовершеннолетним преступникам.

Главное при рассмотрении личности несовершеннолетнего преступника - возраст. С этим связаны определенные биологические, психологические и психические изменения в структуре личности. Как отмечал М.Н.Гернет, возрастом обусловлен определенный уровень развития сил, интеллекта, влечений, поскольку “физически” становится возможным совершение определенных преступлений". Процесс социализации человека начинается с раннего возраста.  По словам И.С.Кона, “человек с самого раннего детства начинает усваивать роли, которые формируют его личностные качества”24. В детстве человек складывается как общественное существо, у него развиваются интеллект, умение анализировать и обобщать окружающие явления, способность предвидеть возможные последствия своих поступков; вырабатываются волевые качества: настойчивость, целеустремленность, самоконтроль, активность, инициатива; формируются самосознание, чувство собственного достоинства, стремление к самостоятельности. Все это связано с криминологическим изучением личности несовершеннолетнего.

Возрастное изменение  личности не является причиной и не увязывается однозначно с динамикой  основных жизненных отношений. Сохранность  основных жизненных отношений сочетается с изменчивостью личности на протяжении жизни под влиянием событий, обстоятельств. Кроме хронологического возраста, различают психологический, педагогический и физический возраст, причем все они между собой не совпадают, что приводит к внутренним конфликтам личности, которые могут иметь и криминогенный характер. Вообще, “так называемого среднестатистического возраста реально не существует...

Общие закономерности подросткового  возраста проявляют себя через индивидуальные вариации, зависящие не только от окружающей среды и условий воспитания, но и от особенностей организма или личности. Г.М.Миньковский предостерегает от возведения общевозрастных свойств несовершеннолетних в степень криминогенных25.

Информация о работе Преступность несовершеннолетних