Государственная измена как уголовное преступление

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать два преступления, содержащиеся в данном разделе, такие как государственная измена и шпионаж.
Как уголовные преступления государственная измена и шпионаж отличаются от других видов преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства высокой степенью общественной опасности, особой специфичностью и целым рядом других особенностей, которые в своей сущности могут нести судьбоносное значение для сохранения суверенитета, территориальной неприкосновенности и обороноспособности России, что обуславливает актуальность темы работы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...….с.3
Глава 1. Государственная измена как уголовное преступление………….….с.7
1.1. Понятие и состав государственной измены………………………………с.7
1.2. Понятие государственной измены в зарубежных странах……………..с.17
Глава 2. Шпионаж – как уголовное преступление…………………………..с.24
2.1. Понятие и состав шпионажа……………………………………………...с.24
Заключение…………………………………………………………………..…с.30
Литература……………………………………………………………………...с.32

Работа содержит 1 файл

Kursovaya-Ugolovnaya_otvetstvennost_za_gos_izmen.doc

— 228.00 Кб (Скачать)

В соответствии со статьей 80(1), за совершение данного преступления предусматривается пожизненное  лишение свободы.

Статья 8 Закона Бразилии от 14 декабря 1983 года «О национальной безопасности»  также предусматривает наказание  в виде лишения свободы на срок до пятнадцати лет за вступление в сговор или ведение переговоров с иностранным правительством, группой или их агентами с целью спровоцировать войну или враждебные акты против государства. В случае если война развязывается или враждебные акты имеют место фактически, срок лишения свободы удваивается. В соответствии со статьей 9 покушение на помещение территории государства или ее части под контроль или суверенитет другого государства наказывается лишением свободы на срок от четырех до двадцати лет. Если такое покушение приводит к причинению тяжких телесных повреждений, срок лишения свободы увеличивается на треть, а в случае причинения смерти кому-либо - увеличивается вдвое. В соответствии со статьей 10 Закона «О национальной безопасности» лицо, призывающее иностранную державу осуществить вторжение на территорию государства, подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок от трех до десяти лет, а в случае фактического вторжения - на вдвое больший срок.

Если бы статьи 1 и 2 главы 19 Уголовного кодекса Швеции  и статья 271 Уголовного кодекса Румынии не назывались недвусмысленно «Измена государству», их можно было бы отнести к модели территориальной неприкосновенности и политической независимости, рассмотренной выше. Особенно очевидно, что статья 271 Уголовного кодекса Румынии охраняет единство и неделимость государства, суверенитет и независимость, а также обеспечивает уголовно-правовыми средствами иммунитет государства от иностранной военной оккупации, причинения ему экономического или политического ущерба, подрыва способности государства осуществлять самооборону в случае вооруженных нападений со стороны иностранных государств. Вместе со статьей 279 («Враждебные деяния против иностранного государства») данная статья сводит риск участия Румынии в международном вооруженном конфликте к минимуму, за исключением случаев исполнения обязательств, проистекающих из ее обязательств по международному праву.

Уголовный кодекс Швеции, глава 19 («О преступлениях против безопасности государства»):

«Статья 1. Лицо, применяющее насильственные или иные неправомерные средства или действующее с иностранной помощью с намерением подвести государство под иностранное господство или в зависимость от иностранной державы либо с целью отделения части государства таким образом и предпринимающее действие, создающее опасность реализации такого намерения, подлежит наказанию за измену в виде лишения свободы сроком на десять лет или пожизненно либо, в случае незначительной опасности, на срок от четырех до десяти лет...

Статья 2. Лицо, применяющее  насильственные средства или действующее  с иностранной помощью и создающее  опасность вовлечения государства  в войну или иные военные действия, если его деяние не представляет собой  измену, подлежит наказанию за призывы  к войне в виде лишения свободы на срок от двух до восьми лет».

Уголовный кодекс Румынии, статья 271 («Измена государству»):

«Деяние румынского гражданина, лица без гражданства, проживающего в Румынии, или иностранца, работающего в пользу румынского государства, состоящее в установлении отношений с иностранной державой или организацией либо их агентами в целях уничтожения либо подрыва единства, неделимости, суверенитета или независимости государства, совершаемое путем призыва к войне против государства или содействия иностранной военной оккупации, либо путем экономического или политического давления или подрыва способности государства к самообороне, либо путем подчинения иностранной державе, наказывается пожизненным лишением свободы либо лишением свободы на срок от 15 до 25 лет с лишением определенных прав».

Статья 411(4) Уголовного кодекса  Франции указывает на значительный круг иностранных юридических и  физических лиц, вступление во враждебный Франции сговор с которыми влечет уголовную ответственность граждан  Франции. Этот иллюстративный список субъектов включает иностранные державы, иностранные предприятия или организации, или предприятия или организации, находящиеся под иностранным контролем, или их агентов. С другой стороны, статья 81 Уголовного кодекса Японии формально упоминает только иностранные государства, но не других субъектов. Однако представляется, что на практике статья 81 будет затрагивать круг субъектов, сравнимый с кругом субъектов, упомянутых в статье 411(4) Уголовного кодекса Франции, поскольку абстрактное иностранное государство - без участия его агентов или соответствующих организаций - не обладает способностью причинить ущерб национальным интересам Японии. Представляется, что на практике данное положение охватывает физических и юридических лиц, представляющих иностранное государство либо действующих от его имени, при его поддержке или с его одобрения, включая формально негосударственных субъектов, если связь между их деяниями и иностранным государством будет доказана.

Уголовный кодекс Франции, статья 411(4):

«Передача сведений иностранной державе, иностранному предприятию или организации, или предприятию или организации, находящимся под иностранным контролем, или их агентам с целью провокации военных действий или актов агрессии против Франции наказывается лишением свободы сроком на тридцать лет и штрафом в размере 450000 евро.

То же наказание применяется  за предоставление средств иностранной  державе, иностранному предприятию  или организации, или предприятию  или организации, находящимся под  иностранным контролем, или их агентам для развязывания военных действий или совершения актов агрессии против Франции»15.

Уголовный кодекс Японии, статья 81 («Подстрекательство к иностранной агрессии»):

«Лицо, вступающее в сговор с иностранным государством и тем самым помогающее этому государству в применении военной силы против Японии, наказывается смертной казнью».

Небезынтересный перечень параллелей между деяниями, приводящими  к развязыванию войны или связанными с ней иным образом, и изменой  содержится в главе 6 Уголовного кодекса Нигерии. Эти положения являются всеобъемлющими, поскольку они криминализируют подготовку к любой войне или военным действиям (ст. 42) и выделяют особо наказуемые смертной казнью войны против государства с целью запугивания или смещения президента или губернатора штата (ст. 37(1)). Все соответствующие статьи в этой главе начинаются со слов «любое лицо», что недвусмысленно подчеркивает намерение Нигерии защитить себя от любого военного посягательства, спровоцированного внутри государства или извне (это условие упомянуто особо в ст. 37(2)). В этом смысле защитная позиция Нигерии является практически абсолютной и выражается в квалификации любых попыток вовлечь Нигерию без законных полномочий в вооруженный конфликт в качестве особо опасного преступления против государства.

Уголовный кодекс Нигерии, глава 6 («Измена государству и некоторые другие преступления»):

«37. (1) Любое лицо, развязывающее войну против государства с целью запугивания президента или губернатора штата, виновно в измене государству и подлежит наказанию в виде смертной казни.

(2) Любое лицо, вступающее  в сговор с любым лицом в  Нигерии или за ее пределами  для развязывания войны против  государства с целью развязывания  такой войны, которая представляла  бы собой измену государству,  если бы это деяние было совершено гражданином Нигерии, виновно в измене государству и подлежит наказанию в виде смертной казни.

(3) Ничто в настоящей  статье не препятствует квалификации  любого деяния в качестве измены  государству в соответствии с  правом Англии, действующим в Нигерии.

38. Любое лицо, подстрекающее  любого иностранца к вторжению  в Нигерию военной силой, виновно  в измене государству и подлежит  наказанию в виде смертной  казни...

42. Любое лицо, не обладающее  на то законными полномочиями, которое осуществляет, готовится к осуществлению, или содействует, или оказывает консультации при осуществлении или подготовке к любой войне или военным действиям совместно с любым традиционным лидером либо против него или совместно с любой группой граждан или против них, виновен в совершении преступления и подлежит наказанию в виде пожизненного лишения свободы.

43. Лицо не может  подвергаться судебному преследованию  за измену государству или  за любое преступление, предусмотренное  в трех предыдущих статьях,  если со времени совершения правонарушения прошло больше двух лет».

 

Глава 2. Шпионаж – как  уголовное преступление

2.1. Понятие  и состав шпионажа

В соответствии со статьей 276 УК РФ шпионаж – это передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности Российской Федерации, то есть шпионаж, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства.

В предыдущей редакции Уголовного Кодекса РФ шпионажем являлась передача, а равно собирание, похищение  или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Предмет рассматриваемого преступления характеризуется более  широко, в него наряду с государственной  тайной включены иные сведения, не составляющие государственной тайны16.

Под иными сведениями понимается любая информация, которую  лицо собирает по заданию иностранной  разведки для использования ее в  ущерб внешней безопасности Российской Федерации, например для решения  ряда задач, имеющих целью подрыв внешней безопасности страны, вербовки агентов, планирования подрывной деятельности и т.д.

Передача сведений предполагает сообщение их адресату любым способом; собирание - это форма получения  указанной информации для последующей  ее передачи указанным в законе адресатам, исключая ее хищение; похищение - незаконное изъятие сведений любым способом.

Хранение предполагает временное обладание сведениями, при условии, что они предназначались  для передачи; были собраны, похищены не самим хранителем, а другим лицом, добровольно передавшим их последнему17.

Необходимо иметь в  виду, что способы собирания информации могут быть легальными, поэтому для  квалификации действий по нормам комментируемой статьи требуется наличие двух условий:

1) действия совершаются  по заданию иностранной разведки;

2) сведения предназначены  для использования в ущерб  внешней безопасности Российской  Федерации.

Преступление считается оконченным с момента совершения любого из действий, характеризующих объективную сторону шпионажа.

Объективная сторона шпионажа определяется в законе как передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности Российской Федерации, то есть шпионаж, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Субъективная сторона  преступления характеризуется виной  в виде прямого умысла. Передача и собирание иных сведений (не составляющих государственную тайну) предполагают наличие специальной цели - использование сведений в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

Субъект преступления специальный - иностранный гражданин или лицо без гражданства. Аналогичные действия гражданина РФ образуют государственную измену18.

Освобождение от уголовной  ответственности за шпионаж осуществляется по тем же основаниям, что и при  государственной измене.

Информатизация общества на современном этапе развития приводит к увеличению объемов информации, в том числе конфиденциальной, в различных видах хранящейся у граждан и организаций, а научно-технический прогресс обусловливает растущую долю в конфиденциальной информации различных ноу-хау, представляющих собой совокупность знаний, сведений научного, технического, производственно-технологического, управленческого, финансово-экономического, коммерческого характера, а также опыта их применения на практике, еще не ставших предметом общего достояния, представляющих новинку. Обычно принято передавать ноу-хау на коммерческой основе, за плату, посредством заключения лицензионных договоров между обладателями новшеств и желающими приобрести лицензию, дающую право на их использование с одновременной передачей самого ноу-хау. Но в сложившихся на сегодняшний день условиях дикого рынка имеет смысл говорить о хищениях информации, составляющей коммерческую тайну, так как приобретение на законных основаниях требует уплаты денежных средств обладателю информации, а хищение требует лишь покрытия накладных расходов исполнителя.

Информация о работе Государственная измена как уголовное преступление