Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 23:34, курсовая работа

Описание работы

Любое общество предпринимает усилия к самосохранению, то есть стремится не допустить покушения на свою целостность и суверенность как извне, так и изнутри. Это первичные, изначальные функции любой власти, оформленной в государственную или еще нет. А для успешного выполнения функций власть должна озаботиться получением информации о попытках покушений на нее, как в целом, так и на отдельные ее прерогативы, с какой бы стороны такие попытки ни последовали. Пренебрежение этим правилом неизбежно влекло за собой самые серьезные последствия, вплоть до захвата власти извне или узурпации изнутри, развала механизма власти и ее краха. Подобными примерами богата история, в том числе и отечественная.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1 Базисные положения правового регулирования оперативно – розыскной деятельности…………………………………………………………………...….…6
1.1 Общая характеристика правовых источников регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности……………………….………6
1.2. Понятие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, его пределы и уровни……………………………………………………………………9
Глава 2. Правовая основа и формирование в России оперативно-розыскной деятельности………………………………………………………………………..15
2.1. Правовые основы оперативно розыскной деятельности……………………15
2.2.Формирование в России оперативно-розыскного законодательства……….18
Глава 3 Оперативно-розыскной закон…………………………………………….20
3.1. Понятие оперативно-розыскного закона. Общая характеристика и структура действующего оперативно-розыскного закона………………………20
3.2. Действие оперативно-розыскного закона во времени и в пространстве, а так же по кругу лиц……………………………………………………………………..24
3.2.1. Действие оперативно-розыскного закона во времени…………………….24
3.2.2. Действие оперативно-розыскного закона в пространстве……...…………25
3.2.3. Действие оперативно-розыскного закона по кругу лиц……………….….28
3.3. Толкование норм оперативно-розыскного закона и его виды………….…..31
Заключение………………………………………………………………………….35
Список использованных источников………………………………………….…..38

Работа содержит 1 файл

kursovaya Криминалистика.docx

— 61.50 Кб (Скачать)

Среди открытых совместных ведомственных нормативных правовых актов известны:

Положение о совместных следственно-оперативных  группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой  полиции для пресечения и расследования  деятельности ОПГ; 

Инструкция «О порядке  представления результатов ОРД  органу дознания, следователю, прокурору или в суд», утвержденная приказом ФСНП России, ФСБ России, МВД России, ФСО России, ФПС России, ГТК России, СВР России от 13 мая 1998 г. № 175/226/336/201/410/56; межведомственная Инструкция об организации информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации по линии Интерпола, утвержденная совместным приказом МВД России,

Минюста России, ГТК России, ФСБ России, ФСНП России, ФПС России от 26 июня 2000 г. № 648/184/560/353/257/302. 

Правовую основу ОРД следует  отличать от оперативно-розыскного законодательства.

 

2.2.Формирование в России оперативно-розыскного законодательства.

 

Определение оперативно-розыскного законодательства, его содержание и  отличие от смежных нормативно-правовых образований.

Оперативно-розыскное законодательство — комплексная отрасль российского  законодательства; совокупность ФЗ (в основном) России, включающих группы правовых норм (правовые институты, части институтов), регулирующих общественные отношения между лицом и государством в процессе защиты человека, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств путем принятия оперативно-розыскных решений, совершения ОРМ и оперативно-тактических действий, применения соответствующих средств уполномоченными на то федеральным законом субъектами.

Формирование российского  оперативно-розыскного законодательства началось с 1992 г., когда был принят первый Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации».

Оперативно-розыскное законодательство образуют ФЗ об ОРД (его системообразующее  нормативно-правовое ядро), Закон о государственной тайне, УК, УПК, ТК, ФЗ о наркотических средствах и психотропных веществах, о милиции, об органах федеральной службы безопасности, о прокуратуре, о связи и некоторые другие.

Оперативно-розыскное законодательство следует отличать от:

  • законодательного массива (законодательства) в области ОРД (оно включает не только ФЗ России, но и соответствующие
  • законодательные акты субъектов Федерации, бывшего Союза ССР, а также ФЗ, которые содержат части, подгруппы правовых норм об ОРД); 
  • правовой основы ОРД (ее составляют не только законы, но и подзаконные нормативные акты); 
  • законодательства в области КРДи частной сыскной деятельности (отличается предметом правового регулирования). 

Применительно к законотворчеству в теории выделяют три группы факторов, влияющих на становление оперативно-розыскного законодательства: 1) определяющие предмет законодательного регулирования, 2) выражающие позиции участников законодательной деятельности и 3) собственно юридического характера. Удельный вес и соотношение этих факторов может меняться.

 

 

Глава 3 Оперативно-розыскной  закон.

 

3.1. Понятие оперативно-розыскного закона. Общая характеристика и структура действующего оперативно-розыскного закона.

 

Понятие оперативно-розыскного закона. Это собирательный термин. Под таким законом понимают комплексный нормативный правовой акт России высшей юридической силы, предназначенный регулировать общественные отношения преимущественно в области ОРД, а также в некоторых иных видах деятельности правоохранительных органов и спецслужб России, связанных с ОРД, в частности в КРД и уголовном судопроизводстве.

Различают оперативно-розыскной  закон: действующий (на конкретный период времени) и отмененный; содержащий основной нормативно-правовой массив (в настоящее время это ФЗ об ОРД) и ФЗ (его раздел, статья), которым в действующий оперативно-розыскной закон вносят изменения и (или) дополнения.

Первым в современной  истории России был Закон РФ от 12 марта 1992 г. «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» (утратил силу со дня введения в действие ФЗ об ОРД). Его сменил и в настоящее время действует ФЗ об ОРД.

Отправные моменты в изучении Федерального закона «Об оперативно-розыскной  деятельности». ФЗ об ОРД принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 5 июля 1995 г., подписан Президентом РФ 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ и вступил в силу со дня официального опубликования в «Российской газете» 18 августа 1995 г.

В ФЗ об ОРД семь раз вносились  изменения: 1997, 1998, 1999 (дважды), 2001 и 2003 (дважды) гг. ФЗ об ОРД состоит из преамбулы и шести глав, включающих 23 статьи. Он содержит ряд бланкетных (отсылочных) юридических норм (ст. 4, ч. 3 и 8 ст. 5, ч. 4, 7 и 8 ст. 6, п. 5 ч. 1 ст. 7, ч. 1 и 8 ст. 8, ч. 2 ст. 9, ч. 1 и 5 ст. 10, ч. 1-3 ст. 11, ч. 2 ст. 12, ч. 3 и 4 ст. 13, п. 3 и 6 ст. 14, п. 5 ч. 1 ст. 15, ч. 1, 2, 4-6 ст. 16, ч. 3-9 ст. 18, ст. 19 и 20, ч. 1 ст. 21). Отдельные нормативные положения этого Закона декларативны (абз. 3 ст. 2, ч. 2 и 9 ст. 5, п. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 15, ст. 22). ФЗ об ОРД определяет содержание ОРД, осуществляемой на территории России, и закрепляет систему гарантий законности при проведении ОРМ (преамбула).

Одна из важнейших ролей  ФЗ об ОРД состоит в том, что  он выступает в качестве ядра оперативно-розыскного законодательства; все его нормы включены в различные институты оперативно-розыскного права.

Правовое содержание ФЗ об ОРД и общественные отношения, регулируемые нормами оперативно-розыскного закона. ФЗ об ОРД есть реальное проявление в современных условиях построения в России правового государства одной из форм жизни оперативно-розыскного права, ранее существовавшего в иных формах и видах (в частности, в подзаконных ведомственных актах и правовых обычаях).

В современной ОРД возникают, длятся и прекращаются общественные отношения:

регулируемые нормами  различных общепризнанных отраслей права (прежде всего уголовным и административным, а также уголовно- и административно-процессуальным). Отдельные правила (части норм) законодатель включил в ФЗ об ОРД, например уголовно-правовые предписания (см. ч. 4 ст. 18), административные (см. ч. 2 ст. 7), гражданские (см. п. 3 ч. 1 ст. 15), трудовые (см. ст. 17 и др.), финансовые (см. ст. 19); 

не урегулированные должным  образом ни одной из вышеуказанных  отраслей права — оперативно-розыскные  правоотношения. 

Некоторые общие правила, предусмотренные в оперативно-розыскном  законе. Прежде всего имеются исключения из правил осуществления ОРД, т.е. изъятия из отдельных правил проведения ОРМ и предоставления оперативно-розыскной информации потребителю, которые непосредственно предусмотрены в ряде норм оперативно-розыскного закона и направлены на соблюдение принципов законности и конспирации, сохранность сведений, составляющих государственную тайну, а также защиту интересов правосудия. Знание правоприменителем этих исключений — одно из важных условий соблюдения законности в ОРД. Таких исключений в тексте ФЗ об ОРД насчитывается восемь: они содержатся в ч. 4, 5 и 8 ст. 5, ч. 8 ст. 8, ч. 3 ст. 9, ч. 4 ст. 13, ч. 2 ст. 16 и ч. 3 ст. 21.

Кроме того, в ФЗ об ОРД  предусмотрены специальные «перечни», т.е. перечисления определенных правил по порядку, а также списки с таким перечислением. Законодатель непосредственно называет шесть списков.

Перечень ОРМ, приведенный  в ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД, может быть изменен  или дополнен только ФЗ (в соответствии с ч. 2 ст. 6 ФЗ об ОРД).

Важно правильно толковать  это предписание. Во-первых, любые  изменения перечня ОРМ законны  в случае внесения таковых в ФЗ об ОРД, но не в какой-либо другой ФЗ.

Именно ФЗ от 5 января 1999 г. № 6-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» этот перечень был изменен путем уточнения названия одного из ОРМ («опрос граждан» переименован в «опрос»).

Во-вторых, должно быть исключено  расширительное толкование содержания перечня ОРМ путем фиксации новых мероприятий, например в ведомственных нормативных актах. Так, осуществление ОРО психофизиологического обследования (применение полиграфа) не может признаваться самостоятельным ОРМ до его включения в перечень ч. 1 ст. 13 ФЗ об ОРД.

Перечень видов специальных  технических средств, предназначенных  для негласного получения информации в процессе осуществления ОРД, согласно предписаниям ч. 8 ст. 6 ФЗ об ОРД устанавливается Правительством РФ.

Перечень категорий руководителей  ОРО, которые полномочны утверждать мотивированное постановление о  проведении ОРМ, ограничивающего конституционные  права граждан, согласно правилам ч. 2 ст. 9 «Основания и порядок судебного  рассмотрения материалов об ограничении  конституционных прав граждан при  проведении оперативно-розыскных мероприятий» ФЗ об ОРД устанавливается ведомственными нормативными актами. Как правило, такими лицами выступают первые руководители ОРО и их заместители. Однако в  ведомственных нормативных актах  должны излагаться именно перечни (списки) категорий руководителей, а не называться отдельные персоны или перечисляться  сотрудники, не являющиеся руководителями.

Перечень ДОУ и порядок  их ведения в соответствии с ч. 5 ст. 10 «Информационное обеспечение и документирование оперативно-розыскной деятельности» ФЗ об ОРД определяются нормативными актами органов, осуществляющих ОРД.

В каждом ОРО имеется свой перечень ДОУ, отражающий ведомственную  специфику и поэтому частично не совпадающий с аналогичными списками, имеющимися в другом соответствующем органе.

Перечень органов, осуществляющих ОРД, согласно предписаниям ч. 3 ст. 13 «Органы, осуществляющие ОРД» ФЗ об ОРД может изменяться или дополняться только ФЗ. В отличие от перечня ОРМ данный перечень согласно воле законодателя может быть изменен или дополнен не только ФЗ об ОРД, но любым ФЗ.

Перечень оперативных  подразделений, правомочных осуществлять ОРД, их полномочия, структуру и организацию работы согласно правилам ч. 3 ст. 13 ФЗ об ОРД определяют руководители ОРО.

Важным положением ФЗ об ОРД является то, что такой перечень устанавливается руководителями конкретного ОРО, а не на законодательном уровне. На практике это позволяет своевременно реагировать на изменения в оперативной обстановке, реализовать принцип наступательности (оперативности) в противодействии преступности. Однако следует помнить, что изменения этого перечня возможны только для субъектов, непосредственно указанных в ч. 1 ст. 13 ФЗ об ОРД. Наряду с этим законодатель предусмотрел, что руководители ОРО могут устанавливать только: а) круг оперативных подразделений; б) их полномочия (полномочия любого оперативного подразделения могут быть детализированы в пределах, указанных в ФЗ об ОРД, но не определены новые, дополнительные); в) структуру и г) организацию работы. Остальные вопросы функционирования оперативных подразделений соответствующие руководители сами решать не вправе.

 

3.2. Действие оперативно-розыскного  закона во времени и в пространстве, а так же по кругу лиц.

 

3.2.1. Действие оперативно-розыскного  закона во времени.

 

Основное правило действия оперативно-розыскного закона во времени  следующее: характер и содержание проводимых в РФ ОРМ определяются нормами оперативно-розыскного закона, действующими во время совершения конкретных ОРМ и принятия соответствующих решений субъектами ОРД.

Наряду с этим следует  руководствоваться следующим общим  правилом. Во-первых, нормы оперативно-розыскного закона, предписания которых сужают область осуществления ОРД, имеют обратную силу. Во-вторых, нормы оперативно-розыскного закона, расширяющие сферу ОРД (например, увеличивающие круг субъектов, ее осуществляющих, или объектов, по которым она может осуществляться), обратной силы не имеют.

Кроме того, с учетом наличия  в ФЗ об ОРД значительного числа  бланкетных норм правоприменителю в каждом конкретном случае необходимо определить, действует или нет определенный нормативный акт (как законодательный, так и подзаконный), к содержанию которого отсылает та или иная статья ФЗ об ОРД.

В соответствии с ч. 10 ст. 5 за нарушения ФЗ об ОРД при осуществлении  ОРД наступает ответственность, предусмотренная законодательством  РФ. Одним из таких нарушений является разглашение сведений о мерах  безопасности, применяемых в отношении  оперативников. В свою очередь в  ст. 320 УК РФ разглашение сведений о  мерах безопасности в отношении  указанных лиц (при определенных обстоятельствах) признано преступлением.

 

3.2.2. Действие оперативно-розыскного  закона в пространстве.

 

Общие положения действия оперативно-розыскного закона в пространстве. Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ об ОРД общим  условием проведения

ОРМ выступает возможность  их осуществления на территории России, если иное не предусмотрено ФЗ. В данной формулировке изложена позиция законодателя на пределы действия ФЗ об ОРД.

Военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами  РФ, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по уголовному законодательству РФ (см. ч. 2 ст. 12 УК), однако выявить, допустим, военнослужащего, который готовится совершить государственную измену, без осуществления соответствующих ОРМ крайне затруднительно.

Кроме того, ФЗ о ФСБ не содержит запрещения осуществления  КРД за пределами РФ. Поскольку  КРД реализуется в том числе и с помощью ОРМ, то можно сделать вывод, что органы ФСБ, а также органы разведки могут проводить ОРМ за рубежом, что реально и происходит.

Информация о работе Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности