Гендерные стереотипы в современных масс-медиа

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 19:55, доклад

Описание работы

Говоря о гендерных стереотипах в СМИ России и стран, возникших в последнее десятилетие на территории бывшего СССР, прежде всего стоит отметить тот факт, что гендерные стереотипы в журналистике возникли вместе с самой журналистикой — они отражали гендерные различия в существующих тогда обществах, закрепляли традиционные гендерные роли. Нельзя не сказать и о том, что, находясь в теснейшем контакте с литературой, журналистика воспроизводила образы мужчин и женщин, созданные писателями разных стран и народов, развивала их, превращала в клише.

Работа содержит 1 файл

Гендер и СМИ (расшир версия).doc

— 97.50 Кб (Скачать)

Ничего странного нет  в том, что с началом перестройки, когда идеологическое здание советской  системы дало первые трещины, гендерные  стереотипы принципиальным образом изменились, и любимый демократической интеллигенцией стереотип Золушки стал преобладающим. Выбросив на свалку истории идею женской общественной активности и самостоятельности, участники дискуссии начали активную пропаганду идеи естественного предназначения женщины. Немало способствовало этому и то, что М. Горбачев не раз высказывал в своих выступлениях и в книге "Перестройка и новое мышление" мысль о том, что "нужно освободить женщину и дать ей больше времени побыть дома". Вероятно, лидер имел в виду возможность выбора — сидеть дома или делать карьеру, но не приученные к плюрализму мнений демократические СМИ восприняли эту идею как "генеральную линию партии". Все три ведущих еженедельника ("Огонек", "Московские новости", "Литературная газета") — это была пора еженедельников — пропагандировали женщин — преданных подруг, женщин ухоженных и домашних. При этом образы мужчин могли быть разными — это могли быть "прорабы перестройки" или партократы, юноши с горящими очами или сомневающиеся интеллигенты — все вышедшие из разговоров на городских кухнях, где обсуждались последние публикации "Литературной газеты" предперестроечного периода. Образ женщины-активистки продолжала отстаивать газета "Правда" и родственные ей "Советская Россия", "Рабочая трибуна" и другие не воспринявшие перестройку издания, что подкрепляло стереотипное представление о том, что эмансипация женщин была навязана советским женщинам сверху властью большевиков с целью их закабаления на рынке труда. Эту идею разделяли и многие женщины-журналистки, и женщины — авторы писем в газеты и журналы, публикуемых на отдельных страницах — многие из них выражали желание "сидеть дома", вести хозяйство и не работать (видна явная альтернатива тому, как в советские годы образ домохозяйки был преподнесен в прессе исключительно в негативных тонах). Разумеется, женщины не сидели дома в перестройку — они не только работали, но и выходили на манифестации (многие из которых были женщинами же организованы), создавали политические движения, но никогда открыто не обсуждали идею женских прав, стереотип говорил о том, что "женщина у нас имеет так много прав, что ей не под силу" ("Московские новости").

Красноречивый пример господства нового стереотипа — то, что в  журнале "Огонек" за все годы перестройки  была опубликована одна-единственная статья об обычных советских женщинах (не проститутках, наркоманках и звездах эстрады, о которых начали писать в эти годы довольно много). Это была статья, написанная женщиной-журналисткой в канун 8 Марта 1988 года, и пафос ее сводился к тому, что главная проблема советских женщин — низкая зарплата их мужей.

Растиражированный СМИ, новый стереотип завладел общественным сознанием почти тотально, и вышел  на широкий политический простор  — в начале рыночных реформ министр  труда России в интервью говорил  о том, что "не будет создавать  новые рабочие места для женщин, поскольку и мужчинам их не хватает".

Начало рыночных реформ (1991-1993) можно считать торжеством новой гендерной мифологии в  СМИ. Гендерные стереотипы заменили стереотипы идеологические, это было знаком исторического момента. Перестройка  сформировала свою новую мифологию, согласно которой, к примеру, свобода слова и рыночные реформы непременно приведут страну к процветанию и положат начало новому русскому культурному ренессансу, что "власть поэтов" — участие интеллигенции в управлении государством сделает СССР самой развитой и прогрессивной страной. Согласно этой же мифологии все, что было при социализме, должно быть проклято и отброшено, а все, что прежде находилось под запретом — прекрасно и полезно по определению. СМИ демократического направления утверждали новую мифологию, заявляли о неотделимости ее от обновления страны, и советовали почаще смотреть на Запад, который представлялся образцом для СССР.

После распада  СССР и отмены цензуры в журналистике начался настоящий бум — во всех новых государствах создавались новые газеты и журналы, в России в 1992 году было основано более 400 новых изданий, то есть более чем одна новая газета в день! Рынок диктовал свои законы, вызвал к жизни "бульварную" прессу, а также показал, что внешность мужчин и женщин — это товар. Именно 1991-1993 годы отмечены бурным ростом количества порнографических изданий в России. Причем создавались порнографические издания как для мужчин ("Мистер Икс", "Красная шапка", "Андрей"), так и для женщин ("Мисс Икс", "Женские дела"). Многие издатели вполне респектабельных журналов и газет считали едва ли не своим долгом опубликовать фотографию полуобнаженной девушки, наивно полагая, что все, что нельзя было делать в советское время — есть знак свободы и прогресса. Еженедельники начали терять былое влияние, первенство на рынке печатной продукции перешло к ежедневным газетам (в этот период появились "Независимая газета", "Коммерсант", в частности). На страницах общенациональных изданий женщинам отводилось совсем немного места. Они были представлены практически в двух ипостасях — прилежной домохозяйки и участницы конкурса красоты (знаком перемен стало появление на страницах некогда пуританской коммунистической "Правды" фотографии девушки в бикини — российской победительницы конкурса "Мисс вселенная", и девушка была названа настоящей патриоткой!). Деловые и трудящиеся женщины не были представлены вообще; если мелькало интервью женщины-директора банка, то акцент делался на особенностях ее макияжа и кулинарных рецептах дома, а деловые успехи и деньги представали некой случайностью и подарком судьбы. Женщин не привлекали в газеты в качестве экспертов почти никогда. Женское движение за рубежом не освещалось в зарубежных репортажах, а феминистки потихоньку начали занимать в системе стереотипов пустующее место "врага народа" — они были представлены как грязные и недовольные жизнью тетки, не умеющие привлечь мужчин. Первый женский независимый форум в Дубне был представлен в газете "Московский комсомолец" как сборище агрессивных лесбиянок.

Множество примеров из публикаций газет того времени говорят сами за себя. "По натуре я азиат и считаю, что женщина — существо низшее", — говорил известный режиссер женщине-корреспонденту женского журнала "Работница"; "мы пишем конституцию не для женщин и детей, но для серьезных людей, для нас", — писал известный политик. Никакого возмущения общественности подобные высказывания не вызывали, даже были приняты как должное. Насмешки над глупостью, неловкостью женщин стали общим местом, в то время как об успехах российских женщин или просто об их буднях пресса молчала.

Образы женщин в СМИ последовательно маргинализировали  ее — новые газеты постоянно писали о преступлениях, совершенных женщинами ("80% преступлений совершается при  участии женщин, — заявлял "Московский комсомолец", не уточняя, каково именно это участие — насильника или жертвы), тема проституции стала одной из знаковых для периода начала рынка, именно к тому времени относится брошенное в публику тем же "МК", ведущей бульварной газетой страны, утверждение о том, что каждая российская школьница мечтает быть валютной проституткой. Заявление живо в памяти журналистов до сих пор, оно было ретранслировано бесчисленное количество раз как в России, так и за рубежом, хотя на самом деле оно явилось обычным домыслом журналиста. Тема проституции смыкалась с темой порнографии — порножурналы утверждали, что "каждая женщина в душе — проститутка". Женщина все более и более превращалась в публикациях прессы в сексуальный объект, лишенный собственного голоса. Примечательно, что многие из напрямую унижающих достоинство женщин материалов были написаны женщинами-журналистками.

Унизительные  образы женщин немедленно начала тиражировать возникшая и растущая российская реклама — женщина представала  туповатой, не способной освоить  современную технику, не способной даже выбрать хорошую шубу или платье без мужского совета. Апофеозом этого явления можно считать слоган, многократно показанный по ТВ: "Женщина — друг бизнесмена".

Справедливости  ради стоит сказать и о том, что образы мужчин также претерпели изменение. В противовес советскому "политически грамотному, морально устойчивому" строителю социализма в прессе появился супермен, смахивающий не то на Шварценеггера, не то на Сталлоне. Такими представали мужчины новых бульварных изданий, такими хотели их видеть создатели нового еженедельника "Супермен" (название говорит само за себя) — это настоящий "мачо", хозяин положения, не знающий сомнений и рефлексии, сильный телом и духом, приводящий в состояние экстаза всех красавиц одним своим видом. Этот мифологизированный персонаж ничего общего не имел с рядовым гражданином России периода начала рынка — но таков был новый стереотип, отражавший как комплексы, так и сюрреалистические мечтания общества, не осознающего вполне самое себя. Известный писатель А. Кабаков в предисловии к новому российскому мужскому журналу "Махаон" писал, что "пора стать настоящими мужиками — при тачках, при бабках, при стволах и при бабах", помещая женщин в один ряд с другими атрибутами супермена.

Нельзя не сказать  здесь и о том, что уже в этот период возникает новый подход в оценке гендерных ролей. Речь идет прежде всего о неподцензурном журнале "Женское чтение", который О. Липовская издавала в период перестройки в Ленинграде. Здесь впервые были переведены первые тексты феминистской теории, вопрос о правах человека включал также вопрос о положении женщин — для традиционного для эпохи правозащитного самосознания это было абсолютно неприемлемо.

Уже указанные  стереотипы — сексапильной "подруги  супермена" и крутого "мачо" — переместились в начавшие активное развитие в начале — середине 90-х "дорогие" журналы для мужчин и женщин ("Космополитен", "Медведь", "XXL", "Эль" и другие).

Период 1993-1995 годов  был отмечен в российской журналистике монополизацией СМИ, созданием медиа-империй. Телевидение стало выходить на ведущие позиции в журналистике, завоевывало гигантскую аудиторию новыми каналами и передачами, в первую очередь западными. Образы женщин в тех сериалах и программах, которые транслировались в России, не были отмечены разнообразием — это были подруги сильных мужчин, преданные жены, страдающие миллионерши. Реклама на ТВ продолжала эксплуатировать женскую внешность как иллюстрацию к товару, специальные женские программы были однообразными и неинтересными, посвященными в основном гороскопам, жизни звезд, шейпингу и т.д. Старые женские журналы "Работница" и "Крестьянка" стремились походить на западные журналы для домохозяек, переключившись с публикаций статей о директорах ткацких фабрик на советы сексолога, косметолога, кулинара, народного целителя и т.д. Таким образом, женские интересы представали строго ограниченными традиционными представлениями. О женском движении в России, возникшем к тому времени, пресса говорила крайне скупо, о парламентской группе "Женщины России" (которая работала как раз в этот период) публикаций было также немного, но для будущего имело значение то, что зрители новостей привыкли видеть женские лица в парламенте и женщин в качестве "говорящих голов", озвучивавших те или иные политические идеи. Наиболее популярным на ТВ женщиной-политиком была И. Хакамада — не только благодаря своим убеждениям и экзотической внешности, но и потому, что держалась и одевалась по образу фотомоделей Запада, любила рассказывать о своих любимых духах и ночных клубах.

Все уже упомянутые тенденции гендерной стереотипизации тем не менее продолжали оказывать решающее влияние на образы женщин и мужчин в журналистике. Росли числом журналы для женщин и для мужчин, прежде всего российские версии уже известных на Западе изданий, и предлагали присущие обществу потребления и традиционные для него стереотипы: женщины как подруги и соблазнительницы, внимательной к своему телу и нарядам, мужчины — как завоевателя и хозяина. Видеоряд этих журналов в большинстве своем был представлен фотографиями западных моделей обоего пола, демонстрировал западный образ жизни, подчеркивал "естественность" гендерных ролей. "Домашний очаг", "Харперс Базар", "Эль", "Плейбой", "Мужское здоровье" по-русски в тот период мало чем отличались от своих западных двойников.

В 1995-1996 годах начался новый период осмысления журналистикой гендерных ролей и период поиска новых эталонов. В основе этого явления лежали самые различные процессы. Имело место и разочарование в буквальном следовании западной модели, и усталость от засилья западной рекламы и продукции массовой культуры (к примеру, публика отказалась от западных триллеров и детективов в пользу новых российских), и тяжелое положение России, которую никак нельзя было назвать благоденствующим обществом массового потребления. Повлияло и то, что женщины и мужчины по-разному вписывались в не слишком успешно продолжающиеся экономические реформы. Женщины оправились от первого шока безработицы и активнее мужчин начинали трудиться в сфере мелкого и среднего бизнеса (крупный оставался в руках мужчин), многие мужчины разуверились в политике и в скором изменении положения дел к лучшему в экономике, иллюзии перестройки рассеялись. Женское движение становилось все более значимым фактором, женщины в политике продолжали отстаивать интересы женщин и прямо говорили о дискриминации.

Журналистика к этому  времени обрела новые устойчивые черты. Был завершен процесс передела собственности в СМИ, медиа-империи  превратились в конгломераты всех возможных  типов журналистики, в журналистике произошло окончательное четкое разделение на качественную и бульварную прессу, пресса для женской и мужской аудитории также определила свои границы и заняла прочное место на рынке, порнография стала менее заметной, спряталась в специальные киоски и стала менее активной и популярной.

В национальных качественных (а следом за ними — и региональных политических) СМИ гендерные стереотипы уже не являли такого единства, как  в начале десятилетия. Анализ Ассоциации журналисток показал, что к 1996 году одни СМИ (в частности, "Известия") предпочитали женщину-героиню, лидера политики и бизнеса, высокообразованную советчицу, другие ("Аргументы и факты") продолжали использовать образ маргиналки — преступницы и звезды эстрады и спорта. Молодежная пресса по-прежнему эксплуатировала внешность женщины, представляя ее как секс-объект, а вот респектабельная газета "Сегодня" предлагала героиню с активной жизненной позицией, имеющей свое мнение и желающей преобразования общества.

В то же время лишь 1% от всех газетных площадей был посвящен материалам о женщинах, кто бы они ни были. Последующие годы показали, что тенденция налицо — о женщинах было написано на 1, 5% всех газетных площадей национальной прессы, и их образы продолжали меняться. Один из наиболее влиятельных журналов — "Итоги", газеты "Коммерсант" и "Независимая газета" регулярно публиковали материалы о женщинах-профессионалах, привлекали женщин-экспертов на свои страницы, повествовали о женском успехе в бизнесе, политике, искусстве, и даже начали периодически публиковать статьи о российском и международном женском движении и феминизме, рассматривая последние исключительно в позитивном ключе. Имена активисток российских женских организаций начали появляться в газетах (активнее в этом плане оказалась "Независимая газета", в которой начиная с 1995 года существует концептуальная профеминистская полоса "Женщины", аналогичные попытки были предприняты "Общей газетой" и "Литературной газетой", но не были долговечными).

Информация о работе Гендерные стереотипы в современных масс-медиа