Специфика вербальной коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 01:19, курсовая работа

Описание работы

Думаю, что невозможно представить нашу цивилизацию без такого понятия как межличностного общения, или вербальной коммуникации. Умение произносить звуки, складывать их в слова, слова в предложения, наполненные смыслом, даёт нам самые широкие возможности для взаимодействия и взаимопонимания. Общение – это то, на чём стоит наше общество и что в древние времена, что сегодня, оно остается, пожалуй, самым главным умением всей человеческой жизни. Причём речь идёт не только об индивидуальных бытовых ситуациях. Коммуникация покупателя и продавца, солдата и командира, пилота и авиадиспетчера – в любой сфере деятельности необходимо умение поддерживать словесный контакт помогающий решать те или иные задачи.

Содержание

Введение - 3
1. Коммуникация, как знаковая система - 4
1.1. Сущность и функции вербальной коммуникации - 4
1.2. Текстовые коммуникации - 9
2. Практика вербальной коммуникации - 13
2.1. Виды устной вербальных коммуникаций - 13
2.2 Владение речью -19
2.3 Общая характеристика методов воздействия на потребителя в рекламе – 23
3. Возможности вербальных коммуникаций - 32
Заключение -36
Список использованной литературы -37

Работа содержит 1 файл

курсовая Широков.docx

— 73.09 Кб (Скачать)

Отсюда можно сделать существенный для паблик рилейшнз вывод: значимыми (воздействующими и теми, что останутся в памяти) является лишь незначительное количество ключевых слов, на которые и следует обратить основное внимание.

Отдельной областью становится определение  трудности восприятия текста (так  называемые формулы читабельности). Формула читабельности Р. Флеша имеет следующий вид: X = 206,48 - 1.015Y - 0.846Z, где X — оценка трудности текста для среднего взрослого читателя, Y — средняя длина предложений в словах, Z — число слогов на 100 слов текста.

Оценка 100 говорит о том, что человек  с минимальным уровнем образования  сможет ответить на три четверти вопросов по тексту, оценка 0 — текст доступен лишь узким специалистам, оценка 60 —  текст стандартный по трудности для среднего читателя. Формула Флеша появилась в 1943 г., после этого Ассошиэйтед Пресс в 1948 г. проверяли на трудность выпускаемые ими материалы. Наши авторы проанализировали имеющиеся формулы читабельности, созданные для английского языка и выделили следующий набор факторов, учитываемый ими

1) процент слов в тесте, содержащих  больше 3 слогов;

2) средняя длина предложений  в слогах;

3) процент не повторяющихся в  тесте слов;

4) число слогов на 100 слов текста;

5) процент односложных слов;

6) процент слов в 3 слога и  больше;

7) средняя длина предложений  в словах;

8) процент слов, вошедших в список 30 000 наиболее часто употребляемых  слов английского языка. Предлагаемая  формула имеет следующий вид: X = 0,62Y + 0,123Z +0,051, где X — оценка трудности текста, Y — средняя длина предложений в словах, Z — процент слов, имеющих больше трех слогов. Однако набор вербальных характеристик достаточно широк, и для составления имиджевой биографии лидера большую роль может сыграть отбор определенных поступков, включенных затем в нее. Так, к примеру, работали сотрудники Никсона, подбирая те или иные ситуации, пытаясь проиллюстрировать нужные характеристики (типа смелости, юмора и т.д.). Современные научные исследования также позволяют найти ту или иную мотивировку, которая стоит за поступком. В одном из исследований дети шести-семи лет оценивали сказочные персонажи по ряду следующих качеств: верный друг, аккуратный, шалун, добрый, умный, веселый, хитрый, неряха и т.п. Выводы интересны и для политической коммуникации: "Если для менее развитых в этой сфере детей герой, оцениваемый как "плохой", получал автоматически и оценки "трусливый", "глупый", "неаккуратный", то более развитые дети понимали, что герой может быть плохим, но, например, "смелым", как лиса Алиса или кот Базилио, или "аккуратным", как Снежная королева". Несомненно, что массовая психология явно смещена в сторону менее развитых детей, стремясь к простому, черно-белому восприятию мира. . [4. с.223]

Т.А. ван Дейк, анализируя проявления идеологии в вербальных структурах, отмечает "Идеологии должны воплощать социальное знание и мнения". И далее: "Идеологии — это не перечни норм или ценностей.

Они принимаются группами, имеющими общие цели и интересы. Содержание идеологии организовано так, что  оно включает ту социальную информацию, которая направлена на защиту этих целей и интересов". Исследователь анализирует как прессу, так и сферу повседневного общения, поскольку темы, которые завуалированы в публичном дискурсе, проявляются в более откровенной форме в повседневных разговорах. В них "меньшинства изображаются как отличающиеся, отклоняющиеся, конкурирующие и угрожающие. Их присутствие создает долговременные, постоянные трудности, которые непонятно, как преодолеть. Характерно также, что истории о меньшинствах обычно лишены обязательной в других случаях категории Разрешения, т. е. категории, в которой протагонист в убедительной форме разъясняет, что именно он (или она) "сделал, чтобы выйти из затруднения". И в самом деле, "истории о меньшинствах" лишены героизма. Наоборот, наблюдается инверсия ролей как часть общей стратегии положительной самопрезентации: мы становимся жертвами инородцев". Интересна еще одна характеристика такого общения, отсылающая к группе и групповой солидарности: "Говорящие выступают не (только) как индивидуумы, но, главным образом, как члены белой группы, как составная часть "нас". Они почти никогда не говорят: "Мне это не нравится", но: "Мы к этому не привыкли". Они также настаивают обычно на том, что "другие" (живущие по соседству) тоже так думают".

В другой своей работе Т. ван Дейк приводит примеры того, как грамматические возможности языка используются для приглушения отрицательной роли правящей элиты. В заголовке "Police kills demonstrator" — "Полиция убивает демонстранта" — полиция стоит на первом месте, что указывает на роль деятеля. В пассивной конструкции "Demonstrator killed by police" — "Демонстрант, убитый полицией" — полиция также в роли деятеля, но на первое место уже вынесен сам демонстрант. В предложении "Demonstrator killed" - "Демонстрант убит" — есть и значение "Демонстрант убил", полиции вовсе отдана имплицитная роль.

ТА. ван Дейк предлагает стандартную схему новостей, используемую СМИ. Она включает следующие категории: Краткое содержание, Обстановка, Направленность, Осложнение, Развязка, Оценка и Кода.

"Если одна из обязательных  категорий отсутствует, адресат  может заключить, что рассказ  не закончен, у него нет смысла  или это вообще не рассказ... Журналисты также привыкли, хотя  и не в такой прямой форме,  искать информацию, которая соответствовала  бы данным категориям, например, когда журналист пытается найти  предпосылки (или описать фон)  происшедших событий. Другими  словами, структуры новостей, такие,  как формальные конвенциональные  схемы, могут быть соотнесены  с установившейся практикой производства  текстов новостей или выведены на ее основе".

Д. Болинджер упоминает роль номинации в создании нужного типа ассоциаций. Вслед за Ч. Осгудом он обращается к именами баллистических ракет: Тор, Юпитер, Атлас, Зевс, Поларис, система противоракетной обороны получает название "Сейфгард" (Предосторожность), Военное министерство заменено на Министерство обороны. Он видит элемент "языкового обмана" и в элементарном воздушном путешествии:

"Представьте себе эффект  воздушного путешествия, если  бы пассажирам авиалиний приходилось  принимать участие в парашютных  тренировках, и сравните его  с нежным, спокойным голосом стюардессы, когда она небрежно сообщает  о мерах безопасности. Тон ее  голоса нужны для того, чтобы  отвлечь пассажиров от зловещего  смысла произносимых ею слов".

Реакция человека, слушающего новости, будет разной, считает Р. Блакар, в зависимости от того, услышат ли они что:

1) американцы наращивают мощь  своих военно-воздушных сил во  Вьетнаме;

2) американцы расширяют воздушную  войну во Вьетнаме;

3) американцы усиливают бомбардировки Вьетнама. Или такие отсылки, как "американское участие в делах Вьетнама" в отличие от "американской агрессии во Вьетнаме", "Народно-освободительная армия Вьетнама" или "Вьетконг".

Определенные коммуникативные  сферы в сильной степени зависят  от этого типа языка. "Существует привилегированная область литературной лжи. Любовь, война, морское путешествие  и охота имеют свой язык — как  и все опасные занятия, поскольку это важно для их успеха". Нам следует отнести сюда и политику, поскольку успех политики в сильной степени заложен в правильных коммуникативных стратегиях.

Текстовая коммуникация во многом схожа  с устной, потому как является, по сути, просто её изложением на носителе с помощью средств письменности. Обладает более широкими возможностями для формулировки сообщения и в подавляющем большинстве случаев имеет чёткую целевую направленность, как то газетная статья или рекламное обращение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Практика вербальной коммуникации

2.1. Виды устной вербальных коммуникаций

Разговор - это словесный обмен мнениями, сведениями. Разговор часто употребляется  как синоним к слову беседа. Разговор, беседа, обсуждение предполагают наличие 2-х или нескольких участников, которые в непринужденной обстановке высказывают свои мнения, соображения по тому или иному поводу. Обсуждение ведется по какой-либо определенной теме и каждый участник высказывает свою точку зрения. Участники разговора задают друг другу вопросы, чтобы узнать точку зрения собеседника или прояснить непонятные моменты обсуждения. Беседа особенно эффективна в том случае, если возникает необходимость разъяснить какой-либо вопрос, осветить проблему. Собеседование - специально организованная беседа на общественные, научные темы.

Спор. Слово спор служит для обозначения  процесса обмена противоположными мнениями. Под спором понимается всякое столкновение мнений, разногласия в точках зрения по какому либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.

В русском языке есть и другие слова  для обозначения данного явления: диспут, дискуссия, полемика, дебаты, прения. Довольно часто они употребляются  как синонимы к слову спор.

Слово диспут пришло к нам из латинского (disputar - рассуждать, disputatio - прение) и первоначально обозначало публичную защиту научного сочинения, написанного для получения ученой степени. Сегодня в этом значении слово диспут не употребляется. Этим словом называют публичный спор на научную и общественно важную тему.

Дискуссией (лат. discusso исследование, рассмотрение разбор) называется такой публичный спор, целью которого являются выяснение и сопоставления разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.

Дискуссия - это обмен мнениями по вопросам в соответствии с более или  менее определенными правилами  процедуры и с участием всех или  только некоторых присутствующих на собрании. При массовой дискуссии  все члены, за исключением председателя, находятся в равном положении. Здесь  не выделяют особых докладчиков и  все присутствуют не только в качестве слушателей. Специальный вопрос обсуждается  в определенном порядке, обычно в  соответствии со строгим или несколько  видоизмененным регламентом и под  председательством должностного лица.

Собрание, не обставленное формальностями и посвященное  обсуждению какого-либо частного вопроса, обычно называется массовым митингом. Заседание комиссии - наиболее частый вид массового обсуждения. Регулярные деловые сессии большинства общественных организаций проводятся также как дискуссии этого вида. Массовые дискуссии подчиняются правилам парламентской процедуры. Но иногда процедура бывает совершенно простой, неформальной. Однако и в таких случаях имеется председатель, который следит, чтобы обсуждение шло нормально и только по повестке дня, чтобы никто при обсуждении не занимал преимущественного положения и чтобы высказалось по возможности как можно больше компетентных участников собрания.

Групповая дискуссия заключается в обсуждении вопросов специальной выделенной группой  перед аудиторией. Как и любая  форма обсуждения перед слушателями, она представляет диспут. Цель групповой  дискуссии - представить возможное  решение проблемы или обсудить противоположные  точки зрения по спорным вопросам. Но обычно она не разрешает спора  и не склоняет аудитории к какому-либо единообразии действий.

В групповой дискуссии принимает  участие от 3 до 8 членов, не считая председателя. Ее вариант - диалог, включает только двух участников. Участники должны быть хорошо подготовлены, иметь при себе заметки со статистическими и другими необходимыми данными. Они должны обсуждать вопросы непринужденно. В оживленной манере. Задавая вопросы и делая краткие замечания.

Симпозиум - ряд выступлений группы людей  с короткими речами на одну и ту же тему. Как и в групповой дискуссии  ее цели сводятся обычно не к разрешению проблемы или спора, а к изложению различных точек зрения для расширения кругозора аудитории и оказании на нее воздействия. Число выступающих не должно превышать четыре или пять, чтобы не затянуть собрание и не лишить каждого участника группы возможности развить точку зрения по обсуждаемому вопросу. В большинстве случаев на симпозиуме принята процедура обоих видов дискуссии. На симпозиуме иногда допускаются комментарии или вопросы со стороны слушателей.

Лекция, представляя собой единственное выступление с последующими вопросами  слушателей и ответами на них лектора, иногда рассматривается как дискуссия. Но говорить о ней более уместно  в разделе о симпозиуме. Лекционная форма часто находит применение на занятиях по искусству речи, поскольку  она не связана определенной формой и временем.

Другой  характер носит полемика. Об этом свидетельствует  и этимология данного термина. Древнегреческое  слово polemicos означает “воинственный, враждебный”. Полемика-это не просто спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей. Полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.

Полемика  отличается от дискуссии и диспута  именно своей целевой направленностью. Участники дискуссии и диспута, сопоставляя противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину. Цель полемики иная: надо одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию.

Однако  следует иметь ввиду, что подлинно научная полемика ведется не просто ради победы как таковой. Опираясь на принципиальные позиции, полемисты решают социально значимые вопросы, их выступления направлены против всего, что мешает эффективному общественному развитию.

Полемика - это наука убеждать. Она учит подкреплять мысли убедительными  и неоспоримыми доводами, научными аргументами.

Слово дебаты французского происхождения (debat- спор, прения). Прения - русское слово, зафиксированное в лексиконе 17 века.

Информация о работе Специфика вербальной коммуникации