Государственная измена как уголовное преступление

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать два преступления, содержащиеся в данном разделе, такие как государственная измена и шпионаж.
Как уголовные преступления государственная измена и шпионаж отличаются от других видов преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства высокой степенью общественной опасности, особой специфичностью и целым рядом других особенностей, которые в своей сущности могут нести судьбоносное значение для сохранения суверенитета, территориальной неприкосновенности и обороноспособности России, что обуславливает актуальность темы работы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...….с.3
Глава 1. Государственная измена как уголовное преступление………….….с.7
1.1. Понятие и состав государственной измены………………………………с.7
1.2. Понятие государственной измены в зарубежных странах……………..с.17
Глава 2. Шпионаж – как уголовное преступление…………………………..с.24
2.1. Понятие и состав шпионажа……………………………………………...с.24
Заключение…………………………………………………………………..…с.30
Литература……………………………………………………………………...с.32

Работа содержит 1 файл

Kursovaya-Ugolovnaya_otvetstvennost_za_gos_izmen.doc

— 228.00 Кб (Скачать)

 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………...….с.3

Глава 1. Государственная измена как  уголовное преступление………….….с.7

1.1. Понятие и состав государственной  измены………………………………с.7

1.2. Понятие государственной измены  в зарубежных странах……………..с.17

Глава 2. Шпионаж – как уголовное преступление…………………………..с.24

2.1. Понятие и состав шпионажа……………………………………………...с.24

Заключение…………………………………………………………………..…с.30

Литература……………………………………………………………………...с.32

 

 

Введение

Тема работы: «Уголовная ответственность за государственную измену и шпионаж по действующему законодательству  России и зарубежных стран». Данные преступления содержатся в Уголовном Кодексе РФ (УК РФ) в главе 29 «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства».

Родовым объектом преступлений, предусмотренных разделом X УК РФ, следует считать совокупность (систему) общественных отношений, обеспечивающих незыблемость основ конституционного строя и безопасность государства, нормальное функционирование государственных органов, относящихся к различным ветвям власти, а также интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Наиболее опасными из преступлений, входящих в данный раздел, являются посягательства, предусмотренные главой 29 УК РФ, поскольку они затрагивают основы общественного, политического и государственного строя Российской Федерации, ее суверенитет, внешнюю и внутреннюю безопасность. Видовым объектом этой группы преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие незыблемость основ конституционного строя и безопасность государства.

В некоторых составах самостоятельным  признаком выступает предмет  преступления. Например, при шпионаже (ст. 276 УК РФ) предметом являются сведения, составляющие государственную тайну (а при определенных условиях и иные сведения); при утрате документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК РФ), в качестве предмета выступают указанные документы, а также предметы, сведения о которых составляют государственную тайну.

Объективная сторона почти всех преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства характеризуется действиями. И лишь разглашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ) и утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК РФ), могут совершаться как действиями, так и бездействием. Составы этих двух преступлений сконструированы как материальные, а составы остальных - как формальные, и признаются оконченными с момента совершения описанных в законе действий, независимо от наступления каких-либо вредных последствий.

Субъективная сторона почти  всех преступлений рассматриваемой  группы характеризуется только прямым умыслом: виновный осознает общественно  опасный характер совершаемых действий и желает их совершить. Разглашение  государственной тайны (ст. 283 УК РФ) может быть как умышленным, так и неосторожным; состав утраты документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК РФ), характеризуется только неосторожной формой вины. Некоторые составы в качестве обязательного признака субъективной стороны включают специальную цель: прекращения государственной или политической деятельности потерпевшего (ст. 277 УК РФ), свержения или насильственного изменения конституционного строя РФ (ст. 279 УК РФ), подрыва экономической безопасности и обороноспособности РФ (ст. 281 УК РФ). Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ) характеризуется специальным мотивом - месть за государственную или иную политическую деятельность потерпевшего.

Субъект преступлений против основ  конституционного строя и безопасности государства - лицо, достигшее возраста 16 лет. Некоторые преступления предполагают наличие специального субъекта: гражданин РФ (ст. 275 УК), иностранный гражданин или лицо без гражданства (ст. 276 УК), лицо, которому государственная тайна была доверена или стала известна по службе или работе (ст. 283 УК), лицо, имеющее допуск к государственной тайне (ст. 284 УК).

Вопрос о классификации анализируемой группы преступлений является дискуссионным. В.В. Лунеев делит их на преступления против основ конституционного строя (ст. ст. 277 - 280, 282 УК РФ) и преступления против безопасности государства (остальные)1, М.И. Ковалев выделял посягательства на внешнюю (ст. ст. 275, 276, 283 и 284 УК РФ) и внутреннюю безопасность Российской Федерации (ст. ст. 277 - 282 УК РФ)2. Последнюю классификацию С.В. Дьяков дополняет третьей группой (против экономической безопасности), включающей одно преступление - диверсию (ст. 281 УК РФ)3.

Выделение двух и даже трех групп в системе преступлений против основ конституционного строя  и безопасности государства представляется неполным, так как направленность некоторых преступлений на тот или  иной объект зависит от фактического содержания деяния, поэтому определение непосредственного объекта как классификационного критерия не является абсолютным. Например, разглашение государственной тайны может причинить серьезный вред только внутренней безопасности, не затрагивая внешней безопасности страны. И наоборот, террористические акты, вооруженные мятежи и межнациональные столкновения способны серьезно подорвать именно внешнюю безопасность государства.

Поскольку выделяемые учеными  группы преступлений как посягающие только на внешнюю или только на внутреннюю безопасность на самом деле явно неоднородны и требуют большей дифференциации, в зависимости от непосредственного объекта их можно классифицировать на следующие виды:

1) преступления против внешней  безопасности РФ (ст. ст. 275, 276 УК РФ);

2) преступления, посягающие на основы  политической системы РФ (ст. ст. 277 - 279 УК РФ):

3) посягательства на экономическую  безопасность и обороноспособность  РФ (ст. 281 УК РФ);

4) посягательства на общественные  отношения, обеспечивающие недопущение  экстремистской деятельности (ст. ст. 280, 282, 282.1, 282.2 УК РФ);

5) преступления, посягающие на сохранность  государственной тайны (ст. ст. 283, 284 УК РФ).

Цель работы – исследовать два преступления, содержащиеся в данном разделе, такие как государственная измена и шпионаж.

Как уголовные преступления государственная измена и шпионаж отличаются от других видов преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства высокой степенью общественной опасности, особой специфичностью и целым рядом других особенностей, которые в своей сущности могут нести судьбоносное значение для сохранения суверенитета, территориальной неприкосновенности и обороноспособности России, что обуславливает актуальность темы работы.

 

Глава 1. Государственная  измена как уголовное преступление

1.1. Понятие и состав государственной измены

В соответствии со статьей 275 УК РФ государственная измена –  это совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации.

В предыдущей редакции Уголовного Кодекса  РФ под государственной изменой  понимались такие действия как шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином Российской Федерации.

Объектом государственной измены являются общественные отношения, складывающиеся во внешнеполитической сфере по поводу обеспечения безопасности суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности Российского государства4.

Суверенитет предполагает по смыслу ст. ст. 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции РФ верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении и представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус5.

Территориальная целостность  и неприкосновенность России тесно  связана с государственным суверенитетом, является одновременно его отражением и условием. Она раскрывается в следующих положениях: 1) в юридической невозможности уступки Российской Федерацией, ее органами и должностными лицами части территории России иностранным государствам; 2) в запрете на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на нарушение целостности Российской Федерации; 3) в обязанности органов государственной власти по принятию необходимых мер для охраны суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обороны страны, государственной безопасности; 4) в невозможности выхода субъекта Российской Федерации из ее состава; 5) в возможности «федеральной интервенции» в случаях угрозы территориальной целостности, исходящей от субъекта Российской Федерации6.

Предметом государственной  измены являются сведения, составляющие государственную тайну, либо иные сведения, которые могут быть использованы иностранной организацией или иностранным  государством в ущерб внешней безопасности Российской Федерации7.

В соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне»8 сведения, составляющие государственную тайну РФ, - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Перечень таких сведений утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 (в ред. Указа Президента РФ от 11 февраля 2006 г.9 В частности, государственную тайну составляют сведения о дислокации, организационной структуре, вооружении и состоянии боевого обеспечения войск; о достижениях науки и техники, имеющих важное оборонное или экономическое значение; о финансовой политике в отношении иностранных государств; о лицах, сотрудничающих на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную или оперативно-розыскную деятельность, и т.д.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Постановлении от 20 декабря 1995 г. N 17-П «По делу о проверке конституционности ряда положений пункта «а» статьи 64 Уголовного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Смирнова» и подтвержденной в Определении Конституционного Суда РФ от 27 мая 2004 г. N 188-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Финкеля Моисея Зусмановича на нарушение его конституционных прав частью пятой статьи 9 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», уголовная ответственность за выдачу государственной тайны иностранному государству правомерна лишь при условии, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в официально опубликованном для всеобщего сведения федеральном законе. Правоприменительное решение, включая приговор суда, не может основываться на неопубликованном нормативном правовом акте, что вытекает из ч. 3 ст. 15 Конституции РФ. Сказанное полностью приложимо и к проблеме ответственности за государственную измену и шпионаж.

К «иным сведениям», которые могут  стать предметом государственной  измены, относятся любые сведения, не составляющие государственной тайны, использование которых иностранной разведкой способно причинить ущерб безопасности страны. Эти сведения могут касаться различных сторон жизни государства и общества: политики, хозяйства, культуры, науки, организации транспортных перевозок, сети дорог автомобильного и железнодорожного транспорта, порядка оформления документов и т.д. Они могут носить ограниченный характер либо находиться в свободном доступе, почерпнуты из средств массовой информации или получены в частных беседах. Характер сведений и источник их получения не влияют на квалификацию содеянного.

Как предмет государственной измены сведения могут быть объективированы  в устной речи, письменных источниках, технических изделиях и т.д.

Объективная сторона государственной измены состоит в активных, враждебных, совместных с иностранным государством, иностранной организацией или их представителями действиях гражданина РФ, направленных в ущерб суверенитету и территориальной целостности Российской Федерации. Состав преступления является формальным; государственная измена окончена с момента совершения виновным действий независимо от фактического наступления последствий.

В диспозиции ст. 275 УК РФ альтернативно указаны следующие действия, составляющие объективную сторону государственной измены: шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации.

Информация о работе Государственная измена как уголовное преступление