Театр как коммуникация

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 14:12, реферат

Описание работы

Для человеческого общества театр является традиционным видом искусства. Он уже не одно тысячелетие многопланово влияет на личность: объясняет мир, создаёт эмоциональные импульсы к различного рода деятельности, выполняет огромную воспитательную роль, поднимая различные философские вопросы, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества.

Содержание

Введение 3
1. Современный театр 4
2. Зрительный зал 5
2.1 Театр - это образ мира 5
2.2 Театр - это социальный идентификатор 5
2.3 Театр - это школа общения 6
2.4 Театр - возможность выразить свое «за» 7
2.5 Театр - умение сопереживать 8
3. Сила примера 10
3.1 Предварительные выводы из выше изложенного 12
4. Русский психологический театр 13
5. Недостоверность современного театра 16
5.1 Первая причина недостоверности современного театра 16
5.1.1 Штампы 18
5.2 Вторая причина недостоверности современного театра 20
5.3 Третья причина недостоверности современного театра 22
Заключение 23
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

театр как коммуникация.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение                                                                                                      3

1. Современный  театр                                                                                 4

2. Зрительный  зал                                                                                        5 

2.1  Театр - это образ мира                                                                         5

2.2  Театр - это социальный идентификатор                                               5

2.3 Театр - это школа общения                                                                   6

2.4  Театр  - возможность выразить свое «за»                                             7

2.5 Театр - умение сопереживать                                                               8

3. Сила примера                                                                                        10

3.1 Предварительные выводы из выше изложенного                               12

4. Русский психологический театр                                                           13

5. Недостоверность современного театра                                                  16

5.1 Первая  причина недостоверности современного театра                   16

5.1.1  Штампы                                                                                              18

5.2  Вторая  причина недостоверности современного театра                   20

5.3 Третья  причина недостоверности современного театра                    22

Заключение                                                                                                 23

Список  использованной литературы                                                          24 
 

Введение

Для человеческого  общества театр является традиционным видом искусства. Он уже не одно тысячелетие многопланово влияет на личность: объясняет мир, создаёт эмоциональные импульсы к различного рода деятельности, выполняет огромную воспитательную роль, поднимая различные философские вопросы, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества.

На протяжении веков функции театра не менялись, но в разные эпохи на определённые из них делались акценты. Театр, будучи институтом социального общения, всегда влиял на общественно-организационные процессы, обычно представляя при этом интересы ведущего класса. 

Современная женщина всесторонне развита, а  потому в ее графике должно быть время для посещения театра. Современный  театр - какой он? Что можно для  себя найти в нем? Кем является актер третьего тысячелетия, изменилась ли режиссура в новом веке и что же такое современный театр? Современный театр - это весьма сложное и многогранное явление. Всем известная пословица гласит, что театр начинается с вешалки, но только начинается. Театр – это всегда необычайная, праздничная обстановка. Входя в зал и видя тяжелые складки занавеса, строгие ряды кресел, лепные украшения на потолке и стенах, непременно ощущаешь торжественность этого момента, предвкушаешь что-то необычное. И по завершению, любая театральная постановка оставляет незабываемый след в душе и становится предметом всеобщих обсуждений и споров. 
 
 

1. Современный  театр

Современный театр - это, прежде всего, живая связь  времен. Вы, конечно же, возьмете билет в театр, если узнаете о постановке «Гамлета» или «Ревизора». Одной из тенденций современного театра является осовременивание классики. Так, например, Хлестаков в конце спектакля вдруг может свободно прочитать рэп. Все актеры могут быть одеты режиссером в современные костюмы и разговаривать по мобильным телефонам. Относиться к этому можно по-разному. Ведь, с одной стороны, современное искусство должно постоянно идти в ногу со временем, чтобы выживать в нынешних условиях массовой культуры – должны же продаваться билеты в театр, чтобы он мог продолжать свое существование. А с другой стороны, так называемое «переодевание» всей театральной классики может легко утратить ее историческое своеобразие, из-за чего может исчезнуть это неповторимое ощущение прошлого, что также необходимо нашему зрителю.

 

Ярким представителем современного театра является театр ленком. Этот театр сегодня  знают все – от москвичей и  приезжих до завзятых театралов. Такой  театр невозможно обойти стороной, ведь это театр звезд и суперзвезд. Постановки здесь делают выдающиеся режиссеры и драматурги. Не устает поражать его творческая молодость, новаторство, смелые эксперименты, долголетие и постоянство его зрительского успеха. В Ленкоме работали лучшие из лучших, такие актеры, как Евгений Леонов, Александр Абдулов и Татьяна Пельтцер. Почти все спектакли Ленкома проходят с невероятным успехом у зрителя. Сейчас на его сцене играют такие актеры как Дмитрий Певцов и Александр Збруев. Одними из известнейших постановок, на которые вы можете пойти и сегодня, являются «Юнона и Авось» и «Безумный день, или женитьба Фигаро». 

2. Зрительный  зал

Эффект  зрительного зала, как социальной модели общества, обладает несколькими  важными характеристиками, которые  собственно и привлекают людей в  ряды зрителей на протяжении всей истории существования театра.

2.1  Театр  - это образ мира.

Театр - это возможность увидеть и  усвоить как образец социального  опыта ту историю, которая будет  представлена в сюжете пьесы. Сюжет  пьесы (то, что в ней происходит с героями), изложенной драматургом истории, является определяющим фактором интереса к театру как к искусству. Подобный интерес основывается на необходимости каждого человека накапливать опыт социальных шаблонов поведения для той или иной жизненной ситуации. Чем большей человек владеет информацией о чужом социальном опыте, тем больше у него самого возникает вариантов развития ситуации, встретившейся в его жизни. В определение собственной жизненной стратегии человеку необходимо знание (желательно достоверное) о чужом жизненном пути.

Зачастую  зрители, захваченные событиями  пьесы, не сдержавшись, комментируют поступок кого-либо из героев репликой типа «вот дура ...», отвергая тем самым ценности или мотивы персонажа, которые им кажутся неприемлемыми.

На сегодняшний  день театру как источнику социальных шаблонов пришел конец, так как именно эту функцию на себя взяло сначала кино, а теперь телевидение.

2.2  Театр  - это социальный идентификатор.

Вторую  черту театрального искусства, которая  интересна зрителям и интересна  до сих пор, можно определить как необходимость или даже потребность в камертоне творчества, как социальном идентификаторе.

В этом смысле для зрителей театр - это возможность  увидеть реальный творческий процесс  в реальном времени и собственными глазами. Возможность рассмотреть, действительно ли то, что он видит на сцене, есть творчество, и соотнести то, что другие называют творчеством со своим представлением о нем. Каждый из зрителей абсолютно точно определяет (конечно, субъективно), действительно ли он видит творческий процесс, или хотя бы закрепленный результат творческого процесса. Представление о творчестве, как о процессе, присущем в той или иной степени каждому человеку, является базовым элементом в модели социального мироустройства личности. Через оценку театрального творчества в роли театрального зрителя, человек осуществляет свою личностную социальную идентификацию действующим социальным нормам. Наедине с телевизором это сделать невозможно, в лучшем случае можно идентифицировать свою позицию только с позицией телекомментатора или тележурналиста. Всем понятно, что тележурналист ангажирован и выражает точку зрения заинтересованных лиц, которые ему платят зарплату. В зрительном зале каждый из зрителей видит то же, что и остальные и имеет возможность сравнивать собственные реакции с поведением многих других людей. 

В случае положительного резонанса с мнением  зала, человек испытывает свою сопричастность обществу и адекватность социальным нормам. Особенно в этом смысле показательно стремление многих граждан, увидеть  каких-либо «звезд» для того, что бы подтвердить или опровергнуть свои представления о них и сравнить свое мнение с мнением большинства. 

2.3  Театр  - это школа общения.

Третьим фактором притягательности театра для  зрителей является возможность увидеть  различные способы формализации поведения, формализации чувств, эмоций, психических состояний. Профессиональные актеры владеют средствами выразительного языка, который позволяет им выражать огромную гамму эмоций в гораздо более высокой степени, чем это умеет большинство людей. Каждому человеку в реальной жизни необходимо, чтобы его понимали, без этого невозможно никакое социальное взаимодействие. Чтобы быть понятным надо уметь выразить, то, что ты думаешь, а еще в большей степени - то, что чувствуешь, но как?

Актеры  умеют красиво и понятно говорить, умеют четко и понятно передавать свои эмоции, они, когда надо, плачут и заразительно смеются именно тогда, когда надо смеяться, а некоторые даже умеют, когда надо, молчать.

Как школа  общения театр тоже отошел на второй план, так как киноискусство позволяет гораздо более достоверно и подробно показывать умение актеров показывать свои чувства. 

2.4  Театр  - возможность выразить свое «за».

Только  в театре человек имеет возможность  выразить свою поддержку тому, что  он видит и одобряет. Оценивая жизнь как философскую категорию бытия во всех ее проявлениях и во всем ее многообразии, каждая, отдельно взятая личность, нуждается в возможности выразить свое индивидуальное отношение к тому, что происходит на этом свете.

Чуть  ли не единственной возможностью выразить свое «за» позволяют аплодисменты в театре. Мне нравится то, что происходит на сцене, мне нравится то, как развивается ситуация, изложенная в пьесе, мне нравится то, как живут и творят эти люди, и я имею возможность «обезличенно», но, в то же время, лично выразить всему этому свою поддержку аплодисментами и, может быть, даже авиацией, если буду согласен с другими.

Аплодисменты - это форма социальной активности, позволяющая реализовывать свою гражданскую, личностную, человеческую позицию, что очень важно для современного человека. 

2.5  Театр  - умение сопереживать.

Главным, на мой взгляд, качеством, привлекающим людей в ряды зрителей, является уникальная возможность, которую давал  театр во все времена. Это - возможность  сопереживать тому, что происходит на сцене. Сопереживать - значит испытывать такие же эмоции и чувства, какие испытывают актеры от лица своих сценических героев, играя ту ли иную пьесу.

В обыденной  жизни человека, живущего в современном  урбанистическом мире, сопереживанию места нет. Даже в родственных отношениях сопереживание встречается редко, так как сопереживание подразумевает понимание эмоций другого, но в нашем обществе родители не понимают детей, супруги не понимают друг друга, так как в большинстве случаев внешняя по отношению к семье, социальная среда (школа, ВУЗ, работа, друзья и т.п.) сильно от нее отличается.

Второй  причиной отсутствия сопереживания  является потенциальная опасность  этого процесса, связанная с пониманием того, что, сопереживая, человек сам  открывает свой внутренний эмоциональный мир другому и становится незащищенным, уязвимым.

Как известно, базисом индивидуального жизненного опыта, приобретаемого человеком в  течение его жизни, являются его  эмоции, позволяющие маркировать  положительно или отрицательно те или иные события происходившие в его жизни. Эмоционально значимые факты биографии человека формируют его личностную структуру и во многом определяют его дальнейшую судьбу. Раскрывая тайны индивидуального прошлого человека, невозможно это сделать, не затрагивая его переживания по поводу этого прошлого. Открывая свою душу, например, рассказывая о своем прошлом, каждый человек вновь переживает и чувствует те эмоции, которые были связаны с важными для него событиями. Переживание эмоций вместе с кем-то другим, одновременно с кем-то другим - это всегда эмоционально яркое событие для каждого человека.

Информация о работе Театр как коммуникация