Генезис взятки и коррупции в российском уголовном законодательстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 21:03, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы, изучив и проанализировав в комплексе законодательство об уголовной ответственности за взяточничество, показать проблемы, неизбежно возникающие при его применении, выявить их причины, и предложить конкретные меры по совершенствованию российского уголовного законодательства о борьбе со взяточничеством.
Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи:
- провести исторический анализ положений уголовного законодательства о взяточничестве;
- дать понятие взяточничества и установить его место в системе преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления;
- проанализировать составы получения и дачи взятки по УК РФ и изучить проблемы, возникающие при квалификации данных деяний;
- проанализировать квалифицирующие признаки взятки, как элемента коррупции;
- определить роль государства в борьбе со взяточничеством и коррупцией;
- определить достоинства и недостатки законодательства об уголовной ответственности за взяточничество зарубежных государств,

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Глава 1 Генезис взятки и коррупции в российском уголовном законодательстве
1.1 Исторический аспект коррупции и взятки в дореволюционной России . . 9
1.2 Исторический аспект коррупции и взятки в советском государстве . . . 17
1.3 Характеристика борьбы со взяткой и коррупцией в современной России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Глава 2. Взятка как основанная составляющая коррупции. Уголовно-правовые аспекты взятки
2.1. Понятие и сущность взяточничества в коррупции . . . . . . . . . . . . 27
2.2 Понятия и признаки преступлений, предусмотренных статьями 290-291 УК РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
2.3 Квалифицирующие признаки взятки, как элемента коррупции . . . . . . 45
2.4 Анализ судебной практики борьбы со взяточничеством . . . . . . . . . .49
Глава 3. Актуальные проблемы борьбы со взяткой и коррупцией на современном этапе
3.1. Роль государства в борьбе со взяточничеством и коррупцией . . . . . . 60
3.2 Вопросы и противодействия коррупции на примере ряда зарубежных стран . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
3.3 Правовые и социальные проблемы в борьбе со взяточничеством и другими коррумпированными преступлениями и пути их решения. . . . . . . . . . 70
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .77

Работа содержит 1 файл

Диплом готовый.doc

— 388.00 Кб (Скачать)

Очень уязвимы перед заразой коррупции новые структуры, в которых и методы работы, и коллективы формируются по ходу работы, а потому у них внутренний механизм автоблокировок наиболее слаб или даже вовсе отсутствует. Здесь контроль должен сопровождаться еще и организационной поддержкой.

В-третьих, назрела необходимость  создания головного органа, ответственного за организацию и функционирование системы государственной службы, где, в том числе проводилась бы работа по расследованию злоупотреблений служебным положением, и прежде всего фактов коррупции. При этом особое внимание уделялось бы профилактике, предотвращению таких фактов.

Наконец, четвертое. Программа  противодействия коррупции должна иметь солидное научное обеспечение. Оно предполагает изучение причин, условий распространения коррупции в нашей стране, а также творческое изучение опыта развитых зарубежных стран, особенно по организации профилактики коррупции.

Практическим результатом  таких исследований должна стать  подготовка перспективного плана нормативного обеспечения на период действия программы. На начальном этапе реализации программы борьба с коррупцией должна иметь целью сдерживание дальнейшего ее распространения и резкое сокращение в ключевых звеньях государственной власти, прежде всего в федеральном государственном аппарате управления г. Москвы.

Здесь есть и серьезные  претензии к генеральной прокуратуре, Министерству безопасности, Министерству внутренних дел, которые, как отмечалось выше, уже на протяжении нескольких месяцев приводят статистику по коррупции, но результата, к сожалению, нет.

 

3.2 Коррупция на примере других стран.

 

Проблему коррупции  в современный период можно обнаружить практически в любой стране мира, а также в любой международной организации. Однако это не означает, что коррупция везде одинакова. Причины возникновения коррупции в зависимости от исторической эпохи и фазы социально-экономического развития страны весьма различны, в связи с чем попытки разработать универсальные административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции представляется практически нереальным. Так, в целом ряде зарубежных государств разработан комплекс административных норм, направленных на предупреждение и пресечение коррупции в сфере государственного управления и в сфере государственной службы.

Противодействие коррупции  в американском обществе является одной  из самых важных задач. Несколько  лет назад президент Джордж Буш  подписал закон, основная цель которого - борьба с так называемой корпоративной  коррупцией, когда руководители компаний и фирм ради собственной выгоды наживаются на своих вкладчиках и акционерах.

Кстати, тогда не обошлось без скандала. Один из лидеров Демократической  партии США Терри Маколиф предложил  Бушу, что называется начать с себя и представить на суд общественности данные расследования его деятельности в качестве крупного предпринимателя до вступления в президентскую должность.

Внешне американскому  обывателю столкнуться с фактами  коррупции практически невозможно. Сотрудник дорожной полиции никогда  не согласится на оплату штрафа на месте, то есть себе в карман. При вопросе о возможности расплатиться подобным образом просто поставил бы в тупик нью-йоркского дорожного полисмена, в данной ситуации он мог бы арестовать приложившему ему такое.

Однако не все полицейские  столь добросовестны. Время от времени американские СМИ обрушиваются шквалом критики на представителей правоохранительных органов. Так, за последние годы были разоблачены и осуждены десятки "оборотней в погонах". Совершенные ими преступления, разнообразны - от "крышевания" массажных салонов с услугой платной любви до серьезных связей с наркомафией. Несмотря на то, что законодательство в США предусматривает весьма строгие наказания за деяния, подпадающие под понятие "коррупция", говорить о том, что американцы достигли серьезных успехов в борьбе с этим злом можно весьма условно. Поймать коррупционера - дело, конечно, непростое. Госслужащие в США, как и обычные граждане, ежегодно подают налоговую декларацию в соответствующие органы, но подловить именно того, кого надо, удается далеко не всегда.

Пожалуй, самым компетентным источником информации о борьбе с  коррупцией является Федеральное бюро расследований (ФБР). Именно на это ведомство  возложена обязанность по чистке рядов среди как госслужащих, так и бизнесменов. Одно из последних выступлений директора ФБР Роберта Мюллера было посвящено коррупции. По его словам, ФБР ведет более двух с половиной тысяч расследований против чиновников, подозреваемых в коррупции. Это почти на 50 процентов больше, чем в 2003 году.  Конечно, сотрудникам ФБР помогают и свидетели коррупционных дел. По данным аудиторской компании "Эрнст энд Янг", почти 80 процентов опрошенных считают доносы эффективным орудием борьбы с коррупцией.

Коррупция является частью стратегии сбыта автомобилей  за рубежом, утверждает американская Комиссия по ценным бумагам и биржам. Конкретным примером является немецкий автогигант "Даймлер", который благодаря мировому соглашению с органами юстиции США и штрафу в размере 185 миллионов евро смог избавиться от предъявления официальных обвинений в подкупе должностных лиц в 22 странах. Эти преступления совершались в 1998-2008 годах при заключении сделок по продаже машин и ради получения выгодных контрактов. Размер взяток, которые экспортное подразделение концерна Daimler Export and Trade Finance GmbH давало прежде всего за контракты на покупку грузовиков и автобусов, достиг 56 миллионов долларов. Следствие велось до марта 2010 года, по итогам которого Штутгартский концерн обвинили в нарушении “Закона о борьбе с коррупцией за рубежом”.

Добровольная уплата штрафа позволила концерну избежать дальнейших судебных разбирательств, которые причинили бы значительный ущерб его репутации. В ходе диалога  с министерством юстиции США  руководство "Даймлера" частично признало факт подкупа чиновников за рубежом в особо крупных размерах. 1 апреля мировое соглашение было одобрено судом в Вашингтоне.

После уплаты штрафа "Даймлер" будет находиться на особом контроле Комиссии по ценным бумагам и биржам США еще три года. Координатором  этой работы стал бывший директор ФБР Луис Фри.

"Даймлер" - не единственный  немецкий концерн, который замешан  в даче взяток чиновникам за  рубежом. Самым громким в истории  немецкого бизнеса был завершившийся  в декабре 2009 году скандал вокруг  фактов коррупции в всемирно  известном немецком электротехническом концерне "Сименс", который стоил постов многим топ-менеджерам. Осенью 2006 года прокуратура Мюнхена возбудила против него уголовное дело по подозрению в создании "черных касс" для продвижения продукции фирмы на рынки ряда стран. Сотрудники зарубежных филиалов концерна по указанию руководства ради получения заказов подкупали местных чиновников, которым за услуги было уплачено в общей сложности 1,3 млрд евро. Своих постов лишились глава концерна Клаус Кляйнфельд и председатель наблюдательного совета Хайнрих фон Пирер. Концерну пришлось в виде штрафов уплатить около 2 млрд евро. 600 млн из них было уплачено согласно постановлениям американских судов. Часть убытка удалось компенсировать за счет штрафов, которыми обложили бывших членов правления. Каждому из них, включая фон Пирера, пришлось вернуть в кассу концерна от 500 тыс до 4 млн евро.

Скандалы в "Даймлер" и "Сименс" - лишь верхушка айсберга. В ФРГ ежегодно достоянием гласности становятся 1500 фактов коррупции, утверждает прокуратура Франкфурта-на-Майне. Еще минимум 30 тыс аналогичных случаев остаются за кадром. В ФРГ чаще всего взятки дают чиновникам из органов власти местного самоуправления, в ведении которых находятся вопросы распределения заказов на строительство и ремонт объектов местного значения - школ, детских садов, бассейнов, стадионов, коммуникаций. Взятки берут не только наличными, но и "борзыми щенками". Нередко в виде взятки фирмы ремонтируют или строят жилые или иные помещения для чиновника по заниженным расценкам.

В связи с этим руководители 56 ведущих зарубежных компаний, аккредитованных в России, под эгидой Российско-германской внешнеторговой палаты подписали соглашение об отказе от участия в коррупционных схемах. Участники этой инициативы особо отметили, что хотели бы тем самым содействовать развитию конкуренции и улучшению в долгосрочной перспективе инвестиционного климата в России. [11]

Так же Дмитрий Медведев подписал новые документы о борьбе с коррупцией - это бессрочная стратегия  и двухлетний план.  

Эксперты ждут, когда власть продемонстрирует личный пример борьбы. 13 апреля 2010 года российский президент утвердил Национальную стратегию противодействия коррупции и так же был утвержден в новой редакции  национальный план противодействия коррупции [9] на 2010-2011 годы [6].

"Несмотря на предпринимаемые  государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно  затрудняет нормальное функционирование  всех общественных механизмов, вызывает  недоверие к государственным  институтам, создает негативный  имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации", - говорится в начале текста стратегии.

Эксперты позитивно  оценивают появление двух документов, но отмечают, что поведение самих  высокопоставленных должностных лиц не всегда соответствует заявленной в стратегии цели.

Двадцать одно направление  борьбы в обоих документах перечислено  множество способов борьбы с коррупцией, о которых уже неоднократно говорили президент Медведев и его подчиненные.

Среди них - разработка новых и переработки старых законов, внедрение инновационных технологий, предоставление государственных услуг через интернет и широкое освещение борьбы с коррупцией в прессе, а также включение ветеранов в состав комиссий по надзору за поведением госслужащих.

Мы считаем, что хорошо, что в двухлетнем плане более  конкретно сформулированы задания  и сроки их выполнения для ведомств. Глава общественного Национального  антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов  также доволен, что президент  утвердил более конкретный план борьбы с коррупцией на время до конца своих президентских полномочий. 

 

3.3 Правовые и социальные проблемы в борьбе со взяточничеством и другими коррумпированными преступлениями и пути их решения.

 

В современной России существует немало проблемных вопросов и пробелов в законодательстве. В том числе проблем, связанных с бюджетным процессом, - начиная от обеспечения поступлений денег в бюджет и заканчивая рациональным использованием средств и выбора приоритетных сфер финансирования. Однако существует одна проблема, которая пронизывает весь бюджетный процесс. Она особенно актуальна в настоящее время для России и оказывает огромное отрицательное влияние на экономику страны. Ее имя – коррупция.

Однако, учитывая то обстоятельство, что в структуре коррупционных преступлений по-прежнему доминирует взяточничество, являющееся, по сути, ядром коррупции, наше исследование посвящено изучению проблем борьбы с этим наиболее опасным и распространенным видом коррупционных преступлений.

Вопросы борьбы с взяточничеством всегда были спорными и актуальными. Сейчас это обусловлено еще и тем, что меры, направленные государством в лице его правоохранительных органов на борьбу с этими преступлениями, оказываются малоэффективными.

Не изменились и "неработоспособные", на наш взгляд, представления о причинах, порождающих коррупцию. Достаточно привести цитату из преамбулы к проекту одной из очередных программ по борьбе с коррупцией: "Сложившееся положение стало возможным из-за того, что в органах государственной власти ослаблена работа по подбору и расстановке кадров..."[47].

Можно без колебаний  утверждать: правоохранительная система  страны не справляется с задачей  борьбы с взяточничеством. Тому есть как минимум три причины.

Во-первых, лишь одни меры уголовного преследования не в состоянии поколебать позиции масштабного взяточничества; борьба с взяточничеством - не криминальная, а системная проблема.

Во-вторых, качество работы правоохранительных органов, которые  сами разлагаются под воздействием мздоимства и лихоимства, представляется весьма низким, а профессиональный уровень работников в общей массе не соответствует сложности проблем.

В-третьих, правоохранительная система не может в одиночку справиться с этой задачей; ее должны решать сообща государство и гражданское общество.

Необходимо найти принципы в системе мер борьбы с взяточничеством, предупреждающие его как сложное социальное явление.

Предполагается, что принципы, касающиеся предупреждения взяточничества, применяются как метод саморегулирования  организаций или предприятий. Добровольное соблюдение этих принципов государственными органами, учреждениями и хозяйствующими субъектами будет не только способствовать обеспечению высоких стандартов честности в деловых контактах как между предприятием и государственными учреждениями, так и между самими предприятиями, но и будет защищать предприятия, которые являются жертвами попыток вымогательства.

Деловое сообщество выступает  против всех форм вымогательства и  взяточничества. Главным приоритетом  должно стать пресечение вымогательства и взяток, к которым причастны политики и высшие должностные лица. Взяточничество угрожает основанной на верховенстве закона стабильности демократических институтов, равенству и социальной справедливости, нормальному экономическому развитию государства, моральным устоям общества и демократическим институтам и становится причиной глубоких экономических деформаций.

Мы считаем, что все организации, учреждения и предприятия должны соблюдать  ряд следующих правил:

Информация о работе Генезис взятки и коррупции в российском уголовном законодательстве