Порядок возбуждения уголовных дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Целью настоящего исследования является комплексное изучение проблем института возбуждения уголовного дела и выработка на основе полученных результатов ряда теоретических выводов, а также предложений и научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию законодательства и практики его применения.
Задачи исследования:
- Раскрыть понятие и определить значение стадии возбуждения дела;
- Рассмотреть поводы и основания для возбуждения уголовного дела;
- Изучить процессуальный порядок рассмотрения сообщения о преступлениях;
- Рассмотреть основания и процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела;
- Определить особенности возбуждения уголовного дела публичного и частно-публичного обвинения.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
Глава1. ПОНЯТИЕ, ПОВОДЫ И ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА.........................................................................................6
1.1 Понятие и значение стадии возбуждения дела............................................6
1.2 Поводы и основания для возбуждения уголовного дела.........................10
Глава 2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ
СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ И ОТКАЗА В ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА........................................................................................18
2.1 Прием, регистрация и учет сообщений о преступлениях........................18
2.2 Проверка сообщений о преступлениях........................................................19
2.3 Основания и процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела..........................................................................................................................27
ГЛАВА 3. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ВОЗБУЖДЕНИЯ
УГОЛОВНОГО ДЕЛА ПУБЛИЧНОГО И ЧАСТНО-ПУБЛИЧНОГО ОБВИНЕНИЯ.......................................................................................................31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................36

Работа содержит 1 файл

возбужд удел.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

    Одним из наиболее эффективных способов проверки сообщений о преступлениях является получение объяснений. Их основная ценность заключается в том, что  объяснения берутся сразу же после  совершения преступления или по крайней мере в течение непродолжительного срока с этого момента.

    В УПК РФ нет даже упоминания о таком  проверочном действии. Складывается парадоксальная ситуация: проведение и оформление получения объяснений, являющегося самым распространенным на практике проверочным действием, никак не урегулировано законодателем.

    Следующим способом проверки сообщений о преступлениях  является получение справок и  документов от граждан и должностных  лиц. В. Н. Яшин и А. В. Победкин20 считают, что такая возможность предусмотрена ч. 4 ст. 21 УПК РФ (они предлагают применять ее по аналогии на стадии возбуждения уголовного дела).

    А. П. Рыжаков21 по этому поводу пишет, что подобное предложение есть не что иное, как попытка расширить круг процессуальных средств стадии возбуждения уголовного дела путем несколько вольного толкования положений ч. 4 ст. 21 УПК РФ13.

    Следует добавить, что общей нормы, закрепляющей полномочия соответствующих органов  и должностных лиц в стадии возбуждения уголовного дела истребовать  справки и документы, в УПК РФ нет. Такая возможность предусмотрена только применительно к проверке сообщений о преступлениях, распространенных в СМИ.

    Другим  средством проверки является проведение оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ).

    Согласно  ст. 7 Федерального закона от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»22 одним из оснований проведения ОРМ являются ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

    Согласно  абз. 2 ст. 11 Закона об ОРД результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом для возбуждения уголовного дела.

    Указанные нормы Закона об ОРД дают основание  соответствующим органам и должностным  лицам использовать результаты проведенных  оперативно-розыскных мероприятий (их перечень содержится в ст. 6 Закона) для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

    Очень важно отметить, что сведения, полученные в ходе оперативно-розыскной деятельности, в стадии возбуждения уголовного дела могут использоваться: 1) как  ориентирующая информация; 2) как  информация, имеющая доказательственное значение. В последнем случае она должна быть включена в уголовный процесс способами, предусмотренными УПК РФ.

    К сожалению, порядок введения в уголовный  процесс и использования в  доказывании данных, полученных оперативным  путем, нуждается в более детальном урегулировании процессуальным законом.

    Статья 89 УПК РФ запрещает использовать в процессе доказывания результаты оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым  к доказательствам УПК РФ. Из содержания статьи следует, что она устанавливает требования к форме и содержанию сведений, получаемых оперативным путем, и абсолютно не затрагивает порядка их введения в уголовный процесс.

    На  данный момент установление порядка  предоставления результатов оперативно-розыскной  деятельности для использования в доказывании остается в компетенции ведомств, осуществляющих ОРД.

    13.05.98 совместным приказом федеральных  органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, была утверждена ведомственная  Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд15, которая согласована с Генеральным прокурором РФ.

    В соответствии с п. 10 Инструкции представление  результатов оперативно-розыскной  деятельности включает:

    — вынесение руководителем органа, осуществляющего ОРД, постановления  о представлении результатов  ОРД органу дознания, следователю, прокурору  или в суд (что предусмотрено  ч. 3 ст. 11 Закона об ОРД);

    — при необходимости — вынесение  постановления о рассекречивании отдельных оперативно-служебных документов, содержащих государственную тайну;

    — оформление сопроводительных документов и фактическую передачу материалов.

    Таким образом, исходя из анализа норм УПК  РФ, ведомственной инструкции и Закона об ОРД, сведения, полученные в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности, для их использования при возбуждении уголовного дела должны:

    — отвечать требованиям допустимости и относимости, а в случае возбуждения  уголовного дела только на основе таких  сведений — еще и требованиям достоверности и достаточности;

    — передаваться соответствующему органу или должностному лицу в установленном  порядке;

    — приобщаться к материалам проверки сообщения о преступлении.

    На  практике встречаются и иные средства проверки сообщений о преступлениях, например предусмотренные КоАП РФ досмотр и административное изъятие, специальные исследования и др.

    Однако, по мнению автора, в стадии возбуждения  уголовного дела нет места усмотрению органов и должностных лиц  в выборе средств и способов проверки сообщений о преступлениях.

    Исходя  из вышеизложенного, можно сделать  следующий вывод: проверка сообщений  о преступлениях, являясь важной составляющей возбуждения уголовного дела, несомненно, нуждается в детальном  урегулировании в нормах уголовно-процессуального права. Необходимо, чтобы ее способы и средства были едиными на всей территории РФ, а сама проверка имела четко определенный порядок проведения и форму закрепления.

    Иными словами, для проверки сообщений  о преступлениях необходимо установить юридически определенный, строго обязательный и устойчивый порядок производства (процессуальную форму). Только в этом случае можно будет признать стадию возбуждения уголовного дела полностью соответствующей своему назначению и отвечающей стоящим перед ней задачам.

2.3 Основания и процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела.

    В соответствии с ч. 1 статьи 148 УПК  РФ постановление об отказе в возбуждении  уголовного дела выносится «при отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела». Использованное в настоящей статье понятие «основания возбуждения уголовного дела» неидентично тому, о котором говорится в ч. 2 ст. 140 и в ч. 1 ст. 146 УПК РФ. Это более широкое понятие. Отсутствие оснований для возбуждения уголовного дела, о которых идет речь в ст. 148 УПК РФ, может проявиться не только собственно в отсутствии достаточных данных, указывающих на уголовно процессуально значимые признаки объективной стороны состава преступления.

    Основаниями отказа в возбуждении уголовного дела являются:

    - Отсутствие события преступления

    - Отсутствие в деянии состава преступления

    - Истечение сроков давности уголовного преследования

    - Смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего

    - Отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению (за исключение случаев, когда дело может быть возбуждено следователем, а также дознавателем с согласия прокурора, если преступление совершено в отношении лица, находящегося в беспомощном или зависимом состоянии либо по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащему ему правами)

    - Отсутствие согласия суда на возбуждение дела в отношении лиц, указанных в п.1-5 и 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ23.

    Необходимо  заметить, что отказ в возбуждении  уголовного дела за отсутствием в  деянии состава преступления (п.2 ч.1 ст. 24 УПК РФ) допускается лишь в отношении конкретного лица.

    Законодатель  предусмотрел также основания прекращения  уголовного преследования в отношении конкретного лица (ст. 27 УПК РФ), к ним относятся:

    1) непричастность к совершению  преступления, т.е. если в ходе  расследования уголовного дела  будет установлено, что лицо, в  отношении которого возбуждено  уголовное дело либо предъявлено обвинение, к совершению преступления непричастно;

    2) вследствие акта амнистии –  т.е. в случае, если актом амнистии  полностью исключается наказание,  а преступление совершено до  издания данного акта – уголовное  дело не возбуждается, а возбужденное  дело подлежит прекращению. Для прекращения уголовного дела по данному основанию необходимо согласие обвиняемого, при наличии возражений расследование и рассмотрение дела идет обычным порядком;

    3) в отношении лица, о котором  имеется вступивший в законную  силу приговор, либо определение суда или постановление судьи, не отмененное постановление органа дознания, следователя, прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению или постановление об отказе в возбуждении уголовного дела;

    4) отказ Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, и (или) отказ Совета Федерации в лишении неприкосновенности данного лица.

    Уголовное преследование в отношении лица, не достигшего к моменту совершения деяния предусмотренного уголовным кодексом Российской Федерации возраста, с которого наступает уголовная ответственность, подлежит прекращению. По этому же основанию подлежит прекращению уголовное преследование также и в отношении несовершеннолетнего, который, хотя и достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации (ч. 3 ст. 20 УК РФ).

    При отсутствии основания к возбуждению  уголовного дела прокурор, следователь, дознаватель выносят мотивированное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

    При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения  о преступлении, связанного с обвинением в его совершении конкретного лица или лиц, прокурор, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложную информацию о преступлении.

    Информация  об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения  о преступлении, распространенного  средством массовой информации, подлежит обязательному опубликованию.

    Об  отказе в возбуждении уголовного дела выносится мотивированное постановление копия которого направляется заявителю и прокурору в течение 24 часов с момента его вынесения. Мотивированность постановления означает, что вывод о наличии основания для отказа в возбуждении уголовного дела должен вытекать из анализа установленных обстоятельств, подтвержденных конкретными данными и аргументами.

    Отказ в возбуждении уголовного дела может  быть обжалован прокурору или  в суд в порядке, установленном  ст. 124 и 125 УПК. Данное право основано на конституционном положении о  доступе к правосудию (ч. 2 ст. 45 Конституции). Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован не только лицом, заявившим о преступлении лиц, но и любыми другими лицами, интересы которых затрагиваются соответствующим постановлением.

    Возможность подачи жалобы на отказ в возбуждении уголовного дела каким-либо сроком не ограничена.

Информация о работе Порядок возбуждения уголовных дел