Проблема обратной связи в процессе коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:25, реферат

Описание работы

Коммуникация – явление универсальное, поэтому её проблемами занимаются многие науки – социально-гуманитарные, естественно-научные и технические. В последнее десятилетие в нашей стране стала обретать статус академической науки теория коммуникации, но пока у исследователей нет единого мнения относительно предмета и объекта новой науки.
Обратная связь представляет собой ответную реакцию на сообщение. И является существенным элементом коммуникативного процесса. Способность эффективно задействовать обратную связь в общении, является важным элементом коммуникативной компетентности человека.
Термин «обратная связь» был введён Норбертом Винером, одним из последователей учение Шеннона и Уивера. Основное назначение обратной связи – адаптация сообщения к потребностям получателя, возможность корректировать его в процессе коммуникации. В межличностном общении роль обратной связи особенно значима.

Работа содержит 1 файл

Проблема обратной связи в процессе коммуникации_2.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

     Содержание

     Введение

 

     Коммуникация  – явление универсальное, поэтому  её проблемами занимаются многие науки  – социально-гуманитарные, естественно-научные и технические. В последнее десятилетие в нашей стране стала обретать статус академической науки теория коммуникации, но пока   у исследователей нет единого мнения относительно  предмета и объекта  новой науки.

     Обратная связь представляет собой ответную реакцию на сообщение. И является  существенным элементом коммуникативного процесса. Способность эффективно задействовать обратную связь в общении, является важным элементом коммуникативной компетентности человека.

     Термин  «обратная связь» был введён  Норбертом Винером, одним из последователей учение Шеннона и Уивера. Основное назначение обратной связи – адаптация  сообщения к потребностям получателя, возможность корректировать его  в процессе коммуникации. В межличностном общении роль обратной связи особенно значима.

     Процесс коммуникации в таком случае становится более эффективным, реципиент чувствует  себя более уверенно, и имеет возможность  управлять им. Термин появился в  теории коммуникации для того, чтобы  разрушить линейность модели коммуникации.  
 
 
 
 
 
 
 
 

     Проблема  обратной связи в  процессе коммуникации

 

     «Под  коммуникацией в широком смысле понимаются и система, в которой  осуществляется взаимодействие; и процесс  взаимодействия; и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию» [Шарков Ф. И. Теория коммуникаций (базовый курс). Учебник. – М.: РИП – холдинг, 2004,   С.216].

      «Это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств» [там же, с. 13].

     «Американский социолог Чарльз Кули имел в виду под  коммуникацией механизм, с помощью  которого осуществляются и развиваются  все многообразные человеческие взаимоотношения, символы, заключённые в разуме, а также средства для передачи их в пространстве и сохранения во времени. Как видим, от понимания коммуникации в широком смысле -  общения как такового, авторы всё чаще переходят к определениям, основанным на технических возможностях этого общения» [там же, с. 13].

       Коммуникационный процесс можно  описать следующим образом: отправитель  (коммуникатор) оказывает какое-либо  воздействие на получателя (реципиента), передаёт какое-либо сообщение. 

     Сообщение может быть закодировано при помощи вербальных или невербальных знаков. Получатель должен раскодировать сообщение, чтобы понять его.

     В качестве коммуникатора могут выступать  отдельные индивиды, группы людей, общественные институты.  Коммуникатор  является инициатором коммуникативного процесса. Этот процесс начинается, когда у отправителя возникает потребность в создании и передаче какого-либо сообщения.

     Отправитель заранее определяет, какое впечатление  его сообщение должно вызвать  у потребителя информации. Но гарантии, что получатель поймёт отправителя именно так, нет.

     При этом важен статус источника, его  надёжность. Доверие к отправителю  сообщения имеет огромное значение в рекламе и маркетинговых  коммуникациях.  Но также при этом важна ситуация, в которой происходит передача информации, тема сообщения и  способ кодирования.

     В массовой коммуникации источником информации (коммуникатором) выступает некоторая  организованная группа, которой может  быть государство, социальное движение, рекламодатель. Передаваемая информация может быть искажена, это обусловлено коллективным характером коммуникаций, т. е. в процессе передачи информации участвует несколько посредников.

     Целью кодирования и обратного ему  процесса декодирования является доведение  идеи отправителя до получателя, обеспечение  интерпретации сообщения таким образом, чтобы смысл, вложенный отправителем был понят правильно. При этом используется система кодов – символы и знаки, которые одинаково интерпретируются обеими сторонами.

     Декодирование – это процесс перевода закодированного  сообщения на язык, который понятен получателю. А также это процесс придания определённого смысла полученным сигналам, выявление первоначального смысла. Если смысл сообщения будет правильно расшифрован, можно ожидать от получателя именно такой реакции, на которую надеялся отправитель. Как получатель расшифрует сообщение, зависит от индивидуальных особенностей восприятия информации. 

     При передаче сообщения возможно появление  барьеров и помех, которое ведёт  к искажению информации, а иногда  и её утере.

     Выделяют:

    • технические помехи (радиопомехи, помехи телефонной связи и т. д.);
    • психологические помехи (это может быть определённое отношение к содержанию коммуникации или  к источнику); психофизиологические помехи (особенности мозга человека, способности восприятия и запоминания);
    • социальные помехи (обусловлены социальными нормами, запретами и т. п.); культурно-национальные помехи (особенности традиций разных стран).

     Понимание сообщения зависит от ряда факторов. Существующие факторы делят на три  группы:

  • характеристики личности адресата;
  • параметры самого сообщения;
  • особенности ситуации, в которой проходит восприятие информации.

     Многими учёными отмечено, что человек  воспринимает информацию как целостная  система, обладающая индивидуальными  свойствами -  как психофизиологическими, так и психологическими и социальными особенностями.

     Влияние оказывают индивидуальные свойства анализаторов, особенности психических  процессов, принадлежность человека к  определенному классу, приверженность идеологии и так далее.

     Общественное мнение, мировоззрение человека, особенности реакции на ту или иную информацию, так же влияют на понимание сообщений массовой коммуникации. Важны установки,  умонастроения, внутреннее состояние человека.

     Знания  об установках и особенностях их проявления у различных аудиторий,  позволяют осуществлять эффективные коммуникации.  Наиболее правильно,  легко и в более полном объеме  усваивается та информация, которая способствует усилению позиции группы,  укрепляющая позиции  адресатов,  приводящая к незначительным изменениям их установок.

     В том случае, если требуется передать информацию, противоречащую  существующим представлениям, то следует  задействовать  другие ценности и стремления аудитории.  Хорошие результаты даёт применение  «эффекта ореола», когда информация исходит от лица, которому представители аудитории доверяют.  В этом случае важен эффект уверенности, постоянства и ряд других.

     Информация  привлекает внимание слушателя или  читателя настолько, насколько она  для него значима, интересна, полезна.  Чем выше внимание, тем больше в процессе восприятия информации, отмечаются подробности, мелочи (так называемый аналитический эффект), создаётся более сильное впечатление (фиксирующий эффект) и  более точное восприятие (усиливающий эффект).

     Следовательно, для того, чтобы привлечь внимание аудитории, необходимо учитывать эти  факторы,  насыщать сообщение информацией, привлекающей внимание.

     Наиболее  простой способ привлечения внимания к сообщению, использование особенностей непроизвольного внимания, основанного  на ориентировочном рефлексе (рефлекс «что такое?»), реакции на необычное, незнакомое, то, что само бросилось в глаза. Даже анонс  программы или статьи, оформленный необычным способом,  оказывает влияние на установление контакта с  материалом – побуждает включить телевизор в определённый час, купить тот или иной номер газеты и т.п.

     В полной мере восприятие  осуществляется, когда адресат понял значение информации. Таким образом, осуществляется переход к произвольному вниманию, которое связывает информацию с  сознанием аудитории. Наиболее эффективным будет восприятие информации только тогда, когда  объединены оба вида внимания.

     Во  время восприятия информации, внимание  не постоянно, возможны переключения  и отвлечение внимания. Это также  нужно учитывать при создании сообщения, вводить отступления,  в телевизионном сообщении менять планы.

     Восприятие  информации зависит также от индивидуальных особенностей понимания и запоминания. Освоить информацию проще, если она  представлена в соответствии с правилом движения  от интересного факта к главному выводу, от  нового - к известному и т.д. Важно также, чтобы аудитория доверяла автору, как «своему», с которым интересно и полезно общаться.

     Процесс восприятия во многом зависит от статуса  индивида – социального, социо-культурного, деятельного, а также от психологических особенностей личности.

     Адресат массовой коммуникации редко воспринимает сообщение как изолированный  член общества. Чаще всего  в момент обращения к сообщению, он выступает  как представитель определённой группы.

     Известно, что  восприятие информации  человек  осуществляет на основе собственного опыта, тех знаний и ценностей, которые  уже сложились. Можно представить  сознание человека, как некий фильтр, в котором одна информация  пропускается, другая деформируется, третья полностью отбрасывается.

     Производство  и восприятие массовой информации связано  с нейрофизиологическими особенностями  мозговых структур,  которые отвечают за переработку информации. Учёные выяснили, что  за переработку информации в головном мозге человека отвечает 4 участка, расположенные симметрично в правом и левом полушариях.  Различные доли коры мозга развиты в разной степени. Поэтому человек воспринимает информацию избирательно.

     На  понимание информации влияет также  эмоциональная зрелость человека. Уровень эмоциональной вовлечённости человека в процесс восприятия информации,  подстёгивает этот процесс, включает  уровни сознания и подсознания, которые у неэмоционального человека не задействованы.

     Таким образом, можно сделать выводы –  о том, что качество восприятия и понимания реципиентом сообщения массовой коммуникации зависит не просто от смысла, который был заложен в текст его автором, но и социальной, психологической, коммуникативной позиции читателя, слушателя, зрителя, которая определяется  видом его деятельности.

     Люди  различаются по своим позициям, по особенностям восприятия одной и  той же информации.   Нельзя увидеть  один и тот же объект так же, как  его воспринимает другой человек, если не иметь такую же точку зрения, не  заняв его позицию. Но отождествление себя с другим невозможно, в силу уникальных особенностей каждой личности, поэтому ни один адресат не может полностью воспринять смысл, который закладывал в текст его создатель. Но и автор текста не в состоянии  полностью предугадать, как будет восприниматься его сообщение, каким образом он может быть искажён.

     Понимание  текстов коммуникации зависит и  от особенностей самого текста:

  1. степени его полезности, возможности использовать в практической деятельности;
  2. степени адекватности содержания текста той действительности, которую знает аудитория;
  3. профессионализма автора  текста.

     Среди условий понимания текстов массовой коммуникации можно выделить также  особенности ситуации, в которой  происходит восприятие информации.

     Эффективность восприятия и понимания адресатом информации сообщения  зависит не только от смысла, который был заложен в текст его автором, но и  социальной, психологической, коммуникативной позицией читателя, определяемой  системой деятельностей, осуществляемых им.

     Важную  значимость имеет канал  обратной связи, то есть получение ответной реакции на сообщение. При наличии обратной связи коммуникация становится двусторонним процессом.

     Обратная  связь - это отклик на услышанную информацию. Сообщение  отсылается обратно отправителю,  оно показывает, как информация воспринята, понята ли она, согласен ли адресат  с ней.

Информация о работе Проблема обратной связи в процессе коммуникации