Основные направления деятельности следователя

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 12:12, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является закрепление теоретических положений, касающихся процессуального статуса и процессуальной самостоятельности следователя в рамках действующего уголовно-процессуального законодательства.
В рамках достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
 выявить исторические тенденции развития уголовно-процессуального статуса следователя и становление его уголовно-процессуальной самостоятельности в уголовном судопроизводстве России;
 сформулировать понятие «уголовно-процессуальное положение следователя» с учетом положений УПК РФ и охарактеризовать его на основе анализа существующих научных концепций;
 определить характер взаимосвязей и содержание структурных элементов уголовно-процессуального положения следователя путем анализа его правового регулирования;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава I. Уголовно-процессуальное положение следователя как участника уголовного процесса………………………………………………..8
§1. Становление и развитие института следователя……………………………8
§2. Понятие, правовые основы и процессуальное положение следователя…25
§3. Процессуальная деятельность и функции следователя…………………….31
Глава II. Основные направления деятельности следователя……………42
§1. Деятельность следователя в стадии возбуждения уголовного дела – проверка сообщения о преступлении ………………………………………………..47
§2. Деятельность следователя в рамках некоторых отдельных следственных действий………………………………………………………………...55
2.1 Допрос как метод изучения личности подозреваемого (обвиняемого)……………………………………………………………………55
2.2 Организация проверки показаний на месте…………………………..59
2.3 Привлечение лица в качестве обвиняемого……………………………62
§3. Особенности производства по уголовным делам, возбуждаемых в отношении несовершеннолетних…………………………………………………….65
§4. Профилактическая работа следователя………………………………………67
§5. Деятельность следователя по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением………………………………………………………….70
§6. Составление обвинительного заключения как результат деятельности следователя……………………………………………………………………………….73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...84

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 423.00 Кб (Скачать)

Таким образом, под правовым положением следователя следует понимать урегулированное нормами права положение гражданина, выступающего в качестве правоохранительного органа. Данное определение можно назвать определением в широком смысле, так как оно характеризует правовое положение следователя как гражданина и как члена правоохранительного органа.

Согласно Уголовно-процессуального  кодекса Российской Федерации, следователем является должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное расследование  по уголовным делам в форме  предварительного следствия, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ22. В соответствии с частью 2 статьи 150 УПК РФ, производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, по которым проводится дознание. Следователь отнесен к числу участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения. Но это не означает, что он должен изобличать лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Закон требует от него, чтобы он, осуществляя доказывание, устанавливал также обстоятельства, смягчающие ответственность обвиняемого, исключающие преступность и наказуемость его деяния, а также влекущие за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания, т.е. способствовал всестороннему, полному и объективному разрешению уголовного дела.

Предварительное следствие производится следователями  Следственного Комитета РФ, органов  федеральной службы безопасности, органов  внутренних дел и органов по контролю за незаконным оборотом наркотических  средств и психотропных веществ23. Нахождение следователей и следственных подразделений в составе различных правоохранительных органов (Следственном Комитете РФ, федеральной службе безопасности, органах внутренних дел и органов по контролю за незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ) не влияет на процессуальный статус этих должностных лиц: объем процессуальных прав и обязанностей у них одинаков. Закон лишь разграничивает их процессуальную компетенцию по подследственности в зависимости от предмета расследуемого дела, что находит внешнее отражение в квалификации преступления24.

В наши дни следователями  могут быть должностные лица, состоящие  на государственной службе в Следственном комитете РФ, органах Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. К их ведению отнесено расследование большинства уголовных дел о преступлениях, отличающихся, как правило, повышенной сложностью и опасностью. При определенных в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации условиях они вправе осуществлять предварительное расследование и в форме дознания25.

Все следователи  пользуются при расследовании преступлений равными процессуальными правами  и несут одинаковые процессуальные обязанности независимо от их ведомственной принадлежности. Уже давно в России обсуждается вопрос о создании единого следственного аппарата, который объединил бы всех следователей независимо от их ведомственной принадлежности. Первые шаги к этому начинались с того, что был принят Федеральный закон от 5 июня 2007 года № 87-ФЗ «О внесении изменений в УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ»,26 в соответствии с которым в рамках прокуратуры РФ был создан Следственный комитет, состоящий, согласно пункта 4 статьи 11 ФЗ «О прокуратуре РФ», из Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ, следственных управлений Следственного комитета по субъектам Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений, в том числе военных следственных управлений Следственного комитета, а также следственных отделов по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделов, в том числе военных следственных отделов Следственного комитета.

Правовую основу уголовно-процессуального положения следователя составляют положения Конституции РФ, устанавливающие основы функционального содержания деятельности государственных органов, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и иные нормативные правовые акты.

Каждая отрасль права, регулирующая ту или иную совокупность отношений, определяет права и обязанности лиц, вовлеченных в сферу этих отношений. Отраслевые права и обязанности, гарантии их осуществления и исполнения представляют собой определенным образом воспринятые, развитые и одновременно конкретизированные соответствующие конституционные положения.27

Главным элементом процессуального  положения следователя, определяющим его роль и назначение в системе  правоохранительных органов, является компетенция.

Рассмотрим составные  части процессуального положение следователя. Что касается целевого блока, то его содержание отчасти совпадает с описанием в юридической литературе целей и задач. Анализ нормативной основы процессуального положения следователя позволяет сделать вывод о том, что цель деятельности следователя напрямую связана с целью всего уголовного судопроизводства. Вообще, понятие уголовного судопроизводства было бы не полным, если бы оно не раскрывало содержание целей и задач, решение которых происходит в процессуальной форме. Рассмотрение вопроса отдельного субъекта судопроизводства, включая и следователя, невозможно в отрыве от целей и задач всего процесса в целом.

В юридической литературе используются две категории: цели и  задачи уголовного судопроизводства, однако одни авторы полагают, что эти понятия являются совпадающими, а другие – имеющими самостоятельное содержание.

Сторонник первой точки  зрения П.С. Элькинд писала: «Нельзя  признать оправданными попытки сформулировать в теории уголовного процесса две  системы соответствующих категорий – целей и задач. Любой критерий их разграничения по содержанию оказался бы искусственным и надуманным»28.

М.С. Строгович полагал, что цель уголовного процесса можно  определить исходя из его задач, и  этой целью является «прежде всего, установление фактических обстоятельств дела в полном и точном соответствии с действительностью, т.е. установление по делу истины»29.

Л.Н. Масленникова отмечает, что уголовное судопроизводство должно быть правильно сориентировано путем выражения через цель уголовного судопроизводства главного публичного уголовно-процессуального интереса, т.е. согласованного интереса всего общества и каждого его члена и обеспеченного государственной властью30.

В настоящее время  в учебной и научной литературе не уделяется должного внимания формулированию конкретных задач, стоящих перед следователем. В то же время без уяснения содержания этих задач невозможно полно и объективно оценить его место и роль следователя в уголовном судопроизводстве. Регулятивное значение правовых задач состоит в том, что они обязывают следователя сообразовывать с ними все свои действия и обеспечивает целенаправленность его деятельности.

В теории уголовного судопроизводства нет единого взгляда на определение  задач следователя. Так, В.В. Шимановский  выделял: «1) своевременное и полное раскрытие преступлений путем обнаружения и процессуального закрепления всех доказательств по делу, подлежащих тщательной, всесторонней и объективной проверке со стороны следователя; 2) выявление и изобличение виновных в совершении преступления лиц; 3) принятие предусмотренных законом мер пресечения обвиняемому  при возможности скрыться от следствия и суда, либо воспрепятствовать установлению истины по уголовному делу, либо продолжать заниматься преступной деятельностью; 4) принятие мер к обеспечению материального ущерба, причиненного преступлением, и исполнения приговора в части конфискации имущества; 5) выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления, и принятие мер профилактического характера»31.

Таким образом, вышеизложенное позволяет нам дать следующее определение процессуального статуса следователя: процессуальный статус следователя – это закрепленное нормами уголовно-процессуального права положение указанного участника уголовного судопроизводства, проявляющееся в его функциях, полномочиях, задачах, гарантиях их осуществления, а также в процессуально-правовой ответственности.

 

 

§3. Процессуальная деятельность и  функции следователя

Назначение и роль следователя, содержание и формы  его деятельности могут быть раскрыты во всей их полноте и правильно поняты лишь при условии проникновения во внутреннюю структуру этой деятельности, изучения всех ее составных частей в отдельности и во взаимосвязи между собой. Такой подход представляется вполне возможным и реальным, если использовать в качестве научного инструмента категорию процессуальных функций как определенных направлений, особым образом отграниченных сторон уголовно-процессуальной деятельности, различающихся по своим ближайшим целям и формам осуществления.

В теории уголовного процесса можно считать утвердившейся концепцию, согласно которой каждый субъект уголовно-процессуальной деятельности выступает носителем конкретных функций, причем функции таких субъектов, как следователь, прокурор, составляют основу уголовного процесса, определяют его структуру и принципы построения. Однако вопрос о понятии процессуальных функций и их видах является едва ли не самым спорным. Одни ученые указывают на наличие в уголовном судопроизводстве определенных уголовно-процессуальных функций, осуществляемых участниками (субъектами) уголовно-процессуальной деятельности. Другие, напротив, отрицают существование в уголовном процессе каких-либо обособленных друг от друга процессуальных функций, полагая, что уголовно-процессуальное законодательство не дает оснований для строгого размежевания уголовно-процессуальной деятельности на различные функции.

Однако и среди сторонников  концепции уголовно-процессуальных функций отсутствует совпадение точек зрения по целому ряду существенных моментов, например о самом понятии процессуальных функций, об их сущности, о количестве их в уголовном процессе. Более того, в понятие даже одноименных функций разные авторы нередко вкладывают различное содержание. Шимановский исходит из того, что нет и не может быть уголовно-процессуальных функций, которые осуществляются в равной мере различными субъектами уголовно-процессуальной деятельности. Каждый участник процесса осуществляет свою, присущую только ему уголовно-процессуальную функцию, и соответственно, под процессуальными функциями понимается основная процессуальная обязанность, в которой проявляется главное назначение и которой определяется процессуальная роль каждого из участников процесса. Вместе с тем общность основных процессуальных задач, стоящих в равной мере перед всеми участниками процесса, не исключает того, что эти задачи государственные органы в уголовном процессе выполняются разными, специфическими для каждого из них способами, в различных процессуальных формах.32

Что касается процессуальных функций, выполняемых в уголовном судопроизводстве следователем как самостоятельным участником уголовно-процессуальной деятельности то, М.С. Строгович полагает, что следователь одновременно осуществляет три функции: обвинения, защиты и разрешения дела, – и отмечает, что функции обвинения (уголовного преследования) и защиты у следователя возникают лишь после появления в процессе обвиняемого. Вся же деятельность следователя до этого момента, есть следственная деятельность, предварительное следствие, в котором ещё не расчленены  процессуальные функции, и эта деятельность представляет собой необходимую подготовку к уголовному преследованию, но не само уголовное преследование.33 В результате этого весьма ответственная деятельность следователя на протяжении нередко довольно значительного периода производства предварительного следствия до предъявления обвинения остаётся как бы обезличенной и не охваченной какой-либо процессуальной функцией. Тем самым большая часть, кропотливая, порой решающая, работа следователя, направленная на раскрытие преступления, обнаружение и изобличение преступника, не находит своего должного отражения в теории процессуальных функций.

Л.Н. Гусев считает, что  у следователя имеется одна процессуальная функция – это всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела.34 С этим мнением также нельзя согласиться, так как исследование дела является не функцией, присущей лишь следователю, а процессуальным методом установления истины по уголовному делу, в равной мере используемым судом, прокурором, следователем и органом дознания.

Л.А. Мариупольский и  Г.Р. Гольст наделяют следователя пятью  функциями, в том числе такими, как привлечение общественности  к борьбе с преступностью и  функция воспитания.35

Аналогично Шимановскому вопрос о процессуальных функциях решают Рахунов Р.Д. и П.С. Элькинд, усматривающие в деятельности следователя осуществление одной основной функции – функции расследования. Сторонники этого мнения, считают, что разделение единой по своему характеру и сущности процессуальной деятельности следователя по производству расследования уголовных дел на целый ряд самостоятельных функций, присущих в основном другим участникам процесса, является искусственным. Наименование процессуальной функции следователя, включающей в себя различные стороне его деятельности по расследованию уголовных дел, не может совпадать, как иногда полагают, с наименованием какой-либо определенной стадии уголовного процесса, так как осуществление этой функции следователем распространяется на весь досудебный этап движения уголовного дела либо охватывает лишь определенный период в стадиях возбуждения уголовного дела или предварительного следствия.36

Информация о работе Основные направления деятельности следователя