Лекций по "Коммуникациям"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 09:30, лекция

Описание работы

Работа содержит лекцию по дисциплине "Коммуникации"

Работа содержит 1 файл

Психология комуникаций.docx

— 46.27 Кб (Скачать)

Понятие коммуникации. Психологические особенности  коммуникации.

Лекция №1 (5 сентября 2007г.)

1.                      Место психологии коммуникации  в рамках психологических наук.

2.                      Понятие и основные подходы  к операционализации (объяснению, определению) понятия коммуникация.

3.                      Формы коммуникативного действия (общения).

4.                      Психологические особенности коммуникации.

1.  Место психологии  коммуникации в рамках психологических  наук.

6 век до н.э. Гераклит: люди делятся на 2 группы. 1ая – люди, чье поведение и деятельность подчинены разуму (рациональные); 2ая – люди, чье поведение и деятельность подчинены желаниям (нерациональные, эмоциональные, иррациональные).

5 век до н.э. Платон: социально-этническия классификация. Основа классификации – место расположения души.

 По социальному статусу: 

1.    Если душа  расположена в области разума, то философ. 

2.    Если душа  расположена в области сердца, то воин.

3.    Если душа  расположена в брюшной полости  (в области печени), то ремесленники.

 По этническому признаку:

1.    Если душа  расположена в области разума, то греки. 

2.    Если душа  расположена в области сердца, то северные варвары. 

3.    Если душа  расположена в брюшной полости  (в области печени), то южане. 

4 век до н.э. Аристотель: «отец психологии», т.к. он первый написал научный трактат «О душе». Душа – движущее начало. Выделяет несколько уровней развития души:

 1) растительная душа – основная характеристика – ощущения;

2) животная душа – основные  характеристики – память, восприятие, моторная деятельность;

3) человеческая душа –  основные характеристики – мышление  и стремление к развитию.

 Середина 18 века Христиан  Вольф: подготовил курс, который  освещал основные закономерности  деятельности человека. Этот курс  существовал в рамках философии  и получил название «психология».

1979 год – психология  выделяется из философии и  становится самостоятельной наукой. Вильгельм Вунд в Лейпциге открывает первую экспериментальную лабораторию по изучению сознания. Основным научным методом был метод интроспекции (самонаблюдения).

 Конец 19 – начало 20 века – из психологии выделяются  самостоятельные психологические  отрасли: 

1.                общая психология – изучает  общие закономерности развития  и функционирования психики как  особой формы жизнедеятельности; 

2.                возрастная психология – изучает  изменения психики в различных  периодах;

3.                социальная психология – изучает  особенности поведения и деятельности  людей, связанные с включением  человека в социальную группу;

4.                клиническая психология – изучает  особенности изменения психики  в зависимости от различных  заболеваний; 

5.                этническая психология – изучает  особенности психики различных  этнических групп; 

6.                психология половых различий  – изучает различия в психике  мужчин и женщин;

 и т.д., в целом более  20 отраслей.

 Психология коммуникаций  – прикладная отрасль социальной  психологии.

 Методология делится  на три общепринятых методологии: 

1)               общенаучная – методология философии; 

2)               специальная – методология конкретной  науки (например, психологии);

3)               частная – методология конкретной  отрасли знания (например, социальной  психологии).

 Методология состоит  из двух методологических аппаратов:  концептуального аппарата (совокупность  законов, принципов, категорий,  рабочих понятий) и инструментальный  аппарат (совокупность методов,  методик и процедур исследования). Прикладная отрасль не имеет  своей методологии и использует  частную методологию отрасли  знания.

 Психика – это системное  свойство высокоорганизованной  материи, которое заключается  в:

1)               активном отражении субъектом объективной действительности;

2)               построении субъектом неотчужденной от него картины отраженной действительности;

3)               формировании на этой основе своего поведения и своей деятельности.

2. Понятие и основные  подходы к операционализации (объяснению, определению) понятия коммуникация.

 Коммуникация – это процесс  взаимодействия людей, в основе  которого происходит обмен информацией,  взаимное восприятие и понимание  друг друга, формирование отношений,  совместная деятельность.

3. Формы коммуникативного  действия (общения).

(по А.А. Бадлееву)

 Л – личность 

 Лс – личность с официальным статусом

2 вида статуса: 

1.социальный статус –  обозначает принадлежность человека  к социальной группе 

2.официальный статус –  действует только при выполнении  человеком своей профессиональной  деятельности 

 Три формы коммуникативного действия:

1. межличностное (интимное) взаимодействие  – форма взаимодействия между  партнерами, не обладающими официальными  статусами. Действует в трех  системах отношений: в системах  супружеских, родительско-детских и дружеско-приятельских отношений. [Л         Л]

 Главная психологическая характеристика  – избирательность, которая подразумевает  свободу выбора партнера по  взаимодействию, места, времени,  продолжительности и темы взаимодействия, поведения в процессе взаимодействия.

2. профессиональное взаимодействие  – взаимодействие между партнерами, один из которых обладает официальным  статусом. Эта форма действует  на институционально-личном уровне, который предполагает, что с одной  стороны в процессе участвует  партнер, выполняющий обязанности,  а с другой стороны личность  без официального статуса. [Л       Лс]

3. деловое взаимодействие –  взаимодействие между партнерами, обладающими официальными статусами.  Действует на официально-формализованном  уровне, который предполагает, что  с одной стороны взаимодействие  происходит между официальными  партнерами, а с другой стороны  система их отношений формализована.  Действует в системе производственных  отношений, системе педагогического  взаимодействия (как по вертикали,  так и по горизонтали)  [Лс       Лс]

4. Психологические особенности  коммуникации.

1) Формирование социальных  установок у главного субъекта  взаимодействия. Дмитрий Узнадзе:  установка – это готовность  действовать определенным образом.  Чтобы коммуникация была эффективной,  надо чтобы таких установок  было три. Первая – направленность  на партнера – предполагает  полное включение в процесс  взаимодействия при одновременном  отвлечении от личных чувств, мыслей, переживаний. Вторая –  принятие партнера как личности  – предполагает безусловное и  безоценочное восприятие партнера, а также уважительное отношение к его взглядам, позициям, точкам зрения, интересам и т.д. Третья – направленность на сотрудничество – предполагает организацию совместной деятельности по решению конкретного вопроса.

2) Создание благоприятного  психологического климата. Для  этого необходимо учитывать актуальные  потребности партнера:

1. Потребность в самовыражении  и достижении понимания (виды  активного слушания: нерефлексивное  – активное молчание с использованием  невербальных средств коммуникации  и рефлексивное – активная  речевая деятельность с использованием  вопросов и т.д.)

2. Потребность в эмоциональном понимании (для удовлетворения этой потребности используется механизм эмпатии. Эмпатия – это способность и умения сочувствовать и сопереживать другому, а также способность понимать чувства другого)

3. Потребность в признании  личности    

3) В основе коммуникации  находится субъект-субъектная система взаимодействия, которая предполагает активность партнеров, взаимное влияние и воздействие друг на друга, а также совместную деятельность в процессе коммуникации.   S-S’   (S – ведущий, главный субъект коммуникации, S’ – ведомый субъект коммуникации)

 

Феноменологические характеристики коммуникации

Лекция №2 (19 сентября 2007г.)

1. Виды 

1.               по характеру ориентации 

 ·                  личностно-ориентированная коммуникация  – взаимодействие с одним реципиентом 

 ·                  социально-ориентированная коммуникация  – взаимодействие с группой 

2.               по количеству субъектов 

 ·                  2 – диада, диадическая коммуникация 

 ·                  3 – триада, триадическая коммуникация (1+2, в триаде обязательна смена ролей)

 ·                  4 – тетра-коммуникация (1+3 – эффективнее, 2+2 – тоже возможна, всегда обязательна смена ролей)

 ·                  5 и больше – внутригрупповая  коммуникация 

 структура

 

 непосредственная коммуникация

 

 перцепция

 

 интеракция

 

2. Структура 

 Непосредственная коммуникация  – информационный аспект коммуникации  – процесс передачи и приема  информации 

 Перцепция – процесс  восприятия и формирования отношений  между субъектами 

 Интеракция – взаимодействие  в процессе коммуникации 

3. Компоненты 

1.    когнитивный – информированность в области коммуникации (профессиональная компетентность в вопросах коммуникации)

2.    эмотивный – умение управлять своим эмоциональным состоянием в процессе коммуникации

3.    конативный – выстраивание своего поведения в процессе коммуникации

 Все компоненты тесно  взаимосвязаны. 

4. Функции 

1. информационно-коммуникативная – обеспечение процесса прохождения и приема информации

2. аффектино-коммуникативная – воздействие на эмоциональную сферу личности

3. регулятивно-коммуникативная – воздействие и управление поведением и деятельностью людей

 Все функции взаимосвязаны  между собой 

5. Типы 

1. императивная коммуникация   [S => O]

 Предполагает одностороннее  воздействие на объект с целью  формирования у партнера (у этого  объекта) определенных состояний,  мнений, позиций, интересов, убеждений,  поведения. Партнер при этом  знает, что на него направлено  воздействие и знает о цели  этого воздействия, т.е. это  открытая коммуникация.

2. манипулятивная коммуникация [S => O]

 Одностороннее воздействие  на объект с целью достижения  субъектом собственных интересов  за счет взаимодействия с объектом. Объект при этом не знает  о цели данного воздействия. 

 Эверет Шостром разработал типологию манипуляторов (работа называется «Человек-Манипулятор или АнтиКарнеги»). Б.Ю. Шапиро сформировал «портреты» каждого из 8 типов.

 а) «диктатор». Основная  техника – приказы, играет  роль «маленького бога», от  которого зависит все 

 б) «тряпка». Основная  техника – инвалидизация себя

 в) «калькулятор». Основная  техника – контроль и перепроверка  всех и вся 

 г) «прилипала». Основная  техника – преувеличенная своя  зависимость от других людей.  Он жертва всего 

 д) «хулиган». Основная техника – угрозы, преувеличенная небрежность, агрессивность, жестокость

 е) «славный парень».  Основная техника – преувеличенная  забота внимательность, любовь 

 ж) «судья». Основная  техника – высказывание оценочных  суждений, повышенная критичность.  Результатом его деятельности  оказывается формирование чувства  вины у другого.

 з) «защитник». Основная техника – инвалидизация других, снисходительное отношение к другим.

 Основной прием работы  с манипулятором один: дать понять что манипуляция видна и она не сработает.

3. диалогическая коммуникация [S <=> S]

 Субъект-субъектная система взаимодействия. Это наиболее эффективный тип коммуникации.

Средства коммуникации

1. Вербальные средства  коммуникации 

Речь – это психологический  процесс общения людей с помощью  языка. Язык – знаковая система, позволяющая  формулировать мысли и передавать их с помощью артикулярного аппарата. В коре головного мозга существует несколько основных центров речи, все они находятся в левом  полушарии.

 ± Центр Брок¿ – в средней лобной извилине левого полушария. Этот центр отвечает за процесс произношения речи, за громкость, четкость, правильность речи.

 ± Центр ВÁрнике – в височной доле левого полушария. Отвечает за смысл (понимание) речи.

 ± Центр письма –  в верхней лобной извилине  левого полушария. Отвечает за  письменную речь.

 ± Зрительный центр  – в затылочной доле левого  полушария. Отвечает за процесс  чтения.

Виды речи

речь 

 

 внешняя речь

 

 устная речь

 

 внутренняя речь

 

 аффективная речь

 

 письменная речь

 

 монолог

 

 диалог

 

 полилог

 

 

 

Внутренняя речь – речь, направленная на себя. Основные характеристики: беззвучность, односложность, краткость.

Внешняя речь – речь, направленная на других.

Информация о работе Лекций по "Коммуникациям"