Смертная казнь

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 21:23, реферат

Описание работы

США часто критикуют за отказ отменить смертную казнь. Многие сегодня утверждают, что отмена смертной казни является непременным условием цивилизованной системы уголовного права. Лауреат Нобелевской премии Гари Беккер не согласен с этой точкой зрения.

Работа содержит 1 файл

США часто критикуют за отказ отменить смертную казнь.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

США часто критикуют  за отказ отменить смертную казнь. Многие сегодня утверждают, что отмена смертной казни является непременным условием цивилизованной системы уголовного права. Лауреат Нобелевской премии Гари Беккер не согласен с этой точкой зрения.  

Правительства европейских стран категорически против смертной казни – она запрещена Европейским Союзом, а некоторые европейцы считают существование смертной казни в Соединенных Штатах варварством. Действительно, многие европейские интеллектуалы утверждают, но не только смертная казнь, но и вообще любое наказание не удерживает от совершения преступлений.  

Но, тогда как  европейские страны, уровень преступности в которых в последние полвека  был значительно ниже уровня преступности в Америке, могли на протяжении долгого времени позволить себе сравнительно «мягкое» отношение к большинству преступлений, уровень преступности в этих странах резко возрос за последние двадцать лет. И, наоборот, уровень преступности в Америке понизился, частично благодаря более широкому использованию различных мер наказания.  

Сюда относится  и смертная казнь. Я поддерживаю  вынесение смертного приговора  некоторым людям, осужденным за убийство, потому – и только потому – что  верю, что это удерживает других от совершения убийств. Если бы я не верил в это, я бы выступал против смертной казни, потому что возмездие и другие возможные мотивы не должны служить основой для государственной политики.  

Серьезное эмпирическое исследование эффективности смертной казни в США началось с новаторского исследования Айзека Эрлиха в 1975 году, опубликованного в «American Economic Review». Последующие исследования показали в одних случаях гораздо более слабый сдерживающий эффект, в других же случаях – гораздо более сильный. Существующая информация, однако, достаточно ограничена, а поэтому заключения нельзя основывать исключительно на эконометрических данных.  

Конечно, выработка  государственной политики по любому виду наказания не может ждать  до тех пор, пока появятся совершенные  данные. Но даже при ограниченном объеме количественных данных, имеются хорошие основания считать, что смертная казнь имеет сдерживающий эффект.  

Большинство людей, и особенно убийцы, боятся смерти, особенно когда она наступает быстро и  ее вероятность высока в случае совершения убийства. Как Дэвид Хьюм как-то сказал о самоубийстве: «ни один человек никогда не отказывался от жизни, пока она имела для него ценность, ибо таков наш естественный страх смерти...» Точно также, Шопенгауэр считал, что «только тогда, когда ужасы жизни начинают перевешивать страх смерти, человек положит конец своей жизни. Но страх смерти вызывает значительное сопротивление...».  

Противники смертной казни часто заявляют, что у  государства нет морального права  отнимать чью-то жизнь, включая жизнь  убийцы. Однако, это абсолютно неверное заключение в глазах тех, кто верит, что смертная казнь имеет сдерживающий эффект.  

Чтобы понять почему, предположим, что с каждым казненным  убийцей (вместо, скажем, убийцы, осужденного  на пожизненное заключение) количество убийств уменьшается на три, что гораздо ниже оценок сдерживающего эффекта смертной казни Эрлиха и некоторых других исследователей. Это означает, что с каждым оставленным в живых убийцей появляются три новые невинные жертвы. Фактически, не применяя смертную казнь, правительство косвенно «отнимает» многие жизни.  

Спасение трех невинных жизней на каждого казненного преступника кажется очень привлекательным  соотношением, и даже две спасенные  жизни на одну казнь кажется очень  убедительным соотношением выгод и  потерь в пользу смертной казни. Надо признать, что аргумент в пользу смертной казни становится менее убедительным по мере уменьшения числа спасенных жизней на каждую смертную казнь. Но даже если бы на каждую казнь приходилась только одна спасенная жизнь, такое соотношение все равно могло бы быть желательным, если спасенная жизнь гораздо лучше, чем жизнь отнятая, как оно обычно и бывает.  

Многие люди против того, чтобы сравнивать качество спасенной и отнятой жизней. Однако, я не вижу способа избежать такого сравнения. Возьмем преступника, ограбившего и убившего человека, который вел порядочную жизнь и оставил после себя жену и нескольких детей. Предположим, что было бы возможно спасти жизнь невинной жертвы, казнив такого преступника. Для меня является очевидным, что спасение жизни жертвы должно стоить больше, чем лишение жизни преступника. Конечно, не все случаи бывают такими простыми, но сравнение качества жизни отдельных людей должно быть частью любой разумной социальной политики.  

Это помогает объяснить, почему смертный приговор должен выноситься только в случае убийства, а не за менее серьезные преступления. Когда выбор стоит между лишением жизни и, скажем, сокращением хищений имущества, аргументы в пользу более мягкого наказания становятся гораздо сильнее. Хотя некоторые преступления, как, например, физическое насилие при отягчающих обстоятельствах, включая некоторые ужасные случаи изнасилования, могут быть близки по серьезности к убийству и, предположительно, заслуживать смертной казни, я не поддерживаю применение последней в этих случаях.  

Сильным аргументом в пользу применения смертной казни  только в случае убийств является «маргинальное сдерживание». Если бы каждое нападение наказывалось смертной казнью, у преступников был бы стимул убивать своих жертв, чтобы избежать ареста (что является основной причиной, почему серьезность наказания в более широком смысле должна соответствовать серьезности преступлений).  

Одна сложность  заключается в том, что смертная казнь может заставить убийцу оказывать более сильное сопротивление, чтобы избежать ареста, что может привести к большему количеству смертей. Но, в то время как маргинальное сдерживание является важным, я верю, что сопротивление убийц задержанию, возможно за счет собственной жизни, является косвенным свидетельством того, что преступники боятся смертной казни.  

Конечно, меня беспокоит  риск наказания невиновных. Моя поддержка  смертной казни значительно ослабла  бы, если бы процентная доля смертных приговоров невиновным была бы так велика, как  утверждают многие. Однако, я верю, что апелляционный процесс в Соединенных Штатах обеспечивает огромную защиту не столько против ошибочного осуждения, сколько против ошибочной казни, так что существует очень мало (если вообще существует) документально подтвержденных случаев казни невиновных людей. И этот процесс был значительно усилен прогрессом в области определения ДНК.  

Опять таки, дебаты относительно смертной казни являются по сути дебатами относительно ее сдерживающего  эффекта (который может уменьшиться  в результате продолжительных апелляционных процессов). Я понимаю, что некоторые люди скептически относятся к приводимым доказательствам, хотя считаю, что они неправы в этом отношении, а также с точки зрения здравого смысла. Отнимать чью-то жизнь, даже жизнь убийцы, очень неприятно, но иногда весьма неприятные действия необходимы, чтобы предотвратить еще худшее поведение, отнимающее жизнь невинных жертв.

4. Проблема  смертной казни

4.1.  Насилие  и государство 

В общественном сознании насилие вызывает принципиально  негативное отношение. Однако иногда допускается оправдание насилия как исключение из негативного к нему отношения. 

Под насилием понимается: 

- подавление  человека, ограничение условий личного  развития; 

- нанесение физического  и экономического ущерба. 

Можно выделить насилие прямое и косвенное, физическое, экономическое, психологическое, политическое и др. 

Насилие является средством обеспечения власти человека над человеком. Власть – это усиление воли человека за счет воли других людей, принятие решения за других. Власть может быть основана на превосходстве воли, взаимном договоре и насилии.  

Насилие является нарушением свободы воли человека, потому что заключается в подчинении одной воли другой или ее пресечении. Оно осуществляется путем внешнего воздействия, принуждения. 

Насилие было свойственно  естественному состоянию человека, когда каждому природному сообществу людей соответствовал свой критерий правоты. Историческое развитие человечества связано с преодолением насилия  в процессе сознательной, целенаправленной деятельности. 

Первой формой нравственного отношения к насилию, его ограничения в первобытном  обществе был талион. Он был основан  на взаимном признании права силы, уважении друг друга как людей, способных  защитить свои права силой. Также  талион предусматривал возмездие путем нанесения равного ущерба («око за око»). 

Возникновение государства стало более высокой  ступенью ограничения насилия, так  как государство: 

- приобретает  монопольное право на насилие; 

- создает специальные  институты, осуществляющие насилие; 

- заменяет насилие косвенными формами (манипулирование общественным  мнением, сознанием и др.). 

Основной задачей  государства является обеспечение  жизни и безопасности людей. В  государстве право на насилие  закреплено законом; каждому случаю применения насилия предшествует объективное расследование, обсуждение; осуществляется профилактика насилия, воздействие на условия и обстоятельства, способные привести к насилию. 

Государственное ограничение насилия предполагает окончательное преодоление насилия, переход к новому, ненасильственному устройству общества. Однако многие философы считали, что насилие государства остается насилием, противоречащим нормам морали, и что монополия на насилие может привести к его избыточности и безнаказанности.

4.2. Смертная  казнь: аргументы «за» и «против» 

Смертная казнь  есть убийство, осуществляемое государством в рамках его права на узаконенное  насилие. С появлением государства  и возникновением функции сохранения его безопасности норма «не убий»  становится прерогативой исключительно государства.  

Сам факт существования  человечества говорит о том, что  ненасилие в мире доминирует над  насилием. Но, несмотря на это, смертная казнь применяется в ряде стран: в Китае, Японии, США (в отдельных  штатах), практически во всех арабских странах и в некоторых азиатских странах (Индия, Индонезия и др.). 

Существуют основные исторические тенденции применения смертной казни: отказ от применения публичного исполнения смертных приговоров; уменьшение видов преступлений, караемых смертной казнью; сокращение круга лиц, по отношению к которым может быть вынесен смертный приговор; увеличение количества стран, отменяющих смертную казнь.  

С первым специальным  обоснованием необходимости отмены смертной казни выступил Чезаре Беккариа в работе «О преступлениях и наказаниях» в 1764 году. Его основная идея заключалась в том, что действенность наказания определяется не жестокостью наказания, а его неизбежностью. 

В русском законодательстве первое известие о наказании смертью  встречается в «Договоре русских  с греками» при князе Олеге в 911 г. В 1744 г. царствующая дочь Петра I Елизавета издала указ, запрещающий смертную казнь. Но в 1764 г. Екатерина II вновь ввела смертную казнь. В 1917 г. и в 1920-е гг. в России отменяли смертную казнь, но потом вновь вводили. В настоящее время (с1996 г.) в России объявлен мораторий на смертную казнь: смертные приговоры не выносятся и не приводятся в исполнение.  

Специфика современного этапа интерпретации проблемы смертной казни заключается в том, что: во-первых, усиливается общественный интерес к этой проблеме; во-вторых, расширяются рамки ее дискуссионного обсуждения; в-третьих, постепенно изменяется общественное мнение по проблеме. 

Существуют различные  типы аргументации альтернативных позиций  по проблеме смертной казни: экономический, юридический, религиозный, этический. Главными ориентациями в этической аргументации являются возможность (невозможность) наделения смертной казни статусом добра и возможность (невозможность) морального оправдания смертной казни в качестве меньшего зла. 

Основные аргументы  в пользу смертной казни:

смертная казнь  – справедливое наказание за одно из самых страшных преступлений –  убийство. Принцип эквивалентности  во взаимоотношениях и поведении  издревле был важным регулирующим фактором общественных отношений;

смертная казнь  оказывает устрашающее, а, следовательно, сдерживающее в плане применения насилия воздействие на окружающих; смертная казнь является необходимым  этапом на пути преодоления насилия;

Информация о работе Смертная казнь