Отличие уголовного наказания от других мер государственного принуждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Целью настоящей работы является анализ существующих теоретических положений, правовых норм, а также материалов практики, касающихся понятия наказания и целей наказания в уголовном праве. Соответственно необходима раскрыть основные вопросы касающиеся такого важного элемента уголовного права, как уголовное наказания.
Во исполнение данной цели ставятся следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие уголовного наказания;
2) Раскрыть признаки и значение наказания;
3) Определить цели наказания;
4) Отграничить наказание от иных видов государственного принуждения

Содержание

Введение 3
Глава 1. Меры государственного принуждения
1.1 Соотношение социальной и юридической ответственности 5
1.2 Правонарушение как основание юридической ответственности 9
Глава 2. Понятие и сущность уголовного наказания
2.1 Признаки наказания 13
2.2 Цели наказания 18
2.3 Значение наказания в борьбе с преступностью 23
Глава 3. Отличие уголовного наказания от других
мер государственного принуждения 24
Заключение 29
Список литературы 35

Работа содержит 1 файл

уголовное наказание.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

     Принуждением  обеспечивается и соблюдение норм других отраслей права, например, административного, гражданского, трудового. Но эти меры государственного принуждения - административные взыскания, гражданско-правовые санкции, меры дисциплинарного воздействия - есть реакция государства на совершение правонарушений, не являющихся преступлениями. И только уголовное наказание может назначаться за те деяния, которые предусмотрены законом в качестве преступлений. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

     Роль  уголовного закона как единственного  источника для выяснения того, что является преступным и уголовно наказуемым, дополняется и тем, что  только в нем содержится исчерпывающий  перечень видов наказаний, которые могут назначаться за совершенные преступления. Также как и их количественные и качественные характеристики. Перечень видов наказаний обязателен для законодателя при конструировании санкций статей Особенной части УК, где рассматривается ответственность за конкретные составы преступления. Обязателен этот перечень и для судов, которые не вправе назначать виновным в совершении преступлений какие-либо иные меры наказания, не предусмотренные уголовным законом, а также для органов и учреждений, исполняющих наказание.

     Значение  уголовного права можно определить в соответствии со статьей 6 УК РФ назначенное  подсудимому наказание должно соответствовать  характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам  его совершения и личности виновного. При учете характера и степени общественной опасности преступления надо исходить из того, что характер общественной опасности преступления зависит от объекта посягательства, формы вины и отнесения Уголовным кодексом преступного деяния к соответствующей категории преступлений, а степень общественной опасности преступления определяется обстоятельствами содеянного (например, способом совершения преступления).4

     Можно выделить несколько специфических  признаков, сочетание которых и  образует понятие наказания:

     1. Наказание - мера государственного  принуждения. Понятие наказания как меры означает, что каждый вид наказания имеет количественные границы и определенное содержание, т.е. представляет собой потенциально осуществимый способ воздействия на осужденного, строго регламентированный уголовным законом. Никто не вправе выходить за пределы количественных и качественных характеристик наказания, установленных законом. Только в рамках наказания как меры, суд вправе на основе уголовного закона, определяя сроки и режим наказания, установить, в каких количественных, а в ряде случаев и качественных пределах применяется наказание к конкретному лицу. Незаконным признается лишение либо ограничение прав и свобод осужденного, не предусмотренных уголовным законом и не входящих в уголовное наказание как меры государственного принуждения.

     2. Государственный характер меры  принуждения. Под этим подразумевается,  что наказание может быть назначено  только от имени государства,  и является публично-правовой, государственной  оценкой деяния как преступного, а совершившего его лица как обязанного претерпеть наказание.

     Государство обладает исключительной монополией на назначение уголовного наказания. Только оно определяет полномочия в сфере  назначения и исполнения наказания, устанавливает основания применения наказания, виды и содержание наказания. Наказание как мера государственного принуждения устанавливается уголовным законом, т.е. УК РФ. Все новые законы, устанавливающие уголовную ответственность, подлежат включению в этот кодекс. УК устанавливает систему наказаний - исчерпывающий и обязательный перечень видов наказаний, расположенных в определенном порядке в зависимости от степени их тяжести.

     3. Принудительный характер наказания  как государственной меры. Все  участники публичного правового оборота обязаны подчиняться вступившим в законную силу решениям о наказании, а государство вправе применять для их реализации соответствующие меры воздействия, т. е. предусмотренные законом необходимые способы, обеспечивающие подчинение лиц и органов такого рода решениям, включая необходимые меры физического воздействия. Принудительный характер наказания также означает обязанность осужденного претерпевать лишения и ограничения, связанные с применением к нему наказания.

     4. Уголовное наказание назначается  за те правонарушения, которые являются преступлениями, т.е. содержат все признаки состава преступления. Т.к. виновность является одним из признаков преступления, то, разумеется, наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления. Без вины назначение наказания невозможно, и если суд не установит вину конкретного лица в совершении конкретного преступления, то такое лицо не может быть подвергнуто наказанию. С этим же связан и личный характер наказания, которое назначается и применяется только в отношении самого преступника и никогда не может быть переложено на другое лицо.

     5. Наказание назначается только  по приговору суда и от имени  государства. Так, в соответствии  с ч.1 ст.49 Конституции РФ «каждый  обвиняемый в совершении преступления  считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда». Согласно же Конституции РФ «правосудие в РФ осуществляется только судом. Обвинительный приговор, вынесенный от имени государства и определяющий наказание лицу, виновному в совершении преступления, означает официальную государственную оценку совершенного преступления и самого преступника.5

     В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 апреля 1996 года № 1 “О судебном приговоре” подчеркивается: Конституционное положение о том, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда, определяет значение судебного приговора как важнейшего акта правосудия и обязывает суды неуклонно соблюдать требования законодательства, предъявляемые к приговору.6

     6. Наказание, в отличие от других  мер государственного принуждения, влечет за собой особое правовое последствие - судимость, которая погашается или может быть снята при определенных условиях, указанных в уголовном законе. Уголовно-правовые последствия судимости могут проявляться в качестве:

     - отягчающего ответственность обстоятельства, влияющего на квалификацию преступления;

     - основания для признания лица  особо опасным рецидивистом;

     - отягчающего ответственность обстоятельства  при назначении наказания;

     - обстоятельства, исключающего или  ограничивающего освобождение от уголовной ответственности и наказания.

     7. Наказание по своему содержанию  является карой. Хотя сам термин  «кара» отсутствует в определении  наказания, данном в УК. Карательный  характер наказания заключается  в предусмотренных в УК лишении  или ограничении прав и свобод лица, признанного виновным в совершении преступления.

     Степень карательности различна у различных  видов наказания. Перечень видов  преступлений дан в действующем  УК в порядке возрастания степени  карательности. Карательный потенциал  наказания зависит от характера тех прав и свобод, которых может быть лишен осужденный, что в свою очередь зависит от тяжести им содеянного и от свойств личности виновного. Преступник может быть ограничен в материальных благах (например, штраф), а может быть лишен и высшего блага - жизни. Конечно, в последнем наказании степень карательности выше.

     В случае совершения преступления наказание  выступает конечным звеном уголовно-правового  механизма защиты интересов личности, общества и государства от преступных посягательств (преступник - преступление - уголовная ответственность). Наказание призвано устанавливать торжество законности и справедливости в обществе, при соблюдении принципа неотвратимости оно выступает как серьезное средство профилактики преступления.

     Правовая сущность уголовного наказания состоит в том, что оно представляет собой необходимое правовое последствие особого юридического факта - совершенного преступного деяния. А социальная сущность выражается в том, что применяя уголовное наказание к виновному, государство тем самым негативно оценивает (порицает) действия преступника от имени всего общества.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  под наказанием по российскому уголовному праву следует понимать особую меру государственного принуждения, включающую в себя как карательные элементы, так и воспитательные, назначаемую судом лицу, виновному в совершении преступления и влекущую судимость. Наказание выражает от имени государства и общества отрицательную правовую, социальную и моральную оценку преступного деяния и преступника. Наказание - центральный институт уголовного права. В нем наиболее полно и наглядно проявляется содержание и направление уголовной политики государства. Оно является наиболее эффективным уголовно-правовым средством борьбы с преступностью.

     2.2 ЦЕЛИ НАКАЗАНИЯ 

     Характеристика  наказания не ограничивается лишь уяснением  его сущности. Немаловажно определить цели уголовного наказания - те фактические  результаты, которых стремится достичь  государство, осуждая виновного  и применяя к нему ту или иную меру уголовного наказания.

     Цели - одни из наиболее принципиальных вопросов уголовного права. Без учета целей  нельзя определить социально-правовое назначение наказания и, следовательно, его эффективность. Специфичность  целей наказания оказывает большое влияние на методику исправления осужденного.

     Уголовное наказание, как применяемая судом  мера государственного принуждения, всегда ставит перед собой какие-либо цели, которые характеризуют его сущность. От правильного определения целей  наказания зависит его эффективность. В предшествующие эпохи основными целями наказания были устрашение населения и возмездие преступнику. Эти цели допускали причинение виновному страданий и мучений. С развитием уголовно правовой мысли понятие о целях наказания постепенно менялось.

     В настоящее время, согласно ч. 2 ст.43 УК: Наказание применяется в целях  восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления  осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.7

     Содержанием целей наказания по данной статье является правомерное поведение граждан и соблюдение установленного правопорядка. Определение целей наказания - один из наиболее принципиальных вопросов уголовного права. «От её решения зависит не только построение многих институтов этой отрасли права, но и целеустремленное применение самого уголовного законодательства». Цели наказания определяют направленность наказания, главное его назначение. Определяя цели наказания, законодатель указывает на оптимально возможный и желаемый результат выраженной в законе угрозы наказанием и практики его применения в борьбе с преступностью.

     Для правоохранительных органов, применяющих  и исполняющих уголовное наказание, цели становятся практическим ориентиром эффективности их практической деятельности. От целей наказания следует отличать его функции, с помощью которых решаются частные задачи, достигаются промежуточные результаты на пути к цели. Смешение целей с функциями в литературе встречается, и это не только мешает правильному уяснению тех и других, но и приводит к искажению социального назначения наказания, направленности уголовной политики.

     Цель  наказания - можно определить, как  достижение социальных результатов, к  которым стремится законодатель и суд, устанавливая в санкциях статьи Уголовного кодекса и применяя к виновному лицу конкретную меру наказания.

     - Восстановление социальной справедливости. Восстановление социальной справедливости как цель уголовного наказания впервые определено непосредственно в российском уголовном законодательстве. Закрепление в правовой норме этого положения имеет свою историю.

     В течение длительного времени, в  юридической литературе обсуждался вопрос о том, является ли кара целью  уголовного наказания. Отрицательный ответ на этот вопрос со стороны многих исследователей был вызван тем, что признание кары целью наказания превращало наказание в самоцель. Если учесть, что слова «наказание» и «кара» синонимы, то другого ответа на поставленный вопрос представить не возможно. Однако сторонники признания кары целью уголовного наказания, настаивая на своем утверждении, высказали мнение, что цель кары должна пониматься не как стремление к простому возмездию, а как задача удовлетворения общественного сознания, дестабилизированного фактом совершения преступления. Впоследствии такое понимание этой задачи стало пониматься как цель восстановления справедливости. Таким образом, карательное содержание наказания, о котором уже говорилось, является своеобразным уголовно-правовым способом восстановления социальной справедливости.

     Справедливость - это этическая категория, выражающая понятие о должном (установленном) порядке отношений между людьми в обществе с учетом неотъемлемых прав человека. Преступление всегда нарушает устоявшиеся в обществе и охраняемые законом те или иные отношения (причиняет им вред либо ставит их под угрозу причинения вреда). Поэтому, с позиции этики, преступление всегда несправедливо.

     Наказание служит восстановлению нарушенных преступлением  общественных отношений. В некоторых случаях такое восстановление адекватно: когда, к примеру, совершившее корыстное преступление лицо несет наказание в виде штрафа. В иных - социальная справедливость достигается (восстанавливается) путем ограничения прав и свобод виновного, то есть путем применения к нему кары. Например, когда виновный в убийстве пожизненно лишается свободы.

Информация о работе Отличие уголовного наказания от других мер государственного принуждения