Слухи: условия и причины возникновения, меры предупреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Слухи интересны как феномен функционирования массовой информации по особым (неофициальным) каналам.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие и классификация слухов 4

Глава 2. Факторы слухов 9

Глава 3. Управление слухами 13

3.1. Механизмы и принципы создания слухов 14

3.2. Борьба со слухами 17

Заключение 21

Список использованной литературы 22

Работа содержит 1 файл

Курсовая по слухам.docx

— 56.14 Кб (Скачать)

    По  уровню циркуляции слухи  делятся на:

    - «Локальные», отмеченные внутри относительно небольшой социальной группы, которой может быть население деревни или городка, коллектив предприятия или учебного заведения, зрители кинотеатра или стадиона, пассажиры поезда или теплохода.

    - «Региональные», которые циркулируют в связи с ценностями и целями населения определённого географического региона. Отмечен факт ограничения распространения слухов региональными рамками по принципу религиозности, этнического расселения, занятия определёнными промыслами, подверженности общей опасности в стихийном бедствии.

    - «Национальные» и «межнациональные».  Придя в какую-то страну с  «помощью» зарубежного радиоголоса,  такой слух циркулирует в национальных  рамках, утратив любые межнациональные  черты. Именно так происходило  преднамеренное «подсаживание»  провокационных слухов о событиях  в Венгрии в 1956 г., Чехословакии  в 1968 г., Украине в 2002, 2004 гг.

    Слухи можно также классифицировать по содержанию (политические, экономические, экологические), по временной ориентации (касающиеся прошлого, предсказывающие  будущее), по отношению к реальности (рациональные, фантастические), по результатам  влияния на сознание и поведение  людей (будоражащие общественное мнение, но не выходящие за рамки явно выраженного  асоциального поведения, вызывающие антиобщественное поведение известной части населения, разрушающие социальные связи между людьми и выливающиеся в массовые беспорядки). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ФАКТОРЫ СЛУХОВ

    Устное  распространение информации по неофициальным  каналам играет гораздо большую роль в жизни человека, чем это представляется на первый взгляд. Так, к примеру, опросы, проведённые после убийства Кеннеди показали, что 50% опрошенных узнали о случившемся от других людей, а не из сообщений средств массовой коммуникации. Слухи сопровождают человечество постоянно, поскольку ситуации с дефицитом информации с неизбежностью повторяются.

    Возникновению слухов способствует ряд факторов:

  1. Слухи возникают в условиях желательной, значимой информации при неудовлетворительном интересе.
  2. Источником возникновения слуха часто являются люди с повышенным уровнем тревожности или люди, удовлетворяющие личные потребности, например, демонстрирующие своё превосходство во владении информацией.
  3. Если человек не чувствует себя в безопасности – он испытывает тревогу, страх. Эмоциональное напряжение само по себе является фактором возникновения слухов, с помощью которых люди контролируют угрожающие условия реальности. Разделив с другим свои тревожные опасения, человек получает эмоциональную разрядку.
  4. Дефицит или слабая официальная информация, о какой-либо ситуации. При наличии исчерпывающей и не подлежащей сомнению информации вероятность возникновения слуха, касающегося данной темы, стремится к нулю.
  5. Возникновению слухов способствует неблагоприятная, тревожная обстановка, наличие различных серьёзных проблем.
  6. Иногда слухи порождает «утечка информации» из достоверных источников.
  7. Слухи, точнее «порочащий компромат» часто распространяют конфликтующие стороны.
  8. Длительная задержка в принятии решений со стороны руководства в важном вопросе, о котором имеют представление сотрудники, также порождает домыслы в виде слухов.
  9. Малая стоимость или бесплатность распространения.
 

    Факторы распространения  слухов: 

    
  1. Передавая другому сведения («эксклюзивную», «неофициальную» информацию), составляющие содержания слуха, человек самоутверждается, поднимает себя в своих глазах и во мнении окружающих, как более  осведомлённый, приближенный к уровню людей, обладающих подобными сведениями.
  2. Потребность во власти. Информационная власть с успехом может реализоваться в поведении людей, с кем-то делящихся информацией, а с кем-то нет. Именно поэтому наиболее активными распространителями слухов являются люди, формальная деятельность которых играет в организации далеко не первую роль, но которые хотят показать свою значимость и влияние.
  3. Чувство солидарности, которое выражается в стремлении помочь коллегам, друзьям, знакомым, предупредить их и дать им возможность самим или совместно подготовиться к встрече с неприятным событием.
  4. Побуждение других к поддержке себя и своей позиции, подталкивание к групповым действиям, которые распространитель слуха не решается совершить сам, в одиночку.
  5. Потребность в принадлежности к обществу. Когда человек распространяет слухи, им движет ощущение своей включённости в группу.
  6. Слухи – это также весьма распространённый способ релаксации и развлечения, своеобразное проведение свободного времени.
  7. Человек, распространяющий слухи, может испытывать наслаждение, удовольствие от их содержания, от реакций на них людей. В частности, мотивом может быть личное озлобление, ненависть по отношению к конкретным людям (социальным группам).
  8. Благоприятную почву для слухов образует и противоположное эмоциональное состояние – скука. Н.В.Гоголь, рассказывая о причине столь бурных страстей вокруг персоны Чичикова, подчеркнул, что три месяца перед тем не было никаких событий, вестей или хотя бы сплетен, которые, «как известно, для города то же, что современный подвоз съестных припасов».
 

     Факторы восприятия слухов: 

    
  1. Прежде  всего, это упомянутые ранее, общие  обстоятельства неблагополучия и тревожности.
  2. Стремление предупредить наступление неприятных событий, заблаговременно к ним подготовиться и уменьшить возможный урон, если избежать его невозможно.
  3. Механизм психического заражения, идентификации с группой. Человек полностью доверяет тому, что делают все, стремится спасаться вместе со всеми. К тому же содержание слуха одобряется большинством: «Все говорят…». Мнение, разделяемое большинством, рассматривается многими, как правильное, заслуживающее внимания.
  4. Очень важной особенностью восприятия слухов является лёгкая внушаемость части людей, некритичность к восприятию информации.
  5. Эксклюзивная информация воспринимается как более убедительная.
  6. Стереотипность мышления.
  7. Социально-психологические особенности групп и совместной деятельности. Слухи активнее распространяются в группах, в которых царят бездеятельность, однообразие, скука.
  8. Уверенность в достоверности сообщения. Не зная, откуда исходит слух, люди склонны предполагать, что информация представлена из надёжных источников. Это создаёт иллюзию достоверности сообщения, уверенности в том, что слух разделяют большинство людей.

    Основной  закон слухов предложен в 1947 году Олпортом и Постмэном. Согласно этому закону, интенсивность (мощность) слуха находится в непосредственной зависимости от важности и неопределённости события (темы), лежащего в его основе: 

    R=i*a,

    R – rumor (слух),

    i – impotance (важность) вопроса для заинтересованных лиц,

    a – ambiguity (двусмысленность) сведений, касающихся обсуждаемой темы, (неоднозначность).

    Авторы  подчёркивают, что если важность или  двусмысленность отсутствуют, то слух не имеет места. То есть слухи распространяются тогда, когда отражаемые в них  события важны для аудитории (грубо  говоря, жителей Киева не волнует  рост цен на верблюдов в Египте, а состояние дамбы Киевского  моря – волнует), а полученные относительно них известия либо недостаточны, либо субъективно двусмысленны.

    Однако  результаты экспериментальных исследований не всегда подтверждают обозначенную зависимость. Установлено, что значимость темы для субъекта не является решающим фактором: порой люди склонны распространять слухи, малозначимые для них.

    В ходе самопроизвольной, «естественной» циркуляции слухов в них происходят определённые изменения в трёх основных направлениях:

  1. Наблюдается определённое «сглаживание» содержания слуха.
  2. Идёт «заострение» его эмоциональных компонентов.

    3. Возникает своеобразная «адаптация» слуха к особенностям аудитории.

    Сглаживание состоит в том, что несущественные в глазах данной аудитории детали исчезают; сюжет становится короче и функциональнее. Такими деталями могут стать цвет и марка столкнувшихся  автомобилей, одежда и имена участников события, дата предстоящего события.

    При заострении происходит увеличение масштабов  деталей, которые представляются существенными: количества действующих лиц, количества жертв, степени достигнутых успехов  и т.д. какие именно детали исходного  события будут подвергнуты сглаживанию, а какие, наоборот, заострятся, определяется стереотипами и установками аудитории, в которой распространяется слух. Так, цвета попавших  в аварию автомобилей становятся существенными  деталями в культуре, где царят  предрассудки цветовой символики, марки  и номера автомашин – в аудиториях, связывающих с этими признаками социальную принадлежность водителей или пассажиров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. УПРАВЛЕНИЕ  СЛУХАМИ

    Слухи являются важным фактором формирования общественного мнения, имиджа личности, организации. Они крайне важны в  определённых сферах экономики, например в банковском бизнесе, когда одного негативного слуха порой бывает достаточно, чтобы вызвать серьёзный отток вкладов. На фоне слухов может порождаться паника, они зачастую серьёзно компрометируют органы государственного управления, способствуют политической дестабилизации общества. Таким образом, слух – это довольно мощный коммуникативный инструмент, что заставляет задуматься о его использовании более серьёзно.

    Слухи либо возникают стихийно, либо целенаправленно  фабрикуются и распространяются для удовлетворения конкретных потребностей людей. Рассмотрим вариант целенаправленной организации слухов: для чего и  как они создаются, как управляются, какие методы профилактики и противодействия  им.

    Слухи начали целенаправленно создавать  не вчера, не год и даже не столетие назад. Ещё в давние времена люди поняли, что с помощью правильного  использования слухов можно достичь  нужного результата. Например, об Александре Македонском распространялись слухи  о том, что он сын бога. В целях  своего возвышения и достижения власти активно использовал слухи и  Цезарь. В 30-х годах в некоторых  зарубежных странах существовали даже коммерческие фирмы, которые распространяли слухи в интересах своих клиентов. В настоящее время пропаганда с использованием слухов, по мнению некоторых специалистов в области  массовой коммуникации, стоит в одном  ряду с пропагандой через прессу, радио, телевидение и Интернет.

    В качестве основных направлений  использования слухов можно выделить:

    Создание  определённого имиджа личности, организации, фирмы, манипуляция общественным мнением.

    Введение  оппонента в заблуждение. (Ещё  Чингисхан прибегал к подобному  методу, распространяя слухи об огромных размерах своей армии, что снижало  боевой дух врагов).

    Привлечение внимания к определённому событию, личности. (Активно слухи используются в шоу-бизнесе для стимулирования интереса к затухающим «звёздам» эстрады. Чаще всего это слухи о каких-то недоразумениях, скандалах, интимных подробностях жизни).

    Дискредитация оппонента в глазах большинства  населения (В период предвыборной кампании возрастает частота слухов об извращённых  наклонностях кандидатом).

    Реклама товаров или услуг (Например, слух о том, что недорогие духи «Х» можно использовать как элемент стрессотерапии в сложных ситуациях, может сработать гораздо лучше прямой имиджевой рекламы, но и запускать этот слух в массы надо не через прямую рекламу, это является обязательным условием успеха такой акции).

    Провоцирование  населения на совершение действий, выгодных для одной из конфликтующих  сторон. Речь может идти о массовых беспорядках, забастовках, ажиотажном спросе на продукты и т.п. акциях (Слухи о полном исчезновении продуктов, распространяемые оппозицией, приводят к тому, что люди действительно скупают все товары, вызывая рост цен и дефицит. Вину же за сложившуюся ситуацию жители возлагают на правительство, стоящее у власти).

    Информационно-психологическое  обеспечение какой-либо деятельности.

      Обхождение официальной цензуры. Противодействие какому-либо информационному сообщению или другому слуху, т.е. создание контрслуха.

    Подготовка  населения или персонажа к  непопулярным решениям. (Например, слух о повышении цен на определённые товары/услуги. К моменту официального принятия этого непопулярного решения люди успевают смириться с ним, возмущение и негодование стихает).

    Использование слуха как способа изучения неформальной системы коммуникаций и связей в  группе. (Учитывая, что условием передачи некоторых слухов является интимность общения, можно изучить систему близких или интимных связей в группе. Содержание слуха должно быть таким, о котором делятся только с близкими людьми). 

    Механизмы и принципы создания слухов. 

    Важным  вопросом в управлении слухами является вопрос о способах «запуска» слухов. Слух постоянно живёт и множится, вне зависимости от активности источника. Но сам запуск слуха – это трудоёмкий с организационной и методической точек зрения процесс. Его можно  разделить на четыре этапа:

    Выбор целевых групп, на которых будет  направлен слух.

    Выбор источника для запуска слуха.

    Формулирование  слуха.

      «Запуск» слуха.

    От  того, кто будет получателем информации и где этот народ находится, будет  зависеть и канал передачи. Из основных каналов распространения слухов можно выделить:

Информация о работе Слухи: условия и причины возникновения, меры предупреждения