Амнистия и помилование

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:24, реферат

Описание работы

Почему я считаю эту тему важной? Одной из важных задач нашего государства является искоренение пре­ступности и все причины ее порождающие, решение этой задачи осу­ществляется совместными усилиями всех государственных органов, обще­ственных организаций и всех слоев общественности. Отсюда многообразие форм и методов, используемых в борьбе с преступностью. В частности, наряду с применением лишения" свободы к опасным преступникам применяются нака­зания, не связанные с лишением свободы, а также меры общественного воздей­ствия или принудительные меры воспитательного характера в отношении лиц совершивших малозначительные преступления или преступления, не представ­ляющие большой общественной опасности.

Содержание

Введение ------------------------------------------------------------------------1 стр.

Значение освобождения от уголовного наказания --------------------4 стр.

Понятие, признаки и виды амнистии ------------------------------------7 стр.

Помилование ----------------------------------------------------------------17 стр.

Полномочия президента Республики Татарстан ---------------------21 стр.
в сфере помилования.

Различия института помилования и амнистии. ---------------------22 стр.

Заключение ----------------------------------------------------------------24 стр.

Использованная литература ----------------------------------------------26 стр.

Работа содержит 1 файл

Угол. право.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

себя в клевете не признали и согласия на прекращение  дела по амнистии не давали.[3]

 

      Наконец,  в-четвёртых, акт амнистии лишь  создаёт нормативное основание  для освобождения лица, определяет  категории

лиц, которые подпадают  под амнистию, порядок и условия  её применения. Юридическим же основанием освобождения от

уголовной ответственности (наказания) служит индивидуально определённый акт применения норм права: постановление об

отказе в возбуждении  уголовного дела, определение суда о прекращении уголовного дела; обвинительный  приговор суда с

освобождением от наказания; постановление начальника исправительно-трудового учреждения, санкционированное

прокурором, либо постановление  специальной комиссии по освобождению из мест лишения свободы и т.д.

 

      

 

      

 

      

 

      

 

      

 

 

 

 

 

 

 

Помилование

 

     В соответствии с п. 4 ст. 6 Международного Пакта о гражданских и политических правах, каждый, кто приговорен к

смертной казни, имеет  право просить о помиловании  или о смягчении приговора. Амнистия, помилование или замена

смертного приговора  могут быть дарованы во всех случаях[4].

 

     В соответствии  со ст. 50 Конституции РФ о помиловании  может просить каждый осужденный, то есть лицо, в отношении

которого вынесен обвинительный  приговор суда. С таким ходатайством может обратиться сам осужденный, его родственники

или близкие, общественные организации или администрация соответствующего учреждения, где лицо отбывает назначенную

ему судом меру наказания. Отказ в помиловании обжалованию  в судебном порядке не подлежит.

 

     Так же  как и амнистия, помилование является  смешанным видом освобождения от уголовного ответственности и

наказания. Однако ч.2 ст. 85 УК предпринимает попытку сузить круг: “Актом помилования лицо, осуждённое за преступление,

может быть освобождено  от дальнейшего отбывания наказания  либо назначенное ему наказание может быть сокращено или

заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего  наказание, актом помилования может  быть снята судимость”. Тем

самым устанавливается, что с помощью акта помилования  лицо не может быть освобождено от уголовной ответственности.

Невозможно освободить от наказания и в момент вынесения  приговора. Таким образом, помилование  трансформируется из

смешанного вида в  разновидность освобождения от дальнейшего  отбытия наказания. Существует мнение, что подобное сужение

сферы действия помилования и тем самым изменение её юридической природы не совсем оправдано. Действительно, чаще

всего помилование применяется  к лицам, уже осуждённым и отбывающим наказание, в большинстве случаев - при замене

смертной казни пожизненным  заключением. Но помилование, так же, как и амнистия, является внесудебным актом.

 

     Помилование  - прерогатива Президента Российской  Федерации, который может применить  любой вид освобождения на

любой стадии уголовного процесса и по любому уголовному делу.

 

     В соответствии с уголовным законом - право помилования принадлежит только Президенту РФ (ст. 89 Конституции РФ).

Решение Президента оформляется  указом, направленным в адрес соответствующего осужденного, в отношении которого

поступило ходатайство. В отношении лиц, осужденных к смертной казни, всегда рассматривается вопрос о возможности их

помилования.

 

В России помилование  осуществляет только президент. Преступники, соответственно, имеют неотъемлемое право проситьо помиловании главу

государства. Эти общие  положения записаны в Конституции и несколько уточнены в ст. 85 Уголовного кодекса, где описаны виды помилования:

освобождение от наказания, сокращение срока наказания, замена наказание на более мягкое. С того, кто уже отбыл наказание, актом  помилования

могут снять судимость. Однако помилование не является актом реабилитации. Если, например, суд свои приговором лишил осужденного, например, воинского звания, при помиловании это звание ему не возвращается. Президентское решение о помиловании обжалованию не подлежит.

Этим правовое регулирование  института помилования преступников практически исчерпывается (если не считать некоторых норм относительно помилования смертников). По сути на этой территории действуют обычаи - правила, к которым все уже  привыкли, все инстанции их строго

блюдут, но закон по их поводу молчит.

Широко известная Комиссия по вопросам помилования при президенте во главе с Анатолием Приставкиным функционирует по доброй воле президента. Как прошлого, так и нынешнего. Единственный юридический документ,

который предусматривает  ее существование, - это указ главы  государства о формировании администрации  президента (там комиссия упомянута  в числе других структур). Комиссия может быть в любую минуту безболезненно  устранена. Путин может соглашаться  с ней, может не соглашаться, может

вообще осуществлять помилование о помиловании без  ее участия. Тем не менее комиссия принимает до 150 решений в неделю.По словам г-на Приставкина, Борис Ельцин за время своего президентства помиловал  более 50 тысяч

осужденных. Владимир Путин уже подписал около 10 тысяч документов о помиловании.

Сама процедура помилования  такова. Сначала прошения попадают в специальное управление администрации. Большинство из них отсекаются чиновниками  на этом этапе. Здесь и возникает  проблема тех самых обычаев, которые действуют в этой сфере вместо закона. Например, существует всеми признанное правило: прошение о помиловании можно подать только в том случае, если осужденный отбыл половину срока. Нигде, даже в самой

хиленькой инструкции, эта  норма не зафиксирована. Прошения, написанные теми, кто половины срока еще не отсидел, к Приставкину даже не попадают. Но Эдмонда Поупа безболезненно помиловали практически сразу.

Обычай был нарушен. Потому что он не зафиксирован в  законе. Комиссия, естественно, получила от родственников осужденных, которым было отказано именно на этом основании, шквал звонков: "А как же мы?".

Чиновники могут отказать в передаче дела в комиссию и по

более субъективным причинам. Но это опять же только обычаи, и  поэтому теоретически (да и практически, как в деле Поупа) они могут быть легко проигнорированы в каждом конкретном случае. Так, в частности, считается, что на комиссию не выносятся те прошения, которые апеллируют

к несправедливому с  точки зрения заявителей приговору  суда. Такая причина отметается - комиссия является внесудебной, по сути общественной организацией и приговоры не пересматривает.

Как правило, не будет  даже рассматриваться прошение о  помиловании от осужденного или  его родных, если было совершено  тяжкое преступление (убийство, изнасилование, терроризм, шпионаж) и в то же время нет каких-то особых обстоятельств, таких, как смерть супруга и необходимость

ухода за ребенком, тяжкая болезнь осужденного, бедственное  положение родственников и т.д. Кроме того, чиновники зачастую действуют по принципу "один в поле не воин" - прошение может быть отклонено без рассмотрения,

если его не поддерживают "общественные организации": церковь, трудовые коллективы, партии, депутаты и т.д. Не доходят до комиссии прошения о помиловании и в тех случаях, если приговор не вступил в законную силу, а также если преступник не прошел предписанное приговором

принудительное лечение.

 

После такого отсева дела наконец рассматриваются в комиссии. По большинству из них (80-90 %) президенту рекомендуют быть милосердным. Учитывают члены комиссии все те же факторы - личность осужденного,

семейные обстоятельства. И только после этого дело ложится  на стол президенту, который и принимает  окончательное решение. В случае отказа, опять же по традиции, новое  прошение можно писать через полгода-год.

 

 

    

 

Актом помилования Президент  РФ может:

 

     а) освободить  лицо от отбывания оставшейся  не отбытой части наказания; 

 

     б) сократить  не отбытое наказание на определенную  часть; 

 

     в) заменить  назначенное наказание или не отбытую часть наказания более мягкой мерой наказания (например, заменить

смертную казнь лишением свободы на определенный срок);

 

     г) снять  судимость. 

 

     Актом помилования  лицо может быть также освобождено  от дополнительного наказания,  но при условии, что оно еще  не

исполнено. Поэтому нельзя, например, актом помилования вернуть  воинское или почетное звание, которых  лицо было лишено

по приговору суда, поскольку помилование не является реабилитацией лица, оно не устраняет  факта совершенного

преступления, а представляет собой лишь проявление гуманизма  в отношении осужденного лица.

 

Полномочия  президента Республики Татарстан в  сфере помилования.

 

     Наряду с президентом  Российской Федерации, полномочиями  по помилованию в рамках субъектов  РФ, наделены

президенты Республики Татарстан  и Республики Башкортостан. Данные полномочия закреплены в соответствующих  договорах

между Российской Федерацией и субъектом. Так, в соответствии с Договором Российской Федерации и Республики Татарстан

"О разграничении предметов  ведения и взаимном делегировании  полномочий между органами государственной  власти РФ и

органами государственной власти РТ"[5], органы государственной власти РТ осуществляют помилование лиц, осужденных

судами Республики Татарстан. Конституция  Республики Татарстан[6] относит "помилование  лиц, осужденных судами РТ" к

полномочиям президента. Таким образом, помимо президента Российской Федерации, полномочиями в области помилования, с

ограничениями обладает и президент  Республики Татарстан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Различия института  помилования и амнистии.

 

     В связи с рассмотрением  понятия и признаков амнистии  и помилования, можно обозначить  различия между ними.

 

     1.Помилование не носит  нормативного характера, а представляет  собой акт применения права в конкретном случае.

 

     2.Помилование осуществляется  в отношении определённого лица, тогда как амнистия распространяется  на неопределённое

количество лиц.

 

     3.Акт о помиловании  является юридическим основанием  для освобождения лица от наказания, тогда как для применения

амнистии необходим акт соответствующего органа, на который возложена обязанность  по реализации амнистии.

 

     4.Ходатайство о помиловании  всегда исходит от самого осуждённого,  его родственников, наблюдательных  комиссий,

администрации ИТУ. В тех случаях, когда помилование осуществляется в отношении иностранных граждан, ходатайство может

исходить от органов власти или  управления иностранного государства. Акты же амнистии всегда издаются по инициативе

органов власти, правомочных на их издание.

 

     5.Помилование носит  единичный, разовый характер, тогда  как применение амнистии - это  достаточно продолжительный

период, требующий усилий многих правоохранительных органов: следствия, дознания, суда, прокуратуры, органов, ведающих

исполнением приговора (обычно амнистия подлежит исполнению в течение  шести месяцев).

 

     6.Реализуя  амнистию, соответствующие органы  лишь в некоторой степени учитывают  поведение осуждённого, например,

она не применяется к  злостным нарушителям режима, тогда как помилование полностью зависит от поведения осуждённого в

местах лишения свободы.

 

Помилование и амнистия, несмотря на очевидное  сходство, различаются между собой. Перечислим эти отличия.

1.Помилование  не носит нормативного характера,  а представляет собой акт применения права в конкретном случае.

2.Помилование  осуществляется в отношении определённого  лица, тогда как амнистия распространяется  на неопределённое количество  лиц. 

3.Акт о  помиловании является юридическим  основанием для освобождения  лица от наказания, тогда как для применения амнистии необходим акт соответствующего органа, на который возложена обязанность по реализации амнистии.

4.Ходатайство  о помиловании всегда исходит  от самого осуждённого, его  родственников, наблюдательных комиссий, администрации ИТУ. В тех случаях, когда помилование осуществляется в отношении иностранных граждан, ходатайство может исходить от органов власти или управления иностранного государства. Акты же амнистии всегда издаются по инициативе отганов власти, правомочных на их издание.

5.Помилование  носит единичный, разовый характер, тогда как применение амнистии - это достаточно продолжительный  период, требующий усилий многих  правоохранительных органов: следствия,  дознания, суда, прокуратуры, органов,  ведающих исполенением приговора (обычно амнистия подлежит исполеннию в течение шести месяцев).

6.Реализуя  амнистию, соответствующие органы  лишь в некоторой степени учитывают  поведение осуждённого, например, она не применяется к злостным  нарушителям режима, тогда как  помилование полностью зависит от поведения осуждённого в местах лишения свободы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

      Итак, в  данной работе мною были рассмотрены  институт амнистии и помилования.  Какие же можно сделать выводы?

Среди актуальных проблем, возникающих в процессе борьбы с преступностью, первостепенное значение имеет решение

Информация о работе Амнистия и помилование