Предупреждение преступности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:07, контрольная работа

Описание работы

Предупреждение преступности — это система мер, предпринимаемых государственными органами, общественными организациями, представителями власти и другими лицами, направленных на противодействие процессам детерминации преступности, имеющие целью ресоциализацию потенциальных преступников, предотвращение совершения новых преступлений.
Некоторые авторы предлагают для обозначения такой деятельности термин «предупреждение преступлений» (указывая, что не может быть предупреждено уже существующее явление), однако устоявшимся в теории и употребляющимся в большинстве работ является термин «предупреждение преступности»

Содержание

Понятие и система мер предупреждения преступности 3
Объекты предупреждения преступности 12
Субъекты предупреждения преступности 14
Деятельность прокуратуры предупреждению преступности 18
Деятельность судов по предупреждению преступности 22
Задача №1 27
Задача №2 28
Задача №3 29
Список используемой литературы 32

Работа содержит 1 файл

Контрольная МОЯ (криминология).docx

— 73.49 Кб (Скачать)

     Субъекты  предупреждения - это органы, должностные  лица, негосударственные организации  и граждане, оказывающие какое-либо воздействие на объект с целью  предупреждения преступлений. Одни осуществляют предупреждение непринудительными методами, другие  с использованием методов принуждения. В первую группу входят субъекты социальной профилактики, во вторую - субъекты мер безопасности, компенсации и наказания.

     Один  субъект может осуществлять несколько  видов предупредительной деятельности. Так, например, участковый инспектор  милиции одновременно реализует  меры социальной профилактики, безопасности и ответственности. Но чаще всего  имеет место специализация. По общему правилу, разные виды предупредительного воз-действия реализуют различные  субъекты.

     Субъекты  социальной профилактики - это администрация  и трудовые коллективы государственных  и негосударственных органов, учреждений и организаций, творческие союзы  и объединения по интересам, спортивные общества и отдельные граждане, которые  оказывают какую-либо помощь гражданам, способствуют их успешной социализации, а следовательно, и предупреждению преступлений. Например, развивая интеллектуальные и физические способности подростка, клубы по интересам и спортивные секции тем самым занимаются социальной профилактикой. Одна из насущных проблем - активизации именно этого направления  профилактики. Необходимы современные  специализированные субъекты социальной профилактики: анонимные психолого-педагогические консультации, службы и телефоны доверия, групповые психологические тренинги и т.п. Особенно нужна специализированная инфраструктура социальной профилактики для несовершеннолетних и молодежи.

     Суд, предварительное следствие, уголовный  розыск, должностные лица, уполномоченные привлекать к ответственности, - это  субъекты мер юридической ответственности - наказания.

     Углубление  специализации – историческая закономерность и необходимое условие совершенствования  и предупредительной деятельности. Каждый должен заниматься своим делом. Совмещение разнохарактерных функций  неэффективно. Оно полезно только в определенных случаях. Лучший вклад  суда в предупреждение преступлений - это вынесение справедливого  приговора. Увлечение, например, выездными  заседаниями ради профилактической плюса, приводит к дополнительным издержкам, отвлекает суд от выполнения своих основных обязанностей. Администрация и трудовые коллективы строителей должны качественно строить жилье, суды и тюрьмы, вовремя выплачивать зарплату, а не заниматься “профилактикой”.

     В этой связи требует специального обсуждения проблема участия общественности в деятельности по предупреждению преступности. В осуществлении социальной профилактики для этого нет никаких препятствий: любой трудовой коллектив, объединение  или гражданин вправе помочь любому оступившемуся гражданину или трудному подростку. В подавляющем большинстве  случаев для это-го не требуется  какой-то специальной правовой основы. В соответствии с Законом РФ “Об  общественных объединениях” граждане могут объединяться для защиты от преступных посягательств, в том  числе и по месту жительства.

     Другое  дело, когда речь идет о мерах  предупреждения, которые связаны  с принуждением и вмешательством в сферу личной жизни. Здесь должны работать специально подготовленные и  уполномоченные государством профессионалы. Иной подход чреват массовым нарушением конституционных прав и свобод, ущемлением чести и достоинства законопослушных  граждан. Призыв общественности к специализированной деятельности по предупреждению преступности равносилен призыву человека с красной  повязкой встать к токарному или  слесарному станку.

     Борьба  с преступностью - это деятельность, связанная с немалым риском, особенно в настоящее время. В войне  с криминалом гибнет большое число  профессионалов. И нет никаких  правовых и моральных оснований  призывать неподготовленных людей  даже к патрулированию улиц.

     Сказанное не означает, что граждане не вправе прибегнуть к самозащите. Среди субъектов  мер безопасности можно выделить: субъектов самозащиты, субъектов  государственной охраны, субъектов  ведомственной охраны и субъектов, предоставляющих услуги в сфере  обеспечения безопасности. Субъекты самозащиты – это физические и  юридические лица, использующие для  защиты весь предусмотренный законодательством арсенал: от необходимой обороны до использования технических средств и услуг государственных и негосударственных детективных и охранных служб.5

     В соответствии с Федеральным законом  от 27 мая 1996 года (ред. от 28.12.2010) «О государственной охране» для обеспечения безопасности Президента РФ, лиц, замещающих государственные должности, а также глав иностранных государств применяются меры предупреждения, которые осуществляют субъекты государственной охраны. Закондательство позволяет создавать и собственные службы безопасности, которые осуществляют ведомственную охрану объекта. В последнее десятилетие в России очень заметной стала деятельность субъектов, предоставляющих законные услуги в сфере обеспечения безопасности. Расширился спектр услуг, предоставляемых отделами вневедомственной охраны - специализированного подразделения органов внутренних дел, работающего на основе договоров с гражданами и организациями. На основе Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 года (в ред. от 01.07.2011г.) создана достаточно обширная сеть частных детективных, охранных предприятий и служб безопасности, которые оказывают услуги в обеспечении безопасности физических и юридических лиц.

     Изменение функций существующих и появление  новых субъектов предупреждения закономерно. Иначе и быть не может, ибо одно из правил социального управления гласит: «Чем выше степень соответствия субъекта объекту, тем эффективнее осуществляется управление той или иной системой. Задача научного управления состоит в том, чтобы возможно точнее воспроизвести в субъекте объект управления, в противном случае обеспечить нормальное функционирование общественной системы невозможно».

     Распространение наркомании, терроризма, становление  организованной преступности, выход  российского криминалитета на международную  арену и международная кооперация преступных элементов влечет за собой  соответствующую специализацию  субъектов, создание новых подразделений (налоговой полиции, подразделений  по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, с терроризмом и т.п.), а также  создание межгосударственных субъектов  предупреждения преступности.6

     Специализация, о которой говорилось выше, имеет  и негативные моменты, или, как говорят  в медицине, побочные последствия. Часто  субъект концентрируется исключительно  на выполнении поставленной ему задачи, хотя она является промежуточной  в достижении конечной цели – предупреждения преступности.

     Подобные  межведомственные комиссии созданы  и на уровне субъектов Федерации. В Положениях, регламентирующих деятельность этих субъектов, помимо координации обычно предусматривается: разработка основных направлений стратегии, оценка эффективности, анализ и прогнозирование состояния преступности, обобщение практики, разработка и рассмотрение целевых программ, и другие очень полезные функции. Однако практика показывает, что этот субъект координации функционирует главным образом в режиме периодических заседаний, которые очень часто похожи на встречи “свадебных генералов”. Не имея собственного рабочего аппарата, независимой аналитической службы, такая структура в период между заседаниями не работает.  

 

4. Деятельность прокуратуры по предупреждению преступлений 

     Место и роль прокуратуры в системе  предупреждения преступлений определяется ее функцией высшего надзора за точным исполнением законов на территории всей страны. Выполняя эту функцию, прокуроры не только сами решают стоящие  перед ними задачи предупреждения преступности, но и осуществляют контроль за деятельностью  других государственных органов, исполнением  законов, регламентирующих их обязанности  по предупреждению преступлений.

     Предупредительная деятельность прокуроров состоит также  в оказании воздействия на должностных  лиц и граждан путем выявления  и пресечения средствами общего надзора  уже совершенных правонарушений и преступлений. Выявив их, прокурор принимает соответствующие меры к пресечению правонарушений и наказанию  виновных. Повышение эффективности  этой деятельности прокуратуры достигается  обеспечением широкой гласности.

     Наиболее  действенным средством общего надзора  при выявлении и устранении криминогенных  обстоятельств является отмена незаконных актов. Тем самым обеспечивается не только предупреждение обусловливаемых  ими преступлений (хищения, приписки, злоупотребления и т.д.), но и укрепление законности.

     Вся многогранная деятельность российских прокуроров носит ярко выраженный предупредительный  характер. Выявляя и устраняя нарушения  законов, принимая меры к привлечению  к ответственности виновных лиц  и совершая иные, предусмотренные  законом действия, прокуроры способствуют тем самым предупреждению правонарушений. Уровень предупредительной работы зависит от того, насколько профессионально  прокуроры выполняют свои обязанности.

     В связи со сложной криминогенной  обстановкой в стране предупредительно-профилактическая работа прокуроров в первую очередь  должна быть направлена на предупреждение преступлений. Предупреждение преступности – одна из программных задач государства. Предупреждение преступлений заключается  в воздействии, во-первых, на причины  и условия, определяющие преступность в целом в стране, во-вторых, на причины и условия, способствующие совершению отдельных видов преступлений.

     В криминологической литературе по уровню предупреждения преступности различаются  общесоциальные и специально-криминологические  меры.

     К общесоциальным мерам предупреждения относится комплекс экономических, социальных и культурно-воспитательные преобразований. К специально-криминологическим  – меры, специально направленные на выявление, устранение или нейтрализацию негативных обстоятельств, обусловливающих совершение преступлений. Предупредительная деятельность следователя – одно из важных направлений специально-криминологического предупреждения преступности. Следует заметить, что задачи предупредительной деятельности дознавателя определены уголовно-процессуальным законодательством, которое, в частности, устанавливает при производстве по уголовному делу выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступления и вносить представления о принятии мер по их устранению.7

     Профилактическое  направление в деятельности прокурора  включает: предотвращение и пресечение преступной деятельности; выявление  обстоятельств, способствующих совершению преступления; принятие мер к их устранению.

     Обстоятельства, способствующие совершению преступления, относятся к обстоятельствам, подлежащим доказыванию по каждому уголовному делу. В законе нет перечня таких  обстоятельств. Они конкретны для каждого уголовного дела.

     Так, например, в криминологии причины  конкретного преступления принято  рассматривать как совокупность или комплекс взаимодействующих  обстоятельств, способствующих совершению преступлений и облегчающих возникновение  преступного намерения, совершение преступного действия и достижение преступного результата.  По каждому уголовному делу дознавателем должны быть установлены (в числе других) обстоятельства, характеризующие причины преступления, и условия, способствующие его совершению. К обстоятельствам, обусловившим совершение преступления и подлежащим установлению следователем, относятся:

     • обстоятельства, которые характеризуют  антиобщественные взгляды, привычки в  сознании лица, совершившего преступление;

     • внешние обстоятельства, сформировавшие эти антиобщественные взгляды, привычки в сознании лица;

     • обстоятельства, характеризующие жизненные  ситуации, которые во взаимодействии с позицией личности вызвали преступные действия;

     • обстоятельства, облегчившие возникновение  преступного действия и достижение преступного результата.

     Меры, направленные на устранение обстоятельств, способствовавших совершению преступления, следует принимать тогда, когда  эти обстоятельства установлены  достоверно. После установления всей совокупности этих обстоятельств дознаватель  решает вопрос о внесении представления.

     Решение дознавателя об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, является по своему характеру властным и означает, что соответствующие  лица обязаны выполнить предписание  дознавателя об их устранении.

     Как и любой процессуальный акт, представление  об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, должно быть четко оформлено, содержать необходимые  реквизиты и отвечать требованиям, предъявляемым к его форме.

Информация о работе Предупреждение преступности