Женщина как субъект преступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 08:18, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования объясняется тем, что в настоящее время имеется большая необходимость в изучении женской преступности, какие источники питают данный вид преступности в целом, в чем причины преступного поведения женщин, ради чего они допускают подобные действия. Это необходимо в связи с интенсивным ростом данного вида преступности в нашем государстве. Также это необходимо в связи с тем, что преступное поведение женщин оказывает самое отрицательное влияние на общество, на его нравственно психологическую атмосферу в целом, на его институты и общности, особенно на семью. Женская преступность как бы является показателем уровня нравственного здоровья общества, его духовности, отношения к базовым общечеловеческим ценностям.

Содержание

Введение 2
1. Развитие законодательства в сфере уголовной ответственности женщин в России
2. Женщина как субъект преступления 15
2.1 Социально-демографическая характеристика осужденных-женщин 15
2…. Психологические и социальные проблемы женщин заключенных
2… Особенности реализации уголовной ответственности и наказания
2.3 Тенденции развития пенитенциарной системы в РФ в настоящее время (в связи с гуманизацией УК РФ, в ювенальной юстиции РФ, в колониях для несовершеннолетних - женщин РФ)
3. Роль общества в отношении осужденных - женщин
Заключение Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Диплом показать.doc

— 287.50 Кб (Скачать)

В колонии такая возможность обычно предоставляется не ранее, чем через полгода с момента прибытия осужденной, если вообще предоставляется. Тут это тоже процессуальная мера - судьбу женщины решает суд при подаче ходатайства со стороны администрации колонии. Раз администрация ходатайствует, значит, в какой-то мере несет ответственность за поведение осужденной, получившей отсрочку, на воле. Осужденная должна доехать до дома (если жилья у нее нет, отсрочка предоставлена не будет), в трехдневный срок стать на учет в уголовно-исполнительной инспекции, после чего администрация колонии получает сообщение о судьбе осужденной. На самом деле, начальник колонии в какой-то мере остается ответственным за судьбу своей подопечной даже после предоставления отсрочки, и эта ответственность часто перевешивает здравый смысл и заботу о подрастающем поколении.

     Аналогично  складывается ситуация с предоставлением  отпусков или краткосрочных и  долгосрочных выездов за пределы  исправительного учреждения. Эта  гуманная мера, необходимая с  точки зрения установления связей с близкими и социальной реабилитации заключенного, практически заблокирована подзаконными актами и циркулярами, а также привычной практикой.

Опасение, что осужденная может не вернуться в срок - а тогда сама администрация учреждения должна предпринимать оперативные мероприятия по розыску и возвращению своей подопечной, - до такой степени довлеет над начальником колонии, что он старается всеми силами устраниться от решения этого вопроса.

Потеря родительских, материнских прав - один из главных вопросов женской тюрьмы, если не самый главный. И может быть, в этом одно из главных отличий женщины-заключенной от заключенного-мужчины. Мысль о том, что где-то, а иногда и неизвестно где, растут дети, невозможность увидеть их, помочь им в трудную минуту, невыносима для матери, даже совершившей уголовное преступление.

Среди заключенных-женщин 80% - матери. Средний срок заключения в России - 5,5 лет. Это длинная разлука, за время которой вырастают даже очень маленькие дети. Есть женщины (примерно 1%), которые попадают в тюрьму на каком-то сроке беременности и становятся матерями здесь, в тюрьме.

    Можно сказать, что им повезло, раз ребенок рядом. Но не тут-то было. Пока мать сидит в СИЗО, ребенок действительно с нею, но стоит матери переместиться в колонию, ребенка у нее отнимают и передают в так называемый ДМР (дом матери и ребенка), а на самом деле - просто детский дом, куда мать пускают только на пару часов в день.

     Если мы  заглянем в первую часть статьи 100-й УИК, регламентирующей «особенности материально-бытового обеспечения осужденных беременных женщин, осужденных кормящих матерей и осужденных женщин, имеющих детей», мы прочтем, что «...осужденные женщины могут помещать в дома ребенка исправительных учреждений своих детей в возрасте до трех лет, общаться с ними в свободное от работы время без ограничения. Им может быть разрешено совместное проживание с детьми». То есть даже этот закон не запрещает совместное проживание матери и ребенка.

Однако только в одной  колонии из десяти, имеющих на своей  территории дома ребенка, с лета 2002 года идет «эксперимент по совместному проживанию». Для этого потребовалось около 20 тысяч долларов (грант благотворительного фонда) и - что немаловажно - особый начальник дома ребенка, педиатр, почти единственный в системе, который способен разграничивать нужды тюрьмы и нужды ребенка, человек профессионально пригодный, понимающий, что нормальное развитие ребенка невозможно без матери. Необходимо прежде всего отметить, что закон содержит ограничения по применению отдельных наказаний к беременным женщинам и женщинам, имеющих малолетних детей, каковыми считаются дети до 8 лет. Эти ограничения вызваны разными причинами.

      Статья 49 УК запрещают назначать беременным женщинам и женщинам, имеющих малолетних детей, обязательные работы. Это ограничение объясняется тем, что обязательные работы связаны с привлечением к труду, что неизбежно оторвет женщину от заботы о ребенке и воспитания его. Это может поставить суд в затруднительное положение. Появление ребенка в семье всегда связано с дополнительными расходами, что само по себе затруднительно для семей со средним достатком. Поэтому назначение беременной женщине или женщине, имеющей ребенка, вместо названных наказаний, штрафа вряд ли можно считать выходом из положения.

Нельзя в подобной ситуации назначать и исправительные работы. Хотя Уголовный кодекс и  не содержит ограничений, ч. 5 ст. 42 УИК содержит норму, свидетельствующую о невозможности отбывания наказания в виде исправительных работ беременной женщиной. В случае наступления беременности осужденной в период отбывания наказания уголовно-исполнительной инспекции предписывается направить в суд представление об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам. Отсрочка, как известно, предоставляется до достижения ребенком 8 лет. В таких условиях у суда только две возможности - либо назначить наказание условно, либо направить женщину для отбывания наказания в виде лишения свободы. Очевидно, что второй вариант вряд ли можно признать приемлемым, не говоря уже о том, что отсрочка отбывания наказания распространяется и на осужденных к этому наказанию.

        Статья 54 УК содержит запрещение применять к беременным женщинам и женщинам, имеющим детей до 14 лет, и такое наказание, как арест. Здесь причина другая, тем более, что отбывающие наказание в виде ареста не имеют права работать. Здесь дело в том, что для отбывающих это наказание установлены столь суровые условия, что помещение в них беременной женщины, кормящей матери, а тем более ребенка, неизбежно отрицательно скажется на их здоровье. Поэтому к данным категориям осужденных арест не применяется.

       По этой же причине запрещено содержать беременных женщин и женщин, имеющих детей в доме ребенка, в штрафных изоляторах и помещениях камерного типа в исправительных колониях, а также на строгом режиме в тюрьме.

       Как известно, осужденные помещаются в штрафной изолятор на срок до пятнадцати суток. Им запрещаются свидания, телефонные разговоры, приобретение продуктов питания, получение посылок, передач и бандеролей. Они имеют право пользоваться прогулкой продолжительностью в один час. Осужденным запрещается брать с собой в штрафной изолятор имеющиеся у них продукты питания и личные вещи. Им не разрешается пользоваться газетами, журналами и иной литературой. Им запрещается курить. Неработающим осужденным питание предоставляется по пониженным нормам.  В помещения камерного типа осужденные женщины водворяются на срок до трех месяцев.                                                                                                                        

       Ограничено их право на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости. Даже заработанные деньги они могут тратить для этой цели только в пределах 50% минимального размера оплаты труда. Если же заработанных денег нет - покупки исключены. Посылка может быть получена только одна, с разрешения администрации возможно одно краткосрочное свидание - в расчете на шесть месяцев. И здесь также неработающие получают питание по пониженным нормам. Им разрешается ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 20% минимального размера оплаты труда; иметь два краткосрочных свидания в течение года; получать одну посылку и одну бандероль в течение года; пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью один час.

Как видно, применение всех названных условий связано с весьма серьезными ограничениями. Поэтому применение взысканий к беременной женщине отразится на состоянии здоровья ее и будущего ребенка. Что же касается женщин, имеющих детей в доме ребенка исправительной колонии, то прерывание встреч осужденной с ее ребенком может отрицательно повлиять на психологическое состояние ребенка.

      Часть 5 ст. 88 УИК разрешает беременным женщинам и кормящим матерям приобретать продукты питания и предметы первой необходимости за счет средств, имеющихся на их лицевых счетах, в пределах полутора минимальных размеров оплаты труда с учетом надбавок, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Эта норма принята в связи с тем, что у беременных женщин и кормящих матерей может не быть заработанных денег. Кроме того, установленная кодексом норма существенно повышена, и она не зависит ни от вида режима колонии, ни от вида условий отбывания наказания, в которых содержится осужденная.                                                                                                

Часть 5 ст. 99 УИК предусматривает  норму о содержании беременных женщин и кормящих матерей в улучшенных жилищно-бытовых условиях в колонии. Понятие такого рода условий никак не определяется, никаких конкретных норм не предусматривается. На практике такие возможности изыскиваются в зависимости от местных условий. Так, в помещениях, где проживают беременные женщины, как правило, устанавливаются одноярусные кровати, для них подбираются более светлые, сухие и просторные помещения, их стараются размещать в маломестных теплых комнатах. Между тем, было бы целесообразно конкретизировать это правило в законе. Нам представляется, что для беременных женщин и женщин, у которых дети находятся в дома ребенка при колонии, можно было бы установить норму жилой площади в 4 кв. м. и размещать в комнате по 8 - 10 человек. Если осужденные будут размещаться с детьми - можно было бы помещать в одной комнате по 2 - 3 женщины с детьми.

В ст. 99 УИК предусмотрено  также, что беременным женщинам и  кормящим матерям устанавливаются  повышенные нормы питания, которое предоставляется бесплатно. В соответствии с ч. 3 этой статьи минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством РФ. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. По этой норме обеспечиваются беременные женщины за 4 месяца до родов и кормящие матери (а также кормилицы) на время кормления ребенка до достижения им 9-месячного возраста. Питание детей осуществляется по нормам, установленным для детских домов системы Министерства здравоохранения РФ.

                     

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                              

2.3 Тенденции  развития пенитенциарной системы  в РФ в настоящее время (в  связи с гуманизацией УК РФ, в ювенальной юстиции РФ, в  колониях для несовершеннолетних - женщин РФ).

Вопросы профилактики среди несовершеннолетних во все времена были значимы, так как подростки являются самой уязвимой категорией населения в любом гражданском обществе. Это объясняется тем, что люди в раннем возрасте легче сбиваются на противоправный путь. В итоге именно они составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности.

Поэтому руководство  страны, государственные органы и  общественность обращают особое внимание на решение проблем детей, находящихся  в сложной жизненной ситуации, в том числе отбывающих наказание в местах лишения свободы.

     В условиях  современной пенитенциарной системы  выделяют следующие обязательные  направления коррекционно-реабилитационной  работы с осужденными: правовое, трудовое, педагогико-воспитательное, социальное, психологическое и медицинское. Эти направления в воспитательных колониях применяются дифференцированно в зависимости от личности осужденного, криминологической характеристики, возраста, пола, состояния здоровья, образования, уровня интеллекта и т.д.11

Уголовной ответственности  в соответствии  со ст. 20 УК РФ подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16 лет, а за совершение наиболее опасных преступлений (убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, кража, разбой, вымогательство, терроризм и т.д.) – с 14 лет. Согласно ст. 56 УК РФ в воспитательные колонии направляются осужденные к лишению свободы, не достигшие к моменту вынесения приговора 18-летнего возраста, причем лица, достигшие данного возраста, как правило, остаются в воспитательной колонии, но не более чем до 21-летнего возраста (ст.139 УИК РФ).

В воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы  содержалось на конец 2006 года 12721 человек, из них 718(5,6%) - лица женского пола.

Значительно меньшее  количество воспитанниц объясняется, во-первых, тем, что они гораздо реже совершают преступления, во-вторых, гуманным подходом при назначении им наказаний, не связанных с лишением свободы (условное осуждение к лишению свободы, штраф, исправительные работы)12.

Так, за III квартал 2006 года привлечено к уголовной ответственности 42249 подростков, из них девушек - 3188(7,5%).

Было проведено анкетирование 334 несовершеннолетних осужденных женского пола, содержащихся в воспитательных колониях РФ. Анализ анкет позволил составить социально-демографическую  и криминологическую характеристику осужденных, что предполагает распределение респондентов по возрасту, семейному положению, трудоспособности, состоянию здоровья, уровню образования, роду занятий до осуждения, срокам наказаний, количеству судимостей.

Совершаемые детьми правонарушения обуславливаются целым рядом типичных особенностей, свойственных как той среде, в которой протекает жизнь ребенка, так и ему самому. К числу особенностей, характерных для личности несовершеннолетнего, относится прежде всего возраст. Профессор М.Н. Гернет в предисловии к книге В.И. Куфаева писал: «Поскольку с определенным возрастом связывается наличность физических сил, умственного развития, полового влечения, поскольку становится возможным или невозможным совершение различных преступлений»13.

Информация о работе Женщина как субъект преступления