Апология смертной казни в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является обоснование и доказательство целесообразности применения высшей меры наказания в Российской Федерации на современном этапе ее развития. При исследовании проблемы следует изучить историю вопроса, в особенности важен период начиная с 1991 года, привести доводы в пользу применения смертной казни, опровергнуть наиболее весомые аргументы оппонентов, изучить институт помилования, составы преступлений, квалифицирующие обстоятельства, новый УК РФ, провести статистический анализ преступлений в европейских государствах, привести наиболее яркие и часты доводы «против» смертной казни, опровергнуть их, и доказать нецелесообразность ее отмены для современной России посредством приведения встречных доводов «за».

Содержание

Введение 3
История вопроса 4
Теоретико-правовые проблемы смертной казни 12
 Помилование осужденных 13
 Новый УК РФ с 1 января 1997 г. 14
 Квалифицирующие обстоятельства 16
 Сокращение смертной казни и постепенная ее отмена 17
 Доводы «за» и «против» 18
Статистический анализ преступлений в европейских государствах 22
Эффективность отмены смертной казни 24
 Состояние фрустрации 25
Исследование необходимости смертной казни 26
 Исключение судебных ошибок 27
Отмена смертной казни 29
Заключение 30
Библиографический список 33

Работа содержит 1 файл

Апология смертной казни.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

 

Смертная казнь в Росси в период абсолютизма (XVII - XVIII век).

 

С конца XVII - первой четверти XVIII века, с утверждением абсолютизма в России, смертная казнь стала рассматриваться не только как наиболее эффективная мера наказания, но прежде всего как эффективная мера устрашения преступников, а значит, превентивная от совершения дальнейших преступлений. Активное использование смертной казни в законодательстве и правоприменительной практике этого периода было непосредственно связано с личностью Петра Первого, деятельность которого по реформированию социально - экономических отношений, государственного аппарата управления могла продвигаться успешно только с применением варварских методов устрашения и повсеместного применения смертной казни за неисполнение или ненадлежащее исполнение его воли. В результате государственной деятельности Петра Первого сложилась государственно - правовая система абсолютизма, в руках которой оказалась вся полнота государственной власти. Создание огромной государственной машины, разветвленной системы чиновничье - бюрократического аппарата, способного эффективно контролировать и наказывать за малейшие проявления неповиновения абсолютистской власти объективно способствовало постепенному сокращению применения смертной казни в период «просвещенного абсолютизма».

 

Отсутствие надежного правового механизма престолонаследия и усиление роли дворянства как опоры абсолютизма в России привело после смерти Петра Первого к чреде дворцовых переворотов. Абсолютистская власть вынуждена была считаться с корпоративными требованиями дворян об отмене смертной казни для благородного сословия. С середины XVIII века для дворянского сословия высшей мерой наказания практически являлась политическая смерть. Смертная казнь в законодательстве и правоприменительной практике применялась за государственные преступления, среди которых важнейшими были бунт и возмущение народа, а также действия, могущие вызвать «безначалие» государства. Непременным спутником смертной казни, составным ее элементом становится объективное вменение и заложничество, применяемое в отношении родственников осужденного. Юридическое оформление крепостного права, прикрепление крестьян не только к земле, но и к личности помещика превратило основную часть населения России в юридически бесправное, угнетенное сословие.

 

Кризис крепостнической системы и последующая отмена крепостного права ввиду половинчатости проведенной крестьянской реформы привели к оформлению народнического движения и, как следствие, к увеличению количества государственных и уголовных преступлений. Нерешенный крестьянский вопрос стал объективной основой ухудшения криминогенной ситуации в стране, привел к массовым казням и применению репрессий. Организация чрезвычайных судов и применение смертной казни в массовых масштабах по политическим делам в годы первой русской революции не решили и не могли решить коренных социальных проблем. Применение смертной казни без должных правовых оснований сыграло негативную роль в ухудшении морально - психологического климата в обществе, развращало и ослабляло и без того хрупкие социально - правовые устои общества. В этот исторический период использование смертной казни в таких широких масштабах явилось результатом истерических попыток с одной стороны, спасти существовавший государственный строй, и с другой – его разрушить. В итоге это противостояние, где оружием была смерть, переоформилось в гражданскую войну.

 

Смертная казнь в эпоху пролетариата и гражданской войны.

 

Анализ смертной казни в истории советского права показывает, что смертная казнь как высшая мера наказания никогда не исключалась большевиками из арсенала уголовно - правовых мер. Ее отмена вторым съездом Советов рабочих и солдатских депутатов на фронте была актом больше символическим, признающим перспективную задачу полной отмены смертной казни в условиях нового бесклассового общества. Активное сопротивление, оказанное большевикам в установлении их власти в период гражданской войны и интервенции, предопределило и введение смертной казни. Теория революционной сознательности, революционной законности предполагала на начальном этапе создания Советского государства применение смертной казни в отношении явных врагов революции, оказывающих активное сопротивление установлению Советской власти. Поэтому в основе применения высшей меры наказания лежал классовый принцип. Этот принцип реализовывался, во-первых, через создание общих судов и революционных трибуналов специально для борьбы с контрреволюцией, которые только и могли применять смертную казнь. И, во-вторых, через проведение политического террора с использованием расстрела в качестве меры борьбы с контрреволюцией с использованием методов внесудебной расправы по приговорам ВЧК - ГПУ. Причем террор с использованием расстрела официально был введен по декрету - воззванию «Социалистическое отечество в опасности!», а смертная казнь по приговорам судов согласно постановлению НКЮ от 16 июня 1918 года.

 

Уже в годы гражданской войны проявилась утопичность теории революционной законности в части применения смертной казни в отношении классовых врагов. Несмотря на правовые рекомендации применения этой меры наказания в отношении эксплуататорских классов, высшая мера наказания применялась и к представителям трудящихся классов, в том числе и к партийным лицам (большевикам) за различные политические, должностные и уголовные преступления. Смертная казнь в виде террора рассматривалась как основной метод борьбы с контрреволюцией, как возмездие за неповиновение, в качестве «лучшей» превентивной меры против совершения различных преступлений, наиболее опасных в каждый конкретный период времени с точки зрения Политбюро ЦК РКП(б).

 

Вторичная попытка отмены большевиками смертной казни (декрет СНК от 17 января 1920 года), связанная с прекращением активных военных действий на фронтах гражданской войны, также характеризовалась в большей степени политическими соображениями, нежели стремлением к сокращению преступности и, в частности, совершения особо опасных уголовных преступлений. Тот факт, что большевики в неопубликованной части (секретно) декрета СНК от 19 февраля 1920 года оставляли за собой право на применение высшей меры наказания для борьбы с бандитизмом, говорит об идеалистичности, утопичности и непоследовательности большевиков в позиции к применению высшей меры наказания.

 

Смертная казнь в Советском государстве и праве.

 

Переход к мирному строительству социализма в переходный период, связанный с новой экономической политикой, еще более отдалил большевиков от их первоначальной позиции в отношении смертной казни. Несмотря на то, что наличие смертной казни в уголовном законодательстве по-прежнему объяснялось политическими причинами - многоукладностью экономики, а отсюда постоянной борьбой между капиталистическими и социалистическим элементами, смертная казнь рассматривалась как высшая мера наказания, которая назначалась в зависимости от тяжести совершенного поступка, характеризовавшегося степенью нанесенного ущерба основам Советской власти - экономической и политической безопасности государства, порядку управления, государственной собственности, и в меньшей степени - личности человека. Уголовный кодекс 1922 года, наряду с закреплением высшей меры наказания за контрреволюционные преступления (политический террор), предусматривал смертную казнь за ряд уголовных, должностных и экономических преступлений. В этот период происходит значительное снижение уровня применения смертной казни, что было результатом отсутствия внутренней политической оппозиции большевикам и стабильного экономического развития страны.

 

Отказ от новой экономической политики, базировавшейся на экономических факторах развития, и переход к командно-административным методам управления экономикой стали основой формирования разветвленного репрессивного аппарата, который непосредственно подчинялся ЦК партии большевиков, его Политбюро. Проведение насильственной коллективизации крестьянских хозяйств, ускоренной индустриализации требовало огромных самопожертвований народных масс, чтобы при минимуме средств поддерживать высокие темпы экономического развития страны в годы первых пятилеток. В этой связи происходит реанимация теории революционной законности, которая получила свое развитие в докладах И. В. Сталина. Сталинский тезис - чем дальше мы продвигаемся к социализму, тем ожесточеннее сопротивление свергнутых классов - давал возможность применения жестоких мер репрессий, смертной казни в отношении тех трудящихся, ради которых совершалась социалистическая революция. Смертная казнь рассматривалась как наиболее эффективное средство держать в узде трудящиеся массы в угоду нереальным планам социалистического строительства. Классовая борьба, развернутая Сталиным (согласно его теории, против разбитых остатков эксплуататорских классов разных мастей) на самом деле была направлена против инакомыслящих, выступавших прямо или молчаливо против личной власти И. В. Сталина. Это привело к развязыванию широкомасштабного террора, внесудебной расправе при помощи расстрелов органами НКВД, скороспелым осуждениям к высшей мере наказания военной коллегией Верховного Суда СССР, различными трибуналами старых большевиков - руководителей ВКП(б), рядовых партийцев и беспартийных, которые относились к оппозиционным кругам или могли в них встать.

 

Отмена смертной казни в 1947 году носила характер политической акции. Сталин хотел продемонстрировать перед всем миром преимущества построенного социализма, показать, что в России низкий уровень преступности и государство сосредоточено не на каре преступников, а на их перевоспитании. На самом деле, в этот период к расстрелам могли приговаривать органы МГБ, а в 1950 году высшая мера наказания была введена вновь.

 

После смерти Сталина были восстановлены нормы так называемой «социалистической законности». Но социалистическая законность с отказом от применения террора предполагала смертную казнь в качестве высшей меры наказания за наиболее серьезные с точки зрения государства преступления. Смертная казнь широко применялась за государственные, экономические преступления, за преступление против личности.

 

Теоретико - правовые проблемы смертной казни в Российской Федерации.

 

Помилование осужденных.

 

После распада СССР в 1991 году и демократизации российского общества произошли важные изменения в позиции применения смертной казни. Это прежде всего касается широкого применения помилования к осужденным к смертной казни. Впервые это право было изъято у высших представительных органов власти и передано Президенту РФ. При этом подготовку материалов о помиловании осуществляет целый ряд органов. Само ходатайства о помиловании сначала поступает в Управление о помиловании при администрации Президента, которое подготавливает нужную документацию, а при необходимости может истребовать из суда все дело в отношении лица, приговоренного к высшей мере наказания. После чего эти материалы направляются в Комиссию по вопросам помилования, которая была образована Указом Президента РФ от 12 января 1992 года. Комиссия, в свою очередь, после изучения материалов предлагает Президенту РФ свой вариант решения по каждому конкретному лицу согласно ходатайству, а Президент принимает окончательное решение о помиловании. Так, например, в 1992 году образованной Комиссией по вопросам помилования при Президенте РФ было рассмотрено 56 дел осужденных к смертной казни, помиловано Президентом по предоставлению комиссии 55 человек; в 1993 году рассмотрено 153 дела, а помиловано - 149 человек, 1994 году рассмотрено 137 дел, помилован 124 осужденных.

 

Таким образом, работа судов по рассмотрению преступлений и вынесению наказания в виде смертной казни за особо тяжкие преступления была сведена на нет. По сути дела, квалифицированная оценка преступных деяний судами подменялась юридически некомпетентным органом, каким является Комиссия по вопросам помилования при Президенте. По официальным данным, фактически в этот период были приведены в исполнение лишь немногие из смертных приговоров: в 1992 году исполнено 18 смертных приговоров; в 1993 году - 10; в 1994 году - 10. Процент помилованных в период с 1992 по март 1995 года составлял 90 - 92%. Оправдано ли было такое отношение к применению смертной казни? Ответ должен быть отрицательным. Ситуация в стране свидетельствовала о том, что возросло количество особо опасных преступлений, и прежде всего убийств. Мы согласны с мнением А. С. Михлина, «что помилование не может быть правилом, иначе наказание теряет смысл. А смертная казнь - основную цель - общепревентивное воздействие».

 

Да и суды, в связи с демократизацией общества, также достаточно либерально относились к совершению опасных преступлений, не вынося смертных приговоров. По сведениям генерал - лейтенанта милиции Вл. Колесникова, органы МВД и прокуратуры только за первое полугодие 1995 года изобличили около 40 тысяч убийц. Судьи приговорили к исключительной мере наказания за 1995 год (по официальным данным) 143 человека, помиловано 5, приведено в исполнение 86. Понадобилось громкое заказное убийство (1 марта 1995 года) известного журналиста и директора программ ОРТ Влада Листьева, чтобы суды и Комиссия по помилованию стали более жестко подходить к таким преступлениям, как убийство. Но обнаружилась другая крайность. После убийства Листьева Президент перестал подписывать ходатайства о помилованиях. В 1996 году, по официальным данным, к смертной казни было осуждено 153 человека, комиссия не рассмотрела ни одного дела, но приведено в исполнение 53 смертных приговора. Это еще раз доказывает, что по вопросам помилования, к сожалению, у нас руководствуются больше политическими соображениями, а не обстоятельствами совершения преступлений.

 

Новый Уголовный кодекс РФ (с 1 января 1997 года).

 

По - новому институт смертной казни стал рассматривать новый Уголовный кодекс РФ, вступивший в действие с 1 января 1997 года.

 

Во - первых, высшая мера наказания включена в систему наказаний, а не вынесена в отдельную статью, как раньше. Это означает, что отброшена в сторону формулировка «временная мера», т. е. институт смертной казни рассматривается как действующий на постоянной основе. Это положение соответствует и Конституции РФ. Согласно ч. 2 ст. 20 Конституции РФ «смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни…»

 

Уголовный кодекс в соответствии с Конституцией назначает высшую меру наказания за 5 составов преступления. Это: убийство (ч. 2 ст. 105 УК), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК), посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК) и геноцид (ст. 357 УК). Все эти составы преступлений связаны с посягательством на жизнь человека и являются по своему характеру особо тяжкими преступлениями. Однако кодекс ничего не говорит о временном характере этого вида наказания.

 

Вторым отличием отношения нового Уголовного кодекса к институту смертной казни является существенное сокращение составов преступления (с 33 до 5), за которые может быть назначена смертная казнь. Уголовный кодекс отстаивает в соответствии с Конституцией и объективными свойствами смертной казни истинное понимание ее происхождения и предназначения как меры, защищающей высшую ценность - человеческую жизнь.

Информация о работе Апология смертной казни в современной России