Обыск и выемка

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 02:46, курсовая работа

Описание работы

Проведение обыска до возбуждения уголовного дела противоречит ч. 2 ст. 50 Конституции России - "при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона"[1], ст. 75 УПК РФ и влечет признание полученных таким путем доказательств не имеющими юридической силы. Проведение обыска до возбуждения уголовного дела Верховный Суд Российской Федерации также расценивает как нарушение уголовно-процессуального закона, вызывающее потерю доказательственного значения полученных данных.
По своему характеру и задачам обыск сходен с выемкой и осмотром места происшествия. Выемка — это также истребование и изъятие у определенных лиц, предприятий, учреждений или организаций конкретных, заранее известных объектов, имеющих значение для дела, но без предварительного поиска, ибо точно известно, где и у кого они находятся.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
1. Понятие, задачи и виды обыска. Подготовка к обыску………..…5
Виды обыска……………………………………………………........12
Подготовка к проведению обыска и выемки.……………………...13
2. Тактические приемы обыска и выемки……………………………16
3. Производство выемки. Понятие выемки…………………………..19
Тактика производства выемки……………………………………...22
4. Фиксация результатов обыска и выемки…………………………..27
Заключение…………………………………………………………...31
Список использованной литературы……………………………….32

Работа содержит 1 файл

криминалистика.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

    В отличие от ч. 2 ст. 167 УПК РСФСР, законодатель в новом УПК РФ  предусмотрел особый порядок выемки не только документов, содержащих государственную тайну, но и документов, содержащих иную тайну, охраняемую федеральным законом. Выемка предметов и документов, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, производится по постановлению следователя с санкции прокурора.

   Это конституционное требование, основанное на международных нормах, воспринято Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", новым уголовно-процессуальным законодательством, которое ограничило право государства беспрепятственно вторгаться в личную жизнь и предпринимательскую деятельность граждан.               Выемка документов, содержащих сведения, отнесенные к отдельным видам тайны (почтово-телеграфная корреспонденция, информация о счетах и вкладах), требует судебного решения, к остальным - санкции прокурора.

              Государственная тайна в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1993 г. № 5485-1 "О государственной тайне",[15] - это защищаемые государством сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

   Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Указанные лица несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне.

   Некоторые особенности имеются при производстве выемки почтово-телеграфной корреспонденции, незаконная выемка корреспонденции является нарушением ст. 23 Конституции РФ, гарантирующей гражданам тайну переписки. В этих случаях особое требование предъявляется и к подбору понятых, которые приглашаются лишь из числа работников почтового отделения. При этой зависимости от характера расследуемого дела и содержания изымаемой корреспонденции, в одном случае, когда она представляет интерес для следствия, ее изымают и приобщают к делу, в другом — когда информация не имеет криминалистической значимости, следователь, ознакомившись с ее содержанием, составляет протокол осмотра, а корреспонденцию оправляют по назначению. Иногда следователь пользуется помощью криминалиста (например, для выявления тайнописи, установления автора анонимного письма).

   При этом следует иметь в виду, что документы с информацией о счетах и вкладах граждан, юридических лиц могут храниться не только в банках и иных кредитных организациях, но и находиться во владении различного рода организаций, а также физических лиц. Несоблюдение установленного порядка выемки подобного рода документов может повлечь за собой не только обоснованный отказ следователю в их выдаче, но и признание полученных с нарушением закона доказательств ничтожными.

   Выемка - принудительное следственное действие. Если точно известно, где находятся подлежащие выемке предметы (документы), они изымаются без согласия их владельца. Однако если эти предметы по какой-либо причине отсутствуют или укрываются, а так же при отказе добровольно выдать подлежащие выемке объекты или при наличии сомнений в том, что требуемое выдано полностью, или вероятности подмены одного предмета другим вместо выемки может быть произведен обыск. В случаях, не терпящих отлагательства, - без судебного решения.

 

Тактика производства выемки.

 

      Тактика выемки значительно проще тактики обыска, ибо при выемке практически не осуществляются поисковые действия принудительного характера. Да и ее объектом чаще всего служат различного рода документы, что также накладывает своеобразный отпечаток на действия следователя при выемке.

     Выемка во многом сходна с обыском. Как и обыск, это следственное действие направлено на изъятие у граждан, а также различных предприятий, учреждений и организаций предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела. Однако в отличие от обыска выемка производится всегда в отношении конкретных, индивидуально определенных предметов и документов, и в случае, когда точно известно, где и у кого они находятся. Успех во многом зависит от контакта следователя с лицом, у которого производится выемка, с представителем организации, где она осуществляется. Здесь также необходима наблюдательность и убежденность в том, что выдано все требуемое. Если возникают интуитивные догадки о сокрытии объектов, то следователь выносит постановление об обыске и приступает к нему.

   При выемке нет необходимости производить поисковые действия, и следовательно, в меньшей степени по сравнению с обыском затрагиваются права и интересы граждан при ее проведении. Постановление следователя о производстве выемки подлежит санкционированию прокурором в случаях изъятия почтово-телеграфной корреспонденции, а также предметов и документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной. Государственная тайна в соответствии с Федеральным законом "О государственной тайне[16]" – это защищаемые государством сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности,

 

распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Указанные лица несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне.

В соответствии и на основании ст. 7 Федерального закона "О государственной тайне" не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения о:

− чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

− состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

− привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

− фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

− размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

− состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

− фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в суд.

   Выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 УПК РФ.

   Особый вид выемки представляет собой наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемка. Прибегнуть к этому действию следователь может лишь в серьезных случаях (при розыске опасного преступника), помня, что незаконная выемка корреспонденции является нарушением ст. 23 Конституции РФ, гарантирующей гражданам тайну переписки. Согласно ч. 2 ст. 185 УПК РФ выемка почтово-телеграфной корреспонденции может производиться только на основании судебного решения (ст. 165 УПК РФ).

Аналогичные нормы содержатся в ст. 32 Федерального закона "О связи"[17] и ст. 15 Федерального закона "О почтовой связи"[18], которые допускают ознакомление с почтовыми отправлениями, сообщениями электросвязи, их задержку, осмотр и выемку, а также получение сведений о них только на основании судебного решения.

Из сказанного следует, что под категорию почтово-телеграфной корреспонденции, требующую для ознакомления с ней судебного решения, подпадают не только сами отправления (сообщения), но и сведения о них (вид, дата отправления, дата получения, вес посылки (бандероли), отправитель, получатель и т.д.).

 

 

 

Ходатайство следователя о производстве выемки должно базироваться на фактических данных, дающих основания полагать, что в почтово-телеграфной корреспонденции могут содержаться предметы, документы и сведения, имеющие значение для уголовного дела.

В ходатайстве следователя о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления и производстве их осмотра и выемки, кроме того, должны указываться: фамилия, имя, отчество и адрес лица, почтово-телеграфные отправления которого подлежат задержанию; виды почтово-телеграфных отправлений, подлежащих аресту; наименование учреждения связи, на которое возлагается обязанность задерживать соответствующие почтово-телеграфные отправления.

Если подлинные анкетные данные фактического получателя корреспонденции следователю неизвестны (например, это лицо снимает жилплощадь либо проживает без регистрации), в ходатайстве следователя необходимо указать данные лица, которому эта площадь принадлежит юридически.

Виды почтово-телеграфных отправлений, на которые может быть наложен арест, перечислены в ст. 185 УПК РФ: бандероли, посылки, телеграммы или радиограммы или другие почтово-телеграфные отправления. При выемке почтово-телеграфной корреспонденции в качестве понятых для участия в ее осмотре могут быть приглашены лишь работники учреждений связи. К выемке корреспонденции прибегают обычно для установления местонахождения скрывающегося лица, похищенного имущества, спрятанных ценностей и т. п. Выемка почтово-телеграфной корреспонденции возможна только с санкции прокурора или по определению (постановлению) суда. В постановлении об аресте (выемке) должно быть указано, в связи с чем налагается арест, на чью корреспонденцию. Постановление обычно исполняется начальником того отделения связи, куда должна поступить (или регулярно поступает) корреспонденция, интересующая следствие. На практике начальник задерживает корреспонденцию, указанную в постановлении, и извещает об этом следователя. Последний принимает решение с учетом следственной ситуации. Выемка корреспонденции производится в присутствии понятых и оформляется протоколом.

   При выемке у гражданина предметов или документов, относящихся к интимной стороне его жизни, предпочтительно приглашение понятых того же пола.

   В тех случаях, когда выемка сопряжена с отбором предметов, документов из массы однородных объектов, для участия в ней целесообразно привлечь соответствующего специалиста (например, бухгалтера при выемке из бухгалтерии предприятия документов).

   Если подлежащие выемке предметы или документы под тем или иным предлогом не выдаются следователю, он вправе осуществить выемку принудительно. В случаях, когда эти предметы и документы скрываются заинтересованными лицами, вместо выемки производится обыск.

 

4. Фиксация результатов обыска и выемки.

 

   Результаты произведенных обыска и выемки фиксируются в протоколе, который должен содержать сведения о ходе этих действий и их результатах. Следует заметить, что из тактических соображений в процессе обыска следователю рекомендуется применять диктофон для того, чтобы использовать необходимую информацию, полученную по ходу обыска при составлении протокола.

   Так, в протоколе отмечается, какие объекты выданы добровольно, что и где обнаружено, каковы: индивидуально определенные признаки обнаруженных объектов (внешний вид, размер, вес, количество, цвет, дефекты), документов (материал, реквизиты, способ исполнения, цвет красителя, начальная и конечная фраза текста), отмечаются негативные обстоятельства, причины принудительного вскрытия хранилищ, что и как было вскрыто, не оказывал ли противодействие обыскиваемый, применялись ли научно-технические средства.

   Изъятое описывается в протоколе, но при этом не следует делать каких-либо выводов об их ценности, сорте, качестве, формирование которых возможно только при проведении экспертных исследований. При обнаружении тайников подробно указываются места их расположения, устройство, размер предметов, признаки упаковки. Обнаруженные в нем предметы фотографируются. В тех случаях, когда изымается множество предметов, составляется опись, которая прилагается к протоколу.

   В качестве дополнительного иллюстративного материала и процессе обыска или выемки возможны графические средства фиксации (планы, схемы). В протоколе также отражается факт применения фото, киносъемки, а иногда видео записи. Доказательственное значение фотоснимков как носителей сведений об обстоятельствах дела повышается, если к делу приобщаются не только фотоснимки, но и негативные пленки.

 

Приобщение к делу негативной пленки позволяет убедиться в подлинности фотоснимков. В протоколе должно быть указано, какие конкретные предметы изымаются и приобщаются к делу, какие передаются на хранение и кому (под сохранную расписку). Все изымаемые объекты снабжаются бирками, ярлыками, жетонами с удостоверительными подписями лица, у которого произведено истребование, понятых и других присутствующих при этом лиц.

Информация о работе Обыск и выемка