Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 09:52, контрольная работа

Описание работы

Этимологический смысл понятия «координация» (лат.) означает согласование (со - совместное, ordinatio - упорядочение). Применительно к координации деятельности правоохранительных органов это означает разработку и практическую реализацию совместных мероприятий по наиболее актуальным проблемам борьбы с преступностью и иными правонарушениями, укреплению законности и правопорядка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность и значение координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью………………………………………….….5
2. Задача…………………………………………………………………...……12
Заключение…………………………………………………………………….…13
Приложение № 1…………………………………………………………………14
Список использованных источников и литературы………………..………….15

Работа содержит 1 файл

Прокур надзор.doc

— 99.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР»

ВАРИАНТ 3 («О» - «Я»)

 

 

 

 

Руководитель:

 

 

 

 

Контрольная работа

зачтена / не зачтена

__________________

      (подпись руководителя)

«___»________2011 г.

2

 



 

2

 



 

 

Новокузнецк 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1.         Сущность и значение координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью………………………………………….….5

2.         Задача…………………………………………………………………...……12

Заключение…………………………………………………………………….…13

Приложение № 1…………………………………………………………………14

Список использованных источников и литературы………………..………….15

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Этимологический смысл понятия «координация» (лат.) означает согласование (со - совместное, ordinatio - упорядочение). Применительно к координации деятельности правоохранительных органов это означает разработку и практическую реализацию совместных мероприятий по наиболее актуальным проблемам борьбы с преступностью и иными правонарушениями, укреплению законности и правопорядка.

Перед правоохранительными органами, а к их числу относятся органы прокуратуры внутренних дел, федеральной службы безопасности, налоговой полиции, таможенной службы и др., стоят весьма сложные и ответственные задачи по борьбе с преступностью и устранению причин, их порождающих. Для того, чтобы обеспечить быстрое и полное раскрытие каждого преступления, произвести по каждому уголовному делу полное, объективное и всестороннее расследование с обеспечением неотвратимости наказания за совершенное преступление и чтобы при этом были соблюдены требования закона и норм уголовно-процессуального права, нужна согласованная, скоординированная работа всех правоохранительных органов. Осуществление этой деятельности является общегосударственной задачей.

Координация деятельности правоохранительных органов позволяет устранить разнобой и параллелизм в их работе, создать единый фронт борьбы с любыми преступлениями, найти правильное сочетание методов воспитания и убеждения со средствами принуждения и наказания.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»[1] Генеральному прокурору РФ и подчиненным ему прокурорам отводится роль координатора деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, т.е. организатора выработки и реализации совместных согласованных с другими правоохранительными органами мер по выявлению, раскрытию, расследованию, пресечению и предупреждению преступлений, по принятию мер по устранению причин и условий, способствующих их решению.

Наделение прокуроров координационными полномочиями обусловлено наличием у них обширной и объективной информации о совершенных преступлениях, их раскрываемости, качественности расследования, причинах и условиях, способствующих их совершению, результатах рассмотрения уголовных дел в судах. Прокуратура, осуществляет надзор за исполнением законов, имеет возможность выявлять недостатки в деятельности органов, которые проводят оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, принимать меры направленные на их устранение. При проведение проверок органы прокуратуры могут устанавливать среди прочих и такие нарушения закона которые создают условия для совершения преступлений. Кроме того, именно прокуратура выполняя роль связующего звена в отношениях с органами власти по «вертикали», так и по «горизонтали», в силу своих полномочий оказалась наиболее подходящей государственно-правовой структурой для организации координационной деятельности по борьбе с преступностью.

Предметом данной работы является сущность и значение координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

1.           СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

 

Сущность координации состоит во взаимосогласовании, упорядочении деятельности различных органов по достижению общей цели.

Основной целью координации является повышение эффективности воздействия на преступность путем разработки и осуществления правоохранительными органами согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.

С термином «координация» тесно связан другой, более широкий термин «взаимодействие», который нередко употребляется наряду с координационной деятельностью, но по своему содержанию включает в себя другой подход. Фактически любая совместная деятельность строится на основе взаимодействия ее участников, однако не всякое взаимодействие носит строго упорядоченный, согласованный и регламентированный характер в соответствии с установленными условиями и принципами. При взаимодействии в отличии от координации у ее участников, как правило, отсутствуют какие-либо обязанности по выработки применению единых мер, по распределению сил и средств, по установлению спроса за исполнение рекомендуемых мероприятий, а главное – не выделяется специальный участник, имеющий полномочия по организации взаимных действий. Именно в таком значении понимается взаимодействие органов прокуратуры и других правоохранительных органов с судами в сфере борьбы с преступностью.

Координация деятельности правоохранительных органов осуществляется в соответствии с определенными принципами, по основным направлениям, которые закреплены в Положении о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью[2], согласно которому координация строится на основе соблюдение законности, равенства всех участников деятельности при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий, самостоятельность каждого правоохранительного органа в пределах представленных ему действующим законодательством полномочий при выполнении согласованных решений, рекомендации и проведения мероприятий. Ответственность за выполнение согласованных решений несет руководитель каждого правоохранительного органа. К числу других требований следует также отнести требования о непрерывности и постоянности подобной координационной деятельности, об осуществлении ее по наиболее важным и значимым направлениям борьбы с преступностью, о гарантированности обеспечения конспирации при проведении совместных специальных операций, о подчинении частных (ведомственных) интересов общим и другое.

Положением также определено, что координационная деятельность осуществляется в целях повышения эффективности борьбы с преступностью.

Достижение указанных целей предполагает объединение усилий правоохранительных органов, устранение дублирования и параллелизма в работе, разработку и согласованность их действий по своевременному выявлению, пресечению, раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению, при строгом соблюдении законности. Положение о координации как и действующий Закон о прокуратуре, не содержит исчерпывающего перечня правоохранительных органов, являющихся участниками координационной деятельности по борьбе с преступностью.

В соответствии с федеральным централизованным построением прокуратуры РФ ее органы осуществляют полномочия по координированию деятельности правоохранительных органов на федеральном, региональном и местном или муниципальном уровнях[3].

На федеральном уровне участниками координации являются Генеральная прокуратура РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности и другие ведомства правоохранительных органов. Непосредственно под руководством Генерального прокурора РФ на этом уровне функционирует Координационное Совещание руководителей федеральных правоохранительных органов, которое принимает различные совместные решения по вопросам борьбы с преступностью, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками этих органов. Также на федеральном уровне Генеральный прокурор РФ осуществляет взаимодействие в международных отношениях с правоохранительными органами стран Европы и всего мира, в том числе в области международного сотрудничества по борьбе с преступностью. Кроме того, Генеральный прокурор РФ возглавляет Координационный Совет прокуроров СНГ. В рамках этого Совета осуществляется сотрудничество органов прокуратуры, входящих в его состав, в сфере обеспечения законности, борьбы с преступностью и иными правонарушениями, координации деятельности правоохранительных органов.

На уровне регионов роль координатора деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью выполняют прокуроры субъектов РФ, а в состав участников координации входят военные и иные специализированные прокуроры, руководители следственных органов Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъектам РФ и руководители других правоохранительных органов, дислоцирующиеся на территории субъекта РФ.

Для достижения целей координационной деятельности ее участники используют различные формы взаимосвязанных совместных действий.

Основными формами координации являются:

- проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов;

- обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью;

- совместные выезды в регионы для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам в борьбе с преступностью, изучения и распространения положительного опыта;

- создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений;

- проведение совместных целевых мероприятий для выявления и пресечения преступлений, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению;

- взаимное использование возможностей правоохранительных органов для повышения квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций;

- оказание взаимной помощи в обеспечении собственной безопасности в процессе деятельности по борьбе с преступностью;

- издание совместных приказов, указаний, подготовка информационных писем и иных организационно-распорядительных документов;

- разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности;

- совместное проведение проверок исполнения законов по различным вопросам;

- совместная разработка предложений для включения в региональные программы борьбы с преступностью.

Перечень этих форм не является исчерпывающим, и на практике могут применяться и иные формы координации. Из перечисленных форм к числу наиболее значимых относится организация и проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов.

Совещание возглавляет председатель-прокурор, который созывает его по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, а также по инициативе одного из членов координационного совещания. На заседания могут быть приглашены представители органов власти, руководители ведомств, общественных объединений, контролирующих органов, представители средств массовой информации. При обсуждении всех вопросов руководители правоохранительных органов, члены координационного совещания, пользуются равными правами. Решение совещания считается принятым, если оно одобрено руководителями правоохранительных органов, на которых возлагается его исполнение. Реализация исполнения решений производится руководителями правоохранительных органов путем издания приказов, указаний, распоряжений и другими организационно-распорядительными мерами. Члены координационного совещания обеспечивают выполнение решений в части, относящейся к ведению и компетенции возглавляемых ими органов.

Кроме того, что прокурору предоставлено право созывать координационные совещания и быть на них председателем, он имеет право в качестве председателя координационного совещания истребовать информацию, необходимую для организации координационной деятельности, организовывать рабочие группы из представителей правоохранительных органов, назначать из числа работников прокуратуры ответственного секретаря координационного совещания, который возглавляет секретариат координационного совещания, получать информацию о ходе выполнения разработанных мероприятий. Важно отметить, что наряду с координационными полномочиями прокурор в процессе координации в полной мере сохраняет за собой надзорные полномочия и его важнейшей задачей является осуществление надзора за законностью ведения борьбы с преступностью всеми участниками координационной деятельности.

На практике к числу наиболее эффективных и результативных форм координации относится совместное расследование различными правоохранительными ведомствами конкретных преступлений путем создания следственно-оперативных групп (бригад) [4]. Порядок создания таких групп и их деятельность регулируются уголовно-процессуальным законодательством, а также Законом о прокуратуре.

Изучение следственной и судебной практики показывает, что несмотря на принимаемые меры и определенные положительные результаты, в целом уровень работы исполнительной власти, правоохранительных и иных органов не соответствует складывающейся криминогенной обстановке. Зачастую следствие по уголовным делам проводится длительное время и на невысоком профессиональном уровне, низка результативность оперативно-розыскной работы; задача своевременного выявления и наказания виновных, что, несомненно, является одним из основных способов предупреждения преступности, не достигается; факты разоблачения преступников, повлекших тяжкие последствия, единичны[5].

В целях дальнейшего улучшения оперативно-служебной деятельности и совершенствования взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании, раскрытии и пресечении преступлений необходимо организовать изучение нормативно-правовых актов руководителями и сотрудниками следственных аппаратов, экспертно-криминалистических подразделений, дежурных частей, криминальной милиции, в том числе подразделений по организованной преступности, милиции общественной безопасности, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России.

Согласованное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий должно охватывать все этапы расследования преступления. Ответственность за его непрерывность возлагается на руководителя оперативного подразделения.

Информация о работе Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью