Смертная казнь

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 21:23, реферат

Описание работы

США часто критикуют за отказ отменить смертную казнь. Многие сегодня утверждают, что отмена смертной казни является непременным условием цивилизованной системы уголовного права. Лауреат Нобелевской премии Гари Беккер не согласен с этой точкой зрения.

Работа содержит 1 файл

США часто критикуют за отказ отменить смертную казнь.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

смертная казнь  избавляет общество от преступников, которые могут повторно совершить тяжкое преступление;

смертная казнь  экономически целесообразна, т. е. это  дешевый и простой способ борьбы с преступностью;

смертная казнь  есть более гуманное (по отношению  к преступникам) наказание по сравнению  с пожизненным заключением;

общественное  сознание в форме общественного  мнения настроено на то, чтобы осуществлять смертную казнь. 

Основные аргументы  против смертной казни:

смертная казнь  превышает человеческие полномочия в наказании;

статистика  показывает, что в тех странах, где после отмены смертной             казни она была вновь введена, количество тяжких преступлений не снизилось;

сам  факт существования  смертной казни оказывает дестабилизирующее  и развращаюшее воздействие на общество (узаконенное убийство притупляет восприятие его как безнравственного действия, становится обычным делом, иногда провоцирует на самосуд);

смертная казнь  является противоправным деянием, так  как необратимость наказания  исключает принцип возможности  исправления человека с помощью  наказания;

ответное насилие  в форме смертной казни не прекращает череду насилий, цепочка насилий  становится бесконечной, разорвать  ее можно только ненасилием;

неизбежность  судебных ошибок «перевешивает» все  аргументы в пользу смертной казни;

если условия  содержания пожизненных заключенных сделать более приемлемыми, вопрос о смертной казни как более гуманном по сравнению с пожизненным заключением отпадет сам собой;

институт смертной казни увеличивает количество убийц (палачей и других участников);

смертная казнь  нарушает международные стандарты прав человека;

ВВЕДЕНИЕ 

Проблема смертной казни волнует не одно поколение. Она затрагивает как, правовые так  и нравственные, религиозные этические  и другие аспекты. Проблема смертной казни сложна и неоднозначна. Нельзя решать ее не взвесив все "за" и "против", не руководствуясь реалиями жизни. Смертная казнь как вид наказания за действительно тяжкие преступления ? важная составная часть уголовного законодательства. По ее наличию или отсутствию в перечне наказаний иногда с различной степенью обоснованности судят о демократичности государства.  

Известно, что  формы методы и средства борьбы с  преступностью в различных социально-политических системах различны; отличаются и взгляды  на них даже в рамках одной системы. Отношение к смертной казни, как к мере наказания важный показатель уровня социального и культурного развития общества. Чем он ниже, тем грубее и примитивнее формы "воспитания "его членов наказанием, тем пренебрежительнее отношение к человеку и его жизни. Поэтому значение института смертной казни выходит далеко за рамки права. 

Общественное  мнение в Республике Беларусь поддерживает смертную казнь, как меру социальной защиты, а законодатель обязан считаться  с ним. В Уголовном кодексе  Республики Беларусь она занимает особое место. Она является исключительной и временной мерой наказания и поэтому не включена в общий перечень наказаний. 

История и эволюция смертной казни 

Уголовно-правовым системам различных стран, несмотря на некоторые особенности, в целом  присущи общие закономерности развития. Это относится и к истории развития такой меры наказания как смертная казнь. 

Смертная казнь, как один из древнейших институтов уголовного права, постоянно сопутствовала  истории развития человечества. 

У большинства  народов в древности и средневековья ответственными за свои действия являлись также и животные. Они подвергались следствию, суду и смертной казни наравне с людьми. Например, в 1474 годку в Швейцарии обвинили приговорили к смертной казни петуха ? за колдовство.  

Прообразом смертной казни в древних государствах являлась кровная месть. Но в дальнейшем государство взяло на себя функции санкционирования смертной казни, а потом и отправление правосудия. Так  ,например, законы Хаммурапи(1792-1750 г.г. до н.э.), индийские законы Ману(2000-12000гг до н.э.), законы хеттов(1600-1200 г.г. до н.э.), законы Драконта в Древней Греции (621 год до н.э.), законы 12 таблиц в Древнем Риме (450 год до н.э.), предусматривали широкое применение смертной казни. 

Считая, что смертная казнь выполняет роль превенции ? общего предупреждения древний законодатель стремился сделать ее наиболее мучительной и устрашающей. К таким видам казни относились: повешение, колесование, забрасывание камнями, сдирание кожи,    повешение за ребро, посажение на кол, вливание раскаленного свинца в горло, сожжение сваривание в масле, вине, воде, раздирание или рассечение на мелкие части, утопление сбрасывание с башни с возвышенности в море пропасть распятие на кресте, отдание на съедение диким зверям, вытягивание кишок, растаптывание слоном, сожжение в чреве раскаленного металлического быка и другие. 

В России Уложение 1649 года санкционировало три вида смертной казни: сожжение, заливание  в горло расплавленного металла, закапывание живым в землю. Но кроме того, применялось сажание  на кол, колесование, четвертование. 

В более раннем русском источнике права "Русская  правда" смертная казнь не упоминается, хотя на практике она, несомненно, имела  место. Это умолчание можно объяснить  двумя обстоятельствами. Законодатель понимает смертная казнь как продолжение кровавой мести, которую он стремиться устранить. Другим обстоятельством является влияние христианской церкви. выступавшей против смертной казни в принципе. 

В петровском "Артикуле воинском" (1715 г.) смертная казнь предусматривалась  в 122 случаях. Она подразделялась на простую и квалифицированную. К простой смертной казни относились отсечение головы, повешение и расстрел. К квалифицированным видам казни относились четвертование, колесование, закапывание в землю заживо, заливание горла металлом, сожжение (на костре или в срубе), повешение за ребро на железном крюке. 

Лишь в новейшее время было в основном покончено  с изуверствами средневековья –  когда в действие ввели гильотину. 

Вопрос о смертной казни, как о мере уголовного наказания, о целесообразности её наличия в уголовном законодательстве и объёме применения в послереволюционный период в нашем законодательстве решался весьма неоднозначно в отдельные периоды государство провозглашало отказ от смертной казни (Декреты II съезда Советов от 26.10.1917 г. ВЦИК и СНК от 17.01.1920 г.) Затем смертная казнь с учетом военной обстановки или под флагом усиления борьбы с "врагами народа" вновь восстанавливалась. 

После окончания  Великой Отечественной войны  Указом Президиума Верховного Совета СССР от  26 мая 1947 года "Об отмене смертной казни "это наказание было отменено в мирное время, а преступления за совершение которых предусматривалась высшая мера наказания наказывались лишением свободы сроком на 25 лет Затем смертная казнь Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 января 1950 года "О применении смертной казни к изменникам Родины шпионам подрывникам-диверсантам" допускалась, как исключение из предыдущего Указа. В последующем (1954 года) смертная казнь допускалась в отношении осужденных за убийство при отягчающих обстоятельствах. 

Основы уголовного законодательства 1958 года признавая  смертную казнь исключительной мерой  наказания допускали ее применение вплоть до ее полной отмены за государственные  преступления.  

В настоящее  время смертная казнь определяется ст. 22  Уголовного   кодекса принятого Верховным Советом БССР 29 декабря 1960 года введенным в действие с 1 апреля 1961 года: "В виде исключительной меры наказания вплоть до ее полной отмены допускается применение смертной казни ? расстрела за некоторые особо тяжкие преступления, предусмотренные в Особенной части Уголовного кодекса Республики Беларусь.  

Не могут быть приговорены к смертной казни  лица, не достигшие восемнадцатилетнего  возраста до совершения преступления, а также женщины". 

Понятие смертной казни 

Смертная казнь - одно из древнейших наказаний. А сущность любого наказания – кара. Кара ? это  комплекс установленных законом  правоограничений, конкретно выражающихся при применении того или иного  вида наказания. Таким образом кара ? это лишение человека его прав или интересов уменьшение их объема, либо введение особого порядка их осуществления установление обязанностей, которые предусмотрены наказанием и на других граждан обычно не распространяются. В смертной казни кара проявляется в максимальной степени. У осужденного к исключительной мере наказания отнимается жизнь, естественно, и все другие права и интересы. Но это происходит только после приведения приговора в исполнение, а до этого за ним сохраняются многие права.  

Осужденный имеет целый комплекс прав, которые присущи ему только как осужденному к смертной казни. Речь идет о праве обжаловать приговор в кассационном порядке, а в предусмотренных законом случаях и в надзорном порядке написать ходатайство о помиловании иметь с адвокатом свидания без ограничения их продолжительности и количества. При этом поданная жалоба приостанавливает приведение приговора в исполнение до разрешения ее по существу и получения ответа.  

Осужденный имеет  право подавать жалобы и заявления  в связи с действиями администрации места лишения свободы. в котором он находится. Осужденный имеет право в установленном порядке на свидание с родственниками, со священником получение и отправление писем. 
 

Лицо, приговоренное  к смертной казни, до последнего момента  своей жизни остается гражданином Республики Беларусь в связи с этим ему присущи некоторые гражданско-правовые права с учетом его правового положения (зарегистрировать или расторгнуть брак распорядиться своим имуществом). 

Все исследователи  данного вида наказания отмечают, что смертная казнь приносит страдания. Осужденный к смертной казни ощущает страдания в момент вынесения приговора, в ожидании результатов рассмотрения поданных им жалоб и заявлений ходатайств о помиловании В этой ситуации у большинства осужденных появляется страх смерти, который нередко сочетается с состоянием безысходности, иногда с осознанием своей вины, угрызениями совести и т.п. Но страдания преступника уже не нужны обществу, т к не ставит своей задачей исправить его в чем-то убедить, что-то доказать. Общество вычеркивает его из своего состава, он перестает существовать. Говоря о страданиях, которые вызывает осуждение к смертной казни, следует иметь ввиду также страдания родных и близких приговоренного. Если страдания последнего прекращаются в момент приведения приговора в исполнение, то близкие особенно остро начинают ощущать потерю именно в это время. Вышеизложенное позволяет сформулировать следующий тезис ? смертная казнь является самым суровым наказанием. Это предопределяется тем, что осужденный лишается самого ценного блага человека – жизни.  

Смертная казнь  применяется от имени государства. Любой приговор выносится от его  имени надлежаще уполномоченным судом. Законность обоснованность и  справедливость приговора проверяются  соответствующим органом государства. Поэтому смертной казнью не могут считаться случаи самосуда даже правомерного убийства в результате необходимой обороны или в состоянии крайней необходимости. Смертной казнью не являются и случаи убийства преступника при его задержании, даже правомерного. 

Смертная казнь  применяется только судом. В нашей  истории были периоды массовых внесудебных  расправ над гражданами. Особенно широкое распространение они  получили в 30-е годы, когда огромное количество людей расстреливались  по постановления различных особых совещаний "троек" "специальных присутствий" и т.п. Хотя внешне такие расправы внешне напоминали смертную казнь, но их нельзя рассматривать как наказание, так как они не являлись следствием совершения преступления и не проходили установленной судебной процедуры, которая давала бы им силу закона, так как по конституции каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Тем более это касается преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь.  

Смертная казнь  может быть назначена только за деяния, предусмотренные в Особенной  части Уголовного кодекса. В соответствии с ним смертная казнь может быть назначена лишь за некоторые преступления, относящиеся к категории особо тяжких: измена государству, заговор с целью захвата государственной власти неконституционным путем, захват власти таким путем повлекшим гибель людей, террористический акт, диверсия, бандитизм, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, посягательство на жизнь работника милиции и иных лиц, в связи с выполнением ими функций по охране общественного порядка, при отягчающих обстоятельствах и за некоторые другие особо тяжкие преступления. В этом заключается ее исключительность. 

Вопрос о том  какие преступления могут относиться к вышеперечисленной группе отнюдь не бесспорен. 

Смертная казнь ? временная мера. Временная потому, что не всегда существовала в прошлом  и не будет существовать в будущем.  

Так как развитие уголовного законодательства в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с международными стандартами и  требованиями о постепенном сужении  сферы применения смертной казни и полном отказе от этого вида наказания. Но при решении вопроса о сохранении смертной казни в действующем уголовном законодательстве законодатель исходил, хотя и в ограниченном объеме, из позиции большинства граждан о необходимости сохранения смертной казни, как одного из средств защиты общества. Включение ее в число этих средств с учетом нынешнего высокого уровня преступности, к тому же имеющего тенденции к росту, а не падению наличия организованной и профессиональной преступности мафиозных структур, охватывающих различные сферы жизни общества и государства, вполне оправдано и необходимо. 

Информация о работе Смертная казнь