Меры пресечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Институт мер пресечения связан с ограничением прав и свобод личности. Естественные права личности как субъективные реализуются уже тогда, когда никто со стороны не вмешивается в дела и мысли человека, когда нет воздействия на него чуждой ему воли. Правоотношения в связи с реализацией этих прав возникают лишь в случае их нарушения. Обязанность государства, защищать права и свободы своих граждан. Статья 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. предусматривает, что каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе как в случаях и в порядке, установленных законом.

Содержание

Введение
1. Понятие и виды мер пресечения
2. Основания и порядок избрания мер пресечения, применяемых по судебному решению
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

уголовный процесс.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

     При избрании меры пресечения, следователь  выносит соответствующее постановление. Постановление (определение) об избрании меры пресечения должны быть законными, обоснованными и мотивированными, в них должен содержаться анализ оснований, условий и дополнительных обстоятельств.

     Действующее законодательство предусматривает  две процедуры принятия решения  о мере пресечения:

     1) заключение под стражу, домашний  арест и залог избираются в  состязательном порядке (ст. 123 Конституции РФ, ст. 15 УПК), когда одна сторона (обвинитель) ходатайствует о применении меры пресечения перед независимым арбитром - судом, а другая сторона (защита) вправе возражать и оспаривать обоснованность этой меры (ст. 108 УПК);

     2) все остальные меры пресечения  в стадии предварительного расследования  избираются органом уголовного  преследования, ведущим процесс  (следователем, дознавателем), по своей  инициативе. Это розыскной (инквизиционный) порядок, который противоречит  коренному правилу состязательного процесса (и конституционному принципу) - равноправию сторон. Сторона обвинения (следователь - п. 47 ст. 5) избирает в отношении стороны защиты (обвиняемого - п. 46 ст. 5) меру пресечения. Равноправные субъекты не отдают друг другу обязательные для исполнения приказы. Розыскная процедура применения процессуального принуждения может быть оправдана только в неотложных ситуациях.

     Статья 98 УПК РФ. Предусматривает следующие  меры пресечения:

  1. Подписка о невыезде;
  2. Личное поручительство;
  3. Наблюдение командира воинской части;
  4. Присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;
  5. Залог;
  6. Домашний арест:
  7. Заключение под стражу.

 

Глава 2 Виды мер пресечения

§2.1 Подписка о невыезде и надлежащем поведении (ст. 102 УПК РФ)

 

    Сущность  данной меры пресечения состоит в письменном обязательстве подозреваемого или обвиняемого:

    - не покидать постоянное или  временное место жительства без  разрешения дознавателя, следователя  или суда;

    - в назначенный срок являться  по вызовам дознавателя, следователя  или суда;

    - иным путем не препятствовать производству по уголовному делу.

    Применение  данной меры пресечения означает ограничение  личной свободы гражданина, точнее, свободы его передвижения, "привязывая" его к определенному месту. Речь идет не о квартире, доме, общежитии  или гостиничном номере, а о населенном пункте (город, село, поселок, деревня) с указанием точного адреса, по которому надлежит направлять повестку. Никаких других ограничений ни по службе, работе или учебе, ни по режиму использования свободного времени подписка о невыезде не накладывает. В случае ее нарушения к подозреваемому или обвиняемому может быть применена более строгая мера пресечения (как правило, заключение под стражу), о чем ему должно быть объявлено при отобрании подписки. Срок действия подписки о невыезде законом не ограничен. Она действует вплоть до обращения к исполнению вступившего в законную силу судебного приговора, если, конечно, на предварительном следствии или в суде не возникнут основания к полной отмене меры пресечения или же к изменению ее на более строгую. Подписка о невыезде может быть применена по любому уголовному делу и является одним из наиболее распространенных видов мер пресечения. Обычно она применяется как альтернатива заключению под стражу в отношении обвиняемого, имеющего постоянное место жительства. Однако избрание меры пресечения в виде подписки о невыезде допустимо и в отношении обвиняемого, находящегося временно в данном месте, например в отношении командированного, проживающего в гостинце. 

§2.2 Личное поручительство (ст. 103 УПК РФ)

    Личное  поручительство состоит в письменном обязательстве заслуживающего доверия  лица о том, что оно ручается за выполнение подозреваемым или обвиняемым тех же самых обязательств, которые  даются при оформлении подписки о  невыезде и надлежащем поведении и о которых только что шла речь (ч. 1 ст. 103 УПК РФ). Применение данной меры должно инициироваться самим поручителем путем подачи письменного ходатайства дознавателю, следователю или суду. Поручителей может быть несколько. При этом подозреваемый или обвиняемый, к которому применяется мера пресечения, должен также в письменном виде дать согласие на применение к нему данной меры пресечения.

    Поручителю  или поручителям разъясняется существо подозрения или обвинения, а также  обязанности и ответственность за невыполнение принятых на себя обязательств. Эта ответственность выражается в том, что если подозреваемый или обвиняемый покинул место жительства без разрешения, не является по вызовам или иным путем мешает производству по уголовному делу, на поручителя может быть наложено денежное взыскание в размере до ста минимальных размеров оплаты труда (ст. 103 УПК РФ).

 

§2.3 Наблюдение командования воинской части (ст. 104 УПК РФ)

    Данная  мера пресечения применяется в отношении  подозреваемых и обвиняемых, которые  являются военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы. Она заключается в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ, для того чтобы подозреваемый или обвиняемый не мог покинуть расположения части, являлся по вызовам дознавателя, следователя или суда и не препятствовал производству по уголовному делу, а также для того чтобы исключить доступ к оружию, а если нужно, то и доступ к определенным документам и к общению с определенными лицами, например со свидетелями, потерпевшим, если они относятся к числу его сослуживцев. Действующими в Вооруженных Силах РФ инструкциями предусмотрено, что лица, в отношении которых избрана мера пресечения в виде наблюдения командования воинской части, не направляются на работу вне расположения воинской части в одиночном наряде, не назначаются в караул и другие ответственные наряды. На практике мера пресечения, о которой ведется речь, обычно избирается только в отношении военнослужащих срочной службы.

    Согласно  ч. 2 ст. 104 УПК РФ для применения меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части требуется согласие подозреваемого, обвиняемого , по моему мнению это правило сомнительно. Гарантиями меры пресечения, о которой идет речь, служат власть и авторитет военачальника, а не согласие солдата, обвиняемого или подозреваемого в совершении преступления, которое противоречит самому смыслу уголовно-процессуального принуждения, придавая и воинским, и процессуальным отношениям совершенно не свойственный им характер сделки, соглашения. А согласно ч. 4 этой же статьи в случае совершения подозреваемым, обвиняемым действий, для предупреждения которых была избрана мера пресечения в виде наблюдения командования воинской части, это командование немедленно сообщает об этом в орган, избравший данную меру пресечения. В этой норме просматривается странное предположение, будто командование воинской части, согласия которого на исполнение уголовно-процессуального принуждения не испрашивается, не всегда в состоянии выполнить процессуальное решение военной прокуратуры и обеспечить цели применения меры пресечения, т.е. не допустить, чтобы военнослужащий скрылся от следствия и суда и занимался преступной деятельностью. Представляется, что она также не вполне соответствует характеру воинских отношений.

 

§ 2.4 Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым (ст. 105 УПК РФ)

    Согласно  ст. 105 УПК РФ данная мера пресечения применяется в отношении подозреваемых  и обвиняемых, которым на момент производства по уголовному делу нет 18 лет. Она заключается в том, что  родитель, опекун, попечитель или любое другое заслуживающее доверия лицо, а также должностное лицо специализированного детского учреждения, в котором находится несовершеннолетний, дает дознавателю, следователю, прокурору или суду письменное обязательство обеспечить надлежащее поведение подозреваемого или обвиняемого, а именно гарантирует, что он:

    - не покинет постоянного или  временного места жительства  без разрешения дознавателя, следователя,  прокурора или суда;

    - будет являться в назначенный  срок по их вызовам;

    - не будет (не сможет) препятствовать  производству по уголовному делу  иными путями.

    Родители, опекуны, попечители и должностные  лица специализированных детских учреждений ответственны за воспитание и надлежащее поведение подопечного ребенка, подростка по закону. Поэтому, как представляется, ни их инициативы, ни их согласия для применения меры пресечения, о которой идет речь, не требуется. Постановление дознавателя, следователя, прокурора, судьи и определение суда должны быть приняты ими к исполнению. Предварительно должны быть разъяснены существо подозрения или обвинения, а также их ответственность, связанная с обязанностями по присмотру. В случае невыполнения этими лицами указанных обязанностей на них может быть наложено денежное взыскание в размере до ста минимальных размеров оплаты труда.

    На  других лиц, заслуживающих доверия (так их называет закон - ч. 1 ст. 105 УПК  РФ), уголовно-процессуальные обязанности  по присмотру за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым без  их согласия возложены быть не могут. Но если подобное согласие дано, такие лица за невыполнение принятых обязательств, связанных с применением меры пресечения, несут ответственность на общих основаниях.

 

 § 2.5. Залог (ст. 106 УПК РФ)

    Согласно  ст. 106 УПК РФ залог состоит во внесении подозреваемым или обвиняемым либо другим физическим или юридическим лицом на депозитный счет органа, избравшего данную меру пресечения, денег, ценных бумаг или ценностей в целях обеспечения явки к следователю, дознавателю или в суд подозреваемого или обвиняемого и предупреждения совершения им новых преступлений. Вид и размер залога определяются органом или лицом, избравшим меру пресечения, с учетом характера совершенного преступления, данных о личности подозреваемого, обвиняемого и имущественного положения залогодателя. 

    Деньги  в данном контексте - это любая  конвертируемая валюта. Ценные бумаги как вид залога - это денежные и товарные документы, объединяемые общим для них признаком - необходимостью предъявления для реализации выраженных в них имущественных, как правило, обязательственных прав. К ценным бумагам относятся акции, облигации, купоны к ним, векселя, чеки, коносаменты и другие ценности - драгоценные металлы и (или) драгоценные камни. К драгоценным металлам относятся: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в самородном и аффинированном3 виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления, а к драгоценным камням - алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации4. А некоторые советские авторы прогнозировали возможность принятия в качестве залога также недвижимого имущества5. В УПК РФ эта идея воплощения не получила.

    Залог обеспечивает все цели меры пресечения (надлежащее поведение обвиняемого и подозреваемого), в том числе пресечение их попыток воспрепятствовать производству по делу. При этом залог является более мягкой мерой пресечения по сравнению с заключением под стражу. По мнению Т.И. Шаповаловой, залог необходимо применять более часто по следующим соображениям:

    1) конституционные права и свободы  лица, в отношении которого избирается  залог, претерпевают минимальные  ограничения;

    2) при применении залога в качестве  меры пресечения соблюдаются  международные принципы отправления  правосудия, соблюдается право человека на освобождение до судебного рассмотрения уголовного дела под залог;

    3) при применении залога в качестве  меры пресечения общество не  лишается производительной силы, семьи не лишаются кормильцев;

    4) при избрании залога государство экономит большие средства при сокращении количества арестованных;

    5) обвиняемому (подозреваемому) причиняется  меньший вред при наличии судебно-следственных  ошибок;

    6) при применении залога лица, впервые  совершившие преступление, не попадают  под влияние уголовной среды, не происходит преступной формированности личности, что имеет место при заключении лица под стражу и помещении его в следственный изолятор6.

Информация о работе Меры пресечения