Гендерные стереотипы в современных масс-медиа

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 19:55, доклад

Описание работы

Говоря о гендерных стереотипах в СМИ России и стран, возникших в последнее десятилетие на территории бывшего СССР, прежде всего стоит отметить тот факт, что гендерные стереотипы в журналистике возникли вместе с самой журналистикой — они отражали гендерные различия в существующих тогда обществах, закрепляли традиционные гендерные роли. Нельзя не сказать и о том, что, находясь в теснейшем контакте с литературой, журналистика воспроизводила образы мужчин и женщин, созданные писателями разных стран и народов, развивала их, превращала в клише.

Работа содержит 1 файл

Гендер и СМИ (расшир версия).doc

— 97.50 Кб (Скачать)

Телерепортеры увидели в  образе активной и деятельной женщины  некий новый поворот, в программах новостей по НТВ и ТВЦ появлялись репортажи о феминистках, о кризисных центрах для женщин, о проблемах дискриминации. Женщины представали в этих сюжетах как хозяйки своей судьбы, которые могут не только отстоять свои позиции в обществе, но и самому обществу предложить некие новые конструктивные подходы к решению наболевших проблем.

Новые радиопередачи станции "Резонанс", радио "Надежда" посвящали свой эфир разговору о  правах женщин, о женском движении и женском лидерстве. Однако именно телевидению, главному создателю общественного мнения последнего пятилетия, российская аудитория обязана тем, что само слово "феминистка" перестало восприниматься как нечто далекое от российских корней, привнесенное искусственно с Запада и враждебное национальной идентичности. Произошло это прежде всего благодаря новым популярным ток-шоу "Я сама" и "12 решительных женщин", которые представляли мнение живых и вполне реальных российских феминисток, многие из них довольно скоро стали настоящими звездами экрана, тысячи писем молодых девушек в редакции говорили о том, что российские активистки становятся образцом для подражания.

Нет сомнения в том, что  продвижению образа активной женщины (и нередко — руководительницы мужчины) на авансцену способствовала активность женщин в массовой культуре в целом. Женские рок-группы, женщины — авторы самых популярных в стране детективов, в которых в свою очередь возникали героини — хозяйки положения, женщины — ведущие телепрограмм вызывали подражания и в работах авторов-мужчин, становились предметом дискуссии и даже поклонения.

Смещению гендерных стереотипов  способствовали и западные сериалы, представляющие самостоятельных и  сильных женщин и более эгалитарные, чем принято в российской культуре, отношения в целом ("Ее звали  Никита", "Зета", "Скорая помощь").

Нельзя не сказать и  о влиянии независимой женской  прессы, которая вот уже более  пяти лет ведет упорную работу по гендерному просвещению, предлагая  альтернативные стереотипным образы женского и мужского поведения, проповедуя феминистские идеалы. Журналы "WE/МЫ", "Посиделки", "Информационный вестник ИЦНЖФ", "Права женщин в России", "Женщина +", альманах "Преображение", "Все люди — сестры", информационные выпуски, которые готовят женские организации и журналистки Мурманска, Пскова, Новгорода, Новочеркасска, Иркутска, Владивостока и многих других городов России, перестали быть бюллетенями для узкого пользования феминистской общественности, имеются в библиотеках, их публикации включаются в учебные университетские курсы и факультативы, а национальные и региональные СМИ уже несколько лет черпают в них новые сюжеты, новые имена и новые подходы. Конечно, феминистские идеи не стали господствующими в российских СМИ, вовсе нет, и вряд ли это когда-нибудь случится. Но то, что журналистика находится на пути к более адекватному отражению реального положения мужчин и женщин в России — налицо.

Сказанное о российской журналистике в той или иной степени справедливо  и для журналистик других стран. Исследования и журналистские встречи  показали, что гендерная стереотипизация пришла на смену стереотипизации идеологической практически всюду. Во всех вновь образовавшихся странах идея естественного предназначения женщины была доминирующей в первые годы независимости. Во многих странах она отягощалась идеей националистической: так, от "настоящей литовки", "настоящей таджички", "настоящей армянки" националистически настроенные СМИ требовали примерно одного и того же — исполнения традиционной роли хранительницы очага и воспитательницы детей. Оказывала в ряде стран серьезное воздействие на формирование стереотипов и церковь: так, в Литве до сих пор невозможно публиковать материалы об абортах (кроме резкой критики) ни в одной демократической газете, в среднеазиатских странах пропагандируется этика и законодательство шариата, в Киргизии всерьез шла дискуссия о пользе многоженства для нации (впрочем, как и в Азербайджане, и даже в России — в связи с инициативой президента Ингушетии Аушева). Примеров новой гендерной стереотипизации множество, практически в каждой стране бывшего советского пространства. Однако для всех стран характерно и возрождение и самоопределение женского самосознания. Этому способствует деятельность женских организаций, центров гендерных исследований, самоотверженная забота женщин-журналисток, создающих свои группы и ассоциации практически во всех странах бывшего СССР и не согласных с засильем унижающих и женщину и мужчину мифологических представлений и отсутствием реального выбора собственного пути и собственного стиля поведения в современном обществе. Повсюду издаются женские журналы, выходят радио- и даже телепрограммы (как "Бобу Васере" в Литве), повсюду реалистический и эгалитарный взгляд пробивается сквозь бетон стереотипов и идеологии — как трава пробивается через асфальт.  

 


Информация о работе Гендерные стереотипы в современных масс-медиа