Лекций по "Коммуникациям"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 09:30, лекция

Описание работы

Работа содержит лекцию по дисциплине "Коммуникации"

Работа содержит 1 файл

Психология комуникаций.docx

— 46.27 Кб (Скачать)

- физический уход 

- психологический уход (не  высказывание своей точки зрения  и т.д.)

 Оправдано: 

1. Цель взаимодействия  для человека не очень важна 

2. Недостаточно сил для  достижения цели 

Приспособление – пассивная  стратегия. Предполагает сознательный отказ от своей цели ради достижения цели партнера. Оправдано:

1, 2. –‘’– 

3. Важнее сохранить хорошие  отношения с партнером 

Сотрудничество – активная стратегия. Предполагает активное участие  обоих партнеров для достижения цели. Открытый обмен мнениями, обсуждение позиций, нахождение варианта, приемлемого  для всех. Хорошо всегда, если нет  дефицита времени.

Соперничество – активная борьба за свои интересы. Непримиримый антагонизм в случае сопротивления  партнера, унижения, оскорбления. Оправдано  только в крайнем случае.

Компромисс – активная стратегия. Предполагает участие обоих  партнеров в поиске решения за счет взаимных уступок. Оправдано:

1. нет резерва времени  для сотрудничества 

2. у партнеров различные  силы и власть, а цель одна.

Интерактивные барьеры –  психологические препятствия на пути эффективной организации взаимодействия.

1. барьеры несовместимых  стратегий взаимодействия 

2. барьеры несовместимых  характеров из-за различий в  темпераменте, характере, способностях, направленностях. 

3. барьер «невроза» - партнер  переживает стресс.

 

Стресс как фактор затрудненной коммуникации.

Лекция №5 (31 октября 2007г.)

Стресс – это психологическое  напряжение, возникающее при воздействии  внутренних или внешних раздражителей.

 Симптомы стресса: 

1. физиологические симптомы 

   различные виды  боли 

   бессонница 

   сексуальные расстройства 

   отсутствующий или  повышенный аппетит 

   повышенная утомляемость 

2. психологические симптомы 

   рассеянное внимание 

   нарушение памяти 

   нарушение мышления 

   нарушение речи 

   нарушение восприятия 

   нарушение ощущений 

   нарушение воображения 

   травмированность эмоциональной сферы

3. социально-психологические  симптомы 

   нарушение общения,  коммуникации 

   повышенная конфликтность  (как внешняя, так и внутренняя)

   возникновение депрессий 

Виды стресса:

В зависимости от силы напряжения

1. легкий стресс – это  стресс, сила напряжения которого  не превышает адаптивной возможности  человека 

2. дистресс (хронический стресс, сильный стресс) – это стресс, к силе напряжения которого быстро, а порой и всю жизнь человек адаптироваться не может. Причины дистресса:

 o   потери: человека, материальная потеря, здоровья, глубинная психологическая травма, Родины и родины (эмиграция и миграция)

 o   катастрофы: техногенные, стихийные, военные, экономические, политические, социальные

В зависимости от природы 

1. физиологический стресс  – возникает в результате действия  физиологических факторов (страх  – врожденный и приобретенный) 

2. психологический стресс 

 o       время (дефицит или переизбыток)

 o       информация (дефицит или переизбыток)

3. социальный стресс –  проблема не одного человека, а всего общества. Этот вид  самый опасный, так как с  ним нельзя справиться самостоятельно. Факторы, вызывающие социальный  стресс:

 o   одиночество: физическое и психологическое (внутреннее переживание непонимания со стороны окружающих)

 o   отсутствие социальной защищенности и уверенности в завтрашнем дне

 o   невозможность в полной мере реализовать себя как личность.

Методы определения наличия  стресса 

1.                пантомимический – расслабленность рук, мимики, осанки и т.д. Стресс располагается на шейно-плечевом поясе.

2.                кожно-гальванический эффект –  увлажнение ладоней и затылка,  учащение сердцебиения и дыхания,  пятнообразное покраснение кожного покрова (область груди, шея, лицо)

3.                «решетка на руке» - проявление  решетки в течение 10 секунд  после легкого проведения по  коже – сильный стресс, в течении 1 минуты – нормальный стресс

Методы борьбы со стрессом

1. Вода 

 o       баня – снимает стресс и формирует стрессоустойчивость

 o       бассейн – по рекомендациям – 3 раза в неделю

 o       ванная / душ (если дома)

 o       на работе – кисти рук под прохладную воду на 2-3 минуты. Можно смочить виски, локтевые сгибы, побрызгать водой на лицо.

2. Музыка 

 o       классическая

 o       любимая

 o       петь самому

    продолжение

3. Природа 

 o       домашние животные и комнатные растения

 o       прогулки в лес или в лесопарковую зону

4. Физическая деятельность 

 o       утренняя зарядка

 o       занятия физической культурой

 o       любимая домашняя работа

 o       любимая профессиональная деятельность или работа

5. Сон 

 o       режим сна – вставать и ложиться надо в одно и то же время

 o       перед сном – теплый душ, хорошая музыка или чтение

 o       засыпать на спине

6. Юмор 

7. Релаксация – специальные  упражнения для снятия стресса. 

«Вертикальное дыхание»

1,2 – вдох, представляем как поднимаемся в небо

3,4 – выдох, представляем как опускаемся в море

5,6 – пауза 

 Выполняется на жестком  стуле, прямая осанка, ноги –  прямой угол, полностью сесть  на стул (т.е. спина должна полностью  касаться спинки). Выполняется не более пяти циклов, каждый раз увеличивая амплитуду дыхания. Хорошо работает при остром стрессе.

«Контраст» 

 Выполняется на стуле  (жесткой поверхности). В основе  упражнения – попеременное сжатие  и расслабление групп мышц. Время  сжатия и время расслабления  – по 10 секунд. Каждую группу мышц  сжимаем и расслабляем по 10 раз.  Схема: 

- кисти рук (на вытянутых  руках сжимаем кулаки и расслабляем) 

- ноги (сжимаем пальцы  ног, расслабляем - постукиванием) 

- плечи (плечи тянем  наверх, уши - вниз)

- спина (сводим лопатки  вместе)

- грудные мышцы (пытаемся  свести локти, но они как бы не сводятся, кулаки должны быть на уровне рта, руки по ширине плеч)

- бедер и ягодиц (привставания)

«Рука - пальцы» 

 Выполняется только  на мягкой поверхности (кресло) и только сидя. Глаза закрыты,  кисти рук раскрыты и лежат  на бедрах. В течение  5 минут  сгибать пальцы на обеих руках  вместе, начиная с мизинцев, в  течение 5 минут – разгибать.  Сконцентрироваться на себе, своих  ощущениях, представить себя в  месте, где тебе комфортно,  можно делать под специальную  музыку.

Воздействие на партнера в  процессе коммуникации

Механизмы воздействия:

1. Заражение – это механизм  одновременного сопереживания и  общего психического состояния  партнеров. 

 Психологические особенности: 

 o       носит невербальный характер

 o       проявляется спонтанно как внутренний механизм поведения

 o       имеет бессознательную основу

 o       действует только в конкретной ситуации

 o       носит кратковременный характер

 o       эффективность заражения связана с количеством партнеров (чем больше партнеров, тем в большей степени действует механизм заражения). Негативный – паника, позитивный – смех.

 o       работает только в эмоциональной сфере

2. Подражание – это  механизм воспроизведения индивидом  определенных внешних черт, образцов  поведения, манер, действий, которые  сопровождаются определенной эмоциональной  и рациональной направленностью  (Габриэль Тард и Густав Лебон).Виды подражания:

 o       логическое – нелогическое (аллогичное) подражание

 o       внешнее – внутреннее подражание

 o       подражание-мода – подражание-обычай (устойчивее)

 o       подражание внутри социального слоя – подражание одного социального слоя другому

3. Внушение (суггестия) –  это механизм одностороннего  активного и персонифицированного  воздействия на человека или  группу. Основан на НЕкритичности восприятия и готовности действовать определенным образом. (В.М. Бектерев)

 Суггестор – тот, кто воздействует

 Суггеренд – тот, но кого воздействуют

 Контрсуггестия – защитные механизмы от внушения, которые выстраивает суггеренд

 Контрконтрсуггестия – внушение суггестора, направленное на снятие контрсуггесии у суггетора.

 

Воздействие на партнера в  процессе коммуникации (продолжение)

Лекция №6 (14 ноября 2007г.)

 Структурные элементы  внушения:

1.  операционный – предполагает внушающее воздействие на суггеренда. Содержит два подэтапа:

- подготовительный – психологическая и фактическая подготовка суггеренда к применению внушения

- исполнительный – суггестор влияет на различные личностные особенности суггеренда к (например, формируются установки у суггеренда)

2. процессуальный – принятие суггерендом внушения

3. результативный – проявление ответных реакций суггеренда

Виды внушения:

~ в зависимости от целей  воздействия 

1.    преднамеренное  внушение – целенаправленное  и сознательно организованное  воздействие 

2.    непреднамеренное  внушение – нет цели внушения, внушение может быть случайным 

~ в зависимости от содержания  и характера внушения 

1.    специфическое  внушение – внушение конкретных  идей, мыслей, действий 

2.    неспецифическое  внушение – внушение определенных  психических состояний 

3.    положительное  внушение – при нем происходит  формирование положительных качеств  или состояний 

4.    отрицательное  внушение – при нем происходит  формирование отрицательных качеств  или состояний 

~ в зависимости от способов  и приемов внушения 

1.    прямое (открытое) внушение – открытость цели, прямая  направленность на суггеренда

2.    косвенное (закрытое) внушение – опосредованное внушение  с закрытой целью 

~ в зависимости от количества  субъектов 

1.    индивидуальное  внушение – внушение, направленное  на одного субъекта 

2.    групповое внушение  – внушение, при котором субъектом  является группа 

~ в зависимости от соотношения  между воздействием и ответной  реакцией суггеренда

1.    непосредственное  внушение – реакция суггеренда проявляется в процессе внушения

2.    отсроченное  внушение – существует временной  разрыв между воздействием суггестора и ответной реакцией суггеренда

Внушаемость – это уровень  восприимчивости к внушению, субъективной готовности испытать внушающее воздействие  и подчиниться ему.

Факторы, влияющие на внушаемость:

1) возраст (дети и старики  – самые внушаемые) 

2) психологические особенности: 

          - особенности темперамента (более  внушаемые – меланхолики и  холерики, флегматики – наименее  внушаемые) 

          - актуальное психологическое состояние  (неуверенность, тревожность, повышенная  эмоциональность и впечатлительность  повышают внушаемость) 

          - низкая самооценка (повышает внушаемость) 

          - слабость логического анализа  (повышает внушаемость) 

          - комплекс неполноценности (повышает  внушаемость) 

          - полоролевые особенности (женщины более внушаемы)

3) ситуативные особенности 

          - некоторые психические состояния  (покой, расслабленность, сильное  эмоциональное возбуждение, стресс, утомление, психо-соматические заболевания повышают внушаемость)

          - низкий уровень осведомленности  и компетентности (повышает внушаемость) 

          - неопределенность (повышает внушаемость) 

          - высокая степень значимости (повышает  внушаемость) 

          - дефицит времени (повышает внушаемость) 

4) социально-психологические  особенности 

          - свойства суггестора (высокий статус, авторитет, волевое, характерологическое, интеллектуальное превосходство повышают внушаемость)

          - отношения между суггестором и суггерендом (доверительность и открытость повышают внушаемость)

          - особенности сообщения (уровень  аргументированности, сочетание  логических и эмоциональных компонентов). Приемы, которые лежат в основе  сообщений: 

          1. конкретность и образность ключевых  слов – использование слов, смысл  которых понятен и их легко  представить;

          2. конкретность и образность качеств  – чем выше степень абстрактности  при описании предмета и его  свойств, тем слабее внушение;

          3. использование «нет» и «не»  настораживает и вызывает сомнение, следовательно повышается контрсуггестия

          4. речевая динамика (мягкость голоса, интонационность, паузы, темп речи (средний), тембр речи (баритон))

          5. Воздействие звукосочетаниями:

                    - гласная «И» в словах вызывает  ощущение чего-то мягкого и  незначительного 

                    - звук «О» мягкий, расслабленный  и интонационно теплый 

- преобладание звуков  «А» и «Э» ассоциируется с  эмоциональностью, воодушевлением 

- «Ы», шипящие согласные и обилие согласных – мрачное, неприятное, непонятное

4. Убеждение – это механизм  организованного воздействия на  психику человека, в основе которого  лежит изменение установок и  взглядов личности. Основывается  на системе логических доказательств и предполагает осознанное отношение реципиента к этим доказательствам.

Виды убеждения:

 Ø     информирование  – как правило, в виде рассказа, выстраивается индуктивным или  дедуктивным способом;

Информация о работе Лекций по "Коммуникациям"