Основные направления деятельности следователя

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 12:12, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является закрепление теоретических положений, касающихся процессуального статуса и процессуальной самостоятельности следователя в рамках действующего уголовно-процессуального законодательства.
В рамках достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
 выявить исторические тенденции развития уголовно-процессуального статуса следователя и становление его уголовно-процессуальной самостоятельности в уголовном судопроизводстве России;
 сформулировать понятие «уголовно-процессуальное положение следователя» с учетом положений УПК РФ и охарактеризовать его на основе анализа существующих научных концепций;
 определить характер взаимосвязей и содержание структурных элементов уголовно-процессуального положения следователя путем анализа его правового регулирования;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава I. Уголовно-процессуальное положение следователя как участника уголовного процесса………………………………………………..8
§1. Становление и развитие института следователя……………………………8
§2. Понятие, правовые основы и процессуальное положение следователя…25
§3. Процессуальная деятельность и функции следователя…………………….31
Глава II. Основные направления деятельности следователя……………42
§1. Деятельность следователя в стадии возбуждения уголовного дела – проверка сообщения о преступлении ………………………………………………..47
§2. Деятельность следователя в рамках некоторых отдельных следственных действий………………………………………………………………...55
2.1 Допрос как метод изучения личности подозреваемого (обвиняемого)……………………………………………………………………55
2.2 Организация проверки показаний на месте…………………………..59
2.3 Привлечение лица в качестве обвиняемого……………………………62
§3. Особенности производства по уголовным делам, возбуждаемых в отношении несовершеннолетних…………………………………………………….65
§4. Профилактическая работа следователя………………………………………67
§5. Деятельность следователя по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением………………………………………………………….70
§6. Составление обвинительного заключения как результат деятельности следователя……………………………………………………………………………….73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...84

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 423.00 Кб (Скачать)

Под деятельностью  следователя в специальной литературе понимают урегулированную нормами уголовно-процессуального права деятельность, направленную на раскрытие преступления и установление всех обстоятельств, связанных с событием противоправного деяния, в целях установления истины по делу. Она осуществляется в различных формах (как процессуальных, так и непроцессуальных) и охватывает, наряду с деятельностью по расследованию преступлений, все действия, которые осуществляет следователь. Это и принятие заявлений и сообщений о преступлении, и принятие (реализация) различных процессуальных и тактических решений, и осуществление профилактических мероприятий и т.д.

Деятельность  следователя – это выполнение возложенных на него законом функций  досудебного расследования. Досудебное расследование – чисто процессуальная деятельность, регулируемая нормами уголовно-процессуального права и направленная на осуществление предусмотренных законом задач.

В сфере своей  деятельности следователь, как особо  уполномоченное государством должностное  лицо, наделенное властными полномочиями по рассмотрению и разрешению заявлений и сообщений о преступлениях и производству досудебного следствия по уголовным делам, представляет и охраняет интересы государства, права и свободы граждан, юридических лиц. Качество работы следователя во многом предопределяет осуществление правосудия, практическую реализацию принципа неотвратимости наказания за совершенное преступление.

К основным направлениям деятельности следователя традиционно  относят: раскрытие преступления и  изобличение лица, его совершившего; принятие мер по возмещению причиненного преступлением ущерба; устранение причин и условий совершенного преступления; предупреждение новых преступных деяний.

Установление в процессе доказывания лица, совершившего преступление, – одна из центральных задач досудебного  расследования по уголовному делу. Ее решение главным образом сопряжено с преодолением различных трудностей. Зачастую они возникают в случаях, когда преступнику удалось с места происшествия скрыться.

В таких случаях рассматриваемая  деятельность в своем развитии проходит два этапа:

  1. Этап выявления (обнаружения) преступника.
  2. Этап изобличения выявленного лица.

Выявление преступника  означает собирание фактических  данных, сведений о том, что конкретное лицо могло совершить преступление. Таким образом, в рамках расследуемого деяния на этом этапе речь идет не о достоверном знании, а о знании предположительном, вероятностном, требующем тщательной проверки в целях его подтверждения либо опровержения.

Сведения, собранные на этапе  выявления, – это лишь информация к размышлению, сигнал к дальнейшим решениям и действиям. С учетом того, что такая информация не дает оснований для однозначного, категорического вывода о причастности выявленного лица к расследуемому преступлению, основное ее назначение – выступать в качестве фактической базы для выдвижения версии о возможности совершения преступления заподозренным лицом.

В случае же, когда версия при проверке нашла полное, всестороннее, объективное подтверждение, выявленное лицо считается изобличенным. Поэтому  изобличить преступника – значит собрать в отношении его достаточные доказательства, дающие основание для однозначного предварительного (досудебного) вывода о том, что именно этот человек совершил расследуемое преступление.

Для выявления и изобличения  преступника, решения других задач уголовного судопроизводства следователь законодательно наделен специальными полномочиями, перечень которых дается в УПК РФ. Если следователем собраны доказательства виновности лица в совершенном преступлении, то он, изложив свои выводы в обвинительном заключении, направляет материалы уголовного дела через надзирающего прокурора в суд, который впоследствии по итогам судебного разбирательства окончательно решает вопрос о виновности или невиновности лица в совершении преступления, а также о назначении виновному соответствующей меры наказания.

Только с учетом названных  полномочий следователя можно сделать  вывод о важности проведения досудебного  следствия по уголовным делам, к  каждому из которых он должен подходить  не с точки зрения узкого профессионализма, а учитывая государственные интересы, направленные на охрану прав и законных интересов физических и юридических лиц, быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного применения Закона, с тем чтобы каждый совершивший преступление был привлечен к уголовной ответственности и ни один невиновный не был наказан. Именно от его оперативности, квалификации, а также своевременности проводимых следственных действий и проявленной при этом объективности в определяющей степени зависят законность, обоснованность и справедливость судебного приговора. Только при наличии таких условий суд может правильно разобраться в существе совершенного преступления, виновности или невиновности подсудимого и на этой основе избрать справедливую меру наказания, а равно решить целый круг иных вопросов, которые возникают в связи с вынесением приговора.

Свои функции следователь  осуществляет в рамках основных направлений  деятельности, которые взаимосвязаны  и взаимообусловлены. В частности, раскрытие преступления имеет общепредупредительное значение, поскольку, являясь одним из способов предупреждения правонарушений, оказывает воспитательное воздействие на остальных граждан. Меры предупреждения, в свою очередь, также оказывают воспитательное воздействие. Профилактическая работа может проводиться следователем вне уголовного процесса путем выступлений по результатам расследования уголовных дел на общих собраниях, по радио, телевидению, в печати; путем проведения бесед, чтения лекций и т.д.

Деятельность следователя, как и любая другая, представляет собой систему с определенной структурой, состоящей из множества действий и операций, определяемых внешними условиями.

В структуре любого вида деятельности выделяются такие основные компоненты, как субъект, предмет, цель, средства и результат. Структура следственной деятельности не является исключением. Содержание каждого из перечисленных компонентов определяет профессиональную деятельность. Аксиоматично утверждение о том, что предмет любой профессиональной деятельности существует объективно. Вот только формирование ее содержания в значительной степени зависит от субъекта деятельности. Специфика же уголовно-процессуальной деятельности заключается в том, что основным источником формирования ее структуры, содержания структурных компонентов, регулятором их взаимосвязей и взаимоотношений является закон. Закон, в частности, указывает на субъект досудебного следствия по уголовным делам. Его производят следователи следственного комитета, следователи федеральной службы безопасности, следователи органов внутренних дел, следователи ФСКН, органы дознания. Закон разрешает проведение досудебного следствия лично руководителем следственного органа. Ведение досудебного следствия названным должностным лицом отнюдь не изменяет его процессуального положения. В связи с этим право производить расследование он использует в исключительных случаях по своему усмотрению.

Предметом деятельности следователя  является расследование преступлений, которое подчинено общей цели уголовного судопроизводства – установлению объективной истины. УПК России обязывает следователя выяснять все обстоятельства совершенного преступления, а для достижения цели законодатель определяет и соответствующие средства, которые следователь вправе использовать. К ним относятся и уголовно-процессуальные действия, и процессуальные решения, а также иные меры. Закон дает не только перечень следственных действий, но и регламентирует процессуальные условия и порядок их производства.

Результаты  деятельности следователя зависят  от обстоятельств, складывающихся в процессе расследования. В связи с этим законом предусмотрены различные формы окончания досудебного следствия: составление обвинительного заключения или вынесение постановления о прекращении дела либо постановления о направлении дела в суд для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера или освобождения лица от уголовной ответственности при наличии оснований, указанных в законе.

Наряду с  вышеперечисленными компонентами структуру  следственной деятельности составляют такие правовые категории, как правосознание, правовая норма, правоотношение, придавая деятельности следователя юридический характер.

Таким образом, составными элементами следственной деятельности являются: субъект (следователь), предмет (расследование преступлений), уголовно-процессуальные цели (установление объективной истины), уголовно-процессуальные средства (уголовно-процессуальные действия, решения) и результат.

Согласно всеобщему  закону отражения событие преступления отражается во внешней среде либо в форме материально фиксированных  следов, либо в форме образов в  сознании людей. Обе формы содержат информацию о событии преступления и преступнике. Суть познавательного аспекта деятельности по раскрытию и расследованию преступлений как раз и заключается в выявлении такой информации. Именно поэтому проблемы, связанные с оптимизацией следственной деятельности, – это, прежде всего проблемы оптимизации выявления, собирания, фиксации, исследования, использования и оценки информации о преступлении и преступнике.39

 

§1. Деятельность следователя в  стадии возбуждения уголовного дела – проверка сообщения о преступлении)

Выполнение  назначения уголовного судопроизводства на его первоначальном этапе во многом зависит не только от обоснованности и своевременности вынесения  решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в таковом, но и от соблюдения установленного УПК РФ процессуального порядка деятельности, предшествующей принятию указанных решений. Содержание такой деятельности различно и слагается из анализа и оценки сообщения о преступлении, а также предполагает осуществление комплекса проверочных мероприятий, от результата проведения которых зависит дальнейшее принятие следователем решения.

Базовым правовым актом, регламентирующим деятельность следователя по рассмотрению сообщения  о преступлении, является УПК РФ, который в ч. 1 ст. 144 УПК РФ указывает, что следователь обязан принять, проверить сообщение о любом готовящемся преступлении и в пределах компетенции вынести соответствующее решение. Исходя их данного предписания, можно выделить следующие этапы деятельности по рассмотрению сообщения о преступлении, направленной на разрешение вопроса о начале производства по делу: прием сообщения о преступлении, его проверка и принятие по нему определенного решения.

Более полно  порядок приема и регистрации  поступающих сведений освещается в  ведомственных актах, дополняющих и конкретизирующих предусмотренные уголовно-процессуальным законом правила. Так, приказом Генеральной прокуратуры РФ, МВД, МЧС, МЮ, ФСБ, Минэкономразвития, ФСКН Российской Федерации «О едином учете преступлений» от 29 декабря 2005 года № 39/1070/1021/253/780/353/399 введено Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, действие которого распространяется на все государственные органы, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлениях.

Определенной  новеллой является введение понятия  «сообщения о преступлении», которые  в зависимости от содержания и  формы поступления, делятся на следующие  группы:

    1. сообщения о преступлениях; сюда относятся – заявление о преступлении, рапорт об обнаружении признаков преступления, составленный лицом, принявшем сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;
    2. сообщения и письменные заявления о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-траспортных происшествиях, массовых беспорядках, стихийных бедствиях и иных событиях, которые требуют проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения;
    3. иная информация о преступлениях.

Таким образом, указанный нормативный акт предусматривает  три группы поступающих сообщений  о преступлениях  и иных происшествиях. При этом сведения о преступлении, относящиеся к первой группе, оформляются  в соответствии с УПК РФ и являются поводами для возбуждения уголовного дела. Сообщения о происшествиях, образующие вторую и третью группу, выступают поводом для проведения проверки в целях обнаружения признаков преступления. Вместе с тем, это вовсе не означает, что наличие повода для возбуждения уголовного дела исключает проведение проверки для установления признаков преступления.

Прием заявления, сообщения о преступлении является обязанностью следователя и других правомочных должностных лиц, которые  должны принять сообщение о любом  совершенном или готовящемся преступлении. Государственные органы и должностные лица не вправе ни под каким предлогом отказать в приеме данного сообщения, в том числе и по мотиву недостаточности содержащихся в нем сведений, а также если его разрешение не охватывается полномочиями того или иного органа, получившего сведения. К примеру, следователь, орган дознания и дознаватель не вправе отказать в приеме сообщения о преступлении на том основании, что оно не относится к их подследственности. В таких ситуациях полномочные органы должны принять поступившее сообщение и по результатам рассмотрения передать его соответственно по подследственности или в суд. Отказ может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке ст. ст. 124 и 125 УПК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ на следователя возлагается обязанность не только принять, но и проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении.

Информация о работе Основные направления деятельности следователя