Строительство жилья в регионах РФ с 2000 по 2009гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Какая в результате сложилась ситуация к 2000г и ее дальнейшее развитие до 2009г в аспекте географического распределения объемов строительства жилья в РФ является целью данной работы.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

◦поиск и обработка статистических данных
◦построение картосхем на базе данных
◦изучение размещения групп регионов с различными объемами ввода в действие жилых домов
◦выявление показателей с минимальным и максимальным значениями
◦сравнительная характеристика объемов строительства жилья в регионах и федеральных округах за 2000-2006гг
◦объяснение, почему группы имеют различные показатели

Содержание

Введение
Глава 1. Жилищная политика в РФ
1. Оптимальный сценарий развития рынка жилья
2. Принципы жилищной политики и стратегические цели государства на рынке жилья
3. Система жилищного финансирования - инструмент реализации стратегии на рынке жилья
4. Задачи жилищной политики
Глава 2. Динамика географического распределения строительства жилья в РФ в период 2000-2009гг
1. Методика ранжирования
2. Строительство жилья в РФ с 2000г по 2009г
1) Строительство жилья по регионам и федеральным округам РФ в 2000г
2) Строительство жилья по регионам и федеральным округам РФ в 2003г
3) Строительство жилья по регионам и федеральным округам РФ в 2006г
4) Строительство жилья по регионам и федеральным округам РФ в 2009г

3. Анализ динамики географического распределения строительства жилья в РФ с 2000г по 2009г
Заключение
Приложения
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Золотовицкий.,Строительство жилья в РФ 2000-2009гг (2).doc

— 1.21 Мб (Скачать)

РОССИЙСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ 
 

           ФАКУЛЬТЕТ Экономический 
           НАПРАВЛЕНИЕ Экономика

           КАФЕДРА Региональной  экономики и географии

 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

НА  ТЕМУ: Строительство жилья в регионах РФ с 2000 по 2009гг  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студент: Золотовицкий В.В.,

Группа  ЭУ-101

Научный руководитель: Боянова С.В

Заведующий  кафедрой: Холина В. Н.  
 
 

Москва

2011г.

 

Содержание 
 

 

Введение

     До  начала 90-х годов прошлого века в России жилищная сфера развивалась в рамках административно-командной системы управления преимущественно за счет бюджетных средств без активного участия населения - потребителя строительных и жилищно-коммунальных услуг. Определение целей, задач, сценария развития и его ресурсное обеспечение находилось в руках государства.

     Однако, в 90-х годах государство, законодательно обеспечив существование жилищного  рынка, практически полностью прекратило бюджетное финансирование строительства жилья, предоставив гражданам самостоятельно взаимодействовать с приватизированными и созданными частными строительными компаниями. Оно также передало значительную часть своих социальных обязательств на уровень муниципалитетов.

     Такой резкий уход государства из жилищной сферы не мог не привести к деформациям  рынка, ввиду недостаточной его  финансовой сформированности (недостаточной капитализации банковской системы) и строительной (отсутствие института девелопмента) инфраструктуры, а также слабости местного самоуправления, и существенно повлиять на объемы вводимого жилья.

     Какая в результате сложилась ситуация к 2000г и ее дальнейшее развитие до 2009г в аспекте географического распределения объемов строительства жилья в РФ  является целью данной работы.

     Поставленная  цель предполагает решение следующих  задач:

    • поиск и обработка статистических данных
    • построение картосхем на базе данных
    • изучение  размещения групп регионов с различными объемами ввода в действие жилых домов
    • выявление  показателей с минимальным и максимальным значениями
    • сравнительная характеристика объемов строительства жилья в регионах и федеральных округах за 2000-2006гг
    • объяснение, почему группы имеют различные показатели

    При написании курсовой работы  были  использованы следующие методы:  ранжирование, картографический метод, построение  диаграмм (заключается в непосредственном построении диаграмм, исходя из приведенной статистики), анализ статистических данных.

 

Глава 1. Жилищная политика в РФ

1. Оптимальный сценарий развития рынка жилья

     При определении стратегии формирования жилищной политики и выборе оптимального сценария развития рынка жилья, необходимо принимать во внимание следующие особенности жилищной сферы:

    - Жилищная  сфера является важнейшим сегментом экономики, в котором на основе рыночных механизмов взаимодействуют государство, частный бизнес и население, а по объему рынок недвижимости составляет значимую часть ВВП страны;

    - Строительство  жилья оказывает непосредственное  и существенное влияние на развитие сопряженных с ним производственных отраслей (строительство объектов жилищно-коммунального сектора, объектов инженерной инфраструктуры, производство строительных материалов и т.п.), обеспечивающих кратное увеличение промышленного производства по мере роста производства в сфере жилищного строительства;

    - Данная  сфера непосредственно связана  с решением приоритетной социальной  задачи.

     В 90-х годах государство, законодательно обеспечив существование жилищного рынка, практически полностью прекратило бюджетное финансирование строительства жилья, предоставив гражданам самостоятельно взаимодействовать с приватизированными и созданными частными строительными компаниями. Оно также передало значительную часть своих социальных обязательств на уровень муниципалитетов.

     Такой резкий уход государства из жилищной сферы не мог не привести к деформациям  рынка, ввиду недостаточной сформированности его финансовой (недостаточной капитализации  банковской системы) и строительной (отсутствие института девелопмента) инфраструктуры, а также слабости местного самоуправления, и существенно повлиять на объемы вводимого жилья, которые сократились с 76 млн. кв. метров в 1987 году до 32 млн. кв. метров в 2000 году. 1

     Это послужило питательной средой для  возникающих повсеместно административных барьеров, имеющих зачастую коррупционный характер, в отношении земельных площадок под жилищную застройку и сроков оформления исходно-разрешительной документации на строительство. Отношения между гражданами и застройщиками стали строиться на основе долевых схем, которые во многих случаях являлись финансовыми пирамидами на строительном рынке, постепенно переросшими в проблему "обманутых дольщиков".

     Безусловно, потенциал рыночных механизмов и  отношений по привлечению и эффективному использованию инвестиционных ресурсов на рынке жилья несопоставим с возможностями государственных (и, тем более, муниципальных) финансов, однако в настоящее время открывающимися возможностями может воспользоваться лишь весьма незначительное число граждан России.

     Все это требует выбора оптимального сценария развития рынка жилья и  оптимальной системы государственного управления. В их рамках преимущества рыночной экономики, основанные на максимальном развитии конкурентных отношений, должны сочетаться с активным участием государства в тех сегментах, которые остаются непривлекательными или пока еще не привлекательными для частного бизнеса, ориентированного на извлечение максимальной прибыли.

     В основу государственной жилищной политики в рамках названного сценария должен быть положен принцип разделения задач государственного управления жилищной сферой и профессионального участия государства в рыночной деятельности. Ограничивая свои функции в качестве профессионального участника рынка, государство повышает эффективность государственного регулирования рынка жилья, направляя его на повышение качества обслуживания и снижение общественных затрат, связанных с деятельностью по строительству, предоставлению и обслуживанию жилья.

     Таким образом, оптимальная стратегия  государства на рынке жилья состоит в создании и стимулировании максимально благоприятных условий жизни для социально и экономически активных слоев населения, содействии в формировании среднего класса с одновременной поддержкой социально незащищенных слоев населения, т.е. уменьшением бедности.

     Эта стратегия, ввиду масштабности и  комплексности стоящих задач, требует  создания федерального органа исполнительной власти - министерства. Оно должно быть ответственным за разработку и реализацию государственной политики по развитию строительного комплекса, градостроительной деятельности, жилищной и жилищно-коммунальной сфер, которая будет способна обеспечить достижение целевых установок государственной стратегии.

     Данная  политика реализуется путем осуществления  нормативно-правового регулирования, разработки программ, а также мониторинга эффективности применяемых мер государственной поддержки.

     В условиях, когда практически все  предприятия находятся в частных  руках, данному органу государственной  власти необходимо выработать новые эффективные способы управления, основанные на принципах четкого анализа ситуации на рынке, частно-государственного партнерства и взаимодействия с профессиональными объединениями участников рынка.

2. Принципы жилищной политики и стратегические цели государства на рынке жилья

     В соответствии с Конституцией Российской Федерации, стратегической целью государственной  жилищной политики является реализация права на жилище всеми категориями  граждан, независимо от их доходов.

     Стратегия государства должна быть направлена на реализацию этого права как путем стимулирования рыночных отношений в жилищной сфере, так и с помощью мер государственной поддержки тех категорий граждан, которые не могут самостоятельно решить жилищную проблему2.

     Речь  идет об обеспечении доступности собственного и наемного комфортного (отдельного) жилья для семей, относящихся ко всем социальным группам населения, включая обеспечение доступности расходов на содержание и обслуживание жилья. На основе именно такой государственной жилищной политики должна быть выстроена Стратегия массового строительства жилья для всех категорий граждан. В ее основе должны лежать потребности гармоничного социально-экономического развития регионов и стабильного развития страны в целом, обеспечение рационального размещения производственных мощностей и мобильности трудовых ресурсов (включая миграционные потоки).

     Успешность  государственной жилищной политики существенным образом зависит от того, как граждане воспринимают ее цели и задачи, ощущают ли они, что  она направлена на повышение уровня жизни всех, а не только наиболее обеспеченных слоев общества, насколько снижаются имущественные диспропорции, которые в сегодняшней России достигли критического уровня.

     При этом важнейшей составной частью государственной жилищной политики является социальная жилищная политика, содержащая механизмы реализации права на жилище граждан, нуждающихся в помощи со стороны государства.

     Социальная  жилищная политика должна содержать  меры государственной поддержки, дифференцированные в зависимости от материального положения граждан, которые условно, могут быть отнесены к двум категориям3:

    - Категория  граждан, нуждающихся в социальной  защите, к которой, помимо малоимущих, признанных таковыми в соответствии  с положениями жилищного законодательства и иных категорий, признанных нуждающимися в жилых помещениях на установленных соответствующими законами основаниях, также должны быть отнесены граждане, доходы которых не позволяют им осуществить строительство или приобретение жилья даже при условии государственной поддержки.

    - Категория  граждан, нуждающихся в социальной  поддержке, к которым относятся  граждане с семейными доходами  большими, чем у предыдущей категории,  но они не способны осуществить  строительство, покупку или наем  жилья с использованием собственных доходов, накоплений и кредитов без определенной поддержки со стороны государства.

     Граждане, не относящиеся ни к одной из перечисленных  выше категорий, реализуют свое право  на жилище самостоятельно, строя или  приобретая его в собственность, или нанимая на рыночных условиях.

3. Система жилищного финансирования - инструмент реализации стратегии на рынке жилья

     Реализация  стратегических целей и принципов  жилищной политики невозможна без формирования целостной эффективно функционирующей  системы жилищного финансирования, обеспечивающей ввод, реализацию (продажу и наем) и эксплуатацию жилья. Она должна быть направлена на решение следующих задач:

    - обеспечение  реального повышения доступности  жилья посредством адекватно  оборудованного жилья приемлемого  размера и нормального качества для всех категорий граждан, независимо от их доходов с учетом всех принятых на себя обязательств государства;

    - развитие  рыночных механизмов в жилищной  сфере.

     Жилищное  финансирование должно опираться преимущественно  на средства частных инвесторов, включая средства населения. Государственные и муниципальные финансы служат лишь катализатором рыночных процессов, стимулирующим их ускоренное развитие. Они также направляются в качестве соинвестиций, в том числе, в форме частно-государственного партнерства, на социальную защиту и социальную поддержку тех категорий граждан, которые не в состоянии решить свои жилищные проблемы самостоятельно.

Информация о работе Строительство жилья в регионах РФ с 2000 по 2009гг