Деловые и общественные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:51, методичка

Описание работы

Целью изучения дисциплины "Деловые и общественные отношения" является формирование у будущих специалистов социально-культурного сервиса и туризма коммуникативного компонента деловой культуры. Он знакомит обучаемых со спецификой деловых отношений как внутри организации, так и за ее пределами.
Предметом изучения дисциплины «Деловые и общественные отношения» являются базовые понятия деловой коммуникации, позволяющие специалистам социально-культурного сервиса и туризма успешно решать профессиональные задачи.

Содержание

1. Рабочая учебная программа дисциплины ………………………….4-18
2. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины……………………. ……………………………… ….…19-33
3. Методические рекомендации к семинарским и практическим занятиям……………………………………………………………….34-43 4.Методические рекомендации по выполнению контрольных работ……………………………………………………………………44-48
5. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы……………………………………………………………………49-66
6. Порядок проведения контроля качества подготовки студентов по дисциплине, содержание контролирующих материалов ……………67-82

Работа содержит 1 файл

деловые и общественные отношения.doc

— 429.50 Кб (Скачать)

Основные механизмы понимания партнера по деловому общению: рефлексия, эмпатия и идентификация. Интерпретация как рациональное понимание. Роль рефлексии и личностных качеств в процессе интерпретации. Вербальные формы интерпретации: суждение, рассуждение, диалог, наррация. Понятие каузальной атрибуции. Фундаментальная ошибка атрибуции.

Социальные стереотипы, необходимость их учета в ходе делового общения.

Тема 5 . Деловое общение как коммуникационный процесс

Речь как средство организации делового общения. Устная и письменная речь. Основные требования к речи делового человека. Речь как средство утверждения социального статуса делового человека. Стиль речи. Особенности официально-делового стиля речи. Язык деловых документов. Деловая переписка. Этика деловой переписки.

Сущность, особенности и функции невербальной коммуникации в деловом общении. Основные каналы невербальной коммуникации. Способы кодирования невербальной информации. Интерпретация невербального поведения.

Цели и факторы эффективного слушания, его роль в деловом взаимодействии. Стили слушания. Нерефлексивный, рефлексивный, эмпатический стили слушания. Приемы реализации стилей слушания.

 


Тема 6. Деловое общение как взаимодействие и влияние

Понятие делового взаимодействия. Структура делового взаимодействия: определение ситуации, выстраивание позиции и формирование пространства взаимодействия, определение сценария и механизмов взаимодействия.

Вертикальные характеристики делового взаимодействия: пристройки сверху, снизу, наравне, отстраненная позиция. Способы обеспечения дистанции делового взаимодействия по горизонтали Характеристика делового взаимодействия методом транзактного анализа. Установки на доминирование или сотрудничество как пути повышения устойчивости деловых отношений.

Сценарии делового взаимодействия и их функции. Механизмы формирования пространства делового взаимодействия: взаимопонимание, координация, согласование.

Понятие социального ритуала. Функции социальных ритуалов. Формы ритуального поведения. Роль ритуального поведение в деловом взаимодействии, факторы его успешности.

Культурные особенности ритуального поведения в деловом общении.

Понятие личного влияния. Сравнительный анализ понятий: личное влияние, власть и лидерство. Лидерство и его разновидности. Лидерские качества делового человека. Коммуникативно-личностный потенциал влияния. Типы личного влияния в деловой среде.

Основные стратегии воздействия на партнера по деловому общению.

Сущность манипуляции. Средства и механизмы манипулирующего воздействия. Распознание манипуляции и защита от нее.

Тактики влияния в деловом общении. Тактики с сильным и слабым контролем ресурсов.

Сущность основных социально-психологических механизмов делового общения: убеждения, психического заражения, внушения, подражания. Условия их эффективной реализации специалистом СКС и Т.

Понятие межличностной аттракции. Внешние и внутренние факторы аттракции. Приемы формирования аттракции в ходе делового взаимодействия.

Тема 7. Основные формы делового общения

Деловой разговор, деловая беседа, деловое совещание, деловая встреча как формы деловых контактов. Организационные и содержательные аспекты их подготовки и проведения.

Деловая полемика: дебаты, дискуссии, прения. Предмет полемики. Позиция и поведение полемистов. Приемы воздействия на участников полемики. Техника и тактика полемистов. Вопросы в полемике и ответы на них. Позволительные и непозволительные уловки, нечестные приемы в деловой полемике.

Организация и проведение деловых переговоров. Условия формирования успешного переговорного процесса.

Правила ведения деловых телефонных переговоров.

 

Раздел 2. Управление конфликтами в сфере деловых отношений

 

Тема 8. Конфликт как социальное явление

Понятие конфликта. Необходимые и достаточные условия возникновения конфликта. Классификация конфликтов. Социальные последствия и функции конфликтов.

Объективные, социально-психологические и личностные причины конфликтов в организации. Причина и конфликтная ситуация. Базовые типы конфликтных ситуаций.

Структура конфликта. Объективные составляющие конфликта: участники конфликта, предмет конфликта, микро и макро среда, в которых разворачивается конфликт.

Психологические составляющие конфликта. Мотивы и позиции конфликтующих сторон. Характеристика конфликтного поведения. Ситуативные и личностные факторы выбора стратегии поведения в конфликте. Образ конфликтной ситуации в сознании оппонентов, психологические детерминанты его искажения.

Динамика конфликта. Периоды и этапы конфликта.

Тема 9. Технологии управления конфликтами в организации

Понятие управления конфликтом. Управление конструктивными и деструктивными конфликтами. Основное содержание управления конфликтом: прогнозирование, предупреждение, стимулирование, регулирование и разрешение. Соотношение динамики конфликта и содержания управления им.

Источники прогнозирования конфликта. Пути предупреждения конфликта. Вынужденные и превентивные формы предупреждения конфликта. Стимулирование конфликта, его формы и средства. Технологии регулирования конфликта: информационные, коммуникативные, социально-психологические, организационные. Этапы регулирования конфликта. Предпосылки, формы и способы разрешения конфликтов.

Алгоритм деятельности руководителя (менеджера) по управлению конфликтами. Факторы принятия конструктивных решений по конфликту. Модель применения власти по разрешению конфликтов по X. Корнелиус и Ш. Фэйр.

Структурные методы управления конфликтом. Персональные методы управления конфликтом. Особенности внутриличностных, межличностных, групповых конфликтов и управление ими.

 

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО СЕМЕСТРАМ, РАЗДЕЛАМ, ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

 

(очная форма обучения, срок обучения – 5 лет)

№ темы

Наименование разделов и темы

Все-го

Час.

Аудиторные занятия

Самост.работа

Лек-ции

Семинары

Практ.

Занятия

 

8 семестр

1

Вводная лекция. Роль учебной дисциплины в профессиональном становлении специалиста СКС и Т

4

2

 

 

2

 

Раздел 1. Общение как основа деловых отношений

 

 

 

 

 

2

Общение как способ актуализации деловых отношений

6

2

 

 

4

3

Психические особенности личности и их влияние на характер делового общения

8

2

2

 

4

4

Восприятие и понимание в структуре делового общения

8

2

2

 

4

5

Деловое общение как коммуникационный процесс

8

2

 

2

4

6

Деловое общение как взаимодействие и влияние

6

2

 

 

4

7

Основные формы делового общения

12

4

 

2

6

 

Раздел 2. Управление конфликтами в сфере деловых отношений

 

 

 

 

 

8

Конфликт как социальное явление

12

4

 

2

6

9

Технологии управления конфликтами в организации

8

4

 

 

4

 

Зачет

 

 

 

 

 

 

Итого

72

24

4

6

38

 

(очно-заочная форма обучения, срок обучения – 5 лет)

№ темы

Наименование разделов и темы

Все-го

Час.

Аудиторные занятия

Самост.работа

Лек-ции

Семинары

Практ.

Занятия

 

9 семестр

1

Вводная лекция. Роль учебной дисциплины в профессиональном становлении специалиста СКС и Т

2,5

0,5

 

 

2

 

Раздел 1. Общение как основа деловых отношений

 

 

 

 

 

2

Общение как способ актуализации деловых отношений

6,5

0,5

 

 

6

3

Психические особенности личности и их влияние на характер делового общения

11

2

1

 

8

4

Восприятие и понимание в структуре делового общения

7

1

1

 

6

5

Деловое общение как коммуникационный процесс

9

1

 

2

6

6

Деловое общение как взаимодействие и влияние

7

1

 

 

6

7

Основные формы делового общения

9

1

 

 

8

 

Раздел 2. Управление конфликтами в сфере деловых отношений

 

 

 

 

 

8

Конфликт как социальное явление

12

2

 

2

8

9

Технологии управления конфликтами в организации

7

1

 

 

6

 

Зачет

 

 

 

 

 

 

Итого

72

10

2

4

56

 

(заочная форма обучения, срок обучения – 5 лет)

№ темы

Наименование разделов и темы

Все-го

Час.

Аудиторные занятия

Самост.работа

Лек-ции

Семинары

Практ.

Занятия

 

9 - 10 семестры

1

Вводная лекция. Роль учебной дисциплины в профессиональном становлении специалиста СКС и Т

2,5

0,5

 

 

2

 

Раздел 1. Общение как основа деловых отношений

 

 

 

 

 

2

Общение как способ актуализации деловых отношений

2,5

0,5

 

 

2

3

Психические особенности личности и их влияние на характер делового общения

12

1

1

 

10

4

Восприятие и понимание в структуре делового общения

10

1

1

 

8

5

Деловое общение как коммуникационный процесс

10

1

 

1

8

6

Деловое общение как взаимодействие и влияние

7

1

 

 

6

7

Основные формы делового общения

9

1

 

 

8

 

Раздел 2. Управление конфликтами в сфере деловых отношений

 

 

 

 

 

8

Конфликт как социальное явление

12

1

 

1

10

9

Технологии управления конфликтами в организации

7

1

 

 

6

 

Зачет

 

 

 

 

 

 

Итого

72

8

2

2

60

Информация о работе Деловые и общественные отношения