Вымогательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Проблемы уголовно-правовой ответственности за вымогательства, проблемы выявления, расследования этого преступления в последние го¬ды становятся все более актуальными. Служебные данные свидетельствуют, что на протяжении ряда лет в Российской Федерации выявленные случаи вымогательства составляют около 0,4—0,6 % от общего количества ежегодных преступлений. Видимо, реальное количество вымогательства превышает эти цифры в порядки раз, и оно возрастает. Большинство вымогательств не выявляются, уходят в тень. Этот вид преступлений очень распространен и имеет многочисленные, разнообразные способы и формы.

Содержание

Введение 3
1. Исследование объективной стороны, субъективных признаков и квалифицированных видов вымогательства 5
2. Зарубежный опыт борьбы с вымогательством 14
3. Сферы проявления и способы совершения вымогательства 18
4. Проблемы, связанные с выявлением и расследованием вымогательства 26
Заключение 30
Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

курсовая вымогательство.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

Вымогательство, будучи по своей конструкции «усеченным»  составом преступления, признается оконченным деянием с момента предъявления требования о передаче имущества, права на имущество или совершения действий имущественного характера. Последующие действия потерпевшего лежат за пределами признаков состава вымогательства.

Поскольку оно признается по закону оконченным преступлением независимо от выполнения или невыполнения потерпевшим требования преступника, на практике возник вопрос: как надлежит квалифицировать действия вымогателя и лица, которому предъявлено требование о передаче государственного или муниципального имущества, в случае, когда последний его похитил, а затем передал вымогателю?

Какая же уголовно-правовая оценка, основанная на законе, должна даваться действиям вымогателя в рассматриваемой ситуации? Вполне очевидно, что вымогатель, получая имущество, ранее похищенное лицом, о чем ему заведомо известно, непосредственного участия в его изъятии не принимает, что исключает возможность признания его исполнителем хищения. К тому же ничем не оправдано рассматривать требование передачи имущества как «предварительный сговор» на совместное совершение хищения.

Вместе  с тем такое требование, сопряженное  с определенной угрозой, есть по своей сути одна из разновидностей возбуждения в другом человеке решимости совершить преступление и, таким образом, полностью подпадает под признаки подстрекательства к хищению. С учетом этих требований закона действия лица, передавшего вымогателю ранее похищенное имущество, следует квалифицировать как исполнительство в хищении, а вымогателя — как соучастие в нем в виде подстрекательства.

С субъективной стороны вымогательство — корыстное преступление, совершаемое только с прямым умыслом: виновный сознает, что им предъявляется незаконное требование передачи ему предметов преступления и желает таким путем добиться неправомерного их получения. Субъект действует по корыстным мотивам и преследует цель незаконного обогащения.

Субъектом вымогательства может быть любое лицо, достигшее 14-летнего возраста.

Часть 2 ст. 163 УК предусматривает ответственность  за квалифицированный состав вымогательства, если оно совершено: а) группой лиц  по предварительному сговору; б) с применением  насилия или в) в крупном размере.

Квалифицирующие признаки, указанные в п. «а», «б»  и «в», совпадают с аналогичными признаками состава кражи.

В рамках признаков ч. 2 ст. 163 УК РФ насилие по степени тяжести включает побои, умышленное причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью потерпевшего6. Поскольку названные преступления против личности являются квалифицированным признаком состава вымогательства, их фактическое совершение полностью охватывается ч. 2 ст. 163 УК и не требует дополнительной квалификации.

Часть 3 ст. 163 предусматривает ответственность за особо квалифицированный состав вымогательства, если оно совершено: а) организованной группой лиц: б) в целях получения имущества в особо крупном размере; в) с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего.

Относительно особо квалифицирующего признака «в целях получения имущества в особо крупных размерах» закон не требует фактического наступления этого общественно опасного последствия. Для применения ч. 3 ст. 163 достаточно установить наличие у вымогателя направленности умысла и самой цели получения имущества в особо крупном размере, хотя бы ему и не удалось ее достичь.

Вымогательство, соединенное с угрозой применения насилия (ч. 1) и с фактическим причинением вреда здоровью потерпевшего той или иной степени тяжести (ч. 2 и 3 ст. 163), следует отличать от насильственного грабежа и разбоя.

По этому  поводу Пленум Верховного Суда СССР в  постановлении от 5 сентября 1986 г. «О судебной практике по делам о преступлениях против личной собственности» в общей форме разъяснил, что при отграничении вымогательства от грабежа или разбоя судам следует иметь в виду, что при вымогательстве угроза насилием направлена на получение имущества в будущем, а не в момент применения угрозы. Если угроза была приведена в исполнение, содеянное подлежит квалификации по статье УК о вымогательстве и при наличии оснований по статье, предусматривающей ответственность за действия, которые совершены при реализации угрозы7. Так, если вымогатель, реально применив насилие, наряду с требованием передачи в будущем какой-то определенной суммы денег, уже в этот самый момент потребовал немедленно передать ему другое имущество, что и было сделано потерпевшим под воздействием физического насилия. Такие действия образуют совокупность вымогательства и насильственного грабежа или разбоя в зависимости от интенсивности насилия. Возможна и иная последовательность самостоятельных преступных действий: преступник, совершив разбой с применением насилия, не удовлетворяется размером похищенного и прибегает к требованию, соединенному с угрозой или насилием, передать ему в будущем дополнительную сумму денег. Изменение последовательности преступных посягательств не влияет на квалификацию их по совокупности совершенных самостоятельных преступлений. Это наиболее типичные ситуации, возникающие при разграничении сопоставляемых преступлений. Третья ситуация состоит в том, что вымогатель, применив угрозу, может немедленно получить требуемое имущество, однако его действия не будут образовывать ни грабежа, ни разбоя. Это тот случай, когда угроза по своему содержанию выражалась в уничтожении или повреждении имущества или в распространении сведений, позорящих потерпевшего или его близких. Такое содержание угрозы в соответствии с прямыми указаниями уголовного закона изначально исключает наличие составов грабежа и разбоя.

И, наконец, налицо состав вымогательства, а не грабежа или разбоя, если предметом  посягательства было не имущество как  таковое, а право на имущество  или действия имущественного характера  независимо от того, было ли применено  физическое насилие в момент предъявления потерпевшему соответствующего требования и было ли оно удовлетворено последним немедленно или нет.

 

2. Зарубежный опыт борьбы  с вымогательством

 

В зарубежном законодательстве используется такое понятие, как «рэкет», под которым понимают вымогательство, осуществляемое гангстерскими, бандитскими методами с помощью насилия и угроз8. В юридической литературе встречаются различные толкования слова «рэкет». Так, например, рэкетом называлось вымогательство в виде получения от коммерсантов периодической платы за принудительно навязываемые услуга неэквивалентного содержания9. Российскими исследователями под рэкетом понимаются вымогательства, осуществляемые организованными преступными группами10, а за рубежом — все виды насильственной организованной преступности против личности11. Российские авторы, сопоставляя понятия «рэкет» и «вымогательство», придерживаются мнения, что рэкет — наиболее опасная форма вымогательства, как правило, связанная с деятельностью преступных групп.

С 60-х годов прошлого века содержание понятия рэкета за рубежом претерпело изменения. В США был внедрен закон РИКО- (RICO) — закон об организациях, подверженных влиянию рэкетиров и коррупции, согласно которому к категории рэкета относится около 200 различных видов преступлений, т.е. практически всякая направленная и организованная деятельность с целью наживы, выходящая за пределы административно-территориального образования. В США расследованием преступлений, связанных с рэкетом, занимаются органы расследования на федеральном уровне. Этим не только подчеркивается значение и важность дел этой категории, но и достигается практическая польза, подтверждающая правильность подобных подходов.

В законодательстве отдельных  стран существуют различные подходы к формированию и действию правовых основ борьбы с рэкетом и организованной преступностью. Наблюдается тенденция к созданию обобщенных законов о борьбе с организованной преступностью. Закон РИКО (RICО) является разделом принятого в 1970 г. в США Закона о контроле над организованной преступностью, который закрепляет многочисленные виды преступлений, охватываемых понятием «рэкетирская деятельность». Совершение в течение десяти лет хотя бы двух из них служит для суда основанием считать, что подсудимый занимается рэкетирской деятельностью.

Уголовному преследованию, согласно действующему в США закону Хоббса, подлежит уже сама принадлежность к преступной группе независимо от формы участия в ее деятельности. Всеобщий закон о контроле над преступностью предусматривает суровые (вплоть до пожизненного заключения) наказания за преступлении, совершенные «по заказу». Законом 1970 г, предусматривается увеличение до 20 лет срока тюремного заключения за незаконную деятельность организационного характера в легальной экономической сфере. Частные липа могут предъявлять гражданский иск и вновь использовать доказательства, приведенные представителями государственных органов, с требованием возместить убытки в троекратном размере. Это положение очень существенное, оно заинтересовывает экономически потерпевших в обращении к правоохранительным органам и выявлению рэкета.

Закон дает возможность государству возбудить гражданское дело в суде от лица пострадавшего. Закон RICO послужил моделью для законодательства 23 штатов, в которых были приняты аналогичные правовые нормы, причем некоторые из них предусматривали обширный перечень преступлений, подпадавших под действие этого акта. Суды США вправе издавать решения, направленные на предупреждение или прекращение нарушений законодательства о контроле над организованной преступностью. Это могут быть решения о роспуске или реорганизации предприятий, о лишении лица прав, связанных с деятельностью определенных предприятий. Большое значение придается поиску новых путей для сбора     и обеспечения сохранности доказательств. В целях обеспечения сохранности документов генеральный прокурор назначает следователя по делу о рэкете их хранителем12.

В законодательстве Италии, Великобритании, ФРГ и других стран приняты законы, ужесточившие борьбу с организованной преступностью и отмыванием денег. Предусмотрена конфискация доходов, нажитых преступным путем. Причем в законодательстве Италии предусматривается не только расследование финансового положения членов мафиозных организаций, но также их супругов, детей и всех тех, кто последние пятнадцать лет проживал вместе с ними, а также в отношении физических и юридических лиц, имуществом которых указанные лица владеют прямо или косвенно, полностью или частично.

Отдельно в законодательстве ряда стран предусмотрена ответственность за такие преступления, как дача и получение взяток, создание вооруженной банды. Эти преступления могут быть связаны с вымогательством. Тюремное заключение применяется и к лицам, оказывающим помощь членам банд путем предоставления убежища или пищи. Эти положения существуют и в уголовном законодательстве Российской Федерации. Но в целом есть различия в законодательстве, касающиеся формулировки вымогательства как преступления, а особенно вымогательства как деятельности преступных групп, как направления организованной преступности.

Различия наблюдаются в подходах и оценках вымогательства и путей борьбы е этим явлением. Некоторые исследователи поднимали вопрос о внедрении аналогичного закона в Восточной Европе, не без оснований считая, что на американском континенте уже сложилась определенная успешная практика борьбы с вымогательством. Творческое применение положений этого закона возможно и в нашем законодательстве.

О необходимости изменения уголовно-правовых норм об ответственности за вымогательство и использовании в этом направлении зарубежного опыта высказываются российские авторы. Так, Р.С. Лечиев предлагает расширить уголовно-правовое понятие «вымогательство», трактовать его не как угрозу, а как «принуждение» с целью посягательства на экономические интересы13. Хотя «принуждение» очень многозначное понятие, здесь существует большая градация различных способов действия (бездействия). Позиция Р.С. Лечиева заслуживает пристального внимания.

 

3. Сферы проявления и способы совершения вымогательства

 

Как показывает изучение уголовных дел, вымогательство за последние годы проникло практически во все сферы жизнедеятельности общества: в                            производство и сельское хозяйство, предпринимательство, и сферу обслуживания, на рынки и в торговлю, в учебные заведения и на транспорт, в сферу туризма и шоу-бизнес, в финансово-кредитную сферу и сферу экспорта и внешней торговли, в сферу военной промышленности и обороны, в профсоюзную область и медицину, в сферу приватизации, распределения и переоформления собственности, в политику и информацию, в компьютерную сферу и сферу высокоточных технологий. Сферы вымогательства тесно связаны с организованной преступностью. Вымогательство является одним из характерных направлений деятельности организованной преступности,

В отечественной науке, как отмечает П.А, Кабанов, до последнего времени отсутствовали исследования о сферах проявления вымогательства14. Изучение сфер проявления вымогательства сегодня крайне необходимо. Причем нужно учитывать не только выявленные преступления, получившие общественную огласку, но и представлять себе реальную картину всего массива преступлений этой категории, в том числе учитывать и случаи, ушедшие в тень. Для этого существуют многочисленные формы и методы работы правоохранительных органов — анализ оперативной обстановки, работа с населением и средствами массовой информации, проверка предприятий и др.

С 1997 г, в отчеты по линии МВД стали включаться данные о криминальной виктимизации. Для получения таких сведений проводятся опросы населения, которые показывают, что реальных случаев вымогательства гораздо больше случаев зарегистрированных.

Информация о работе Вымогательство