Криминалистическая характеристика преступлений совершенных несовершеннолетними

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:57, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение криминалистической характеристики преступлений совершенных несовершеннолетними.
В рамках достижения поставленной цели можно выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие криминалистической характеристики преступлений совершенных несовершеннолетними;
2. Изучить причины и условия преступности несовершеннолетних;
3. Описать способы совершения преступлений несовершеннолетними;
4. Установить предупреждение преступности несовершеннолетних.

Содержание

Введение.
Глава 1. Криминалистическая характеристика преступлений совершенных несовершеннолетними.
1.1 Понятие криминалистической характеристики преступлений совершенных несовершеннолетними.
1.2 Причины и условия преступности несовершеннолетних.
1.3 Способы совершения преступлений несовершеннолетними.
Глава 2. Предупреждение преступности несовершеннолетних.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КРИМИНАЛИСТИКЕ.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

- подготовка  к совершению преступления;

- подыскивание  орудий;

 - механизм преступного посягательства;

- способы сокрытия преступления.

      Меры  по сокрытию следов преступления элементарны: чаще всего прячут в подвалах, на чердаках, на стройке, в посадках. Следы уничтожаются редко, при убийствах прячут, прежде всего, труп, как правило, недалеко от места происшествия.

     Криминалистическая  характеристика преступлений, совершаемых  несовершеннолетними, отличается известным  своеобразием. Так, непосредственным предметом преступного посягательства применительно к имущественным преступлениям часто является похищение малогабаритных легко транспортируемых вещей, как правило, престижных в молодежной среде (кроссовок, курток, видеокассет, магнитофонов и т. д.). Способы совершения преступлений несовершеннолетними характеризуются подражанием действиям взрослых преступников, известным из литературы, кино, телевидения; невыраженностью стойкой приверженности к однажды избранному способу (за исключением групп несовершеннолетних, в которых есть взрослый подстрекатель); отсутствием тщательной подготовки к совершению преступления, попыток скрыть следы преступления.2

     Место, время и обстоятельства совершения преступлений несовершеннолетними  также специфичны. В вечернее время  несовершеннолетние чаще совершают хулиганства, нанесение вреда здоровью, грабежи, разбои, иные преступления против личности; в дневное — кражи из квартир (преимущественно через форточки на первых этажах домов), половые преступления и некоторые другие виды правонарушений. В общественных местах несовершеннолетние нередко учиняют хулиганские действия, массовые беспорядки (особенно болельщики различных футбольных команд). Подростки совершают преступления преимущественно неподалеку от мест, где они проживают.

     Групповая преступность среди несовершеннолетних лиц составляет 60-70%. Одиночки менее агрессивны, в группе – более жестоки, циничны, особая дерзость проявляется в группе со взрослыми.

     Каждая  третья группа распадается после  совершения первого же преступления (состоят такие группы, как правило, из 2-3 человек). Чем больше состав группы, тем больше в них взрослых, а совершающие более опасные преступления успевают совершить значительно меньше преступлений.

     Самые распространенные места совершения грабежей и разбоев – подъезды и дворы, районы школ и училищ, общежития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Предупреждение преступности несовершеннолетних

      Для предупреждения преступности несовершеннолетних в условиях современной России необходимо создание более эффективной системы общесоциальной и индивидуальной профилактики.

      В июне 1999 года в Российской Федерации  был принят специализированный Федеральный  закон «Об основах системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»3. Комплекс норм данного закона определил основные направления профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также обрисовал круг субъектов и особенности профилактического воздействия в отношении указанных лиц.

      Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних указанным законом названы:

- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних,  выявление  и  устранение 
причин и условий, способствующих этому;

- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

- социально-педагогическая  реабилитация  несовершеннолетних,   находящихся   в   социально опасном положении;

- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

      Особое  значение для профилактики и превенции  подростковой преступности имеют скоординированные  усилия государственных органов  власти, органов местного самоуправления и представителей местных общин по созданию программ занятости подростков. Сюда же относятся все меры, которые помогают как-то занять несовершеннолетних граждан во время, свободное от посещения школы, а именно: создание спортивных и оздоровительных центров, центров и клубов самодеятельности, поддержка различных молодежных движений (в частности, бой-скаутского движения) и др.

      Согласно  указанному закону планируется создание «горячих линий» в школах, по которым была бы возможна оперативная передача сведений о совершении насильственных преступлений в школах. Эти меры не были бы эффективными, если бы законом не налагались дополнительные запреты и не усиливались бы санкции за ношение огнестрельного оружия без соответствующей лицензии.

      Ряд норм посвящен поддержке национальных меньшинств (в особенности, индейцев) в области предупреждения подростковой преступности.

      Профилактика  преступности несовершеннолетних должна начинаться с антикриминогенного воздействия семьи на подростка.

        Проблема «неблагополучных» семей  существовала всегда, однако ранее она в какой-то мере компенсировалась усилиями детских комнат милиции, инспекций по делам несовершеннолетних. Сейчас ситуация резко изменилась в худшую сторону, поэтому необходимо возобновление профилактической деятельности комиссии по делам несовершеннолетних, привлечение к профилактике правонарушений несовершеннолетних добровольных фондов, религиозных организаций, общественных объединений и движений.

      Помимо  семьи, антикриминогенное воздействие  должно оказывать и окружение  подростка по месту жительства или  проведения досуга, что справедливо  отмечалось и отмечается криминологами.

      В советский период это обстоятельство выполняло сдерживающую роль, поскольку, во-первых, функционировали специализированные детские учреждения, организующие досуг подростков по месту жительства. Во-вторых, действовала система субъектов — негосударственных организаций, осуществлявших профилактическую работу в подростково-молодежной среде. Разрушение этой системы повлекло за собой развитие процессов самоорганизации подростков по месту их проживания.

      Важную  роль в антикриминогенном влиянии на несовершеннолетних должна оказывать школа, поскольку само воспитание наряду с обучением составляет содержание процесса соответствующего воздействия на подростка, формируя его в качестве полезного для общества человека.

      Ранее внеклассная работа была организована в школе на должном уровне. Изменение системы ценностных ориентации привело к утрате системного воспитательного воздействия на несовершеннолетних. В сочетании с различного рода социальными проблемами, которые влекут закрытие школ, забастовки учителей, дифференциацию учащихся по их имущественному положению и деление школ на привилегированные и обычные, это влияет и на качество обучения основной массы подростков, приводит к ослаблению педагогического контроля за учащимися. В итоге весомая доля несовершеннолетних правонарушителей приходится на учащихся школ, профессионально-технических училищ, когда подростки в учебное время совершают кражи, вымогательства, употребляют спиртное, наркотики и в этом состоянии допускают противоправные действия.

      Деятельность  государственных специализированных органов может также оказать позитивное профилактическое влияние на преступность несовершеннолетних.

      Этого можно достичь следующими способами:

      во-первых, подготовка и осуществление органами местной администрации, органами местного самоуправления мероприятий по выявлению подростков, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, и по оказанию им своевременной помощи. Здесь важную роль должны сыграть органы прокуратуры, выявляя и принимая меры к тем, кто нарушает права несовершеннолетних. В современной сложной обстановке, конечно, трудно изыскивать возможности ресурсного обеспечения работы с подростками по месту жительства, однако это необходимо, поскольку деформации нравственного порядка, имеющие место у этого контингента, можно и должно исправить, не говоря уже о предпочтении ими криминальной линии поведения. В последнем случае высока вероятность формирования из такого подростка рецидивиста;

      во-вторых, поддержание и развитие специальной службы уголовного розыска по борьбе с преступностью несовершеннолетних. Безусловно, этот вопрос является актуальным, однако за рубежом наряду с решением проблемы борьбы с преступностью должное внимание на уровне государства, его субъектов уделяется профилактике правонарушении несовершеннолетних4. В этом плане недопустимо сокращение числа оперуполномоченных уголовного розыска по делам несовершеннолетних, совмещение данного направления с работой по другой линии, недостаточное количество и слабое ресурсное обеспечение отделов по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, важно их взаимодействие с иными заинтересованными субъектами.

      К мерам общесоциальной профилактики можно также отнести обеспечение  координации деятельности всех органов, учреждений и организаций (в том числе общественных), осуществляющих предупреждение преступлений несовершеннолетних, устранение дублирования и четкое размежевание компетенции, осуществление совместных мероприятий, а также обмен информацией между ними.

      Позитивную роль в деле противодействия подростковой преступности могло бы сыграть создание обособленной системы юстиции для несовершеннолетних, в состав которой входили бы система специализированных судов, мест отбывания уголовного наказания, следственных изоляторов и т. д.

      Помимо  вышеназванных мер, законодатель должен ввести запретительные и ограничительные  меры, препятствующие доступу несовершеннолетних к порнографической продукции, наркотикам, алкоголю, оружию и т. п. Проблему беспризорности можно решить специальной подготовкой учительских курсов, ориентированных на выполнение воспитательных функций подростков-беспризорников, а также организовать деятельность органов, способствующих трудоустройству несовершеннолетних. 
 
 
 
 
 

Заключение

     Рассмотрев  криминалистическую характеристику преступлений совершенных несовершеннолетними, мы определили причины и условия преступности, несовершеннолетних способы совершения преступлений, а также их предупреждение.

     Как мы уже выяснили, причины совершения преступлений несовершеннолет6ними является отрицательное влияние в семье и окружающий круг общения несовершеннолетнего. К условиям, способствующим преступному поведению несовершеннолетних, относятся и недостатки в деятельности органов, на которые возложена борьба с преступностью несовершеннолетних. Проблема в том, чтобы не допустить переход на преступный путь и обеспечить исправление лиц со значительной степенью дезадаптации, совершающих правонарушения непреступного характера. В последнее время в структуре преступности резко обозначилась проблема преступлений, совершаемых несовершеннолетними лицами.

     Самым основным элементом в преступности несовершеннолетних является безнадзорность и беспризорность. Важную роль в антикриминогенном влиянии на несовершеннолетних должна оказывать школа, поскольку само воспитание наряду с обучением составляет содержание процесса соответствующего воздействия на подростка, формируя его в качестве полезного для общества человека. Поэтому нужно усилить контроль за несовершеннолетними в свободное время от посещения школы. Необходимо создать спортивно - развлекательные кружки, детские лагеря и т.д.

     Органам государственной власти усилить  контроль за неблагополучными семьями, детскими домами. Именно  здесь несовершеннолетние дети ограничены во внимании и стают на преступный путь.

      Таким образом, можно сделать вывод о том, криминалистическая характеристика преступлений совершенных несовершеннолетними носит сознательно-волевой характер, поведение и поступки несовершеннолетних непредсказуемы, что отражается на характере их действий. 

Список  использованной литературы

Нормативные правовые документы

      Федеральный закон РФ «Об основах системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. (с изм. и доп на 13.10.2009) №120-ФЗ.

Учебники  и монографии

     Криминалистика/Учебник  для вузов/Под. ред. Н.П. Яблоков М.: Юристъ, 2008.- 401с.

     Криминалистика/ Учебное пособие/Под. ред. И.В. Тимошенко. – 3- издание, переработ. и доп. – М.: ИКЦ «МарТ», 2009. – 288с.

Информация о работе Криминалистическая характеристика преступлений совершенных несовершеннолетними