Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 23:34, курсовая работа

Описание работы

Любое общество предпринимает усилия к самосохранению, то есть стремится не допустить покушения на свою целостность и суверенность как извне, так и изнутри. Это первичные, изначальные функции любой власти, оформленной в государственную или еще нет. А для успешного выполнения функций власть должна озаботиться получением информации о попытках покушений на нее, как в целом, так и на отдельные ее прерогативы, с какой бы стороны такие попытки ни последовали. Пренебрежение этим правилом неизбежно влекло за собой самые серьезные последствия, вплоть до захвата власти извне или узурпации изнутри, развала механизма власти и ее краха. Подобными примерами богата история, в том числе и отечественная.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1 Базисные положения правового регулирования оперативно – розыскной деятельности…………………………………………………………………...….…6
1.1 Общая характеристика правовых источников регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности……………………….………6
1.2. Понятие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, его пределы и уровни……………………………………………………………………9
Глава 2. Правовая основа и формирование в России оперативно-розыскной деятельности………………………………………………………………………..15
2.1. Правовые основы оперативно розыскной деятельности……………………15
2.2.Формирование в России оперативно-розыскного законодательства……….18
Глава 3 Оперативно-розыскной закон…………………………………………….20
3.1. Понятие оперативно-розыскного закона. Общая характеристика и структура действующего оперативно-розыскного закона………………………20
3.2. Действие оперативно-розыскного закона во времени и в пространстве, а так же по кругу лиц……………………………………………………………………..24
3.2.1. Действие оперативно-розыскного закона во времени…………………….24
3.2.2. Действие оперативно-розыскного закона в пространстве……...…………25
3.2.3. Действие оперативно-розыскного закона по кругу лиц……………….….28
3.3. Толкование норм оперативно-розыскного закона и его виды………….…..31
Заключение………………………………………………………………………….35
Список использованных источников………………………………………….…..38

Работа содержит 1 файл

kursovaya Криминалистика.docx

— 61.50 Кб (Скачать)

Ограничительное толкование состоит в том, что при уяснении содержания нормы оперативно-розыскного закона ее словесному содержанию придается более узкое, чем подлинное, значение.

Распространительное толкование предполагает придание словесному содержанию нормы оперативно-розыскного закона более широкий, чем ее истинный, смысл. Следует исходить из того, что в оперативно-розыскной практике недопустимо ни расширительное, ни ограничительное толкование норм оперативно-розыскного закона, так как эти виды толкования неизменно влекут субъективизм в оценке нормативных предписаний и, следовательно, нарушение законности в ОРД.

Виды толкования норм оперативно-розыскного закона в зависимости от приемов (способов) толкования. В теории права различают толкование грамматические, логическое, систематическое и историческое.

Грамматическое (языковое) толкование норм предполагает проведение анализа  структурной связи слов и выражений предписаний оперативно-розыскного закона для выяснения смысла и содержания конкретной нормы. Именно с языкового толкования следует начинать анализ норм закона. Данный способ толкования предполагает, что слова и выражения должны содержать смысл, который вкладывается в них в обычном или профессиональном употреблении слов. Например, слову «оперативный», имеющему в обыденном употреблении значение «способный быстро, вовремя исправить или направить ход дел», в ОРД и соответственно в оперативно-розыскном законодательстве придается иное значение, а именно — совершаемый с помощью негласных средств.

Логическое толкование предусматривает  разъяснение и уяснение смысла и  содержания норм оперативно-розыскного закона на основе законов логического мышления.

Систематическое толкование — это сопоставление текста толкуемой нормы с другими нормами и предписаниями оперативно-розыскного закона (других законов в области ОРД), уяснение ее места в иерархии законодательных актов.

Особое место при толковании оперативно-розыскного закона занимает толкование его норм с бланкетной диспозицией. Оно предполагает обращение, во-первых, к иным, кроме ФЗ об ОРД, законам, нормы которых реализуются в ОРД, и, во-вторых, к предписаниям многочисленных подзаконных нормативных актов. Данное толкование также относится к систематическому.

Согласно ч. 9 ст. 5 ФЗ об ОРД  предусмотрено, что нарушения ФЗ об ОРД при осуществлении ОРД влекут ответственность, предусмотренную законодательством России. Одним из таких нарушений является разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении оперативников. В свою очередь, в ст. 320 «Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа» УК разглашение сведений о мерах безопасности в

отношении указанных лиц (при определенных обстоятельствах) признано преступлением. Однако этот уголовный закон вступил в силу с 1 января 1997 г., т.е. позже, чем стал применяться ФЗ об ОРД. Следовательно, реализация уголовно-правовой ответственности, о чем имеется ссылка в ФЗ об ОРД (действующего с 18 августа 1995 г.), реальна не ранее вступления в силу УК.

Исторический способ толкования используется тогда, когда необходимо раскрыть содержание толкуемой нормы оперативно-розыскного закона путем сопоставления ее с ранее применявшейся аналогичной нормой закона.

 

 

 

Заключение.

 

Пределы правового регулирования  ОРД. Важное значение для правильного  понимания предназначения и содержания ОРД имеет уяснение вопроса о пределах ее правового регулирования. От его решения во многом зависит действенность сыскной работы и, следовательно, реальность мер по предупреждению и пресечению преступлений, совершаемых отдельными лицами, а также гарантированность защиты прав и свобод гражданина, попавшего в поле зрения российских правоохранительных органов и спецслужб. Однако следует помнить, что изучение пределов правового регулирования ОРД затрудняет то обстоятельство, что в теории российского права еще не сложился единый подход к пониманию пределов общего правового регулирования.

Таким образом, правовое регулирование  ОРД — это нормативно-властное воздействие Российского государства на возникающие, длящиеся и прекращающиеся в данной деятельности и в связи с ней общественные отношения с целью их упорядочивания. Такое воздействие происходит путем установления правовых норм по юридически значимым вопросам, возникающим в рамках оперативно-розыскных отношений.

Пределы правового регулирования общественных отношений в ОРД — это обусловленные объективными и субъективными факторами границы государственно-властного вмешательства в общественные отношения, возникающие в связи с наличием достаточной степени вероятности совершения преступления или с его совершением и его гласным либо конспиративным предупреждением, выявлением и пресечением посредством применения специальных сил, средств и методов, а также совершения ОРМ и оперативно-тактических действий по правилам норм оперативно-розыскного и некоторых иных отраслей российского права.

При изучении пределов правового  регулирования ОРД следует опираться  на общие закономерности, выработанные теорией права.

Так, осмысление пределов общего правового регулирования предполагает анализ, по крайней мере, двоякого рода взаимосвязанных обстоятельств: во-первых, тех факторов, от которых так или иначе зависят границы данной деятельности, во-вторых, меры возможности права изменять, совершенствовать или даже формировать те или иные общественные отношения.

Ограничительное толкование состоит в том, что при уяснении содержания нормы оперативно-розыскного закона ее словесному содержанию придается более узкое, чем подлинное, значение.

Распространительное толкование предполагает придание словесному содержанию нормы оперативно-розыскного закона более широкий, чем ее истинный, смысл.

Следует исходить из того, что  в оперативно-розыскной практике недопустимо ни расширительное, ни ограничительное толкование норм оперативно-розыскного закона, так как эти виды толкования неизменно влекут субъективизм в оценке нормативных предписаний и, следовательно, нарушение законности в ОРД.

И в заключении подводим итоги и исследования мною были собраны и изучены историко-юридическим материалам, а также определены перспективы дальнейшей работы над темой.

 

 

Список использованных источников.

 

Нормативные правовые акты:

 

Конституционные положения  Предписания Конституции России 

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

Иные конституционные  предписания 

«Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». ФКЗот 26февраля 1997г. № 1-ФКЗ.

Основополагающий законодательный акт в области оперативно-розыскной деятельности 

«Об оперативно-розыскной  деятельности». ФЗот 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (с изм.)

Федеральные законы, регулирующие группы общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности 

Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм.).

Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с изм.).

«О прокуратуре Российской Федерации». ФЗ в ред. от 17 ноября 1995 г. № 168- ФЗ (с изм.). 

Законодательные акты, регулирующие отдельные общественные отношения в оперативно-розыскной деятельности 

«О милиции». Закон РФ от 18апреля 1991 г. № 1026-1 (с изм.).

Нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти

Указы Президента Российской Федерации Общенормативные акты 

«Об упорядочении организации  и проведения оперативно-розыскных  мероприятий с использованием технических средств». Указ Президента РФ от 1 сентября 1995 г. № 891. 

 

Литература:

 

1.Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Российская Е.Р. Криминалистика: Учебник для вузов. — М.: НОРМА, 2000. 

2.Актуальные вопросы теории и практики ОРД. — М.: Академия управления МВД РФ, 2001. 

3.Атмажитов В.М., Бобров В. Г. О законодательном регулировании оперативно-розыскной деятельности: Научный доклад. — М, 2003. 

4.Бобров В. Г. Понятие оперативно-розыскного мероприятия. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий: Лекция. — М.:

5.Академия управления МВД России, 2003. 

6.Горяинов К.К., Вагин О.А., Исиченко А.П. Теория и практика применения органами внутренних дел Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»: Научный доклад. - М.: ВНИИ МВД России, 2001.

7.Гущин А.Н., Громов Н.А., Царева Н.П. Оперативно-розыскная деятельность: совершенствование форм вхождения ее результатов в уголовный процесс: Учебно-практическое пособие. — М.: 2003. 

8.Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: Курс лекций. - М.: ЮИ МВД РФ, Книжный мир, 2002.

9.Ефремов A.M. Оперативно-розыскная деятельность и личность: Монография. — СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000.

10.Овчинский С.С. Оперативно-розыскная информация — М.: ИНФРА-М, 2000.  Оперативно-розыскная деятельность: Учебник/ Под. ред. К.К. Горяииова, B.C. Овчинского, А.Ю. Шумилова. - М.: ИНФРА-М, 2001. 

 


Информация о работе Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности