Порядок возбуждения уголовных дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Целью настоящего исследования является комплексное изучение проблем института возбуждения уголовного дела и выработка на основе полученных результатов ряда теоретических выводов, а также предложений и научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию законодательства и практики его применения.
Задачи исследования:
- Раскрыть понятие и определить значение стадии возбуждения дела;
- Рассмотреть поводы и основания для возбуждения уголовного дела;
- Изучить процессуальный порядок рассмотрения сообщения о преступлениях;
- Рассмотреть основания и процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела;
- Определить особенности возбуждения уголовного дела публичного и частно-публичного обвинения.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
Глава1. ПОНЯТИЕ, ПОВОДЫ И ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА.........................................................................................6
1.1 Понятие и значение стадии возбуждения дела............................................6
1.2 Поводы и основания для возбуждения уголовного дела.........................10
Глава 2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ
СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ И ОТКАЗА В ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА........................................................................................18
2.1 Прием, регистрация и учет сообщений о преступлениях........................18
2.2 Проверка сообщений о преступлениях........................................................19
2.3 Основания и процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела..........................................................................................................................27
ГЛАВА 3. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ВОЗБУЖДЕНИЯ
УГОЛОВНОГО ДЕЛА ПУБЛИЧНОГО И ЧАСТНО-ПУБЛИЧНОГО ОБВИНЕНИЯ.......................................................................................................31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................36

Работа содержит 1 файл

возбужд удел.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

    Неотъемлемым элементом объективной стороны состава любого преступления является наличие деяния, предусмотренного Особенной частью УК РФ. Установление этого обстоятельства достаточно лишь для возбуждения уголовного дела о преступлении с формальным составом, т.е. когда сам факт совершения такого деяния законодатель считает оконченным преступлением независимо от того, наступили ли какие-либо вредные последствия (например, преступление, предусмотренное ст. 222 УК РФ - незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств - считается оконченным в момент совершения перечисленных действий).

    Для возбуждения уголовного дела с материальным составом необходимо располагать данными  о том, что это деяние повлекло указанные в законе последствия (физический, имущественный или моральный вред), что между этим деянием и наступившими последствиями существует причинная связь (например, возбуждение уголовного дела по ст. 264 УК РФ, т.е. за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, возможно лишь при наличии данных о том, что это повлекло причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека). Если же данные о наступлении таких последствий отсутствуют, в возбуждении уголовного дела должно быть отказано, в противном случае такое решение было бы необоснованным.

    Необходимым элементом состава преступления является также субъект преступления. Однако на данном этапе уголовного процесса, как правило, нет необходимости выяснять, кто именно совершил это преступление.

    Но  в некоторых случаях установить субъект до возбуждения уголовного дела необходимо. Это касается преступлений, ответственность за которые наступает  лишь в отношении специального субъекта, т.е. лица, которое кроме общих признаков субъекта преступления (ст. 19 УК РФ) наделено дополнительными признаками. Например, ответственность за злоупотребление или превышение должностных полномочий (ст.ст. 285, 286 УК РФ) несут только должностные лица.

    В заключение необходимо отметить, что признаками преступления, установление которых необходимо для принятия законного и обоснованного решения о возбуждении уголовного дела, являются общественная опасность определенного деяния и его противоправность, причем необходимость установления всех признаков противоправности деяния возникает только в исключительных случаях. В обязательном порядке на первоначальном этапе уголовного процесса подлежат установлению объективные признаки состава преступления. 
 
 
 

Глава 2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ

СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ  И ОТКАЗА В ВОЗБУЖДЕНИИ  УГОЛОВНОГО ДЕЛА.

2.1 Прием, регистрация  и учет сообщений о преступлениях

    Дознаватель, орган дознания, следователь обязаны  принять, проверить сообщение о  любом совершенном или готовящемся  преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов.

    По  сообщению о преступлении, распространенному  в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора  орган дознания, а также по поручению  руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

    Руководитель  следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток. 

    Заявителю выдается документ о принятии сообщения  о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

    Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору  или в суд в порядке, установленном ст. 124 и 125 УПК РФ.

    Заявление потерпевшего или его законного  представителя по уголовным делам  частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со ст. 318.

    Данный  порядок строго регламентирован  ст. 144 УПК РФ, а также Приказом «О едином учете преступлений» от 29 декабря 2005 г13., подписанным семью правоохранительными ведомствами.

2.2 Проверка сообщений  о преступлениях.

    Часть 1 ст. 144 УПК РФ обязывает дознавателя, орган дознания, следователя и прокурора принять и проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении. Однако о том, каким образом, с использованием каких процессуальных средств должна быть проведена проверка, законодатель не устанавливает.

    Лишь  из анализа отдельных положений  процессуального закона и других нормативных актов, а также практики прошлых лет можно сделать  вывод о возможности совершения тех или иных проверочных действий при решении вопроса о возбуждении уголовного дела.

    В ст. 144 УПК РФ говорится, что соответствующие  органы и должностные лица должны принять сообщение о любом  преступлении, а затем, в случае необходимости, приступить к его проверке.

    Порядок приема, регистрации, учета и разрешения сообщений о преступлениях регулируется ведомственными нормативными актами. К ним относятся:

    — Инструкция о порядке приема, регистрации  и разрешения в органах внутренних дел РФ сообщений о преступлениях  и иной информации о правонарушениях14;

    — Инструкция о порядке приема, регистрации и рассмотрения в органах прокуратуры РФ сообщений о преступлениях15;

    — Инструкция о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах ФСБ16.

    Данные  инструкции детально регламентируют вопросы  приема, регистрации и учета сообщений о преступлениях. В них также указываются средства проверки данных сообщений, отсутствующие в УПК РФ. Несмотря на это, порядок проверки сообщений о преступлениях остается урегулированным лишь частично.

    Так, в Инструкции о порядке приема, регистрации и рассмотрения в органах прокуратуры РФ сообщений о преступлениях установлено: «Должностными лицами, осуществляющими проверку по зарегистрированным сообщениям о преступлениях, в соответствии с УПК РФ могут быть получены объяснения, истребованы и изучены необходимые документы и материалы, назначено по ним исследование специалистов».

    Что значит «в соответствии с УПК РФ»? Процессуальный закон ничего не упоминает  о возможности получения объяснений, не определяет порядок истребования документов и материалов. Налицо пробелы в законодательстве.

    Из  вышеизложенного следует, что хуже всего в стадии возбуждения уголовного дела урегулирована деятельность, осуществляемая при проверке сообщений о преступлениях (так называемая доследственная проверка). Долгие годы в юридической литературе обосновывается необходимость улучшения процессуальной регламентации проверки сообщений о преступлениях.

    И. Л. Петрухин, считает, что «доследственная проверка — ядро процессуальной стадии возбуждения уголовного дела, но парадокс в том, что она в значительной мере проводится непроцессуальными методами, и тогда возникает вопрос, почему доследственная проверка включена в УПК РФ»17.

    В юридической литературе ведется  дискуссия относительно того, к какой  деятельности относится проверка сообщений о преступлениях. Одни авторы считают, что это процессуальная деятельность, другие — что административная. Так, С. Вицин полагает, что доследственной проверке не место в УПК РФ, поскольку она носит административно-полицейский характер18.

    Именно отсутствие детальной и четкой законодательной регламентации доследственной проверки породило точку зрения о ее «внепроцессуальном» характере.

    На  взгляд автора, деятельность по проверке сообщений о преступлении является процессуальной. В пользу такого решения свидетельствует то обстоятельство, что данная деятельность является неотъемлемой частью стадии возбуждения уголовного дела, осуществляется лицами, уполномоченными на то УПК РФ, а значит, выполняется в рамках уголовного процесса. К тому же основа деятельности по проверке сообщений о преступлениях заложена в нормах УПК РФ, поэтому она не может не быть процессуальной.

    Одним из существенных уголовно-процессуальных условий возбуждения уголовного дела является своевременность принятия соответствующих решений.

    Согласно  ч. 1 ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган  дознания, следователь и прокурор обязаны, получив, проверить сообщение  о любом совершенном или готовящемся  преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему решение не позднее трех суток со дня поступления сообщения. Этот срок может быть продлен прокурором, начальником следственного отдела, начальником органа дознания по ходатайству соответственно следователя или дознавателя до 10 суток (ч. 3 ст. 144 УПК РФ).

    Нововведением УПК РФ является то, что при проверке сообщений о преступлении орган  дознания, дознаватель, следователь  и прокурор вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и  привлекать к их участию специалистов. В этом случае срок проверки сообщения о преступлении может быть продлен прокурором до 30 суток.

    Каким образом осуществляется проверка сообщений  о преступлениях?

    Исходя  из анализа требований законодательства и практики деятельности правоохранительных органов, можно выделить следующие средства.

    Средства, предусмотренные уголовно-процессуальным законом. Часть 2 ст. 176 УПК РФ разрешает  до возбуждения уголовного дела произвести одно следственное действие — осмотр места происшествия. Однако такой позиции придерживаются не все процессуалисты. Формулировка ч. 4 ст. 146 УПК РФ привела к появлению мнений о том, что до возбуждения уголовного дела компетентные органы и должностные лица вправе выполнять также судебную экспертизу и освидетельствование. Очевидно, что правильное понимание нормы статьи имеет существенное значение.

    В ч. 4 ст. 146 говорится не о производстве судебной экспертизы, а только о  ее назначении. Более того, глава 27 УПК  РФ, регулирующая производство судебной экспертизы, не предусматривает возможности ее проведения до возбуждения уголовного дела. Отсюда можно сделать вывод, что экспертиза до возбуждения уголовного дела может быть только назначена, но не проведена. Следует отметить, что пока практика идет именно по этому пути.

    В перспективе проведение судебной экспертизы следует разрешить до возбуждения уголовного дела, но только для установления наличия или отсутствия оснований к его возбуждению.

    В некоторых случаях не представляется возможным решить данный вопрос без  экспертизы. Например, в отсутствие экспертизы невозможно установить принадлежность вещества к наркотическим средствам. На практике соответствующие органы и должностные лица давно уже привлекают специалистов для проведения необходимых исследований до возбуждения уголовного дела, которые являются «суррогатом» судебной экспертизы.

    Интерес представляет вопрос об освидетельствовании. Из ч. 4 ст. 146 УПК РФ следует, что законодатель разрешает производить данное следственное действие до возбуждения уголовного дела. Однако в ст. 179 УПК РФ, посвященной освидетельствованию, указание на такую возможность отсутствует. Это обстоятельство позволяет усомниться в законности выполнения данного следственного действия в ходе проверки сообщений о преступлениях.

    В соответствии с пп.3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»19 полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется  право по поручениям следователя и дознавателя получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них.

Информация о работе Порядок возбуждения уголовных дел