Женщина как субъект преступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 08:18, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования объясняется тем, что в настоящее время имеется большая необходимость в изучении женской преступности, какие источники питают данный вид преступности в целом, в чем причины преступного поведения женщин, ради чего они допускают подобные действия. Это необходимо в связи с интенсивным ростом данного вида преступности в нашем государстве. Также это необходимо в связи с тем, что преступное поведение женщин оказывает самое отрицательное влияние на общество, на его нравственно психологическую атмосферу в целом, на его институты и общности, особенно на семью. Женская преступность как бы является показателем уровня нравственного здоровья общества, его духовности, отношения к базовым общечеловеческим ценностям.

Содержание

Введение 2
1. Развитие законодательства в сфере уголовной ответственности женщин в России
2. Женщина как субъект преступления 15
2.1 Социально-демографическая характеристика осужденных-женщин 15
2…. Психологические и социальные проблемы женщин заключенных
2… Особенности реализации уголовной ответственности и наказания
2.3 Тенденции развития пенитенциарной системы в РФ в настоящее время (в связи с гуманизацией УК РФ, в ювенальной юстиции РФ, в колониях для несовершеннолетних - женщин РФ)
3. Роль общества в отношении осужденных - женщин
Заключение Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Диплом показать.doc

— 287.50 Кб (Скачать)

   Исследование мест заключения Российской Империи в первой половине XIX века представляет особый интерес, поскольку именно в это время предпринимаются первые попытки реформирования тюремной части с учетом последних достижений мировой пенитенциарной мысли (принимаются первые специальные нормативные акты — Устав о содержащихся под стражей, тюремные инструкции, создаются благотворительные тюремные организации и пр.). Необходимо отметить, что мероприятия по совершенствованию тюремной отрасли проводились не стихийно, а в контексте коренных государственных преобразований исследуемого периода, связанных в первую очередь с созданием министерств и систематизацией российского законодательства.

        В первой половине XIX века был  подготовлен фундамент для проведения  тюремной реформы 1879 года, наметились ее основные предпосылки, определились пути и средства выхода из кризисной ситуации в пенитенциарном деле. Опыт прошлых ошибок, а также многие продуманные действия царского правительства в области тюремного заключения, имевшие место в первой половине XIX века, необходимо учитывать и при проведении тюремных преобразований в настоящее время. Система наказаний и практика их исполнения представляют основу карательной деятельности государства. Опыт свидетельствует, что в России имперского периода взаимосвязь, взаимозависимость и взаимодействие государственной политики и тюремной практики проявились особенно ярко. Функционирование тюремных учреждений и анализ отдельных уголовно-исполнительных актов являлись объектом специальных исследований правоведов и историков. В изучении данной проблемы можно, на наш взгляд, выделить три этапа: дореволюционный, советский и постсоветский.

     Тюремная  проблематика вызывала большой  интерес дореволюционных специалистов. Однако в XVIII веке специальных  работ, посвященных местам лишения свободы и иным вопросам пенитенциарии, в России не было.                                                                                                                      

На отечественную научную  мысль рассматриваемого периода, в особенности в период правления императрицы Екатерины II, большое влияние оказали взгляды французских просветителей (Вольтера, Ж.-Ж. Руссо и др.). Кроме того, именно в конце XVIII - начале XIX столетий появились первые работы российских ученых С.С. Баршева, B.C. Гуляева, С.Е. Десницкого и других, исследовавших отдельные проблемы тюремной сферы. Но эти труды преимущественно носили публицистический характер, освещали пенитенциарную практику на уровне описания существовавших в то время порядков.

     Со второй половины XIX века в условиях начавшихся в стране буржуазных реформ появилось большое количество специальных работ, в которых на основе анализа положения дел в тюремной области достаточно критически оценивались ее роль и место в системе карательных учреждений государства. Исследованием рассматриваемой проблемы занимались крупнейшие юристы конца XIX - начала XX веков: В.Б. Виленский, П.А. Кашкаров, Н.Ф. Лучинский, С.В. Познышев, Н.С. Таганцев, И.Я. Фойницкий, В.Н. Юферов, Н.М. Ядринцев и другие.

    Особо следует выделить работы известного российского пенитенциариста И.Я. Фойницкого. Его труд «Учение о наказании в связи с тюрьмоведением», опубликованный в 1889 году, стал первым обобщающим исследованием по данной проблеме, основанным на глубоком анализе состояния отечественной тюремной области.

       Большое значение в историографии рассматриваемой проблемы имеет уникальная коллекция газетных и журнальных статей известного русского историка М.Д. Хмырова, которая содержит богатейший материал по различным областям знания, в том числе и по отечественной системе мест заключения.

Российская тюремная действительность становилась в  разное время объектом изучения и зарубежных ученых - В. Венинга, В. Кокса, Дж. Говарда, Дж. Кеннана, А. де Кюстина и других. В данных работах можно встретить как критическую оценку функционирования российских мест заключения, так и точки зрения, поддерживавшие политику царского правительства.

Значительный вклад  в объективное освещение пенитенциарных проблем Российской империи в первой половине XIX века внесли исследования чиновников тюремного ведомства: М.Н. Галкина-Враского, Д.В. Краинского, И.В. Мещанинова, В.Н. Никитина, А.П. Саломона, Д.Г. Тальберга и других. В этих работах было немало объективных сведений о фактическом состоянии тюрем, проблемах арестантов, хотя, конечно, имелись и взгляды, защищавшие тюремные порядки. Труды этих специалистов освещали развитие системы мест заключения изнутри и нередко служили царскому правительству непосредственным руководством к действиям по ее совершенствованию.

Проблемы отечественной  тюремной отрасли поднимались в  середине XIX века на страницах многих газет и журналов. В первое время  в периодических изданиях публиковались  в основном государственные служащие, однако постепенно право выразить свое мнение относительно данной проблемы стало предоставляться практически любому желающему. К числу официальных изданий, освещавших вопросы тюремной области в середине XIX века, можно отнести: газеты «Северная почта», «Правительственный вестник», журналы «Тюремный вестник», «Журнал гражданского и уголовного права», «Журнал Министерства юстиции», «Журнал Министерства внутренних дел». Материалы, помещаемые в этих изданиях, посвящались наиболее насущным проблемам тюремного ведомства, включая обзор истории карательной системы России и проекты предлагаемых пенитенциарных преобразований.

       В целом следует отметить, что на данном историографическом этапе, особенно в начале XX века, ученые достаточно большое внимание уделяли вопросам тюремной системы России. В рассматриваемый период формировалась специальная наука – тюрьмоведение - изучавшая различные аспекты пенитенциарного дела, наметились основные направления научных исследований. Отечественные тюремные деятели активно использовали имевшийся по данной проблеме зарубежный опыт.

        После 1917 года в изучении проблем тюремного дела начался принципиально новый этап, когда задачи перед учеными, предпринимавшими робкие попытки изучения отечественной тюремной проблематики периода империи, во многом определяло государство и господствующая идеология. На научном уровне  тюремная сфера дореволюционной России практически не рассматривалась; имевшиеся по проблеме публикации носили в большинстве случаев характер воспоминаний участников революционного движения. Следует отметить, что ситуация с изучением данной темы несколько изменилась после Октябрьской революции, так как в этот период были открыты, хотя и на время, государственные архивы, и многие официальные документы стали доступны широкому кругу исследователей.

Несмотря на достаточно широкий круг специалистов, изучавших проблему развития тюремного дела в России первой половины XIX века, ее научная разработанность не может считаться вполне завершенной. Основными причинами наличия «белых пятен» в рассматриваемой области являются неравномерность изучения тюремного законодательства и практики XIX века с уклоном на его вторую половину, а также недостаточность применения имеющегося архивного материала.

В настоящее время  российская уголовно-исполнительная система, также как и в XIX столетии, нуждается в коренном преобразовании. В последние годы принимаются основополагающие законодательные акты, привлекается внимание благотворителей к проблемам заключенных, анализируется зарубежный опыт по данному вопросу, проводятся кардинальные изменения в карательной политике государства, в том числе и в его тюремной области. Поэтому изучение истории становления и развития системы мест лишения свободы как в России, так и за рубежом имеет большое значение для выработки основных направлений тюремной реформы на современном этапе.

          Современная уголовно-исполнительная система представляет собой совокупность учреждений и органов, исполняющих различные виды наказаний, и включает в себя 1060 учреждений, из них 844 исправительных учреждения, 7 тюрем, 209 следственных изоляторов. По состоянию на 1 июля 2011 года в указанных учреждениях содержалось 793,3 тыс. человек, в том числе 9,55 % женщин.2

Количество содержащихся в следственных изоляторах подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, и осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях не зависит от деятельности Федеральной службы исполнения наказаний, а определяется главным образом уровнем преступности в стране и судебной практикой.

Осуществление политики гуманизации уголовного законодательства способствовало сокращению количества подследственных  и  осужденных. Только в течение 2002 года количество подследственных сократилось на 40 процентов. Вместе с тем наметившееся после принятия нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации снижение наполняемости следственных изоляторов ко второй половине 2005 года практически приостановилось в связи с ростом численности  подследственных. В отдельных регионах наполняемость следственных изоляторов превышает установленный лимит наполнения, причем весьма значительно.

Среднестатистическая  годовая численность подследственных  составляет 152,6 тыс. человек. При лимите наполнения следственных изоляторов в 147,8 тыс. человек эти учреждения 6-8 месяцев в году оказываются переполненными.

Согласно требованиям  законодательства Российской Федерации, размещение в камерах подследственных  и осужденных производится с учетом их личности и психологической совместимости, а также пола и возраста. Подследственные содержаться в общих или одиночных камерах в соответствии с требованиями раздельного размещения. Согласно Федеральному закону «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», им предоставляется индивидуальное спальное место. Норма санитарной площади в камере в расчете на одного подследственного установлена в размере 4 кв. метра.

     В среднем  по Российской Федерации в  результате проделанной работы  по строительству и реконструкции следственных изоляторов в рамках Федеральной целевой программы «Реформирование уголовно -исполнительной системы в 2002-2006 годы» количество мест в следственных изоляторах, в которых условия содержания подследственных соответствуют законодательству Российской Федерации, к концу 2006 года доведено до 94,4 %. Следует отметить, что Федеральная служба исполнения наказаний разработала Федеральную целевую программу строительства и реконструкции СИЗО на 2007-2016 годы. Реализация этой программы может способствовать дальнейшему улучшению условий содержания в СИЗО.

Таким образом, тюремное заключение в начале XIX века было незначительным наказанием и служило скорее дополнением  основному. В уголовном законодательстве карательный характер имели наказания в виде каторги и ссылки. Тюремное заключение как добавочная мера к основному наказанию имела своей задачей отделить наказываемого от остального общества и сделать невозможным доступ к нему. В первой половине XIX века правовое регулирование исполнения наказания еще не было четко выраженным в виду неразвитости пенитенциарных идей в России. На рубеже XVIII-XIX  веков тюремная реформа становится очевидной, но и в настоящее время российская уголовно-исполнительная система, также как и в XIX столетии, нуждается в коренном преобразовании.

 

 

 

 

 

 

         2.  Женщина как субъект преступления                               

2.1 Социально-демографическая  характеристика осужденных-женщин

В XIX веке криминологи  выделяли целый ряд преступлений, которые можно назвать в основном "женскими". В их число входили детоубийство, мужеубийство, поджоги - все они в первую очередь отражали зависимое и неравноправное положение женщины в обществе.

Такие преступления как разбой, грабеж, внесемейные убийства, были почти целиком "мужскими", так же как государственные преступления, казнокрадство, изготовление фальшивых денежных знаков и т.д.

По данным известного русского криминолога И.Я. Фойницкого3, расцвет научной деятельности которого пришелся на последнюю четверть XIX века, в современной ему Европе женщины совершали до 20% преступлений и составляли примерно 10-16% тюремного населения. По данным криминолога М.Я. Гилинского, в настоящее время женская преступность вносит примерно 11-15% в общую копилку преступлений, а количество женщин-заключенных в странах европейской цивилизации, включая США, составляет в среднем 5%.

В чем же причина такого спада? Фойницкий, предсказав его, указал и на причину: «С очевидностью из наших данных вытекает вывод, весьма благоприятный для женского образования. Давая женщине новые силы, несуществующие у необразованной, для удовлетворения разнообразных потребностей жизни, оно дает ей в то же время новые понятия и идеи, сдерживающие ее от преступлений. У женщин, получивших образование, видели мы, за весь исследованный период времени не встретилось ни одного кровавого преступления».

   Именно это его высказывание имеет силу пророчества. Женская преступность сегодня составляет гораздо меньшую часть от мужской преступности, чем в XIX веке и даже в первой половине XX; состав женской преступности изменился - вместо 51% указанных Фойницким "кровавых" преступлений против личности, по большей части - убийств, в наше время эта часть женской преступности составляет не более 15-20%.

Нынешние исследователи  считают, что семейное неблагополучие и высокая степень насилия в семье - одно из главных условий криминализации и маргинализации женщин.

Значительный интерес представляют характеристики женщин, отбывающих наказание в местах лишения свободы - это наиболее опасные преступницы. По материалам переписи осужденных 1999г., большинство лишенных свободы принадлежит к возрастной группе 20-49 лет. Средний возраст таких женщин 37,1 лет. Доля не состоявших в браке увеличилась с 1994г с 52,8 до 62,8%. Снизился еще один позитивный показатель - на 7,9 % уменьшилась доля осужденных женщин, семьи которых распались за время отбывания наказания.

Информация о работе Женщина как субъект преступления